Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приём «Да-нет» Задание: на доске спроецированы имена существительные с НЕ-. Определить, где НЕ является приставкой, частью корня, отрицательной частицей. - Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.
- Ненастье задержало наш отъезд.
- Не силой борются, а умением.
Форма работы: парная Индивидуальное задание: определить количество букв и звуков в именах существительных. 2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Приём: проблемная ситуация. Задание: Выпишите слова, правописание которых вы можете объяснить, раскройте скобки: (Не)чувствовал, (не)правда, (не)ленись, (не)любит, (не)годовал, (не)знает, (не)счастье. Форма работы: индивидуальная. 3. Этап выявления места и причины затруднений Приём: подводящий диалог. Задание: Что вы знаете о НЕ? Форма работы: коллективная. 4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. Реализация построенного проекта. Приём: эксперимент Задание: заполните таблицу примерами Не с существительными Слитно | Раздельно | Ненастье Недоумение | Он тебе не приятель, а враг. Это не тигр, а лев. | Впереди был неприятель (враг). Его подвела неграмотность (отсутствие грамотности). | Это не тигр. К нам приехал не брат.
|
Составление алгоритма (на доске). Алгоритм написания не с существительными 1.Определи, употребляется ли существительное без не: А) если не употребляется, то пиши слитно; Б) если употребляется, то 2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет: А) если есть противопоставление, пиши раздельно; Б) если нет , то 3) замени существительное синонимом или близким по значению выражением: А) если можно заменить, пиши слитно, б) если нельзя заменить, пиши раздельно. Форма работы: групповая 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Приём: Я беру тебя с собой. Задание: выписать слова, в которых НЕ со словами пишется слитно. (Для слабых обучающихся) Выписать сначала слова с НЕ, где НЕ – приставка, затем те, где НЕ – часть корня. (Для сильных обучающихся) Упражнение спроецировано на экране. Остановиться в (не)решительностИ; (не)брежность в одеждЕ; упрёк в (не)серьёзности; ошибки из-за (не)внимательностИ; (не)аккуратность ученицЫ; (не)победа, а поражение; (не)приветливость в обращениИ; рассказывать (не)былицЫ; (не)приятель, а просто знакомый; (не)примиримость к врагу; оказаться (не)веждой; оставаться (не)учем; чувствовать (не)приязнь; выразить (не)согласие; (не) друг, а враг; Форма работы: дифференцированно-групповая Индивидуальное задание: объяснить написание выделенных орфограмм. Приём: Кто первый? 7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Приём: комментированное списывание упражнения учебника №333 . Форма работы: коллективная Индивидуальное задание: морфологический разбор имени существительного (на глазах3) из упражнения. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Приём: тестирование Тест «Проверь себя» Выбрать вариант ответа для каждого утверждения. 1). Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не. - Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
- Полная (не)лепица.
- Причины (не)успеваемости.
2). Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением. - Прилив (не)нависти.
- (Не)знание предмета.
- Жизнь красна (не)днями, а делами.
3). Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. - Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- Говорить (не)правду некрасиво.
- Говорить (не)правду, а ложь.
4). Не с существительными пишется раздельно. - Учение - красота, а (не)учение - слепота.
- Сила с (не)правдою не уживаются.
- Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Форма работы: индивидуальная 9. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. Параграф 54 (выучить правило в учебнике). Упр.334 (для «слабых» обучающихся – списать, объяснить орфограмму, графически обозначить; для «сильных» - упр.334 и найти любое стихотворение, где встречается данная орфограмма). По желанию: есть еще один пункт в правиле «Не с существительными». Поищите информацию в справочниках или в Интернете. 10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Приём: синквейн (обучающиеся составляют синквейн на темы «Не с существительными», «Я сегодня на уроке», «Моя работа на уроке». |