Статья "Использование мнемотехнических приёмов для облегчения запоминания на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс)
В каком же случае оправдано обращение к искусственным способам запоминания?
В статье описаны приемы, которые можно использовать приизучение словарных слов в 5-6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mnemotehnicheskie_priyomy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование на уроках мнемотехнических приемов для облегчения запоминания
Мнемонимика как искусство возникла в Древней Греции. По легенде, ее изобрел поэт Симонид.
Многочисленные пособия по занимательной грамматике предлагают различные формы мнемотехнической поддержки в виде условных предложений или сочетаний слов, шуток, слов-ассоциаций, но чаще – в виде рифмовок.
В каком же случае оправдано обращение к искусственным способам запоминания? Нет мотива с помощью мнемотехнических приемов запоминать формулировки правил, которые, по определению М. М. Разумовской, «живут в сознании учащихся изолированно не только друг от друга, но и от практики письма». Соблазн удержать 71 орфограмму велик. Но идея абсурдна: ученик запутается в самих ассоциациях.
1 )Словарные слова
5 -6 класс
Препятствие
Правописание слово препятствие легко запомниться, если объяснить его живой демонстрацией.
Перед пятой (пяткой) находится что–то, что нужно преодолеть.
Горох
Вокзал
Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.
Кристалл
Грущу по Вас или по Вам?
Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.
«Родная, я грущу по Вас», -
И подписался просто А.С.
Грущу (тоскую) по Вас.
Пушкин Александр Сергеевич
В 19 веке такая форма была распространена, может, А.С.Пушкин ею пользовался.
Ровесник, сверстник
Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)
Багряный, но бордовый
Багряный грабитель, но бордовый волдырь (буквенная схожесть). Можно словесно проиллюстрировать картинку, на которой багряный грабитель с бордовым волдырем.
Бассейн, конвейер, фейерверк
Бассейн – ей, конвейер – ей ер, фейерверк – ей ер.
Бассейн даем ей целиком, а из конвейера и фейерверка ей достается ер
Бахрома
Вязала бахрому, бах, Рома пришел !
Коллекция
Собирал коллекцию,
Вышел кол
за лекцию.
Артиллерия и кавалерия
Первой по алфавиту стоит слово артиллерия. Первым всегда тяжелее, вот дополнительная буква л и досталась этому слову.
Каллиграфия
Алла , спрятавшись в этом слове, делает игру, играет.
Каллиграфия – каллиграфия.
2) Есть смысл обеспечить мнемотехнической поддержкой исключения, давая их в сопоставлении с основным правилом.
1) з- приставки не бывает –
Это каждый школьник знает.
Зги, здесь, здание, здоровье
с з- пишите на здоровье.
Сжать, сбежать, сгибать, сдержите –
с с- приставку напишите.
2) Шорох, чокаться, трущоба, 3) Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Жом, изжога и чащоба, Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр,
Шов, крыжовник и обжора, Печёнка, тушёнка и дирижёр.
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоколад, шоссе, шофер –
Вот и весь набор.
Рифмованный алгоритм отличается краткостью, лаконичностью. Это не поэтические строки. Назначение рифмовок – помочь ученику удержать в памяти способ и результат проверки.
Методика использования мнемотехнических приемов на уроках
- Предлагается искусственный способ запоминания после того, когда правило введено, осознан порядок его применения, адекватно отраженный в схеме.
- Использовать применение рифмовок при комментировании той или иной орфограммы, которыми ученик поддерживает свое письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка
Обобщение опыта по использованию приёмов технологий ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РКМ (развитие критического мышления) в преподавании русского языка в 5 - 11 класах....
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...
Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»
Предлагаемый материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...
Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"
В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....
Приёмы развития творческого мышления на уроках русского языка в условиях введения ФГОС
Сообщение по теме...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...