Методическая разработка «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
«Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-».
Данная методическая разработка поможет 1) формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-);
2) разработать алгоритм рассуждения, продолжить развитие умения графически обозначать изученную орфограмму;
3) развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные умения, устную и письменную речь, обогатить словарный запас;
4) вызвать чувство интереса к языку, чувство доброты и уважения к разным профессиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chik.shchik.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема:«Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-» | Тип: изучение новой темы | |||
Задачи: 1) формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-); 2) разработать алгоритм рассуждения, продолжить развитие умения графически обозначать изученную орфограмму; 3) развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные умения, устную и письменную речь, обогатить словарный запас; 4) вызвать чувство интереса к языку, чувство доброты и уважения к разным профессиям. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные - знать содержание понятия суффикс. - определять выбор написания согласной - ч -и –щ – после согласных д,т,з,с,ж. | Метапредметные регулятивные:- определять проблему и цель в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность. - определять степень и способы достижения цели. познавательные: -использовать изучающий вид чтения, сравнивать объекты. -сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы. -представлять информацию в виде алгоритма рассуждения. - находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. коммуникативные:- излагать своё мнение, понимать позицию другого, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. - Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. - Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | Личностные 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. 3. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям разных профессий. | ||
Межпредметные связи: преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения), анализировать, сравнивать, делать выводы. | ||||
Ресурсы урока: учебник Л.М.Рыбченковой, ч 1 (параграф 30), рабочая тетрадь, видео - урок РЭШ № 47. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Проверка домашнего задания ( правило устно), выполнение орфографической работы по учебнику с взаимопроверкой. Работа с эпиграфом к уроку. Зачитывается эпиграф к уроку: «Для своих писательских надобностей я давно уже назвал суффикс словотвором». С. Югов. -Почему писатель дал такое наименование суффиксу? -Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова». -Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, тем самым обогащают наш язык. | Приветствие учителя. Выполнение орфографической работы. Взаимопроверка. Оценивание работы. -Суффиксы служат для образования новых слов. | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Создание проблемной ситуации. -От данных слов образуйте названия лиц по профессии и запишите слова парами: резать барабан разносить сварить -Произнесите концовки образованных слов. Сравните с написанием. Что необычного вы заметили? Какую орфографическую проблему вы обнаружили в суффиксе? Покажите графически эту часть слова. Какой опознавательный признак орфограмм-согласных букв в данных словах? Обозначьте его знаком суффикс. Подчеркните букву-орфограмму одной чертой. Сформулируйте основной вопрос урока. Проверьте себя. -Какова будет тема сегодняшнего урока? -Попробуйте сформулировать цель урока. |
Резать-резчик Барабан-барабанщик Разносить-разносчик Сварить-сварщик -Суффиксы произносятся одинаково, но пишутся по-разному. -Когда пишется буква ч, а когда щ в суффиксе существительных –чик- /-щик- -Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» -Цель урока Выяснить, в каких случаях буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-). | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Решение проблемы, открытие новых знаний. - Есть ли у вас какие-нибудь предположения по поводу выбора букв ч и щ в суффиксе -чик-(–щик-)? - Ребята, давайте попробуем вывести правило выбора букв ч и щ в суффиксе -чик-(–щик-). Выполняем упр.232(устно) в парах. Посмотрите, после каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик-(–щик-)? Сделайте вывод. Назовите основное условие выбора букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- (–щик-). -Проверка с правилом в учебнике. -Вернёмся к нашим словам и проверим написание ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-): резчик, барабанщик, разносчик, сварщик. Подчеркните двумя чертами основное условие выбора букв ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-). Просмотр видео - урока РЭШ №47
| Предположения учащихся Учащиеся самостоятельно формулируют правило и сравнивают его с формулировкой в учебнике. Проверяют самостоятельно сформулированное правило с правилом учебнике. Проверка написания ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-): резчик, барабанщик, разносчик, сварщик. Письменно выполняют упражнение, делают графический комментарий, осуществляют взаимопроверку работ. Используя, алгоритм рассуждения, выполняют задание. Выполняя упражнение, применяют ранее полученные знания. | |||
Подведение итогов | ||||
- Какой эпиграф был к уроку? Какая удивительная особенность у суффикса -чик-(–щик-)? -Какова была цель урока? Достигнута ли она? -Вспомните правило. -Что ещё нового узнали на уроке? -Назовите ключевые слова урока.
| Вспоминают эпиграф к уроку, цель урока, изученное правило, Называют ключевые слова урока. | |||
Дополнительный материал: Игра в парах Правила игры: Ученики слушают текст и записывают слова в колонки: -чик- или –щик-. Какая пара правильно и быстро распределит слова. Задание: Какие профессии пришлось освоить герою рассказа? Однажды я получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил и времени пришлось затратить мне для выполнения задания: сначала я рыл яму экскаватором, бетонировал фундамент, клал стены из кирпича, затем поднимал грузы подъемным краном, выгружал строительные материалы, укладывал асфальт, резал, смазывал. Вскоре выяснилось, что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило возведение новой школы. -Какая профессия была у героя?(разведчик) | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Словарная работа по изученной теме ( на втором уроке, так как на изучение данной темы запланировано 2 урока) | ||||
Дополнительные творческие задания: Объясните лексическое значение данных слов и выбор букв ч и щ в суффиксе существительных, применяя алгоритм рассуждения: Аппарат...ик, сортиров…ик, обход…ик, расфасов…ик, портфель…ик, воз…ик, регулиров…ик, спор…ик, стакан…ик, пулемёт…ик, перепис…ик, суп…ик, буриль…ик, счёт…ик, уголь…ик, костюм…ик, надсмотр…ик, часов…ик, захват…ик, домен…ик. | ||||
Самоанализ | ||||
Достижения | Сложности | Предложения | ||
1) тренировка мыслительных операций; 2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 3) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. | 1) велось наблюдение за материалом, где возникло затруднение. Сопоставляя примеры, записанные в тетради, учащиеся делали выводы об условии выбора орфограмм; 2) учащиеся выявляли причину затруднения. | На втором уроке углубить знания по теме, добавив творческое задание. Например, создание сказки. «Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж,Д-Т-З-С-Ж». Суффикс –ЩИК- убегал от них в слезах. А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только – ЧИК -, а - ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор – ЩИК - обходит пасеку стороной. Как только услышит» Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь». |
Я считаю, что цели урока достигнуты. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся «открывали» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направлял эту деятельность и подводил итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.
Таким образом, в процесс обучения эффективно включались все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, алгоритм рассуждения, операции самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивала прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивала прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
«Открытие» нового знания осуществлялось через предложенную учителем систему вопросов и заданий, подводящих учащихся к самостоятельному открытию нового. Первичное закрепление обеспечивало прохождение этапа внешней речи – учащиеся проговаривали вслух и одновременно выполняли в письменной и устной форме установленные алгоритмы действий. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождались речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривали «про себя» (внутренняя речь).
Разноуровневые задания позволили каждому учащемуся на своем уровне справиться с заданиями.
При выполнении задания в парах учащиеся, которые обычно ведут себя на уроке пассивно, были заняты работой, старались на своём уровне справиться с заданием.
Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы №385 г Санкт – Петербург Салохина Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация урока русского языка в 6 класс по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных»
Мультимедийная презентация...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.
Класс 6Тема и номер в теме Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...
"Значение суффиксов имён существительных". Методические рекомендации к уроку русского языка в 5 классе
Данный ресурс включает план урока, презентацию....
Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных
Теоретический материал к заданию А17 ЕГЭ...
Буквы гласных в суффиксах имён существительных ек, ик.
Урок русского языка в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»
Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» Тип урока изучение новой темыЦели:Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в с...
Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...