конспект урока "Способы выражения подлежащего", 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок открытия нового знания по теме "Способы выражения подлежащего"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta_uroka.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по теме "Способы выражения подлежащего"
Класс: 8
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели урока:
- сформировать представление о способах выражения подлежащего в предложении;
- сформировать умение выделять подлежащее в предложении, определять способы его выражения.
Учебник: Русский язык, 8 класс, Л.А.Тростенцова
Учитель: Кислова М.Н.
Этап урока( название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Продолжительность:1 мин | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Начнём наш сегодняшний урок с минутки приятных пожеланий друг другу. Я хочу сегодня пожелать вам хорошего настроения и успехов. (радости, добра, улыбок, исполнения желаний). - Ребята, в течение урока мы будем работать с большим количеством раздаточного материала: текст, таблицы, лист самооценки, карточки. Они лежат у вас на партах. Прошу во время урока не отвлекаться сразу на все задания. Работаем только с одним. Откройте тетради, запишите число, классная работа | Психологически настраиваются на работу. | Владение ключевыми понятиями. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли вслух. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
II.Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Продолжительность: 3 мин. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки, проводит инструктаж по работе с индивидуальными рабочими листами. | Итак, первое задание «Игра «Верите ли вы…». У вас на партах лежат распечатки с утверждениями, поставьте да, если утв-е верное и нет, если неверное. (Приложение 1) – Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения неверны? Почему последнее утверждение неверно? Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадь. А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем и заполнить 1-й столбик таблицы «З-Х-У» Проверим записанное Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем? Определим цели и задачи на урок. | Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цели урока, слушают инструктаж, выполняют задание, выставляют баллы. | Знание разделов русского языка. | Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Открытие новых знаний. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, способов выражения подлежащего. Продолжительность:12 мин. | Организует работу с материалом мультимедийной презентации; Направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. | – Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт». "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "-" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало 1. Работа с информационным текстом. (Приложение 2) – Что нового вы узнали из этого материала? - (Место подлежащего может занять любая часть речи.) - Предлагаю вам просмотреть презентацию и составить кластер «Способы выражения подлежащего». (Приложение 3) Физминутка | Выполняют задания, анализируют, делают выводы, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществляют самоконтроль. | Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
IV. Первичное закрепление нового материала. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; коррекция Продолжительность - 12 мин. | А сейчас переходим к работе с карточкой. (Приложение 4) Запишите предложения. Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Караульные не думали меня удерживать… Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Я чаю, небо с овчинку показалось.. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. - Проверьте себя по эталону, поставьте баллы на полях тетради. | Закрепляют новые знания, выявляют пробелы первичного осмысления изученного материала. | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. | ||
V. Включение в систему знаний и повторения. (7 мин) | Оценивает результаты учебной работы отдельных учащихся | Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам поработать с текстом. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал. Прочитайте текст. Определите тему текста. Как вы понимаете выражение «..был принят как родной»?(т.е.к нему отнеслись как члену семьи, по-доброму). Как мы можем охарактеризовать с этой точки зрения семью коменданта (гостеприимные люди). какие традиции гостеприимства в нашей стране вы знаете? (встретить хлебом-солью, вкусно накормить гостя, заботиться, Определите, из какого произведения взят отрывок, кто автор. Найдите, в каких предложениях неверно подчёркнуто подлежащее, исправьте эти ошибки. (Приложение 5) Поставьте баллы, за верно исправленную ошибку 1 балл. Как вы думаете, где могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания? -Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ. Итак, что же вы узнали сегодня на уроке? Сделаем выводы. Подсчитайте общее количество баллов, выставите оценку в соответствии с баллами. | Выполняют тест, оценивают результаты учебной работы. | Уметь сличать способ действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца. | |
V.Домашнее задание. Цель: Продолжительность- 2 мин. | Комментирует выполнение домашнего задания | Домашнее задание 1. Составить текст на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего (или упр.92) 2. Упр.93. | Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию. | |
VI. Рефлексивный. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Продолжительность 3 мин. | Организует рефлексию | А сейчас заполните листы самооценки (Приложение 6) | Систематизируют полученную информацию. дают анализ и оценку успешности достижения цели | Рефлектируют свои действия как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Строят понятные высказывания. |
Приложение 1
Верные-неверные утверждения
1. Предложение – это единица синтаксиса. | |
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. | |
3. В русском языке фиксированный порядок слов. | |
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными. | |
5. День чудесный. – это двусоставное предложение. | |
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом. | |
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным или местоимением. |
Приложение 2
Информационный текст
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!" – это меня очень заинтересовало
Текст | Маркировка |
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? – Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи. Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю. А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал. Место подлежащего может занять любая часть речи. Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает. Или причастие: Провожающие стояли у вагона. Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация. Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Например, В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. |
|
Приложение 4
Запишите предложения. Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.
Между тем минуло мне шестнадцать лет.
Караульные не думали меня удерживать…
Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру.
Я чаю, небо с овчинку показалось..
Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь.
Приложение 5
- Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
Приложение 6
Лист самооценки
«Что я знаю о подлежащем?»
Я знаю: | Самооценка |
1. Что такое подлежащее | Хорошо Не очень хорошо Не знаю |
2. Я знаю, чем может быть выражено подлежащее | Хорошо Не очень хорошо Не знаю |
Я умею: |
|
| Справляюсь успешно Затрудняюсь Нужна помощь Не умею |
| Справляюсь успешно Затрудняюсь Нужна помощь Не умею |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."
Цель:· отработать умение находить грамматическую основу предложения;· знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...
урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об...
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"....
Конспект урока по теме "Подлежащее и способы его выражения" 8 класс
УМК Быстрова, Киьирева...
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс Учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская Русский язык 8 кл., М., «Просвещени...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
Урок русского языка с применением технологии РКМЧП...