Программа факультатива "Сочинение как жанр и вид задания повышенной сложности по русскому языку на ЕГЭ". 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
по русскому языку
11 а класс
(среднее общее образование)
Количество часов: 35
Составитель: Шевченко Н.П..,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
2017-2018 г.г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. Планируемые результаты освоения факультативного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Цель факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения
Задачи курса:
- познакомить учащихся со структурными компонентами экзаменационного сочинения-рассуждения, технологией его написания;
- систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых), функциональных стилях, типах речи;
- способствовать совершенствованию навыков редактирования собственного текста;
- совершенствовать практическую грамотность учащихся;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- способствовать формированию у учащихся культуры устной и письменной речи;
- психологически подготовить учащихся к процедуре ЕГЭ.
Программа факультативного курса рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 11 классов, сдающих ЕГЭ по русскому языку.
Основные формы организации занятий.
В основе обучения – органичное сочетание теоретической и практической форм работы с учащимися:
- занятие-лекция с элементами проблемного диалога (исследования);
- практические занятия (анализ текстов различных стилей и типов, рецензирование сочинений-образцов, написание и редактирование сочинений-рассуждений);
- самостоятельная работа с учебной, справочной, художественной литературой;
- индивидуальные консультации.
Формы контроля:
практическая работа
самостоятельная работа
тестирование
анализ текста
редактирование текстов-образцов
творческая работа (сочинение)
Планируемые результаты изучения курса:
Предметные результаты
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
Работать над расширением словарного запаса.
Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
Метапредметные:
Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Программа факультатива предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Учащиеся, изучившие курс, должны
знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста ;
– структуру и компоненты экзаменационного сочинения-рассуждения;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
– нормы литературного языка (речевые и языковые), типологические особенности функциональных стилей, типов речи;
уметь:
– понимать и интерпретировать содержание прочитанного текста;
– формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
– выявлять авторскую позицию и грамотно ее формулировать;
– выражать и грамотно аргументировать собственное мнение по заявленной проблеме;
– структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
– последовательно и логично излагать мысли, используя разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
– совершенствовать и редактировать текст, находить содержательные, речевые, языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
– оформлять собственное высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
использовать приобретенные знания и умения
– дляадекватного и компетентного оценивания той или иной языковой ситуации;
– для успешного выполнения задания части С на ЕГЭ, в том числе по другим предметам (написание эссе по обществознанию, истории);
– в последующей учебной и профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты
Структура и содержание факультатива предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания сочинения – рассуждения. ( Определение проблемы, авторской позиции, аргументации по проблеме, собственной позиции по заявленной проблеме).
3.Содержаниефакультативного курса«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Текст (6 ч) | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | Лекция+презентация с элементами практической и исследовательской деятельности | |
Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | 1 | практикум | Составление текста по теме | |
Выделение микротем в тексте | 1 | практикум | Составление таблицы | |
Лексические средства организации текста | 1 | практикум | Составление таблицы | |
Морфологические средства организации текста | 1 | практикум | Составление таблицы | |
Синтаксические средства организации текста | 1 | семинар | Творческие работы учащихся | |
Стили и типы речи(4ч) | Стили речи | 2 | практикум | Работа с текстами |
Типы речи | 2 | практикум | Работа с текстами художественных произведений | |
Изобразительно-выразительные средства языка (7ч) | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | 1 | Презентация +практикум | Составление опорного конспекта. |
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 1 | семинар | Работа с текстами | |
Специальные средства выразительности | 1 | Презентация+Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Составление опорного конспекта | |
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм | 2 | мастерская | Работа с текстами художественных произведений | |
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | 2 | мастерская | Работа с текстами художественных произведений | |
Сочинение-рассуждение (18ч) | Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) | 1 | Видео +лекция | Составление таблицы «Композиционные части сочинения-рассуждения» |
Проблемы текста. Формулировка основной проблемы исходного текста. Вступление | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Составление таблиц «Виды проблем»,«Виды вступлений » Создание текстов | |
Комментарий текста. Комментируем основную проблему текста. | 2 | практикум | Создание текстов | |
Позиция автора. Способы выражения авторской позиции | 2 | практикум | Творческие работы учащихся | |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции | 2 | практикум | Творческие работы учащихся | |
Типы аргументации в изложении собственной позиции. Аргументы из художественной и научной литературы. Аргументы из жизни. Оформление аргументов в сочинении Заключение | 4 | Семинар, практикум | Творческие работы учащихся | |
Экспертная оценка сочинения. Критерии при проверке сочинения. | 1 | Игра «Редактор» | Творческие работы учащихся | |
Написание сочинения по предложенному тексту | 3 | практикум | Творческие работы учащихся |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
П/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | 1неделя | |
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | 1 | 2 неделя | |
3 | Выделение микротем в тексте | 1 | 3 неделя | |
4 | Лексические средства организации текста | 1 | 4 неделя | |
5 | Морфологические средства организации текста | 1 | 5 неделя | |
6 | Синтаксические средства организации текста | 1 | 6 неделя | |
7 | Стили речи. | 1 | 7 неделя | |
8 | Разновидности стилей | 1 | 8 неделя | |
9 | Типы речи. | 1 | 9 неделя | |
10 | Отличительные признаки типов речи | 1 | 10 неделя | |
11 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | 1 | 11 неделя | |
12 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 1 | 12 неделя | |
13 | Специальные средства выразительности | 1 | 13 неделя | |
14 | Многозначные слова. Переносное значение слова. | 1 | 14 неделя | |
15 | Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм | 1 | 15неделя | |
16 | Синонимы. Контекстные синонимы | 1 | 16неделя | |
17 | Антонимы. Контекстные антонимы | 1 | 17неделя | |
18 | Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) | 1 | 18неделя | |
19 | Проблемы текста. | 1 | 19неделя | |
20 | Формулировка основной проблемы исходного текста. | 1 | 20неделя | |
21 | Вступление | 1 | 21неделя | |
22 | Комментарий текста. | 1 | 22неделя | |
23 | Комментируем основную проблему текста. | 1 | 23неделя | |
24 | Позиция автора. | 1 | 24неделя | |
25 | Способы выражения авторской позиции | 1 | 25неделя | |
26 | Языковой анализ текста | 1 | 26неделя | |
27 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции | 1 | 27неделя | |
28 | Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 1 | 28неделя | |
29 | Аргументы из художественной и научной литературы | 1 | 29неделя | |
30 | Аргументы из жизни. | 1 | 30 неделя | |
31 | Оформление аргументов в сочинении Заключение | 1 | 31 неделя | |
32 | Экспертная оценка сочинения. Критерии при проверке сочинения. | 1 | 32 неделя | |
33-35 | Написание сочинения по предложенному тексту | 3 | 33-35 неделя | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...

Презентация Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка в 5 классе
Презентация "КОЗ на уроках русского языка"...

Использование творческих заданий на уроках русского языка в 5 классе при изучении раздела "Синтаксис".
Вданной статье рассматривается использование творческих заданий, как средство изучения синтаксиса в пятом классе....
Статья "Использование системы риторических заданий на уроках русского языка в 5 классе"
Статья "Использование системы риторических заданий на уроках русского языка в 5 классе"...
Рабочая программа по элективному предмету "Жанры деловой и письменной речи" по русскому языку в 11 классе.
В жизни современного человека большое место занимают деловые бумаги. Составляя их самостоятельно или внося конкретные сведения о себе в соответствующие бланки, человек демонстрирует уровень своего инт...

Практические задания к уроку русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Практические задания к уроку русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" включают в себя упражнения и тест....