Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету русский язык 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету русский язык 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_russkiy_5kl.docx | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013г.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
- учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2017г.
Изучение русского языка в 5 классе имеет целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
- формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование);
- метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).
2.Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 5 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Программа по русскому языку в 5 классе включает следующие разделы:
1. Звуки и буквы. Текст.
2. Предложение. Текст.
3. Слово. Текст.
4. Повторение.
5. Связная речь.
В области фонетики в 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Раздел «Звуки и буквы. Текст» направлен на повторение материала. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
В области морфологии, изучая раздел «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, признак, действие. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение». В 5 классе особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) пятиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит идея ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
У учащихся 5-х классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для
большего приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет «Русский язык». На изучение данного предмета в учебном плане в 5классе отводится 4 часа в неделю (34 учебных недели).
В учебном году на курс русского языка отводится 136 часов.
Итого за год:
вI четверти - во II четверти - в II четверти - в IV четверти –
4.Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
- формирование интереса к изучению русского языка;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- овладение основами грамотного письма;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (55 – 60 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 6 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов (Приложение 1). По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
В процессе изучения данного предмета у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Усвоение элементов письма и развития речи осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
В программе по письму и развитию речи выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст»
Тема 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Установление несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с орфографическим словарем
Тема 2. Мягкие и твердые согласные перед и, е, ю, я
Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Тема 3. Мягкий знак
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Тема 4. Различение текста и не текста
Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.
Тема 5. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Тема 5. Ударные и безударные гласные
Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Тема 6. Определение темы текста
Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Раздел 2. «Предложение. Текст»
Тема 1. Отличие предложения от текста
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).
Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте.
Тема 2. Предложение как единица речи
Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Связь слов в предложении.
Тема 3. Главные и второстепенные члены предложения.
Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что делал? что сделает?) Выделение в предложении главных членов и второстепенных членов предложения
Раздел 3. «Слово. Текст»
Состав слова
Тема 1. Корень и однокоренные слова
Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.
Тема 2. Окончание
Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Тема 3. Приставка
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками.
Тема 4. Суффикс
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.).
Тема 5. Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Тема 6. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Тема 7. Непроверяемые написания в корне слова
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Части речи
Тема 1. Названия предметов, действий, признаков
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 2. Понятие о частях речи.
Существительное. Глагол. Прилагательное.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и значениям. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 3. Имя существительное. Значение существительных в речи.
Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Тема 4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью вопросов «кто это?», «что это?».
Тема 5. Имена существительные собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания имен собственных. Правописание имен собственных.
Тема 6. Текст. Тема и основная мысль в тексте
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Тема 7. Изменение имен существительных по числам
Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.
Тема 8. Род существительных
Понятие «рода». Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение существительных по родам.
Тема 9. Существительное. Закрепление знаний
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменение существительных по числам. Различение существительных по родам.
Тема 10. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи
Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям
Тема 11. Изменение прилагательных по родам
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
Тема 12. Глагол. Значение глагола в речи
Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Тема 13. Изменение глаголов по временам
Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.
Тема 14. Текст. Отбор примеров и фактов
для подтверждения основной мысли
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Тема 15. Глагол. Закрепление знаний.
Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Тема 1. Главные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам.
Тема 2. Нераспространенное и распространенное предложения
Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Тема 3. Однородные члены предложения
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложений однородными членами.
Тема 4. Интонация предложений
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Тема 5. Составление диалогов
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Тема 6. Структура текста
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Раздел 5. «Повторение»
Тема 1. Состав слова
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение слов по алфавиту.
Тема 2. Имя существительное
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение).
Тема 3. Имя прилагательное
Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными.
Род прилагательных.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета
Тема 4. Глагол
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам.
Тема 5. Предложение
Смысловая и интонационная законченность предложения Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Тема 6. Текст
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в тексте.
Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом.
Раздел 6. «Связная речь»
Тема 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Тема 3. Изложение текста по плану и опорным словам
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 4. Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Тема 5. Изложение текста, воспринятого на слух
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 6. Свободный диктант
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
Тема 7. Изложение текста,
воспринятого на слух по плану, опорным словам
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Тема 8, 9. Составление текста письма
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
Словарные слова, изучаемые в 5 классе
Адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
6.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
(1 вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью)
№ п/п | Программный материал | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов | дата |
I | Звуки и буквы. Текст | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма»; - устанавливать соответствие между количеством гласных и слогов; - делить слова на слоги; - образовывать новые слова; - различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные на слух; - обозначать мягкость согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и; - писать слова с разделительным мягким знаком; - ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные; - подбирать проверочные слова; - различать текст и несколько отдельных предложений; - читать текст; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - выделять основную мысль текста; - делить текст на части; - списывать текст; - записывать под диктовку слова и предложения. - составлять рассказ по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений; - использовать средства связи между ними - озаглавливать рассказ; - коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых); - запомнить и уметь перечислить все адресные данные; - тренироваться в записи адресов. коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста; - озаглавливать текст в связи с выделенной темой; - записывать текст на доске и в тетрадях. - - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»; - оперировать терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «восклицательное предложение»; - устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов; - определять границы предложений; - находить главные и второстепенные члены предложения; - распространять предложения; - определять вид предложения по интонации на слух и в произношении; - устанавливать последовательность предложений в тексте; - читать текст; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - выделять основную мысль текста; - делить текст на части, предложения; - списывать текст; - записывать под диктовку слова, предложения, текст; - перечислить все адресные данные; - уметь располагать все адресные данные в нужной последовательности. | 15 | |
1 | Повторение. Звуки и буквы. Текст. | 1 | ||
2 | Гласные и согласные. Алфавит | 1 | ||
3 | Несовпадение звука и буквы в слове | 1 | ||
4 | Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ю, Я | 1 | ||
5 | Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | 1 | ||
6 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) | 1 | ||
7 | Текст. Различение текста и не текста | 1 | ||
8 | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова | 1 | ||
9 | Ударные и безударные гласные в слове. | 1 | ||
10-11 | Проверка безударных гласных в слове | 2 | ||
12 | Текст. Определение темы текста. Заголовок | 1 | ||
13 | Звуки и буквы. Закрепление знаний | 1 | ||
14 | Деловое письмо. Адрес | 1 | ||
15 | Коллективное составление рассказа по серии картинок | 1 | ||
II | Предложение. Текст. | 16 | ||
16 | Выражение в предложении законченной мысли. | 1 | ||
17 | Распространение предложений | 1 | ||
18 | Порядок слов в предложении. | 1 | ||
19 | Связь слов в предложении | 1 | ||
20 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | ||
21 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | ||
22 | Второстепенные члены предложения | 1 | ||
23 | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. | 1 | ||
24 | Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. | 1 | ||
25 | Вопросительные предложения | 1 | ||
26 | Восклицательные предложения | 1 | ||
27 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | ||
28 | Контрольный диктант по теме: «Предложение. Текст». | 1 | ||
29-30 | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||
31 | Деловое письмо. Адрес | 1 | ||
III | Слово. Текст | |||
3.1 | Состав слова | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», «состав слова», «часть слова»; - подбирать однокоренные слова; - составлять предложения с однокоренными словами; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний; - подбирать проверочные слова; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне; - разбирать слова по составу; - читать текст; - выделять основную мысль текста; - выбирать заголовок; - списывать текст; - записывать под диктовку слова, предложения, текст. | 32 | |
32 | Корень и однокоренные слова | 1 | ||
33-34 | Общее и различия в значении однокоренных слов | 2 | ||
35 | Включение однокоренных слов в предложения | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», «состав слова», «часть слова»; - подбирать однокоренные слова; - составлять предложения с однокоренными словами; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний; - подбирать проверочные слова; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне; - разбирать слова по составу; - читать текст; - выделять основную мысль текста; - выбирать заголовок; - списывать текст; - записывать под диктовку слова, предложения, текст. -писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. - определять последовательность предложений; - составлять план текста; - определять основную мысль текста; - озаглавливать текст с отражением его темы; - коллективно записывать каждое предложение с опорой на план. | 1 | |
36 | Окончание – изменяемая часть слова | 1 | ||
1 | ||||
37 | Установление связи между словами с помощью окончания | |||
38 | Приставка как часть слова | 1 | ||
39 | Изменение значения слова в зависимости от приставки | 1 | ||
40 | Приставка и предлог | 1 | ||
41 | Суффикс как часть слова | 1 | ||
42 | Изменение значения слова в зависимости от суффикса | 1 | ||
43-44 | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 2 | ||
45 | Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. | 1 | ||
46 | Слово – корень с ударной гласной | 1 | ||
47 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | ||
48-49 | Проверка безударных гласных в корне слова | 2 | ||
50 | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне | 1 | ||
51 | Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. | 1 | ||
52 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов | 1 | ||
53 -54 | Проверяемые гласные и согласные в корне | 2 | ||
55 | Непроверяемые написания в корне. | 1 | ||
56 – 57 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 2 | ||
58 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова». | 1 | ||
59 | Написание корня в группе однокоренных слов. | 1 | ||
60-61 | Состав слова. Закрепление знаний | 2 | ||
62 | Деловое письмо. Поздравление. | 1 | ||
63 | Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану. | 1 | ||
3.2 | Части речи. Текст | 8 | ||
64 | Названия предметов, действий, признаков | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «часть речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; - различать части речи по вопросам и значению; - читать предложения; - записывать предложения; - определять к какой части речи относятся слова в предложении. | 1 | |
65 | Понятие о частях речи. Существительное. | 1 | ||
66 | Глагол | 1 | ||
67 | Прилагательное | 1 | ||
68-69 | Различение частей речи по вопросам и значениям | 2 | ||
70-71 | Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Закрепление знаний | 2 | ||
3.2 | Части речи. Текст Имя существительное. | 21 | ||
72 | Значение существительных в речи | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, 1словаре; - оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»; - определять грамматические признаки имен существительных; - изменять имена существительные по числам, по падежам; - ставить имена существительные в начальную форму; - определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст диктанта; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 1 | |
73-74 | Одушевленные и неодушевленные существительные | 2 | ||
75-76 | Собственные и нарицательные существительные | 2 | ||
77 | Правописание имен собственных | 1 | ||
78 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 | ||
79 | Понятие о единственном и множественном числе существительных | 1 | ||
80 | Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||
81 | Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе. | 1 | ||
82 | Род существительных. Знакомство с понятием рода | 1 | ||
83 | Существительные мужского рода | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»; - определять грамматические признаки имен существительных; - изменять имена существительные по числам, по падежам; - ставить имена существительные в начальную форму; - определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст диктанта; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. - тренироваться в написании поздравлений; - опираться на схемы частей поздравления. - коллективно излагать текст, воспринятого на слух; - составлять план текста; - записывать текст на доске и в тетрадях. | 1 | |
84 | Существительные мужского рода. Закрепление. | 1 | ||
85 | Существительные женского рода | 1 | ||
86 | Существительные женского рода. Закрепление. | 1 | ||
87 | Существительные среднего рода | 1 | ||
88 | Существительные среднего рода. Закрепление. | 1 | ||
89 | Различие существительных по родам | 1 | ||
90 | Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | 1 | ||
91 | Деловое письмо. Поздравление. | 1 | ||
92 | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. | 1 | ||
Имя прилагательное | 13 | |||
93 | Значение прилагательных в речи. | 1 | ||
94 | Различение признаков, обозначаемых прилагательных | 1 | ||
95 | Контрольный диктант по теме: «Прилагательное» | 1 | ||
96 | Зависимость рода прилагательных от рода существительных | 1 | ||
97 | Окончания прилагательных мужского рода | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст диктанта; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 1 | |
98 | Окончания прилагательных мужского рода. Закрепление. | 1 | ||
99 | Окончания прилагательных женского рода | 1 | ||
100 | Окончания прилагательных женского рода. Закрепление. | 1 | ||
101 | Окончания прилагательных среднего рода | 1 | ||
102 | Окончания прилагательных среднего рода. Закрепление. | 1 | ||
103 | Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 1 | ||
104 | Прилагательное. Закрепление знаний | 1 | ||
105 | Деловое письмо. Записка | 1 | ||
Глагол. | 12 | |||
106 | Значение глагола в речи | 1 | ||
107 | Различение действий, обозначаемых глаголами | 1 | ||
108 | Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов | 1 | ||
109 | Прошедшее время глаголов | 1 | ||
110 | Будущее время глаголов. | - научиться правильно выделять в записке три части; - тренироваться в записи недостающих частей разных записок. | 1 | |
111-112 | Различение глаголов по временам | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «глагол», «время глагола»; - различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам; - изменять глаголы по временам; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - задавать вопросы к глаголам; - различать глаголы по значению; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку; - составлять текст письма к родственникам (друзьям); - анализировать структуру письма; - отбор содержания и речевых средств для основной части письма; - коллективная запись на доске и в тетрадях. | 2 | |
113 | Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли | 1 | ||
114-115 | Глагол. Закрепление знаний | 2 | ||
116-117 | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам | 2 | ||
IV | Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения | 11 | ||
118 | Главные члены предложения | 1 | ||
119 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое | 1 | ||
120 | Второстепенные члены предложения | 1 | ||
121 | Постановка вопросов от главных членов предложений к второстепенным членам | 1 | ||
122 | Различение нераспространенных и распространенных предложений | 1 | ||
123 | Распространение предложений | 1 | ||
124 | Знакомство с однородными членами предложения | 1 | ||
125 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | ||
126 | Дополнение предложения однородными членами | 1 | ||
127 | Контрольный диктант | 1 | ||
128 | Деловое письмо. Записка. | - познакомиться с разными по тематике записками; - выделять в записке три части; - тренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них. | 1 | |
V | Повторение | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - подбирать однокоренные слова; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - изменять форму слова при помощи изменения окончаний; - подбирать проверочные слова; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне; - разбирать слова по составу; - определять род имен существительных, прилагательных; - определять время глагола; - находить главные и второстепенные члены предложения; - распространять предложения; - дополнять предложения однородными членами предложения; - распространять предложения; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. - составлять текст письма к родственникам (друзьям); - анализировать структуру письма; - отбирать содержание и речевые средства для основной части письма; - коллективно записывать на доске и в тетрадях. | 8 | |
129 | Состав слова | 1 | ||
130 | Существительное | 1 | ||
131 | Прилагательное | 1 | ||
132 | Глагол | 1 | ||
133 | Предложение | 1 | ||
134 | Текст | 1 | ||
135-136 | Деловое письмо. | 2 | ||
7.Методическое обеспечение программы.
Учебная литература
- учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2017г.
- рабочая тетрадь «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В. Коршунова.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Глагол» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Научно-методическая литература
- Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: (Методические рекомендации)/ Авт.-сост. Б.В.Белявский, Г.С.Купцова. – М., 2013.
- «Практическая грамматика на уроках русского языка» (учебно-методическое пособие в 2-х частях)
- Зикеев, А.Г.. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г.. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2004.
- Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://skillopedia.ru/
- http://www.videouroki.net/
- Литература для учащихся
- учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская и Н.Г.Галунчикова
- рабочая тетрадь «Русский язык» Н.Г.Галунчикова и Э.В.Якубовская
- школьный орфографический словарь
- Савельева, Л.В., Офицерова, Е.А.. Грамматико-орфографический словарь: Справочное пособие для начальной школы. – СПб.: Виктория плюс, 2011
- Алабугина, Ю.В.. Орфографический словарь русского языка для школьников. –М.:АСТ: Астрель,2010.
- Михайлова, О.А.. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. - М.: АСТ: Астрель,2010.
Материально-техническое обеспечение
- Демонстрационные и печатные пособия
-Магнитная доска
-Толковый словарь Ожегова
-Орфографический словарь
- Репродукции картин русской живописи для развития речи
- Демонстрационные карточки со словарными словами
- Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка
- Демонстрационные таблицы по всем разделам курса русского языка
-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- Демонстрационная таблица "Алфавит"
- Портреты русских писателей
- Технические средства обучения
- МоноблокintelPentium
- Мультимедийный проектор
- Ноутбук
Приложение 1
Мониторинговая карта фиксации достижения предметных результатов обучения по предмету «Русский язык»
в 5 классе 2021 -2022 учебный год
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по чтению уч-ся 5 класса за2021-2022 уч.год
ФИ | Предметные результаты | ||||||||||
Списывает текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам; | Пишет под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм | Делит текст на предложения | Выделяет главные и второстепенные члены предложения | Участвует в обсуждении темы и идеи текста; | Подбирает однокоренные слова и разбирает слова по составу | Проверяет безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя); | Доказывает принадлежность слов к определённым частям речи | Учится пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя. | Баллы | уровень | |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. |
Диагностический инструментарий
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за I четверть
Поздняя осень.
Наступила поздняя осень. Весь день дует холодный ветер. Небо потемнело. На улицах грязь и лужи. Поля опустели. С деревьев опали листья и устлали все дорожки. Молчаливый лес ждёт зимы.
Вот замелькали снежинки. Приходи, зима, скорей!
(35 слов) Слова для справок: Устлали.
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за II четверть:
Скоро зима.
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло.
(По А. Тамбиеву)
(34 слова) Слова для справок: Зябко, пташки.
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за III четверть:
Ёжик
Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только лёгкий ветерок шелестит листьями деревьев. Мальчики начали искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ёжика в шапку и унесли домой.
(37 слов) Слова для справок: шелестит, начали, сучья.
Итоговая работа для учащихся 5 класса по русскому языку за год четверть:
Через речку.
Настя и Таня пошли утром в лес за грибами. На пути у них была речка. Таня была маленькая. Катя сняла чулки. Она взяла Таню к себе на спину. Так они перешли на другую сторону речки.
(35 слов)
Слова для справок: шелестит, сучья, речка.
- Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
- Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Материально-техническое обеспечение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс
Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авто...
Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...
Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...
Рабочая программа по информатике 2016 - 2017 учебный год 10 класс
Рабочая программа по информатике 10 класс...