I. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим! |
|
II. Актуализация знаний.
| 1. Буквенный диктант. Задание: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа. 1. Найдите в предложении существительное женского рода: На темном небе зажглась звезда. 2. Страна – это имя собственное или нарицательное? 3. Найдите в предложении существительное 2 склонения: В моём аквариуме живут золотые рыбки. 4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что? 5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное. Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой. 6. Слова, противоположные по значению. - Какое слово у Вас получилось?
- Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ. - Каково его лексическое значение?
- А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
- Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка — литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
- Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
2.Морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА. 1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?). 2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка. Постоянные морфологические признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) 1 склонение; г) род (?)
| Приводят все факты, всплывающие в памяти об имени существительном. |
III. Постановка проблемы.
| - Можем ли мы определить род у этого слова? - Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду? Например: Моя подруга такая незнайка! -Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока. - Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? | Высказывают предположения на основе наблюдений. Определяют род. Анализируют при сравнении.
Высказывают предположения на основе наблюдений
|
IV. Открытие новых знаний.
| - В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода. - Какая тема нашего урока? - Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие? - ужасная неряха
- ужасный неряха
- Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде. - Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику. - Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. | Обобщают и делают выводы. Формулируют тему урока.
|
V. Закрепление изученного материала.
| 1. Работа с текстом. - Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки. Задание: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род. Ребята, мне нужна ваша помощь! Я уже устала от Незнайки, даже не знаю, что с ним делать. Он стал таким зазнайкой и хвастунишкой. Все жители Цветочного города считают его невежей. А недавно Кнопочка мне сказала, что я стала такая плакса. Думаю, во всём виноват этот несносный коротышка. Ещё хочу поделиться с вами своими планами на будущее: я решила стать преподавателем, чтобы обучить нашего Незнайку хорошим манерам. Вы только представьте: курс лекций по этикету проведет кандидат наук Ромашка. Жду с нетерпением Ваших советов. До скорой встречи. Ваша Ромашка. -Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов? 2. Словарная работа. -Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение? - Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. Невежа – грубый, невоспитанный человек. - Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение? Невежда – малообразованный, малосведущий человек. - Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему? -Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы). -Придумайте предложение с одним из этих слов и запишите в тетрадь. -Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему? 3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 15-151). Обсуждение. - К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка.) 4. Игра «Отгадай слово». - Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь? Задание: Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода. ![Описание: https://urok.1sept.ru/articles/664730/img1.jpg]()
(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.) - Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. 5.Самостоятельная работа со взаимопроверкой. Задание: соединить слова с их лексическим значением. Подлиза | неопрятный, грязный человек. | Обжора | горемычный (несчастный) человек. | Плакса | непоседливый человек (обычно о ребёнке). | Грязнуля | изнеженный человек. | Хитрюга | неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо. | Непоседа | тот, кто подлизывается к кому-нибудь. | Растяпа | тот, кто болтает вздор, пустяки. | Неженка | ненасытный, прожорливый человек. | Горемыка | очень хитрый человек. | Пустомеля | тот, кто много и часто плачет. |
- Поменялись в паре листочками, проверяем ( ставим плюс или минус). - Оцениваем, считаем плюсы, ставим оценку на листочке.
| Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности. Расширяют словарный запас. Отбирают нужную информацию для выполнения практического задания. Излагают свои мысли в устной и письменной форме. Слушают других, корректируют свою точку зрения. Осуществляют взаимный контроль. |
VI. Итог урока.
| - Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока. - Какова была цель урока? Мы ее достигли?
- К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?
Графический диктант. - Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы. Задание: отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ». + 1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей. + 2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи. + 3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску. + 4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде. – 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода. + 6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами. + 7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду. – 8. Слово молодец относится к мужскому роду. + 9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я). + 10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами. - Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь. - Я, надеюсь, что вы будете употреблять в своей речи имена существительные общего рода, но чаще всего только с положительной характеристикой, чтобы не обидеть друг друга.
| Соотносят цели и результаты своей деятельности. |