Урок русского языка в 8 классе по теме"Обобщающие слова при однородных членах предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Данный урок знакомит учащихся с правилами использования обобщающих слов при однородных членах предложения, развивает навыки практического применения правил русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Русский язык 8 класс
Цели:
- Знакомство уч-ся с правилами использования обобщающих слов при однородных членах предложения;
- Воспитание любви к родному языку;
- Развитие навыков практического применения правил русского языка в устной и письменной речи.
Ход урока:
- Повторение изученного
Давайте вспомним материал, изученный на предыдущих уроках. Что такое простое предложение? Приведём примеры простого предложения.
Простое предложение имеет одну грамматическую основу, которая либо состоит из подлежащего или сказуемого, либо из одного подлежащего или сказуемого.
Н-р: На соседней улице строится новый дом. Дом - подлежащее, строится – сказуемое.
Вечереет. В данном случае мы видим, что предложение состоит из одного сказуемого, подлежащее отсутствует.
Снег. Здесь, наоборот, отсутствует сказуемое, и предложение состоит из одного подлежащего.
В состав предложения, помимо главных членов, могут входить и второстепенные, как в первом примере.
Какие члены предложения называют однородными? Какими частями речи они могут выражаться? Приведём примеры.
Однородные члены предложения являются одним и тем же членом предложения, они относятся к одному члену предложения и соединяются сочинительной связью.
Н-р: На клумбе расцвели гиацинты, крокусы, нарциссы, тюльпаны. Это пример однородных подлежащих.
Пример однородных сказуемых (отвечает на вопрос: что делали?): В синем небе летали певчие птицы и распевали весенние песни.
Пример однородных дополнений (отвечают на вопрос косвенных падежей, Что?): Кондитер выставил на витрину пирожные, конфеты, булочки, торты.
Пример однородных определений (отвечают на вопрос какие?):По дорогам потекли говорливые, прозрачные, шумные ручейки.
Пример однородных обстоятельств (отвечают на вопрос как?):Слон шагал медленно, важно и размеренно.
Однородные члены предложения чаще всего выражаются словами одной части речи, однако могут быть выражены и словами разных частей речи. Н-р: С заданием ребята справились быстро, с удивительной сноровкой.
Чем отличаются распространённые однородные члены предложения от нераспространённых членов предложения?
Распространённые однородные члены предложения имеют зависимые слова. Н-р:
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А.С. Пушкин).
Можно использовать и предложения с повторами, используемыми для придания большей выразительности, не являющимися однородными членами предложения. Н-р:
Зимы ждала, ждала природа (А.С. Пушкин)
Ребята, нам необходимо запомнить,
как могут соединяться однородные члены предложения?
Они соединяются с помощью сочинительных союзов: соединительных – и, да; как…, так и …; разделительных – или, либо, не то, противительных – а, но, зато. Эти сочинительные союзы надо выучить и знать.
II.Работа над новым материалом.
Мы повторили, что такое однородные члены предложения. При них нередко используются. обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения. Эти слова могут стоять перед или после однородных членов предложения. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, перед ними ставится двоеточие
Н-р: Родители заблаговременно купили ребёнку всё необходимое для занятий: портфель, тетради, карандаши, пенал, ручки, краски, альбом для рисования.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире. Н-р: Диван, кресло, шкаф – всё было очень комфортное и практичное.
Следует отметить, что иногда после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова, указывающие на продолжающееся перечисление (как то, а именно, например). Тогда после обобщающего слова ставится запятая, и двоеточие ставится после этих слов.
Н-р: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок (С.Аксаков)
Также иногда после однородных членов перед обобщающим словом стоят слова, значение которых подразумевает некий итог(словом, одним словом). В этом случае тире ставится перед этими словами. После них перед обобщающим словом ставится запятая.
Н-р: Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.(В.Арсеньев)
III. Подведение итогов.
На уроке мы повторили, что такое однородные члены предложения. Узнали, какие знаки препинания ставятся, если при однородных членах предложения есть обобщающие слова. В конце урока мы закрепим новый материал в ходе выполнения письменного задания.
Вывод: Обобщающее слово - это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены. В роли обобщающих слов обычно выступают существительные, местоимения и наречия.
VI.Упражнение для закрепления. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.
- Море, порт, город, гора (-) всё превратилось в глухую (,) прерывистую от ветра тьму (К. Паустовский). 2. Всё давало ему перевес перед другими (:) и преклонные горы (,) и опытность (,) и умение двигать своим войском (,) и сильнейшая всех ненависть к врагам (Н. Гоголь). 3. В человеке всё должно быть прекрасно (:) и лицо (,) и одежда (,) и душа (,) и мысли (А. Чехов). 4. Всё это (:) шум и говор (,) и толпа людей (-) всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу (Н. Гоголь). 5. Тихий сумеречный час, шорох деревьев и немолчный звон воды (-) всё это настраивало особенным образом (В. Короленко).6. Ничего не заметно было оживляющего картину (: ) ни отворяющихся дверей (, ) ни выходивших откуда-нибудь людей (,) никаких живых хлопот и забот дома (Н. Гоголь) .7. Твоя живая тишина (, ) твои лихие непогоды (,) твои леса (,) твои луга (,) и Волги пышные брега (,) и Волги радостные воды ( – ) всё мило мне(Н. Языков). 8. Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло (:) племён минувших договоры (,) плоды наук (,) добро и зло (,) и предрассудки вековые (,) и тайны гроба роковые (А. Пушкин).
V. Домашнее задание. Письменное выполнение заданий из учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" (конспект урока и презентация)...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
данная работа - урок по русскому языку в 5 классе на тему " Обобщающие слова при однородных членах предложения" содержит подробный конспект урока с индивидуальными заданиями, может быть использован на...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок спланирован в соответствии с ФГОС ООО....
Дидактические материалы для 8 класса по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Дидактические материалы помогут качественно подготовиться к данному уроку....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 8 классе. Она позволяет отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах предложения., правильно ставить знаки препинания п...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данный конспект предназначен для учителей русского языка и литературы. Он может быть использован при подготовке к уроку русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных чл...