Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Программа включает:
пояснительную записку;
содержание программы
технологию организации учебного процесса
формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки
требования к результатам освоения элективного курса;
список литературы
электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku_kosterinoy_n.a.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа включает:
пояснительную записку;
содержание программы
технологию организации учебного процесса
формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки
требования к результатам освоения элективного курса;
список литературы
электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы
Цели элективного курса:
гуманитарное развитие учащихся
развитие творческих способностей личности
овладение учащимися свободной письменной речью
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
самостоятельная работа;
работа в группах, парах
индивидуальная работа
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности
Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях
Содержание программы
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлени
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
Заключительная часть сочинения
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил
Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивани
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991
Приложения
Приложение 1. Тематическое планирование элективного курса:
№ | Темы уроков | Вид урок |
1 | Композиция сочинения - рассуждени | Лекци |
2 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност |
3-5 | Тема и проблема текста. Как определить проблему | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност |
6 | Как прокомментировать проблему. Виды комментари | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност |
7 | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност |
8 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблем | Практику |
9 | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументо | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност |
10 | Финал сочинени | Практику |
11-12. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стил | Комплексное применение знани |
13-14 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил | Комплексное применение знани |
15-16. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил | Комплексное применение знани |
17-18 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | Презентация, рецензирование, экспертная оценка |
Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2007-2008
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 | |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 2 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
допущена 1 ошибка | 1 | |
допущено более 1 ошибки | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм | |
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм | |
допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2 – 3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение этических норм | |
этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К 11 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение
Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русско...
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельн...
Программа элективного курса "Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...