Конспект урока.Применение кейс-технологии
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Данная разработка может использоваться при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-tehnologii.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ЧАСТИ С ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ .
…кейс – катализатор, ускоряющий процесс обучения
путем привнесения в него практического опыта.
Эндрю Тоул
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Течение времени не видит никто. Лишь стрелки часов, да школьные звонки, да взрослеющие ученики напоминают об этом.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России появляется новый образ - эффективный, комфортный метод обучения, а вместе с ним всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования.
Кейс-технология является одним из вариантов.
В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ? - спросят те, кто еще не знаком с ней. Я отвечу: Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и требует усвоения определенного комплекса знаний. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Программа основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом этапе работы.
Почему была выбрана именно эта система обучения?
Давайте вспомним возможности учителя русского языка в подготовке к новой форме аттестации: в 10-11 классах в лучшем случае отводится (профильный уровень) – три часа, в худшем случае (базовый уровень) – один час. А бывают еще пропуски уроков по болезни, выпускники (дабы использовать любой шанс) участвуют в различных олимпиадах, открытых тестированиях, спортивных соревнованиях, что не всегда проходит во внеурочное и каникулярное время. Мы все понимаем, что за 40-45 минут в неделю просто невозможно подготовить выпускника к ответственному испытанию – аттестации. Вот почему проблема внедрения кейс-технологии в практику общеобразовательного процесса в настоящее время является весьма актуальной.
Также нужно отметить, что…При постановке любой задачи, любого нововведения, эксперимента учителю необходимо самому выполнить ту работу, которую он хочет предложить ученикам, в результате чего более ясно можно увидеть трудоемкость её выполнения, критерии оценки, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику. Что я и сделала. Сначала сама выполнила все задания ЕГЭ по русскому языку, оказалось, что с первого раза затратила много времени на выполнение каждой части задания, ловила себя на мысли, что у меня возникало желание не раз заглянуть в словарь, справочник, учебник, чтобы подтвердить правильность выбранного решения. А что же тогда выпускники? Хуже всего обстоит дело с подготовкой к части С, так как с такой формой написания сочинения они полностью не знакомы, да и требования к написанию данной работы постоянно корректируются. Вот тогда и решила, что может помочь кейс-технология для краткосрочного обучения, в основу которой положена теория проблемного обучения.
Выбор методики был нелегким, продумывалась форма работы, структура рабочей программы, поскольку разделы в 11 не совсем совпадают с необходимым, конкретным материалом для подготовки к аттестации, нужно было выделить отдельные парные уроки с общей темой «Готовимся к ЕГЭ» для открытия возможности кейсовой технологии.
Собирали кейс постепенно,изучали теоретическую литературу, знакомилась с работами колле в интернете.
Далее В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделила 6 ступеней (и так по каждому пункту плана). Начинали с главного пункта – найти проблему предложенной ситуации в тексте:
1 ступень – введение в задачу: деление на рабочие группы по 5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» ( он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).
3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление «протоколиста» каждой группы с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем.
5 ступень – сравнительный анализ: в рабочей тетради находится предложенный для работы текст (каждой группе разные варианты), выбираются из предложенных формулировок правильный вариант или определяют правильность выбранной кем-то проблемы.
6 ступень – презентация решений: составляется методическое пособие для определение проблемы текста (записываются рабочие материалы в специально заведенные тетради или оформляется страничка сборника «Заветные 23 балла»);
Для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно продолжить работу дома, создали сайт-сообщество в интернете , куда еженедельно выставляем свои готовые кейсы, которые составляют учащиеся уже дома, весь методический материал по подготовке к части С : здесь и перечень часто встречающихся проблем, и Энциклопедия аргументов, и шаблоны для сочинения, т.е. весь материал, который необходим для написания сочинения. И я замечаю, что детям вот эта форма- электронная нравится больше, да и мне легко: открыла страничку, нашла работу ученика, просмотрела, проверила, комментарий написала, оценку поставила…а ,главное, всем этим результатом могут ознакомиться и остальные ученики класса, и в дальнейшем не допускать ошибки одноклассников.
Такие уроки ведутся периодически по всем пунктам плана работы над сочинением – рассуждением, всего, включая зачетные уроки, их получается 15. К концу года у каждого выпускника собирается методическое обеспечение (кейс) в полном объеме .
Плюсы и минусы работы:
Выявились и ограничения на использование кейс-технологии: она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.. Поскольку все эти принципы сохраняются при составлении творческого задания части С, сразу выявились положительные стороны кейс-технологии:
-ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
-предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
-даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
-выпускник может планировать время работы над данной темой;
-к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который он может использовать для повторения и подготовки к аттестации.-каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время.
Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы же все помним слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ./Фрагмент занятия/
Ход занятия.
- Итак, ребята, начинаем очередную нашу работу… группа у нас уже создана,
«ведущий» есть –Анна (она организует обсуждение вопроса), «аналитик» - Айсылу (она подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» - Искандер (он фиксирует все, что относится к позиции группы,печатает в электронном варианте, при этом начинает процесс создание портфолио-кейса, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатели»- Салават и Венера ( они следят за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей);
Ситуация.
Выпускница прошлого года ,Инесса Иванова ,очень серьёзно готовилась к ЕГЭ по всем выбранным предметам, в том числе и по русскому языку: занималась с репетитором, решала примеры тестов самостоятельно и т.д. Особую тревогу у неё вызывала часть С, и она еженедельно писала сочинение на примере разных текстов, собирала и классифицировала возможные аргументы по разным темам. Она планировала получить чуть более 70 баллов. На экзамене в тесте она сделала всего 4 ошибки в части А, а в части В – ни одной. Но за сочинение получила 12 первичных баллов из 23 возможных. Итог – 68 баллов. Почему?
А теперь все ваше внимание на экран:
http://www.toondoo.com/ViewBook.toon?bookid=226839
Итак, « Как можно застраховать себя от такой ситуации?» Погружение в ситуацию. В чём проблема Инессы ? Как мы её можем разрешить на стадии подготовки к экзамену? (Дискуссия)…/По одной теме можно сформулировать в крайней мере 4-5 проблем,…возможно ,Инесса не смогла выбрать ту самую проблему, которая была затронута в тексте… или же проблему выбрала правильно, но прокомментировала ее не так, как нужно было,,, или привела не соответствующие аргументы….Возможно…
/ Нужно по каждой проблеме текстов составить перечень аргументов, читать побольше литературу,,,,/
Выслушав варианты учеников, предлагает задание.
Задание.
Составьте список актуальных тем, которые затрагиваются очень часто в текстах части С ЕГЭ по русскому языку. …10-15 тем запишите, напечатайте…Дополняйте его в течение года новыми, которые вы встретите в процессе подготовки к экзамену./
( Список тем составляется в электронном виде, вывешивается в материалах учебного курса на сайте и постоянно обновляется.)
Приблизительный список тем.
- Природа
- Культура
- Наука
- Человек и общество.
- Человек и история.
- Образование.
- Семья.
- Война
- Любовь
- Дружба
Погружение в ситуацию. В чём проблема Инессы ? Как мы её можем разрешить на стадии подготовки к экзамену? (Дискуссия)…/По одной теме можно сформулировать в крайней мере 4-5 проблем,…возможно ,Инесса не смогла выбрать ту самую проблему, которая была затронута в тексте… или же проблему выбрала правильно, но прокомментировала ее не так, как нужно было,,, или привела не соответствующие аргументы….Возможно…
Настал самый интересный момент – я нашла тот самый текст, который был у выпускницы на экзамене…
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном платке, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет),,,
(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой ,касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит……
(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, , прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву)
Погружение в ситуацию.
Типична ли такая ситуация, возможно ли она вне произведения художественной литературы?
Представьте себя на месте Вадички. Вы модно одеваетесь, находите время ухаживать за собой, принадлежите к группе сверстников, у которых сложились чёткие представления о том, как нужно выглядеть. Вы с друзьями встречаете маму (другого близкого человек), которая немодно одета, выглядит неухоженной, смешно, нелепо.
Опишите свои чувства? Как вы будете реагировать на насмешки и критические замечания приятелей? Объясните свои чувства? Считаете ли вы их правильными, мотивированными?
Если на одной чаше весов внешний вид человека, восприятие его определённой социальной группой, что на другой чаше весов? Любовь, безусловное уважение к матери, благодарность ей, чувство родства? Что должно победить? И т.д.
Задание 2. Выберите одну из тем из нашего списка. Сформулируйте по ней как можно больше проблемных вопросов . / Чтобы облегчить работу я вам раздаю рабочий лист с уже поставленными проблемами, вы должны выбрать тот вариант проблемы, которая более точно определяет проблему текста./
- А теперь докажите, что именно эта проблема является доминирующей в тексте…/… весь текст , каждое второе слово в тексте говорит об отсутствии безусловного почитания и уважения к матери, которая пришла помочь сыну…а вот последнее предложение жирной чертой подчеркивает то, что у этого молодого человека нет души,нет родственных чувств… «Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.»
…Хорошо,ребята, с проблемой определились. Дома же вы : постарайтесь каждый определить и сформулировать позицию автора,
Отберите материал по проблеме, затронутой данной в ситуации в соответствии со следующими разделами:
а) в художественной литературе;
б) в публицистике;
в) в поэзии;
с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.
Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал. И напишите сочинение по предложенному для анализа тексту… Свои работы приносим в электронном виде. Пару работ будем обсуждать все вместе, остальные выставим на сайте ,посмотрите дома. Сегодняшний материал каждый себе скидывает в кейс-портфель,проверю. Спасибо за работу, вы свободны, я вас люблю…
Тема « РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ» | |
Проблемы | Аргументы |
Проблема преобразующей силы родительской любви | |
Проблема материнства | |
Отношение к родителям: отсутствие безусловного почитания и уважения | |
Проблема отцов и детей. |
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы же все помним слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».
Библиографический список
Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М.: Гардарики, 2000.-502с.
Бринкендорф, Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет.- М.: Hippo, 2005.-224с.
Буравой М. Углубленное case study: между позитивом и постмодернизмом. М.Буравой. Рубеж.-1997-№ 10-11.
Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Российский менеджмент. Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту.М.: ГАУ,1997.
Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005.-Выпуск 2. с 169-194.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади. под ред. Г.Н.Прозументовой. - Томск, 2003.
Калачикова, О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. Томск, 2007.
Козина, И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений. И.Козина. Социология: методология, методы, математические модели.-1995.-№5-6.-с.65-90.
Козина, И. Сase study: некоторые методические проблемы. И.Козина. Рубеж.-1997.-№10-11.-с.177-189.
Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с8-11 Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.
Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. Е.И.Михайлова. Маркетинг.-1999.-№1.
Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг.-1999.-№5 с 113-120; №6. с 117-123.
Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2008г.
Обучение менеджменту (конкретные ситуации). Сост. Ширяева И.В., Разина Е.М.-М.: Школа бизнеса. МГУ, 1995.
Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. Под ред. профессора Соломина В.П.-СПб: Питер, 2004.
Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография. Под ред. Г.Н.Прозументовой.-Томск, издательство Томского университета, 2005.
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE-технологий. Л.В.Рейнгольд. Компьютерра.- 2000.-№13-15.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Ю.П.Сурмина-Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Сase study . Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды 11 Всероссийской научно-методической конференции «Образование ХХ1 века: инновационные технологии: диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации», Красноярск, май 2000г.О.Г.Смолянинова.- Красноярск, 2000.
Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.344с. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Применение преобразования целого выражения"
Применение преобразования целого выражения...
Конспект урока "Применение подобия треугольников для решения практических задач"
Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Подобие треугольников". В ходе урока учащиеся расширяют знания о признаках подобия треугольников, определяют области применение подобия треугольников...
Конспект урока. Применение свойств числовых неравенств.
Урок по алгебре на тему "Применение свойств числовых неравенств" и презентация к уроку....
Конспект урока в кейс технологии.
Урок в кейс – технологииУчитель: Студенцова Ю.Ю., Золотарева И.В.Класс: 10Тема: “Business trip” Цели урока: - Развитие навыков анализа и критического мышления;- Фор...
Конспект урока: Применение измерительных и вычислительных навыков на практике
Конспект открытого урока по математике: Применение измерительных и вычислительных навыков на практике...
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
Конспекты с использованием Кейс-технологий
Конспекты с использованием Кейс-технологий...