Конспект урока по методике Эльконина-Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Правописание букв з/с на конце приставок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_po_sisteme_elkonina-davydova.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе учителя МОУ Лицей г. Истры Левиной Татьяны Сергеевны на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с .»
Цели:
путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с противоречат основному правилу правописания приставок;
в форме модели вывести способ действия работы с приставками(-з пишется перед звонким согласным, -с – перед глухим);
Задачи:
- учить работать в парах;
- высказывать свою точку зрения, уметь слушать другого ученика;
- производить самоанализ и самооценку;
- использовать знания, полученные ранее;
- применять выведенный способ действия.
- Актуализация знаний (работа с карточками): безударные гласные и парные согласные в приставках, таблица приставок.
У вас на столах лежат карточки с группой слов. Прочитайте слова про себя и назовите общую орфограмму (Правописание приставок. Подвиды: правописание безударного гласного и парного согласного).
По. писать, о. блеск, о . водить, о . катать, на . строить, з . скочить, пр . родители, пр . ветрить, с . страдание, д . полнение, на . земный, п . любить, п.р.мирие, пре . стоящий, н . слаждение.
На доске модель:
Ваша задача сейчас? (Решить орфограмму и графически объяснить решение).
Что значит «графически объяснить»? (Подчеркнуть и отметить морфему, в которой находится орфограмма)
После выполнения работы дети сами оценивают себя по таблице приставок, сделанной в теоретическом справочнике на предыдущих уроках.
А теперь достаньте таблицу приставок и проверьте себя. Оценим себя по шкалам( вижу орфограмму, называю, решаю). Сколько шкал будет? Почему? (две, т. К. орфограмма пропущена, мы её уже видим).
Почему мы проверяли приставки по таблице? (Трудно подобрать слово, где звук будет в сильной позиции).
На доске модель:
Ка к бы вы дополнили эти модели? (приставки раз-/рас-, роз-/рос- нельзя проверять сильной позицией, они противоречат основному закону русского письма).
- Постановка учебной задачи (ПУЗ)
На доске записаны предложения. Прочитаем. Текст ли это?
Гроза началась утром. Молния з. прыгала по ч. рным тучам и ра.к.лола их на мгновение. Гром бил по м.кушкам дерев.ев. Те скр.пели и тр.щали. Лист.я и.пуганно тр.петали, а ветер бе.пощадно срывал их зелень.
(Тема-гроза. Предложения связаны по смыслу и грамматически. Но это фрагмент текста, т.к. нет названия, не выделены композиционные части текста.)
Задание: списать фрагмент текста, вставить пропущенные буквы и графически объяснить орфограммы.
Один ученик работает у доски, выписывая только слова с пропущенными буквами и объясняет их.
Проверим. Сравните свою работу с выполненной у доски. Есть ли замечания? Вопросы? (в результате анализа остаются нерешёнными орфограммы в словах рас/зколола, ис/зпуганно, бес/зпощадно.
Варианты решения: проверить известным способом действия. Посмотреть в таблицу приставок. Но в таблице приставок ест приставки и на –з и на –с.
Наша задача сегодня? (выяснить, от чего зависит правописание приставок на –з, -с)
На доске модель:
- Решение учебной задачи (РУЗ):
Я раздам вам материал для наблюдения на карточках. Вы работаете в парах над орфограммой. Делаете вывод и представляете его в виде модели с примерами.
Развернуть, безлюдный, известный, низвергнуть, чрезмерный, взглянуть, возделывать.
Расцвести, бесшумный, испариться, нисходить, чересчур, вступить, воскликнуть.
Выступления учащихся:
Что вы можете сказать? Давайте проверим? Есть другие мнения?
Сравним с записями в учебнике теории(п. 53). Так какие приставки напишем в словах?
раСколола иСпуганно беСпощадно
Запишем выводы в теоретический справочник: красным цветом те, кто решил орфограмму самостоятельно, зелёным – все остальные.
Итак, посмотрим на общую орфограмму: «Правописание приставок». Что вы можете сказать? (приставки на –з, -с противоречат общему правилу, действуют законы фонетики: происходит оглушение и озвончение).
Но! Приставка С- не относится к этой орфограмме!
- Применение способа действия.
Учебник. Русский язык 5 класс. Под ред. А.Ю. Купаловой.
Упражнение 626. Запишем пары слов, проговаривая орфограмму и объясняя написание приставки.
- Итог.
Какова была задача урока?
Справились ли мы с ней?
Что узнали на уроке?
За что можете себя похвалить?
- Домашнее задание.
Подготовить карточку для товарища с пропуском орфограммы «правописание приставок на –з, -с» (15 слов). Записать приставки в таблицу приставок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по методике Шадрикова . "Гидролиз"химия 9 класс
Вариант конспекта урока по методике Шадрикова. Химия . Тема "Гидролиз" 9 класс . В основу урока положен деятельностный подход,балльная система оценки , проблемный метод...
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой
Тема: "Билгесез үткән заман хикәя фигыль"Максат: 1. Билгесез үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру; билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему:"Степени сравнения прилагательных"для 5 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой.
"Сыйфат дәрәҗәләре"(Степени сравнения прилагательных)...
Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)
Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова) по учебнику В.В. Репкина 9 класс
Данное календарно -тематическое планирование составлено на основе "Экспериментальной программыразвивающего обучения русскому языку " 5 - 9 классы Томск. Пеленг. Автор учебника РЕПКИН ...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова) по учебнику В.В. Репкина 8 класс
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе "Экспериментальной программы развивающего обучения русскому языку" 5 - 9 класс ТОМСК. ПЕЛЕНГ. Автор учебника: РЕПКИН В.В....
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова — единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова — единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках. Д.Б. ...