Методическая разработка доклада Тема: «Народные этикетные традиции - элемент национальной культуры»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnoetiket.doc | 1004.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Общенациональная идея Башкортостана - это действенное стремление к достижению гражданской государственности нашей республики, в которой правовые, экономические, идеологические, национальные интересы государства совпадают с интересами его гражданина. Качества гражданского общества с суверенной гражданственностью определяются качествами его гражданина. Только новое качество гражданина будущего Башкортостана может создать условия обеспечения достатка и благополучия каждого его жителя. «Концепция формирования гражданина нового Башкортостана» (1999) очерчивает основные цели и задачи формирования гражданина нового Башкортостана, общую модель, отражающие его характеристики, одна из которых - национально-культурные, выраженные во владении родным и русским языками, в знании иностранного языка, своей национальной культуры, ее самобытных и благотворных традиций, лежащих в основе глубочайшего уважительного отношения к культурам народов Башкирии, России и стран мира.
В «Концепции развития башкирского национального образования» (1999) определены основополагающие принципы башкирского национального образования, одним из которых является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Важной стороной самосознания личности можно считать усвоение национальной культуры.
В структуре ценностей системы культуры можно выделить две большие области: материальную и духовную, которые взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
В теории исследований имеются работы, в которых рассматриваются вопросы воспитания средствами национальной культуры: материальной и духовной (В.И. Баймурзина, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Сайтов, А.М Изиева, Х.А. Тагирова и др.). В сфере духовной культуры интерес представляет деятельность в сфере нравственности. Мы связываем нравственность с понятием этноэтикет - совокупностью норм общения, вырастающих на данной национальной основе. Этноэтикет, характеризуя специфику общения, направлен на стабилизацию человеческих взаимоотношений. Являясь важным элементом народной педагогики, этноэтикет черпает в ней свое содержание.
В Республике Башкортостан имеются исследования (Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, Ф.Ф. Фатыхова и др.), в которых реализуется этнографическая концепция социальной ориентации подрастающего поколения к жизни и труду, направленной на формирование у обучающихся:
- знания традиционных устойчивых норм поведения;
- представления об этических нормах поведения и общения в процессе труда, взаимоотношениях поколений и досуга;
- нормативной системы этикета.
Культура общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в высших и средних образовательных учреждениях, в процессе самовоспитания.
В теории педагогики имеются исследования, которые в той или иной степени связывают нравственное воспитание обучающихся с воспитанием гуманных чувств, этических представлений (В.Г. Нечаева, А.М. Виноградова, С.А. Козлова и др.) Исследования последних лет в области народной педагогики (Г.Н. Волков, В.И. Баймурзина, К.Ш. Ахияров, Ш.А. Мирзоев и др.) показывают роль народных традиций в современном воспитании. Обращение к вечным духовным ценностям народа в настоящее время приобретает особую актуальность.
В работе дается анализ этикетных традиций башкирского народа как средства воспитания гуманно-ориентированной личности обучающегося. В помощь преподавателю башкирского языка и культуры Башкортостана разработано содержание работы по приобщению обучающихся к народным этикетным традициям как компоненту духовной национальной культуры.
Глава I
НАРОДНЫЕ ЭТИКЕТНЫЕ ТРАДИЦИИ - ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Одним из основополагающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.
В Башкортостане традиция, обычай обозначают словом ЙОЛА, т.е. обычай, совокупность обычаев, система их взаимодействий, нравственных принципов и правовых установок. Когда речь идет об использовании в современном воспитании народных традиций и обычаев йола, имеются в виду те из них, которые характеризуются общечеловеческими идеями, объединяющими людей на гуманистической основе. Йола выделяет обычаи, связанные и с воспитанием детей, т.е. имеет и педагогический аспект.
Воспитание у детей нравственных качеств осуществлялось посредством усвоения ими норм морально-этического кодекса НАМЫС, требований АДАБА, т.е. этикета достойного поведения человека.
За понятием намыс стоит моральный кодекс народов Башкортостана. Намыс - это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций. Намыс учит, прежде всего, соблюдению нравственных гуманистических правил в отношениях между всеми башкирскими народностями. Таким образом, слово «намыс» употребляется в роли термина, названия неписаного, народного морально-этического кодекса, регулирующего нравственные отношения во всех без исключения сферах и ситуациях жизни. Итак,намыс - это комплекс норм поведения в обществе и семье, оформленных в традициях, которые основаны на авторитете общественного мнения. В намысе много места занимает педагогическая сфера, т.е. отношение к детям, забота о них, об их воспитании.
В Башкортостане большое значение придавалось усвоению подрастающим поколением и строгому соблюдению норм адаба. что означает «достойное поведение в жизни». Этот термин многозначен и включает такие понятия, как воспитанность, воспитание, благопристойность, нравственность. Приобщение детей к этикетным традициям является чрезвычайно актуальной социально-педагогической проблемой. Эта тема заслуживает особого внимания в контексте формирования гуманной личности, доброго, справедливого человека.
В своем историческом развитии этикетные традиции прошли длительный путь, сохраняясь при многообразных общественно-экономических изменениях условий жизни. Они как специфический феномен духовной культуры народа испытали на себе и эволюционные, и революционные трансформации.
Окончательно традиции любого народа внедряются благодаря природе народа как хранителя жизни, как установителя порядка во взаимоотношениях внутри этноса и вне его.
Народные традиции принадлежат к такой сфере национальной культуры, которая тесно связана с реальным, конкретным, объективно фиксируемым процессом бытия. Система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Это неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский в своих работах.
Проблеме традиций уделяется внимание в работах, связанных с вопросами этнопедагогики (К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Д.Ж. Валеев, С.А. Мухамедьянов, Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Сайтов, А.М. Изиева и др.)
Исследователи К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина и другие рассматривают народные традиции с точки зрения воспитательного влияния, связывая их с народной педагогикой башкирского народа.
К.Ш. Ахияров отмечал, что «развитие нравственности, ее воспитание самым непосредственным образом связано с правилами, обычаями, традициями народа, которые сложились и применялись в качестве критериев для установления общественной ценности тех или других поступков, тем самым выполняли важную социальную функцию». В своей монографии «Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения» К.Ш. Ахияров, на основе сопоставления изучения фольклорных, этнографических и историко-архивных материалов, выделил то прогрессивное и устаревшее, консервативное, что содержала в прошлом народная педагогика. Результаты его исследований по вопросу этикетных традиций дают возможность использовать эффективные приемы в работе преподавателей, а именно: гостеприимство, уважение к старшим, воспитание ребенка и вообще человека.
И. Баймурзина одним из внутренних и внешних факторов, определяющих уровень развития народной педагогики башкир, считает отношение одного человека к другому - «Кто Я для других?», «Какое место занимают другие в моей жизни?», «Что необходимо мне знать для общения?». Педагогическая ценность такого подхода заключается в формировании определенных норм общения - этноэтикета:
а) «Олоно оло, кесене кесе ит» («Почитай и старшего, и младшего»)
б) «Үҙеңдән ололарға - олатай, бабай, әбей, инәй, апай, ағай; кеселәргә ҡустым, мырзам, һеңлем, туғаным, тип өндәш («К старшему обращайся - дедушка, бабушка, дядя, тетя; к младшему - братишка, сестренка, родимый и т.д.»)
в) «Саҡырған ергә - бар, ҡыуған ерҙән - кит» («Если пригласят - приходи, прогонят - уходи»)
Этноэтикет находит свое отражение в понятиях «добра» и «зла». Древнегреческий миф повествует о божественном происхождении добра и зла: «Два больших сосуда стоят у ворот Зевса. В одном сосуде - дары добра, в другом -зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям» (Кун Н.А)
Добро служит, средством ценностных ориентации. Универсальность добра нашла отражение в произведениях устного поэтического творчества башкирского народа. Ярким критерием является эпос «Урал-батыр»:
... Всегда будет оно жить, сделавшее мир прекрасным, украсившее сущее красотой, имя которому - добро... Добро возносится до масштабов Вселенной. Добро не только вечно, оно присуще всему, что существует. Добро дает миру стойкость и порядок и через нес это делает его прекрасным.
Добро в эпосе «Урал-батыр» - вселенское начало. Вера в творчество добра несомненна.
... Зло добротою сокрушено - никогда не вернется оно. Понял ли ты теперь, что зло будет побеждено добром?..
Понятие добра мы находим и в других жанрах устного поэтического творчества башкирского народа, например, в пословицах:
«Яҡшы эш онотолмай» («Доброе дело не забывается»); «Яҡшы эш ялай, яман эш талай» («Доброе дело ласкает, худое коробит»);
«Изгелек ерҙә ятып юғалмас» («Доброе дело и на земле не пропадет»)
В.И. Баймурзина особое внимание в воспитании народных этикетных традиций отводит устному народному творчеству. Д.Ж. Валеев выделяет несколько заповедей, на основе которых шел процесс нравственного развития башкирского народа. Вот некоторые из них, представляющие интерес для педагогики:
1. В мире существует добро и зло, между которыми идет непрерывная борьба.
2. Заповедь - требование гуманного отношения к живым существам.
3. Моральный феномен - уважение к старшим и почтительное отношение к ним.
В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций.
Знаток чувашской народной педагогики Г.Н. Волков отмечал, что «народ помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности», и выделил наиболее эффективные средства воздействия на личность. Особое внимание он уделял загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средству воздействия на личность ребенка. Основная цель пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка. Г.Н. Волков отмечал, что на традициях держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Интерес представляет этнопедагогическая монография Щ.А. Мирзоева, носящая энциклопедический характер. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали великолепные события, традиции и средства, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт масс, а также методы и приемы воспитания человека. «Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигали перед ребенком, как только он начинал понимать. Под словом «человек» дагестанцы подразумевали носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе и быту. Знание этого кодекса не является привилегией кого-либо - его должен постичь каждый, ибо без знания этих правил невозможно жить в обществе - это первосуть представлений человека о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. Отсутствие в человеке хотя бы одного из этих представлений влекло за собой потерю уважения к нему.
Ш.А. Мирзоев в процессе исследования содержания, форм и методов воспитания детей в народной педагогике установил, что формы и методы народной педагогики являются частью не только традиций и обычаев. Они охватывают и все стороны жизни и деятельности горского труженика. Традиции, которые связаны своими корнями, уходят в далекую древность, так или иначе связаны с укладом семейной жизни народа, с ее бытом. Они, как правило, регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Семья остается важнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей.
Нормы поведения в обществе ребенок постигает в семье. Важнейшее моральное качество, которое прививалось детям - уважение к родителям и старшим. Ребенок - будущая опора семьи. Не случайно, произнося пожелания, люди говорили: «Баландың игелеген күр» («Увидеть добро от своего ребенка»). Башкирская национальная педагогика придавала огромное значение семейному воспитанию. В.И. Баймурзина выделяет основные условия успешного воспитания в семье:
- глубокая любовь и уважение родителей к детям;
- авторитет родителей;
- культ матери;
- семейные традиции;
- благоприятная семейная атмосфера;
- уважительные отношения между отцом и матерью;
- ответственность родителей за воспитание детей;
- знание традиций и обычаев народа.
На наш взгляд обучающихся необходимо знакомить с народными этикетными традициями. Наиболее важными в педагогическом плане мы считаем: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие, обращение, благопожелания. Приобретенные обучающимися традиционные этикетные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, представления о нравственных нормах являются базой, на которой происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения.
Многие исследователи жизни башкир, в том числе Р.Г. Кузеев, Н.В. Бик-булатов, К.Ш. Ахияров и другие, на первое место из народных этикетных традиций по значимости ставят гостеприимство. Гостеприимство как действующая и действенная модель гуманности не является какой-то особенной чертой личности, это и стержневая суть: оно связано и с уважением к старшим, и с приветствиями, и с приветливостью, бдагопожеланиями. Более того, у башкир есть форма гостеприимства, делающая гостей верными, задушевными друзьями, ближайшими родственниками по духу - это куначество. Между прочим, эта традиция имелась почти у всех народов Востока, однако многие потеряли ее.
Народные традиции гостеприимства показывают стремление трудового человека устанавливать со всеми добрые, гуманные отношения, оказывать поддержку и помощь тому, кто в ней нуждается.
Древнейшая из традиций - гостеприимство - связана со всей системой этикетных отношений. Обычай гостеприимства является своего рода школой закрепления и развития у детей этикетных традиций, связанных именно с культурой межличностного общения, с гуманностью взаимных отношений детей, взрослых и стариков.
О гостеприимстве и добродушии башкир восторженно и с теплотой отзывался Л.Н. Толстой, который несколько лет приезжал к башкирам на кумысолечение. В письме к жене он писал: «Принимают нас везде с гостеприимством, которое трудно описать». Черты гостеприимства башкирского народа получили достаточное отражение и в произведениях народного творчества. В фольклорном материале: «Камыр-батыр», «Булат-батыр», «Караса-батыр» - по принятому обычаю старуха угощала слабого проезжего путника тем, чем она располагала. Для гостя - лучшее место у котла, лучший кусок в котле. В прошлом существовал порядок приема гостей:
- встреча у ворот, если на лошади, то первым делом - уход за конем;
- приветливое приглашение войти в дом, помочь помыть руки теплой водой из кувшина;
- посадить гостя на почетное место;
- деликатесы поставить ближе к гостю;
- твой гость - гость всей деревни, гостя приглашают родственники хозяина и устраивают пиршество;
- исполнение всех желаний гостя;
- проводы гостя с преподношением подарков.
В народной педагогике Башкортостана принято очень рано прививать правила гостеприимства! Складывающиеся веками традиции требуют обучения девочек и мальчиков умению принимать гостей. Девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно общаться с гостями, знать этикетные традиции общения со старшими, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке, чистоте дом. В отсутствие отца гостей принимает старший сын, который для этого должен овладеть этикетными обычаями, уметь вести доброжелательную беседу, организовать угощение и т.д.
Одно из национальных традиций - уважение к старшим. Почитание старших включает в себя уважение национального достоинства народа. Для башкир старшее поколение было всегда живой памятью народа. Мудрецы говорили: «Умирает старый - в доме пусто, умирает малый - в сердце пусто». Старцев башкиры считали людьми большого самообладания и мудрости и в трудное время обращались за советами. От стариков веет покоем, добротой, миролюбием, великодушием, благородством, что естественным образом передается подрастающему поколению. Общественная роль старшего поколения в Башкортостане до сих пор велика. По давним традициям ни одно значительное событие в ауле не могло проходить без участия старейшин - самых почетных и уважаемых людей. Старейшин ценят, прежде всего, за то, что они являются самыми надежными хранителями народных традиций, обычаев, нравов, обрядов.
Почитание старших - давний обычай башкир. Он обладает очень большой устойчивостью, так как за ним стоит могущественная сила народных традиций и сила привычки народа. В устном народном творчестве добрый белобородый старик - довольно типичный и распространенный персонаже в сказках «Умный старик и глупый царь», «Кто сильнее?», «Старик и диво», «Золотая капля» и других умудренный житейским опытом, перенесший немало невзгод и лишений старик является умным советчиком, направляющим своей мудростью на правильный путь не только молодых, но и взрослых.
Веками складывались и передавались из поколения в поколение устоявшиеся нормы уважительного отношения к старшему, без преувеличения, до сих пор являющиеся обязательными, «кодексом чести» для молодого джигита. Вот обращение героя башкирского эпоса «Урал-батыр» к народу:
Чтите старшего по годам,
Не пренебрегайте советами его.
Младшего чтите за молодость [его],
Не лишайте совета его.
Этикетные традиции башкир всегда были очень строги, тем не менее, этикетные требования, касающиеся отношения к старшим, до сих пор особенно строги - здесь нет ни уступок, ни поблажек, ни исключения из правил. И не случайно, видимо, обычай уважения и почитания к старшим у башкирского народа считается показателем добропорядочности, мудрости и воспитанности. Существует такое понятие, как эзен, т.е. благовоспитанный. Недаром народ говорит: «Не послушаешь старшего - пожнешь горе», «Будешь почитать старших, тебя будут уважать» и т.д. Эпос «Алдар и Зухра» начинается словами: «В прежние времена отец семейства был почитаем от детей своих, а старики - от юношей».
Уважительное отношение башкир касалось не только стариков и аксакалов, оно проявлялось и в любви к детям и подросткам, в уважении их достоинства. Народная педагогика отмечает, что:
Непослушание старшим - признак невоспитанности, Непризнание младших - признак недобропорядочности. Уважай и цени старших, умей быть старшим для младших. Традиционный семейный этикет строится на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Самым большим уважением в семье пользовались дед и бабушка. Они занимали почетную, гостевую половину дома, не полагалось в их присутствии громко говорить, перебивать их во время разговора, за общей трапезой их сажали на самые почетные места. Почти такое же положение, по обычаю, занимали родители, особенно отец. В свою очередь, и они старались держаться перед малышами, детьми, внуками с большим достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и достоинство в отношениях друг с другом, не посвящая детей в возникающие разногласия. Возрастные роли также соблюдались и между детьми: младшие должны были слушаться старших братьев и сестер, а те, в свою очередь, оберегать их, заботиться о них.
Решающую роль в формировании ребенка играет мать. Мать в жизни ребенка - на первом плане. В случае опасности она готова защищать его, не щадя жизни. Важной ступенью признания великой роли матери является ее обожествление, создание ее культа. Наши предки завещали нам не спорить с матерью, не ослушаться ее. В народе признавалась особенная роль матери в воспитании дочери: «Атай үлһә, ярты йәтим, әсәй үлһә - бигерәк йәтим» («Отец умрет - полусирота, мать умрет - совсем сирота»).
Педагогическая роль отца рассматривалась, скорее, в плане авторитета, нежели в плане его практической деятельности по воспитанию. Отец в воспитании детей представлял собой, скорее, моральный, фактор — защищал, требовал. Главная забота отца - содержать семью не давала возможности больше заниматься семейной педагогикой. Но, несмотря на это, в определенный период за воспитание сына ответственность несет отец. Он принимает участие в воспитании дочери, причем даже в колыбельном возрасте.
В.И. Баймурзина отмечает роль пословиц, песен, в которых выражается сила воспитательного воздействия родителей на своих детей: «Сын подобен отцу, а дочь - матери»; «У доброго дети добрые, у злого - злые»; «По отцу и сыновья»; «Какова мать, такова и дочь», «Умны родители, умны и дети». В формировании и развитии ребенка определенную роль играли бабушки и дедушки. В ряде случаев их роль в воспитании внуков и внучек равнялась роли матери, отца. Дед в воспитании внуков занимал ведущее положение. Например, у Г.Н. Волкова есть такое замечание: «Если у сына какого-нибудь человека родится ребенок, то его берет к себе дед и говорит: «Я имею большее право на его воспитание, чем его отец, пока он не сделается взрослым мужем».
К важнейшим этикетным традициям относятся приветствия и почтительные обращения как конкретные проявления почитания старших и взаимного уважения, которые имеют прямое отношение также и к законам гостеприимства. К особой форме благожелательного обращения относятся и благопожелания.
Одним из самых гуманных способов проявления расположения к человеку, выражения личных симпатий, проявления добрых чувств, создания благоприятных отношений является приветствие. Приветствие ни в коем случае не формальный знак проявления внимания, оно одновременно сопровождается реальной заботой о людях, заинтересованностью в их судьбе, готовностью оказать помощь и поддержку.
Традиция приветствовать друг друга при встрече - это самый древний обычай. В этом обычае отражена самая давняя мечта о мире и дружбе. При встрече принято здороваться не только со знакомыми, но и с любым человеком. Это этикетные правила выработаны веками. Например, характерные обращения башкир:
- Здравствуйте, бабушка! (Һаумы, әбей!)
- Как ваши дела? (Ни хәл?)
Усвоить это прочно и навсегда не так-то просто, поэтому очень важно приучать детей к народным формам приветствия с малолетства.
К приветствию прямо примыкают традиционные этикетные формы обращения. Смысл такого примыкания в том, что все формы обращения непременно характеризуются приветливостью - и в тоне, и в интонации, и в манере, да и в специальных, традиционных словах почтения к старшим, старым, ровесникам, родственникам, гостям, незнакомым. Традиционные этикетные формы обращения прививают детям правильные нормы человеческих отношений, формируя у них доброжелательность, искренность, гуманность.
Башкиры считают, что ребенок с первых дней своей жизни должен знать к кому и как следует обратиться, и поэтому детей с самого раннего возраста следует учить соответствующим формам обращения: к старшим: дедушка, бабушка, тетя, дядя (олатай - дедушка, оләсәй - бабушка, атай, әсәй - отец, мать, ул, ҡыҙ - сын, дочь, ағай - старший брат), к младшим: братишка, сестренка.
Еще одна форма проявления к окружающим искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни - это благопожелания. Эта форма выражения добрых отношений к человеку является как бы синтезом приветствий и обращений, ибо в ней есть обращение и приветствие, уважение и приветливость.
Башкирские благопожелания рассчитаны буквально на все случаи жизни и звучат как призыв к полезной деятельности, трудолюбию, красоте, добру. Например, качая колыбель, напевали благие пожелания: чтобы ноги были крепкими - твердо ходить по земле, чтобы руки были сильными - любую работу прочно делать.
Пожелание хозяевам от гостей, когда прощаются: «Будьте вместе, будьте богаты».
Собственные благопожелания являются самостоятельными шедеврами башкирской народной поэзии и прозы.
В работе с детьми на первый план мы сознательно выдвигаем уважение к старшим. Одновременно мы понимает, что это соответствует и действительному положению вещей, ибо в иерархии духовно-нравственных ценностей на первом месте оказывается именно уважение к старшим, и им определяется многое в этикетных традициях. Более того, в определенном смысле отношение к старшим является как бы универсальной этикетной традицией. В известной мере гостеприимство является производным из традиционного уважения к старшим, ибо в обычаях гостеприимства самыми уважаемыми гостями были всегда старые, старейшины, старики.
Традиции уважения к старшим, приветствия и обращения как проявления этого уважения к истокам, веками сохранявшимися обычаями гостеприимства, представляют собой фундаментальные феномены, определяющие духовное здание этикетных традиций башкирского народа. Речь идет об особом уважении к старым и старшим, о гостеприимстве и традиционных (этикетных) формах приветствия, выражающих и уважение, и почитание, и внимание не только к старшим по возрасту, но и ровесникам. В работе с детьми всемерно культивируются этикетные традиции как носители духовности, доброжелательности, добропорядочности, благородства и великодушия. В то же время нельзя с сожалением и тревогой не заметить, что этикетные традиции прочно и эффективно действуют в среде именно дошкольников и младших школьников; чем старше становится ребенок, тем слабее влияние традиций на его духовную жизнь.
Раннее начало воспитания - особенность педагогики любого народа, в том числе, конечно, и приучение с ранних лет детей к народным этикетным традициям.
Глава II
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДНЫХ ЭТИКЕТНЫХ ТРАДИЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НПО
Работа по приобщению обучающихся к народным и этикетным традициям проводится на уроках башкирского языка в контексте тем «Моя семья», “Народные праздники”, “Национальные праздники”, “Этикет речи”, “Моя малая родина”, “Человек и его характер”, “Национальные блюда”, “Народное творчество”, “Сказки”, “Легенды и кубаиры”
Основные понятия: семья - семейство, семейный круг, семейные, домашние, домочадцы; группа живущих родственников.
Уважение - почитание, почтение, почтительность, уважительность, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
Благопожелание - пожелание, воля высказывать какие-то пожелания.
Гостеприимство - гостеприимность, радушие, хлебосольство, радушие к гостям
Основные представления, умения, навыки. Семья - самый родной и близкий круг людей. Хранительница очага - мать, отец - глава семьи. Мальчик в семье - это будущий мужчина. Мальчику расти смелым, мужественным, сильным, умелым, мудрым. Девочка - будущая мать. В девочке с детства воспитывать способность к ласке, заботливость, нежность, бережливость, послушание.
Знать традиции башкирской семьи: уважение к родителям, к старшим членам семьи.
Знать народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:
- когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят в порядке старшинства, а молодые стоят или сидят отдельно;
- за столом первым принимает пищу старший;
- при встрече на улице старшего, младший почтительно здоровается с ним;
- младшие должны открывать дверь и придерживать ее, когда входит старший;
- старший помогает разобраться младшему в сложных ситуациях, советует ему как поступить.
Прививать правила этикетного обращения к старшим, взрослым, сверстникам: к старшему обращаться: дедушка, бабушка, дядя, тетя; к младшему - братишка, сестренка.
Знать характерные обращения башкир и уметь ими пользоваться: Здравствуй, бабушка! (Һаумы, инәй!), Как ваши дела? (Ни хәл?).
Знать, что благопожелание - внимание к окружающим, пожелание удач, счастья, всяческих благ в жизни. Эта форма выражения добрых отношений
Гостеприимство - главная черта башкирского народа. «Гость - благо дома». «Кто не оказал почет гостю, у того поле не заколосится». «Гость – счастье дома».
Знать народные обычаи гостеприимства:
- в отсутствие отца гостей принимают старшие сыновья;
- гостю еды можешь не дать, а встречай душевно;
- девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно обращаться с гостями, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке кунацкую;
- когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если в дом придет запоздалый гость.
Знать правила гостеприимства:
- увидев гостя, хозяин выходит ему навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать, к добру будет ваш приезд»;
- гостю помогают снять одежду;
- вошедшие гости здороваются с хозяевами пожиманием обеих рук;
- гостя приглашают в кунацкую и сажают на почетное место;
- чем старше гость, тем он почетнее;
- гостя спрашивают о здоровье;
- хозяин наделяет гостей припасами на дорогу.
Уметь на практике пользоваться правилами гостеприимства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в семье любви и верности к ценностям и традициям русской национальной культуры
Выступление на родительском собрании. Цель: воспитание нравственных ценностей....
Проект по теме: "Народные промыслы. Традиции и современное развитие"
Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализаци...
Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от сам...
Методическая разработка по обществознанию. "Мораль как элемент духовной культуры".
Материал методической разработки расчитан на студентов 1 курса СПО и может быть использован на уроках по обществознанию....
Районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий» "Возрождение традиционных Забайкальских десертов как элемента национальной культуры"
Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве много лет назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьт...
Методическая разработка "Тема народного единства в Смутное время 17 века."
Методическая разработка открытого урока ко Дню народного единства...
Народные спортивные игры как элемент национальной культуры. «Осетинские спортивные игры»
Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной тр...
Комментарии
Полезная информация
Национальная культура интересна и познавательна. Не зная своей культуры, нельзя быть патриотом