Приёмы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Обобщение опыта по использованию приёмов технологий ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РКМ (развитие критического мышления) в преподавании русского языка в 5 - 11 класах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_triz_i_rkm_na_ur._russk.yaz_.prezentaciya.ppt | 777 КБ |
statya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ ТРИЗ И РКМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Е.В.Севидова
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», г. Новокузнецк
Будущее школы определяется не президентом…,
не министром образования и даже не учителем.
Но каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим или выша-
гивать пятками вперёд.
А.Гин.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивалось, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными...».
В современном образовании существуют две ценностные установки: консервативная, предусматривающая подготовку индивида к восприятию норм, выработанных социумом, и либеральная, задачей которой является формирование саморазвитой личности. Именно последняя ценностная установка является определяющей в современном образовании, потому что обществу, которое по прогнозам будет всё более и более инновационным, потребуется определённый «человеческий материал», способный если не постоянно продуцировать новое, то хотя бы быстро его усваивать.
Безусловно, нужно обновлять содержание образования. Наша школа, по моему мнению, активно включилась в этот процесс через освоение ТРИЗ-педагогики и технологии РКМ, которые способствуют формированию у обучающихся выше обозначенных качеств и создают условия для развития креативности.
Главная привлекательность ТРИЗ и РКМ, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.
Приведу несколько примеров из собственного опыта.
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, применяю приём «инсерт».
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«-« - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов…
Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
В 10 классе перед знакомством с параграфом «Лексикография» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.
№ п/п | утверждение | до чтения текста | после чтения текста |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные. В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д. Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам. Первый толковый словарь вышел в XVI веке. Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова. Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д. |
Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
- простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
- творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
- оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
- практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.
Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
3. Относительная … текста.
4. Определённый … предложений.
5. … связь предложений в тексте.
На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например:
План фонетического разбора слова
1. Записать слово буквами и указать их количество.
2. Затранскрибировать слово.
3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.
4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.
После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.
Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:
Виктор Владимирович Виноградов
Эрудированный, осведомлённый
Исследовал, создавал, редактировал
Знаток и любитель русской словесности
Учёный
Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее:
Паронимы
Разные, но близкие
Обогащают, используются, запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
Для развития интереса к изучению русского языка прибегаю к составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные лингвистические единицы. Чаще всего использую ТРИЗ-загадки двух видов: по признакам и по действиям. Чтобы облегчить работу ребят, предлагаю воспользоваться алгоритмами составления загадок. Обычно такая работа проходит живо; составлять ТРИЗ-загадки можно как на уроке, так и предложить ребятам в качестве домашнего задания.
Алгоритм составления загадок
По признакам 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу какой? (объект) что (кто) такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку Сложная, но не задача Важная, но не персона Нужная, но не мама Интересная, но не книга (морфология) | По действиям 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу что делает? кто (что) делает так же? (объект) 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку Передаёт, а не одноклассник Сообщает, а не завуч Спрашивает, а не бабушка Побуждает, а не генерал (предложение) |
А вот развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении способствует приём «круги Эйлера». Использую его при разных видах разбора: лексическом (найдите общее и различия в значении слов светофор и семафор), морфологическом (для сравнения предлагаю слова одной и той же части речи, а также разных частей речи, имеющих общие морфологические признаки, например, глагола и причастия – это помогает мне экономить время на уроке и выполнить морфологический разбор не одной, а сразу двух частей речи), синтаксическом (беру предложения разные по цели высказывания, составу, наличию или отсутствию второстепенных членов и т.п.). Этот приём помогает ребятам разобраться в похожих лингвистических явлениях. Так, изучая образование степеней сравнения наречий, обучающиеся выявили общее и различия в образовании форм степеней сравнения имён прилагательных и изучаемой части речи, и это помогло ученикам различать некоторые формы степеней сравнения наречий и прилагательных.
С У
И С
Г Т
Н Р
А О
Л Й
Ь С
Н Т
О В
Е О
Семафор
многозначное
1.в виде подвижных
крыльев на мачте, с столбе;
2.Во флоте: способ з зрительной сигна-
Л лизации, спец.
Светофор
однозначное
- фонарь с красными,
зелёными и жёлтыми
стёклами для регули-
рования движения на
улицах, дорогах
Часто строю уроки на создании проблемной ситуации, когда ученик встаёт перед обоснованным выбором, что способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления – развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. В этом случае на помощь приходит приём «найди соответствие». Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.
Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова). Подобных вариантов достаточно много. Вот один из них.
Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:
1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).
- Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)
- Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
- Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
- Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
- Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
- Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
Следующий приём, «Морфологический анализ (ящик)», является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается большим интересом со стороны моих воспитанников, а «учение с увлечением»– всегда здорово.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
А | -медл- | -двиг- | -крик- | -ех- | -уч- | -хорош- | -пуг- | -уклюж- | |
Б | ¬ | ис- | не- | за- | у- | на- | пере- | вс- | без- |
В | ^ | -а- | -ся | -о- | -л- | -н- | -енн- | -нн- | -е- |
Г | -и | -ет | -а | -о | -ит | -ы | -ть |
1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3
( вскрикнет испуганно).
Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.
2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
Способом повторения и обобщения знаний о любом языковом явлении в нетрадиционной форме считаю приём «круги по воде». Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.
сущ. в им.п. сущ. в им.п.
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.
Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает пересечь уроки русского языка и литературы с целью не мимолётного чтения произведения, а его исследования в том случае, когда подбираются примеры из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.
Очень важно, чтобы обучающиеся усваивали ЗУНы преимущественно в форме деятельности, а учитель при этом максимально использовал возможности, знания, интересы самих учеников. В технологии ТРИЗ и РКМ много приёмов, основанных на принципах и деятельности, и обратной связи, позволяющих контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается игра «да – нетка». Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет». Например, на уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. В качестве дополнительного задания предлагаю ребятам отгадать выбранное мной слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:
- В этом слове два слога?(да)
- Это служебная часть речи? (нет)
- Это слово спрягается? (нет)
- Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.
и, ориентируясь на мои ответы, в конце концов находят решение проблемы.
В подготовке обучающихся к выполнению части С ЕГЭ использую приём РКМ «ПОПС-формула»:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.
В процессе применения данных технологий:
- происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Технологии ТРИЗ и РКМ, считаю, такую проверку выдержали.
Литература
Гин Анатолий. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита, 2002.
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества: книга для учащихся. – Курск, 19995.
Ниренберг И. Джеральд. Искусство творческого мышления. – Минск, 1996.
РКМ информационный банк современного учителя. - http://kmspb.narod.ru/posobie/structur.htm
Шрагина Л.И. ТРИЗ – технология «как думать». // http:// trizinfo.by.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...
Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»
Предлагаемый материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...
Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"
В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....
Приёмы развития творческого мышления на уроках русского языка в условиях введения ФГОС
Сообщение по теме...
Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"
Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...