Урок литературы по кейс-технологии «Россия-это мы» в 11 классе .
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Суть этой технологии, чтобы каждый ребенок вложил свою крупицу в кейс урока: собственные мысли, знания, исследовательскую работу (в основном она обязательна). И, конечно, должен быть четкий воспитательный момент и связь урока с современностью. Должна быть вечная проблемная ситуация .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_keys-tehnologii_v_11_klasse_.doc | 870 КБ |
issledovatelskaya_rabota.ppt | 703 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по кейс-технологии «Россия-это мы»
в 11 классе .
Суть этой технологии, чтобы каждый ребенок вложил свою крупицу в кейс урока: собственные мысли, знания, исследовательскую работу (в основном она обязательна). И, конечно, должен быть четкий воспитательный момент и связь урока с современностью. Должна быть вечная проблемная ситуация .
ХОД УРОКА
"Любите Россию. Нет ничего прекрасней нашей России.
Мы это знаем, мы спим на чужбине".
"Русские, любите Россию всегда, какой бы она ни была,
какая есть и какая будет. Только тогда вы - русские'.
Просмотр клипа «Россия»
- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке «Россия - это мы»
- Назовите главное слово в теме.
- У каждого человека существует собственное понимание и отношение к Родине, России. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основание для нашего патриотизма лежит не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Эпиграфами нашего урока я взяла слова из надгробных плит, на которых было начертано: "Любите Россию. Нет ничего прекрасней нашей России. Мы это знаем, мы спим на чужбине". "Русские, любите Россию всегда, какой сна была, какая есть и какая будет. Только тогда вы - русские'.
Тот, кто волею судеб оказался на чужбине, тот не понаслышке знает, что такое тоска по Родине.
Это вечное слово - Россия –
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня.
Не напрасен мой путь, не случаен;
Там - Россия, там - пламя и лед;
Но для мудрых, безумных окраин
Серединная жизнь не дойдет.
Надо сердце иметь не такое,
Надо душу иную иметь,
Надо жить неземною тоскою,
Надо песни нездешние петь.
Глаз не видит, и уши не слышат,
Запечатаны болью уста;
Там - Россия страдает и ищет,
Ищет Божьего Сына - Христа.
- Это своё видение России выразил Владимир Диксон. А какие ассоциации у вас вызывает тема «Россия – это мы»? (ответы вопроса 1 анкеты на слайде)
- Да, разные ассоциации у вас возникли
- На вопрос «Что для вас Россия?» вы ответили:
- Родина
- Отечество
- Просто Россия
- Место, где родился
- Дом
- Страна
- Гостеприимный народ
- Великолепная природа
- Неграмотная власть
Николай Бердяев писал: « Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия – противоречива. Душа России не покрывается никакими доктринами. И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по- своему, и каждый находит в полном противоречии бытии России факты для подтверждения своей веры».
Федор Тютчев утверждал, что
« Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить».
- Своё видение России в своём творчестве поднимал почти каждый писатель. И их тайны мы сейчас попытаемся разгадать.
- Давайте рассмотрим, какой показали Россию писатели 19 века.
(коллаж и устный ответ )
- Давайте посмотрим, поменялось ли видение России в 20 веке и обратимся к писателям этого времени.
(коллаж и устный ответ )
- Какой рисуют Россию писатели-символисты «серебряного века» -
- Валерий Яковлевич Брюсов
- Константин Бальмонт
- Александр Белый
- А какой бы вы её обрисовали в настоящее время?
Составление синквейнов «Современная Россия» - зачитывание
- Да, неодинакова Россия в разное время. Ее каждый видит по - разному и относится к ней по-разному.
-А как вы относитесь к России? Почему?
- Какие проблемы существуют в современной России? - записываю их на доске
- Скажите, а эти проблемы появились только сейчас или они проявлялись и раньше. Свой ответ поясните.
- Скажите, а можем ли мы исправить, искоренить хоть некоторые из этих проблем?
- Зависит ли от нас будущее страны?
-Что вы, молодое поколение 21 века, можете сделать для России, для ее процветания?
- Вы считаете, что в других государствах лучше? Давайте обратимся к писателям – эмигрантам. Что они писали вдали от Родины?
(презентация и устный ответ )
-Посмотрите, все они не просто тосковали по родным местам, они впадали в депрессию, они жили воспоминаниями. Все для них было чужим. Непросто им было жить по чужим незнакомым обычаям, традициям, неродным языком.
- Не все государства в мире являются процветающими и свободными, как наша Россия, встречаются и такие, которую вы увидите в видео-фрагменте .
видео-фрагмент «Задумайтесь»
- Иван Андреевич Крылов четко отобразил эту проблему в своей басне «Пчела и мухи», которую я хочу вам рассказать. (читаю басню Крылова)
Две мухи собрались лететь в чужие краи
И стали подзывать с собой туда Пчелу:
Им насказали попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их, на родине своей,
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего (как людям то нестыдно,
И что они за чудаки!):
Чтоб поживиться им не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от них стеклянны колпаки;
А в хижинах на них злодеи-пауки.
«Путь добрый вам, - Пчела на это отвечала, -
А мне
И на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь к себе сыскала –
От поселян и до вельмож.
Но вы летите, куда хотите!
Везде вам будет счастье то ж:
Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,
Вы ни почтенны, ни любезны.
А рады пауки лишь будут вам
И там».
Кто с пользою Отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишен,
Чужая сторона тому всегда приятна:
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.
- Педагог- гуманист К.Д.Ушинский писал: «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, в ней для нас все родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку. Как мать защищает и бережет она нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная Мать – одна у него и Родина».
- Ребята, скажите, о чем сказал педагог в своем высказывании.
- Как называется любовь к Родине?
- В чем проявляется патриотизм?
видео-фрагмент «Патриотизм: знак вопроса»
- Александр Сергеевич Пушкин писал: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечества или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
- Как вы считаете, кого можно отнести к слову МЫ в нашей теме?
- Взаимосвязаны ли эти слова между собой с лингвистической точки зрения?
Исследовательская работа «Происхождение слов Россия, народ»
- Взаимосвязаны ли эти слова в жизни? Если да, то как?
- Остро сейчас поднимаются проблемы современной России, обсуждаются, разбираются. Вот как прокомментировали нашу тему люди, которые всем нам известны.
видео «Мы есть Россия»
- С кем из них и с чем вы согласны, а кому можете возразить, и в чем?
- Скажите, зависит ли Россия от нас или мы зависим от России?
- Писатель современности Борис Зайцев сказал: « Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, ужасов войн, преступлений - немеркнущее ядро русского духа - Родина. Для русского человека есть Россия, душевное существо, мать, святыня, которой мы поклоняемся и которую никому не уступим».
За что - не знаю я, но каждое дыханье.
Мой каждый помысел, все силы бытия
Тебе посвящены, тебе до издыханья!
Любовь моя и жизнь - твоя, о мать моя!
И чтоб еще хоть раз твой горизонт обширный
мой глаз увидеть мог, твой серый небосвод.
Сосновый бор вдали, сверканье речки мирной,
И нивы скудные, и кроткий твой народ,
За то, чтоб день один мог снова подышать я
Свободою полей и воздухом лесов, -
Я крест готов поднять без стона и проклятья.
Тягчайший из твоих бесчисленных крестов!
В палящий зной, в песке сыпучем по колени,
С котомкой нищего брести глухим путем,
Последним сном заснуть под сломанным плетнем
В жалчайшем из твоих заброшенных селений!..
- Вы видите, что в каждом поколении русского народа приходилось для себя решать вопрос: «Что для меня Россия»?
- И каждый раз убеждаться, что Россия – это мы!!!
продолжение видео «Патриотизм: знак вопроса»
Д/З – написать сочинение- размышление по теме «Россия – это мы»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« РОССИЯ» 1 . От названия реки Рос (в Украине); 2. Русые(рыжие) варяги, заселявшие славянские земли, отсюда появилось название Русь (затем Киевская Русь). В первых источниках было написано Рус, а не Русь. 3. От имени главного славянского бога Род. Род – Всевышний бог, бог дома и равновесия. Слово «Россия» имеет тоже значение, что и «Мессия». * мессия – спаситель, посланник Бога, освободитель человечества народа.
«НАРОД» Обратив внимание на корень –РОД- , можно сделать предположение, что он также происходит от имени бога РОД. Если продолжить следующий ряд слов: НАрост, НАледь, вНАхлест, НАковальня и т.д.,то можно предположить, что слово «народ» образовалось как то, что над родом. Рода образуют народ. Однокоренными словами являются: природа, родители, Родина
РОД( по словарю Ожегова) Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Ряд поколений, происходящих от одного предка; поколение. В систематике: группа, объединяющая близкие виды Постоянное занятие, вид деятельности
Вывод: От имени главного арийского бога Рода. Рода – бог дома и равновесия. Слово «Россия» имеет тоже значение, что и «Мессия». Обратив внимание на корень –РОД- , можно сделать предположение, что он также происходит от имени бога Род. В обоих случаях мы видим одинаковую версию: Таким образом можно сделать вывод, что слова «Россия» и «народ» могут иметь общее происхождение и являться родственными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в проекте "Плейлист для педагога", разработка урока в кейс-технологии
Урок истории, 11 класс...
урок в кейс-технологии
Данный урок является уроком открытия новых знаний и ориентирован на развитие коммуникативных, информационных и творческих способностей учащихся. Шаблон урока предполагает вариативность выбора материал...
Урок в кейс-технологии. Компьютерное путешествие.
Урок разработан для 5-го класса....
Конспект урока в кейс технологии.
Урок в кейс – технологииУчитель: Студенцова Ю.Ю., Золотарева И.В.Класс: 10Тема: “Business trip” Цели урока: - Развитие навыков анализа и критического мышления;- Фор...
Конспект урока.Применение кейс-технологии
Данная разработка может использоваться при подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
Открытый урок с использованием кейс-технологии "Поделки из древесного материала" 5 класс
Материал к открытому уроку с презентацией...
Урок по кейс-технологии на тему: "Февральская революция"
Урок по кейс-технологии (групповая работа)....