Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока русского языка " Тире между подлежащим и сказуемым" , 5 класс, УМК ЛадыженскаяТ.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тире между подлежащим и сказуемым (конспект урока).

Русский язык.5 класс. УМК под ред. Ладыженской Т.А.

Разработчик: Гармаева Эржена Дашинимаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гурульбинская СОШ»

Тема « Тире между подлежащим и сказуемым»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
  2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
  3. Воспитывать уважение к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к изучению русского языка;

- оценивать собственную учебную деятельность;

- применять правила делового сотрудничества (сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека);

- проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Познавательные:

- формировать спорсобность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- учить давать определение понятиям;

- формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;

- проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Предметные:

- опознавать и характеризовать признаки предложения;

- использовать признаки предложения при решении практических задач;

- разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;

- выделять грамматические основы простого предложения.

Технологическая карта урока

ЭТАП УРОКА

ФОРМА РАБОТЫ

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организационный этап

Фронтальный опрос

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

 - Сегодня, ребята, на нашем уроке речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном из них. А о каком именно, мы узнаем из кроссворда. Для грамотного решения всех полей кроссворда, мы должны с вами вспомнить, что мы узнали на прошлых уроках о предложении, главных членах предложения.

Кроссворд: 1. ПУНКТУАЦИЯ

                       2.СИНТАКСИС

                       3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                       4. СКАЗУЕМОЕ

1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?

2.Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний ?

3.Единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью?

4.Один из главных членов предложения называется…

Мотивирует учащихся на активную деятельность. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания

Настраиваются н а плодотворную работу. Оформляют в тетради начало классной работы. Вспоминают ранее изученный теоретический материал, разгадывая предложенный учителем кроссворд.

Постановка цели и задач урока

Словарная работа

Беседа

- Итак, ребята, мы разгадали с вами все поля кроссворда. Так о каком же знаке препинания пойдет речь сегодня на уроке? (тире) - Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. На слайде записаны слова: С…ЛЮТ, Г…РИЗОНТ, П…РТЕР. - Какая орфограмма объединяет эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне). - Значение какого слова вам непонятно? (партер)

- Где мы можем узнать его значение? (толковый словарь, спросить у учителя, родителей, в Интернете) - Обратимся к Толковому словарю вашего учебника и выпишем значение данного слова(один ученик записывает  толкование слова на доске): Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Следующий ученик подчеркивает грамматическую основу данного предложения: Партер – этаж. Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? (тире) - Итак, какова же тема нашего урока? («Тире между подлежащим и сказуемым»)

 Цели работы на уроке вам помогут сформулировать слова: ГДЕ…? КОГДА…? Учащиеся сообщают цель:

1. Где ставится тире в предложении.

2. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. Организует мыслительную деятельность учащихся. Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания. Координирует мыслительную деятельность учащихся, помогает сформулировать тему и цель урока.

Самостоятельно делают вывод, о каком знаке препинания пойдет речь в хорде урока. Один учащийся записывает словарные слова на доске, обозначая орфограмму ( при затруднении помощь оказывают учащиеся класса). Демонстрируют навыки работы с Толковым

словарем. Один ученик записывает предложение на доске, указывает его грамматическую основу. Учащиеся с помощью наводящих вопросов формулируют тему урока, записывают ее в рабочую тетрадь, затем с помощью слов- подсказок и исходя из темы урока самостоятельно формулируют цели урока.

Актуализация знаний

Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки. Один из учащихся (заранее получивший индивидуальное задание) готовит сообщение перед учащимися класса: Тире́ — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Данный знак препинания был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный» (в «Сокращённой русской грамматике»)

Сообщает дополнительные теоретические сведение о пунктуационном знаке «тире»

Учащиеся воспринимают дополнительную информации, предоставленную учителем и одноклассником.

Сообщение нового  материала

Работа с таблицей, фронтальный опрос, самопроверка по образцу

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. — сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Организует диалог.

Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания

Работают с  таблицей, записывают примеры из таблицы, определяя, какой частью речи выражены главные члены предложения. Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой. Формулируют самостоятельно пунктограмму.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Называют 10 знаков препинания и загибают пальцы.

Показывает движения.

Повторяют движения за учителем.

Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос, работа «по цепочке»

- Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило о постановке тире. Откройте учебник стр. 79. Прочитаем правило.

Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, расставляя знаки препинания.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек – вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять – двадцать пять.
  8. Погода несносная, дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.

Организует диалог. Проводит инструктаж по выполнению упражнения. Координирует мыслительную деятельность учащихся. Создает условия для анализа деятельности учащихся на уроке. Получает обратную связь.

Сравнивают сформулированное самостоятельно правило с правилом, представленным в учебнике. Делают вывод.

Выполняют упражнение, применяя на практике изученный теоретический материал.

Итог урока. Рефлексия

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка по образцу

После выполнения упражнения учитель еще раз обращает внимание учащихся на случай постановки тире в простом предложении. Учащиеся устно проговаривают правило. После этого в качестве самоконтроля учащимся предлагается тест с выбором правильного ответа.

Тест на первичное усвоение знаний.

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие – вот наша задача.

Домашнее задание. § 34. Выучить правило. Упр.170,171.

Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Проводит инструктаж по выполнению теста. Оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Учащиеся закрепляют изученное правило. Самостоятельно решают  тестовые задания с последующей само- и взаимопроверкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Конспект урока в 8 классе по русскому языку " Тире между подлежащим и сказуемым"

Цели:1.                       Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки...

План-конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель...

Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...