План-конспект урока "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В работе представлен ход урока открытия нового знания в 5 классе по теме "Слово и его значение" раздела "Лексикология". В плане-конспекте содержится информация о задачах урока, планируемых результатах, используемом оборудовании, план и ход урока. Прилагается презентация с разбором основных терминов новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_5_klasse_na_temu_slovo_i_ego_znachenie.docx | 25.72 КБ |
slovo_i_ego_znachenie.pptx | 57.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по русскому языку
в 5 классе Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа №3 г.Можайска
на тему «Слово и его значение»
Разработал: Савицкая Полина Андреевна
учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения – Средняя общеобразовательная школа №3 г. Можайска
Можайск, 2020
Тема урока: «Слово и его значение»
Дата проведения: начало 2-го триместра учебного года
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология урока: информационно-коммуникативная
Цель урока: Заложить основы умения определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Задачи: Образовательные: обеспечение повторения в ходе занятия правил постановки разных знаков препинания внутри предложения; продолжение формирования навыков выявления в предложении однородных членов, нескольких грамматических основ; закрепление знаний по теме «Обращение»; оттачивание способности выявлять особенности пунктуации в разных типах предложений с прямой речью;
Развивающие: продолжение развития критического мышления, внимания обучающихся; отработка навыков самостоятельно находить в предложениях изучаемую пунктограмму и объяснять ее правописание; развитие культуры речи обучающихся; тренировка самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;
Воспитывающие: содействие воспитанию сосредоточенности и ответственности; способствование развитию интереса к учебе путем вовлечения учащихся в дискуссии по теме; привитие уважение к русскому языку; развитие интереса к самостоятельной исследовательской работе; содействие созданию атмосферы товарищества и взаимоуважения в коллективе.
Планируемые результаты: Предметные: узнать, что изучает лексикология, что такое лексическое и грамматическое значение слова; усовершенствовать навык установления грамматического значения слова; научиться определять лексическое значение слов самостоятельно и с помощью толкового словаря
Метапредметные: умение осмыслить учебный материал и применить его на практике; умение строить речевое высказывание, слушать и вступать в диалог; умение определять эффективные действия и выстраивать их в последовательность для преодоления трудностей и препятствий в учебной деятельности.
Личностные: формирование мотивации к обучению, привитие интереса к самостоятельной познавательной деятельности; способствование проявлению самоконтроля и критической оценки своей деятельности обучающимся.
Основные термины, понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь.
Оборудование (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.): интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК; учебник для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-х классов, авторы: Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2019.
План урока:
1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.);
2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока. Постановка цели урока. (7 мин.);
3. Изучение нового материала. (10 мин.);
4. Применение знаний и умений под руководством учителя (10 мин.);
5. Самостоятельная работа по закреплению знаний и умений (7 мин.);
6. Обобщение знаний. Подведение итогов урока (6 мин.);
7. Выдача домашнего задания (3 мин.).
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.
2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока. Постановка цели урока.
Учитель предлагает классу ответить на вопросы: «Какие разделы науки о языке мы проходили в течение последних уроков? Что изучают эти разделы» (Разделы «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика»; фонетика изучает звуковой строй языка, орфоэпия изучает правильное произношение слов, нормы выбора и постановки в словах ударения, графика изучает способы обозначения звуков на письме – буквы). Класс отвечает.
Учитель дает задание произвести фонетический разбор слов «словарь», «язык», «морфема» и рассказать о фонетических особенностях, встретившихся в этих словах (в слове «словарь» букв больше, чем звуков – в русском языке существуют буквы, не обозначающие звук; в слове «язык» звуков больше, чем букв – в русском языке имеется пять гласных букв, которые состоят из двух звуков, если такие буквы стоят в начале слова, после гласной или разделительных «ъ» и «ь», то они сохраняют свой двойной звуковой состав; в слове «морфема» буква «е», состоящая из двух звуков, теряет один звук из своего состава).
Слово учителя: «Как вы думаете, почему фонетика и графика изучаются во взаимосвязи?». Дети отвечают (примерный ответ: потому что графика изучает буквы, а буквы – это знаки для обозначения звуков на письме).
«Буквы – это далее не делимые графические единицы языка, из которых состоят…» Дети продолжают высказывание учителя и сказать, что из букв состоят слова. После ответа учитель предлагает детям подумать, с чем будет связана тема урока (Тема урока связана со словом).
Слово учителя: «Сегодня мы познакомимся с еще одним разделом о языке. Он изучает такую единицу языка, как слово. И называется этот раздел лексикология».
Далее учитель очерчивает цель урока: «Мы должны узнать, какие у слов бывают значения, научиться определять их как самостоятельно, так и используя для этого толковый словарь».
3. Изучение нового материала.
Включается слайд №1 презентации, на котором представлены определения понятий «слово», «лексика». Учащиеся читают определения.
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
Лексика - словарный состав языка.
Далее учащимся предлагается на основе имеющейся у них информации сформулировать ответ на вопрос «Что такое лексикология?». После того, как учениками будут предложены варианты ответов, учитель включает слайд с определением понятия «Лексикология». Учащиеся сравнивают с этим определением свои ответы.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
Слово учителя: «Нам с вами предстоит ответить на вопрос «Для чего нужна эта наука?». Чтобы суметь это сделать, выполним задания».
Включается слайд №3, на котором представлено задание. В словах из словосочетаний нужно вставить пропущенные буквы.
Расст..гнуть пуговицу
Раст..нуть веревку
Прим..рять врагов
Прим..рять платье
Пол..скать белье
Пол..скать малыша
C…деть на стуле – с…деть от горя
стАрожил – стОрожил
Учитель задает вопрос: «Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной?» (от значения слова). Класс отвечает.
«Такое значение слова, позволяющее понять, что слово обозначает, называется лексическим». Включается слайд №4 с определением понятия «лексическое значение слова».
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает. Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
«Но у слова есть не только лексическое значение. Неотъемлемой составляющей слова является его грамматическое значение». Включается слайд №5, на котором содержится понятие «грамматическое значение слова».
Грамматическое значение слова – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи.
«При определении грамматического значения слова мы говорим о таких его характеристиках, как род, число, падеж и время и так далее. И эти характеристики зависят, в первую очередь, от части речи, к которой относится рассматриваемое слово. Рассмотрим пример».
Включается слайд №6, на котором содержится предложение с выделенным словом. «Установим грамматическое значение существительного «звезды» в предложении «Крохотные звезды рассыпаны по ночному небу». Какие характеристики есть у этого слова?». Учащиеся называют все характеристики слова «звезды». «Давайте посмотрим, правильно ли мы установили грамматическое значение этого слова». На слайде появляется полное грамматическое значение слова. «Слово «звезды» имеет грамматическое значение неодушевлённости, предметности, именительного падежа, женского рода, мн. числа».
4. Применение приобретенных знаний и умений под руководством учителя.
Учитель просит открыть учебник на странице 170 и обратить внимание на задание 351. Один ученик (по желанию) читает вслух стихотворение А. Гитовича «Слово». После этого класс размышляет над вопросом из задания к упражнению. Желающие отвечают. После этого выполняется упражнение 353 со страницы 171. Один ученик работает у доски, остальные – в тетради. После выполнения задания происходит устная проверка: выполненное задание озвучивает ученик, стоящий у доски, с объяснением составленных им словосочетаний, остальные ученики проверяют написание у себя в тетради; в случае наличия ошибок в выполнении задания у ученика, стоящего у доски, по выбору учителя его поправляют желающие ученики с места. Учитель контролирует выполнение задания и объяснения учениками их позиции.
5. Самостоятельная работа по закреплению новых знаний и умений
Чтобы проверить, как учащиеся усвоили материал, им предлагается задание для самостоятельной работы - упражнение 354 на странице 171 учебника. Учитель выборочно проверяет выполненное задание на оценку. После проверки тетрадей производится устная проверка работы: желающие ученики объясняют значения выписанных слов, озвучивают название тематической группы, к которой отнесли тот или иной ряд, а также написанные ими примеры.
6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов урока
Ученики по желанию отвечают на вопросы учителя: «Что нового мы узнали на уроке?», «Чему научились?».
По желанию один или несколько учеников рассказывают о том, что такое лексическое значение слова, что такое грамматическое значение слова.
По результатам проведения урока учитель выставляет оценки ученикам, проявившим наибольшую активность в разборе материала. (оценивание производится по пятибалльной шкале)
7. Домашнее задание: выучить правила параграфа 61, письменно выполнить упражнение № 352.
Список использованной литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2019.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл ). Оно называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки. Слово имеет лексическое и грамматическое значение . Лексика - словарный состав языка.
Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав, лексику языка. Предметом изучения лексикологии является слово с точки зрения его способности что-то называть. То есть, этот раздел рассматривает смысловое значение слова.
Задание . Вставьте пропущенные в словах буквы. Чем обусловлен ваш выбор? Расст ..гнуть пуговицу Раст .. нуть веревку Прим.. рять врагов Прим .. рять платье Пол .. скать белье Пол.. скать малыша C…деть на стуле – с…деть от горя стАрожил – стОрожил
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает. Наше представление о предмете (признаке, действии). Пример : Ученик - учащийся средней школы, профессионально-технического училища (Толковый словарь Ожегова)
Грамматическое значение слова – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи . Пример: Ученик – сущ., одушевленное, нарицательное , м.р ., ед.ч ., 2 скл .
Задание. Установите грамматическое значение существительного «звезды» в предложении «Крохотные звезды рассыпаны по ночному небу» Звезды – сущ., неодушевлённое, нарицательное, И.п ., ж. р., мн. ч., 1 скл .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"
Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....
План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека
Цель урока: выяснить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока: образовательная: изучить анатомические и морфологические особе...
План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."
Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
план-конспект урока: Лист – часть побега. Значение листа для растения.
урок биологии по теме "Лист – часть побега. Значение листа для растения" предназначен для использования в 5-6 классах....
План-конспект урока." Прямое и переносное значение слова"
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слова" по УМК Т.А.Ладыженской...
План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс
Предметные результаты:закрепить умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим...