ЭТАП УРОКА | ФОРМА РАБОТЫ | ХОД УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационный этап | Фронтальный опрос | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих - Сегодня, ребята, на нашем уроке речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном из них. А о каком именно, мы узнаем из кроссворда. Для грамотного решения всех полей кроссворда, мы должны с вами вспомнить, что мы узнали на прошлых уроках о предложении, главных членах предложения. Кроссворд: 1. ПУНКТУАЦИЯ 2.СИНТАКСИС 3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ 4. СКАЗУЕМОЕ 1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название? 2.Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний ? 3.Единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью? 4.Один из главных членов предложения называется… | Мотивирует учащихся на активную деятельность. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания | Настраиваются н а плодотворную работу. Оформляют в тетради начало классной работы. Вспоминают ранее изученный теоретический материал, разгадывая предложенный учителем кроссворд. |
Постановка цели и задач урока | Словарная работа
Беседа | - Итак, ребята, мы разгадали с вами все поля кроссворда. Так о каком же знаке препинания пойдет речь сегодня на уроке? (тире) - Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. На слайде записаны слова: С…ЛЮТ, Г…РИЗОНТ, П…РТЕР. - Какая орфограмма объединяет эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне). - Значение какого слова вам непонятно? (партер) - Где мы можем узнать его значение? (толковый словарь, спросить у учителя, родителей, в Интернете) - Обратимся к Толковому словарю вашего учебника и выпишем значение данного слова(один ученик записывает толкование слова на доске): Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Следующий ученик подчеркивает грамматическую основу данного предложения: Партер – этаж. Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? (тире) - Итак, какова же тема нашего урока? («Тире между подлежащим и сказуемым») Цели работы на уроке вам помогут сформулировать слова: ГДЕ…? КОГДА…? Учащиеся сообщают цель: 1. Где ставится тире в предложении. 2. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым. | Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. Организует мыслительную деятельность учащихся. Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания. Координирует мыслительную деятельность учащихся, помогает сформулировать тему и цель урока. | Самостоятельно делают вывод, о каком знаке препинания пойдет речь в хорде урока. Один учащийся записывает словарные слова на доске, обозначая орфограмму ( при затруднении помощь оказывают учащиеся класса). Демонстрируют навыки работы с Толковым словарем. Один ученик записывает предложение на доске, указывает его грамматическую основу. Учащиеся с помощью наводящих вопросов формулируют тему урока, записывают ее в рабочую тетрадь, затем с помощью слов- подсказок и исходя из темы урока самостоятельно формулируют цели урока. |
Актуализация знаний |
| Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки. Один из учащихся (заранее получивший индивидуальное задание) готовит сообщение перед учащимися класса: Тире́ — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Данный знак препинания был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный» (в «Сокращённой русской грамматике») | Сообщает дополнительные теоретические сведение о пунктуационном знаке «тире» | Учащиеся воспринимают дополнительную информации, предоставленную учителем и одноклассником. |
Сообщение нового материала | Работа с таблицей, фронтальный опрос, самопроверка по образцу | Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях: Сущ. И.п. — сущ. И.п. | Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). | Числ. И.п. — числ. И.п. | Девятью сорок — триста шестьдесят. | Сущ. И.п. — числ. И.п. Числ. И.п. — сущ. И.п. | Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). | Сущ. И.п. — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п. | Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов). | Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. | Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). | _____ — это | Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев). | _____ — вот | Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). | _____ — значит | Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин). |
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях: Личное мест. сущ. | Вы умный человек, поймёте... (Чехов). | Сущ. И.п. не сущ. И.п.
Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. | Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). | Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. | Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны. | Сущ. прилаг. | Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). | Сущ. есть сущ. | Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев). |
| Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания | Работают с таблицей, записывают примеры из таблицы, определяя, какой частью речи выражены главные члены предложения. Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой. Формулируют самостоятельно пунктограмму. |
Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика | Называют 10 знаков препинания и загибают пальцы. | Показывает движения. | Повторяют движения за учителем. |
Закрепление изученного материала | Фронтальный опрос, работа «по цепочке» | - Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило о постановке тире. Откройте учебник стр. 79. Прочитаем правило. Распределительный диктант. Задание: записать предложения, расставляя знаки препинания. - Наша задача – хорошо учиться.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Старость не радость.
- Человек – вот правда жизни.
- Люди как реки.
- Великое дело новость.
- Пятью пять – двадцать пять.
- Погода несносная, дорога скверная.
- Татьяна не дитя.
- Говорить не думая – стрелять не целясь.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
- Сердце не камень.
| Организует диалог. Проводит инструктаж по выполнению упражнения. Координирует мыслительную деятельность учащихся. Создает условия для анализа деятельности учащихся на уроке. Получает обратную связь. | Сравнивают сформулированное самостоятельно правило с правилом, представленным в учебнике. Делают вывод. Выполняют упражнение, применяя на практике изученный теоретический материал. |
Итог урока. Рефлексия | Фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка по образцу | После выполнения упражнения учитель еще раз обращает внимание учащихся на случай постановки тире в простом предложении. Учащиеся устно проговаривают правило. После этого в качестве самоконтроля учащимся предлагается тест с выбором правильного ответа. Тест на первичное усвоение знаний. Вариант 1 Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире. - Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
Вариант 2 Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире. - Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие – вот наша задача.
Домашнее задание. § 34. Выучить правило. Упр.170,171.
| Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Проводит инструктаж по выполнению теста. Оказывает индивидуальную помощь учащимся. | Учащиеся закрепляют изученное правило. Самостоятельно решают тестовые задания с последующей само- и взаимопроверкой. |