Буквы гласных в суффиксах имён существительных ек, ик.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Николаева О.А.
учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38» Ново-Савиновского района г. Казани.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Буквы гласных в суффиксах имён существительных ек, ик.
Телефон (сотовый) 89272409191
Телефон (домашний) (843)525246
Электронная почта : foxproff@rambler.ru
Тема: Буквы гласных в суффиксах имён существительных ек, ик.
Тип урока. Урок открытия нового знания
Цели как деятельность учеников:
М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
ЛР: видеть в словах орфограммубукву е, и в суффиксах существительных, писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы
Ход урока
- Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Языковая разминка.
Самодиктант.
– Подберите по 2–3 примера имён существительных, образованных следующими способами:
– бессуффиксным;
– приставочным;
– сложением;
– сложносуффиксальным.
Взаимопроверка. Вопросы по выполненной работе.
– Назовите имена существительные из домашнего упр. 346, образованные суффиксальным способом и назовите производящие для них слова.
(озерка-озеро, , прогулка-прогуляться, птичками-птицы, скачок-скакать)
- какие вопросы подготовили, опираясь на домашнее правило «способы образования имен существительных»
- Постановка проблемы урока
Слайд 2.
На слайде (доске) представлено предложение:
Поешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
– Найдите существительные с ласкательным значением.
-Выпишите эти слова. Каким способом они образованы? Выделите в них суффикс.
– Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой на слайде.
(когда в суффиксах существительных –ек- и –ик- пишется е, а когда –и?)
Слайд 3.
- Обсудите в парах. Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах -ек, -ик?
замочек – замочка ключик - ключика
клубочек – клубочка зайчик - зайчика
носочек – носочка бантик – бантика
-Проверьте себя.
Слайд 4.
-Сделайте вывод.
В каких случаях пишется буква е, а в каких буква и в суффиксах -ек-, -ик-?
– Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки? (Какую букву нужно написать в суффиксе …?)
-фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков.»
4.Открытие новых знаний.
- сформулируйте правило в на основе предложенного в мультфильме приёма и сравните с правилом в учебнике.
-Чтение текста правила в рамке (стр.12)
– Назовите условия выбора орфограммыбуквы е, и в суффиксах имён существительных ек, ик. (Суффикс, наличие/отсутствие буквы в других формах.)
– Как графически обозначается орфограмма? (подчеркивается одной чертой)
– Объясните все графические обозначения в словах, приведённых в правиле.
(одной чертой подчеркнута орфограмма, двумя – наличие/отсутствие буквы)
– Составьте схему правила или его графическую модель
(лучшая схема записывается на доске).
Ик – Ика
Ек – X кА
Слайд 5.
– Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (в парах) и сравните с образцом.
( - Измени слово по падежам (просклоняй).
-Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.
- Если выпадает, пиши ек. Если сохраняется, пиши ик.)
- Развитие учебноязыковых и орфографических умений.
Упр. 348 (выборочное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой, обозначать условия выбора орфограммы.
– Как нужно действовать, чтобы найти слова с нужной орфограммой – буквой е, и в суффиксах существительных ек, ик? (Установить их производящие слова.)
– Назовите лишние слова. (Заливчик, колокольчик, костюмчик.)
– Почему в этих словах нет суффикса ик? (Здесь суффикс чик.)
– В каких словах два суффикса? (Дождичек, от дождик – дождь; уголёчек, от уголёк – уголь.)
– Какое явление можно обнаружить при образовании некоторых имён существительных? (Чередование звуков.)
- Приведите примеры. (Мешочек, платочек, дождичек, уголёчек.)
Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм.
Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.
Самопроверка по записям на доске. (Два ученика работают на оборотных сторонах доски.)
Упр. 351 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений (наряду с другими видами орфограмм).
- Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока.
– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
- Домашнее задание.
1. Правило в рамке уметь передать в виде схемы.
2. Упр. 352.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"
В данной перфокарте есть слова для проверки знаний в 6 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных", 2 варианта....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.
Класс 6Тема и номер в теме Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...
ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Повторение в 10 классе "Гласные в суффиксах имён существительных"....
Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»
Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» Тип урока изучение новой темыЦели:Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в с...
Методическая разработка «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-»
laquo;Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-».Данная методическая разработка поможет 1) формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -ч...