Рр Подробное изложение. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Петрова Ольга Васильевна

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._izlozhenie._sostavlenie_plana._6_klass.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания»

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков 

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

Этапы урока

  1. Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста
  1. Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы (1 слайд заголовок)

- Итак, ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, я попрошу вас поприветствовать их. Вы заметили, что класс разделен на 3 группы – три команды. Сегодня в течение урока я буду задавать вопросы. За самый быстрый и точный ответ команда будет получать жетоны. В конце занятия команда, набравшая наибольшее количество жетонов, получит пятёрки. Начинаем работу.

  1. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли, типа, стиля текста.

Назовите мне, пожалуйста, признаки текста. Как мы узнаём, что перед нами именно текст?

Да, ребята, текст должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

  1. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (Видео)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

- Определите, пожалуйста, тему текста; его основную мысль.

Скажите, к какому типу относится этот текст? (2 слайд)

Ещё одно понятие, о котором мы не говорили – это стилистическая направленность текста. К какому стилю относится стихотворение Тютчева? (3 слайд)

Молодцы. Отлично.

Теперь я попрошу вас назвать определение по заданному описанию. (4 слайд)

Письменный пересказ готового текста. Один из видов орфографических упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся.

(5 слайд) Да, это изложение.  Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся перед тем, как приступить к написанию изложения? (Читаем текст, составляем план).

Ребята, какие типы плана мы изучили? (Простой и сложный).

Чем они отличаются? (Сложный – более распространенный).

Догадались, чем мы сегодня займёмся на уроке?

(Составим план к изложению).

Давайте немного отдохнем – проведем физминутку и продолжим работу.

Итак, если я называю вам существительное, то вам нужно присесть. Если глагол – поднять руки вверх.

Тучи, лист, падает, летит, желтеет, дождь, капает, льет, лужи, ветер, золото, холод.

Молодцы! Садитесь.

Скажите, какое сейчас идёт время года? О чём говорится в стихотворении, прочитанном нами? Какие признаки осени вы знаете?

Значит, о чём будет текст, по которому мы напишем изложение?

(6 слайд) Откройте, пожалуйста, тетради по развитию речи, отступите две строчки от предыдущей работы, запишите сегодняшнее число, на следующей строчке укажите вид работы и тему: Изложение по теме: «Последний лист осени».

На следующей строке посередине напишите слово «План».

(7 слайд) Итак, обратите внимание на доску, вы видите перед собой текст изложения. Я вам его прочту.

II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

  1. Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев

Последний лист осени

     После медного звона погожей осени наступает пора ожиданий холодов. Если сверкнули звезды – быть завтра морозу. А чаще нет ни солнца, ни звезд… «Сегодня – завтра, сегодня – завтра» - падают в светлую лужицу капли с рябины. Сегодня-завтра все забелеет. Каждый след будет виден. А пока жухнет одеяло из листьев. Россыпью гвоздей лежат в лужице колючки от елок. Только кукушкин лен бодро зеленеет в березняке. Простились птицы с уснувшим, оцепеневшим лесом. Только дрозды, увлеченные пиром, снуют на рябине. Но тут же, на ветке, зваными гостями сидят свиристели и снегири – вестники белых узоров.

      Заяц готов зимовать. Давно уже приобрел он белые шаровары. А на этой неделе лесные портняжки сшили ему и белую куртку. Однако поспешил заяц одеться – зима застряла где-то в лесах вологодских. Сидит заяц белым сугробцем на виду у всего света. Крепко сидит косой. В трех шагах пройдешь – сидит. Напружинился, глазом шаги провожает. Не задержался, не хрустнуло под ногой – так и не вскочит…

     На облетевшей березе дрожит последний листок. Ветер шевелит потемневшие ветки. Лист вздрагивает, но остается висеть… А когда все утихает, вдруг сам по себе листок отрывается, тихо по невидимой горке скользит и желтой монеткой ложится в зеленую шапку кукушкина льна. Последний лист осени… (155 слов. По В.Пескову)

- Сколько абзацев имеет данный текст? Сколько смысловых частей? Значит, сколько пунктов плана у нас получится? Можем ли мы составить по этому тексту сложный план?

- Давайте определим, к какому типу текста относится этот текст? К какому стилю? Отлично. Теперь я попрошу вас взять листики, раздать каждому члену команды. На листке написан один из абзацев текста. (8 слайд) Я попрошу вас на листке с текстом написать пункт плана, соответствующий абзацу. Вы можете составить как простой план, так и сложный. Каждая из команд составит по одному пункту плана. Возможно, с подпунктами, а потом мы объединим всё в единый план и запишем его в тетради. Также я попрошу вас выписать из текста в черновик сложные слова. Вы поработаете с ними дома. Вам необходимо будет узнать значение этих слов. Итак, время на работу пошло. У вас есть 5 минут.

Чтение получившихся пунктов плана, запись в тетради. Выставление отметок.

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

Подробное изложение в 5-м классе

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного текста. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как смысловое, структурное и стилистическ...

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.

Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения...

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").

Конспект урока по программе "Школа 2100", соответствует требованиям ФГОС....