Конспект урока по методике Шадрикова . "Гидролиз"химия 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Вариант конспекта урока по методике Шадрикова. Химия . Тема "Гидролиз" 9 класс . В основу урока положен деятельностный подход,
балльная система оценки , проблемный метод
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_klass_gidroliz.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Химия
Урок по теме «Гидролиз солей»
Цели урока:
Образовательная: Закрепить у школьников знания теории электролитической
диссоциации, умение разделять вещества на электролиты и не электролиты,
определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о
гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на
направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия
диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами
соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать
реакцию среды.
Воспитательная: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками
научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать
переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки
трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические
качества.
Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к
воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления,
выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.
Тип урока:
По дидактической цели – формирование новых знаний.
По способу организации – проблемный.
Методы обучения:
Основной – проблемный.
Частные методы и методические приемы:
- преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием
демонстрационного эксперимента.
- Учения; эвристическая беседа, лабораторные опыты.
Оборудование: таблица растворимости.
Оборудование для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и
фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида
аммония, ацетата аммония. Для лабораторной работы: растворы следующих солей: KCl; K2S; AlCl3; (NH4)2S.
Литература:
1. Программа по химии для средней школы. М. Из-во «Дрофа». 2004
2. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение.
2008
3. Н.С. Ахметов. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.
Просвещение. 1991.с.176-180
4. Реферат " Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов"
http://referated.com/item_22284.html
№п\п | Этапы урока | Содержание этапа | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1 | Организационный момент (10-20 секунд) Задачи учителя: Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке Метод: беседа Задачи учащегося : Проверить свою готовность к уроку Метод: самопроверка взаимопроверка Критерий достижения цели: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Добрый день ,ребята! Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все , это хорошо Проверьте готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? У вас на парте должно быть не менее 5 предметов (ручка , карандаш, учебник, дневник , тетрадь) Поднимите руки у кого не хватает какого- либо Предмета(Мише учебник я дам сама , Кто даст Пете ручку ? Маша . Спасибо , Маша) | Отвечают на приветствие. Самопроверка взаимопроверка | |
2 | Опрос. Восстановление опорных знаний. (7минут) Задачи учителя: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция; Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме электролитическая диссоциация. Метод ( приём): Фронтальная беседа, работа с тестом Задачи учащегося: Закрепить понятие электролитическая диссоциация, умение разделять вещества на электролиты и не электролиты, знать условия, при которых реакции между электролитами идут до конца; уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности выполнение заданий, уметь оценивать себя Методы: Индивидуальная работа Самопроверка Взаимопроверка Критерии достижения целей: В ходе использования оптимальности сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащийся должен уметь хорошо различать электролиты и неэлектролиты, уметь составлять уравнение гидролиза, правильно выделять и обозначать ионы | Дайте определение электролитической диссоциации Какие вещества называются электролитами? Дайте определение не электролитам.
Приведите примеры: электролитов
Не электролитов Перечислите, в каких случаях реакции между растворами – электролитами идут до конца. Молодцы ребята! Кто правильно ответил сейчас на вопрос (ученики 1-4) поставьте себе в оценочные листочки по 1 баллу А теперь поработаем самостоятельно Выполним тест Мише и Васе для получения положительной оценки достаточно справиться с заданиями 1, 3, 5 Обменяйтесь ответами с соседом выскажите свои замечания
Оценить свой ответ Проверив ответы по ключу За каждое правильно выполненное задание 1 балл Кто набрал за тестовое задание 5 баллов ? Молодцы! Какие задания вызвали затруднение (ошибки)? Кто с этим заданием Справился объясните нас почему здесь должно получиться так а не по другому? Отлично! Хорошее пояснение , грамотное ! Теперь всем ясно ? Если нет вопросов по тесту работаем , ребята , дальше
| Ученик 1. Электролитической диссоциацией называется распад электролита на ионы при растворении воде или рас плавлении. Ученик 2. Электролиты – вещества, обладающие ионной проводимостью. Не электролиты– это вещества, не обладающие ионной проводимостью Ученик 3. Электролиты: соли: NaCl; K2SO4; Al(NaO3)3 и т.д. | кислоты: НСl; H2SO4; HNO3; HJ щелочи: NaOH; LiOH; Ba(OH)2 Не электролиты: органические вещества: сахар и т. д. Ученик4. Реакции между электролитами идут до конца если Выпадает осадок. Выделяется газ. Образуются молекулы воды или какого либо другого слабого электролита.
(Пример теста вариант 1)
4.Уравнением электролитической диссоциации является
5.Формула сильного и слабого электролита, соответственно
4)CH3COOH и H2SO3 Учащиеся работают с тестом Взаимопроверка Самопроверка Самооценка Учащиеся поднимают руки Учащиеся называют Учащиеся поясняют Да | |
3 4 5 6 | Изучение нового материала (время 20 минут) Задачи учителя: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в изучении понятия гидролиза, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды. Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения Задачи учащихся: уметь отличать среду по цвету индикатора, ознакомиться с понятием гидролиз, научиться писать уравнения гидролиза, уметь прогнозировать среду раствора соли Методы обучения: Основной – проблемный Частные методы и методические приемы: - преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием демонстрационного эксперимента. Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием эвристической беседы с проводимыми опытами Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу: Активные действия учащихся при работе по определению цвета индикатора, среды. Максимальное использование самостоятельности при выдвижении гипотезы и её доказательстве, Уметь добывать знания при использовании учебника Закрепление (время 11 минут) Задачи учителя: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества. Формирование целостной системы знаний по теме «Теория электролитической диссоциации. Растворы» Задачи ученика: Закрепить умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды, писать уравнения гидролиза. Развивать навыки проведения лабораторного опыта Методы: Репродуктивный, Форма:лабораторная работа Для развития коммуникативных мотивов используется работа в парах Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: Активная и продуктивная деятельности учащихся по проведению лабораторных опытов, включений части в целое- легко определяют природу соли , среду которую она даёт при гидролизе, не испытывают особых трудностей в написании уравнений гидролиза Выставление оценок Задание на дом (2 минуты) Задачи учителя: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей самостоятельной работы дома с целью закрепления материала урока в зависимости от уровня усвоения учащимися знаний, полученных на уроке Добиваться адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Дать учащимися информации о реальных результатах учения Задачи учащегося : оценить свою работу на уроке. Разобраться ,что нужно сделать дома, записать домашнее задание Критерии: Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку Получена реальная оценка за работу на урок Рефлексия (2 минуты) Задачи: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения в осмыслении своих действий и самооценке. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества, прогнозирования. Критерии: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Умение правильно оценить своё состояние. понимать ,что нужна регулировать , чтобы лучше усвоить полученные знания | Запишите тему урока: «Гидролиз солей» Вспомните, какую окраску будут иметь индикаторы в дистиллированной воде: лакмус фенолфталеин проводим эксперимент, доказывающий рассуждения учеников. Как изменится окраска этих индикаторов, если к их водному раствору дистиллированной воде прилить раствор кислоты, проводим эксперимент. Почему окраска индикаторов изменилась?.
ПРАВИЛЬНО. Молодцы! В две пробирки нальем дистиллированную воду и добавим в первую пробирку лакмус, во вторую фенолфталеин. Среда нейтральная. Затем в обе пробирки добавим раствор щелочи NaOH Какие изменения мы наблюдаем? Дайте объяснения. ПРАВИЛЬНО. Итак, какой можно сделать вывод на основании проведенного эксперимента: Молодцы! Ученики 1,2,3,4,5 Дали правильные полные ответы – добавьте себе по 1 баллу Нальем в две пробирки раствор хлорида натрия. Как вы думаете какую окраску будут иметь лакмус и фенолфталеин в растворе этой соли? Почему? ПРАВИЛЬНО.
Ваши рассуждения подтвердим экспериментом. Действительно среда в обеих пробирках нейтральная.
Нальем в две пробирки раствор карбоната натрия. Как вы думаете, будет ли изменяться окраска индикаторов в растворе этой соли? Проделаем эксперимент. Вы видите, что в первой пробирке лакмус изменил окраску на синюю, а во второй фенолфталеина на малиновую. (У школьников возникло противоречие с имеющимися знаниями – учителем) создана проблемная ситуация, которую |(правильного объяснения дать не могут) Следовательно, раствор Na2CO3 имеет щелочную среду. Кто может дать объяснение этому факту? Это правильно. Но попробуйте объяснить появление избытка ионов ОН в растворе соли. Затрудняетесь? Давайте вспомним, из чего состоит раствор? Раствор включает в себя растворитель и растворенное вещество. Что в данном случае является растворителем и растворенным веществом? Подумайте еще раз, как объяснить избыток гидроксид ионов в растворе Na2CO3 ? Выдвижение гипотезы и ее доказательство. Итак, нам необходимо выяснить, почему изменилась окраска индикаторов в растворе карбоната натрия. Напишите уравнение диссоциации соли Молодцы !
Выясним природу соли. Правильно Как вы думаете, какие частицы соли могут связывать частицы воды Напишем схему реакции:
CO32 -+ НОН = НCO3- + ОН- Это краткое ионное уравнение выражает сущность процесса реакции соли с водой. Запишите уравнение в молекулярном виде. Правильно!
Проверим наше рассуждение на Примере раствор хлорида аммония Какой можно сделать вывод из этого опыта? Напишите уравнение диссоциации соли NH4Cl , сделайте вывод
Аналогично поработаем с солью CH3COONH4 – ацетат аммония Ваши выводы? Вернемся с вами к первому опыту с раствором NaCl, и подумаем, почему и в этом растворе среда нейтральная? Оба электролита, образующие соль –сильные- реакция не идет NaOH = Na+ + ОН- HCl = Н+ + Cl-
Наши рассуждения совпадают с результатами опытов, следовательно, выдвинутая вами гипотеза верна
Итак, какой общий вывод можно сделать?
Правильно. Сегодня мы с вами познакомились с особыми свойствами солей, которое называется гидролизом. Найдите в учебнике определение «гидролиз» и запишите в тетрадь Проговорите мне это определение Мы с вами выдвинули гипотезу и доказали ее, узнали о новом процессе – гидролизе . Я хочу, чтобы наиболее активные участники нашей работы Ученики 1, 3,…. Оценили себя дополнительным баллом Давайте нашу гипотезу другими примерами Перед вами на столе находится растворы следующих солей: KCl; K2S; AlCl3; (NH4)2S. С помощью индикатора, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли. Результаты сведите в следующую таблицу: |Соль |Природа |Среда |Механизм процесса Помните правила по ТБ при выполнении лабораторных опытов? Верно! Можно приступать к работе. Работаем в парах Ребята! После выполнения работы сравните свои результаты по ключу ответов Подведём итоги работы: Оценить себя по следующим критериям: У кого вся работа вы Если вся работа выполнена верно поставьте себе 4 балла Если нет ошибок только в В) и Д)- 3 балла Допустили ошибки в некоторых В), Д), Г)-2 балла Много ошибок в разных частях работы обратись за разъяснением к учителю Ребята кто сможет объяснить Мише почему у ALOH2+ Стоит «2» , а не другая цифра Правильно, Миша ты понял? Тогда поясни частицу HS- Ребята давайте подведём Итог нашей сегодняшней работе, что мы узнали сегодня Правильно. Теперь давайте выставим себе оценки , в течении всего урока вы ставили себе баллы , посчитайте их поставьте себе оценку 11 баллов и выше –«5» 7-10 баллов – «4» 6-5 баллов-«3» Какие оценки вы поставили себе? Сегодня я согласна с этими оценками, можете поставить их в дневник Теперь запишите домашнее задание Домашнее задание: 1.Придумать 5 солей, дающих разную среду при гидролизе и записать уравнения их взаимодействия с водой 2.Написать уравнение реакций взаимодействия с водой следующих солей: СaC2; Al4C3; Ca3N2; Mg3P2; CaH2; NaH 3.параграф «Гидролиз» - читать Если вы получили «5» задание пункт 1 Для тех, кто получил «4» пункт 2 Если ваша оценка «3» - пункт 2,3 Ребята давайте оценим ваше состояние на конец урока Ответьте пожалуйста на вопрос: Если ответ1-поднемите зелёную карточку 2-синюю 3-жёлтую 4-красную Ну что же ребята , я вижу, что большинство уверенны в полученных знаниях А вот Васе и Мише нужно помочь Маша ты поможешь Мише Егор поможет Васе Согласны, ребята? Урок окончен . Всем спасибо за хорошую работу на уроке! | Пишут тему урока Ученик 1. Лакмус–не изменит цвет Фенолфталеин – бесцветную. Лакмус красный а фенолфталеин останется бесцветным. Учение3. концентрация ионов Н+ и ОН- одинакова и среда поэтому нейтральна Если прилить раствор кислоты, создается избыток катионов водорода Н+, которые определяют кислую среду, и окраска индикатора поэтому изменяется. Ученик 4. Лакмус изменил окраску с фиолетовой на синюю, а фенолфталеин на малиновую. При добавлении к дистиллированной воде щелочи, в растворе создается избыток ионов ОН-, определяющих щелочную среду и окраска индикатора изменяется Ученик 5. В нейтральной среде концентрация ионов Н+ и ОН- одинакова, поэтому лакмус имеет фиолетовую окраску, а фенолфталеин – бесцветную. В кислой среде имеется избыток ионов Н+, поэтому лакмус приобретает красную окраску, а фенолфталеин остается бесцветным. В щелочной среде имеется избыток гидроксид ионов ОН-, поэтому лакмус изменяет окраску на синюю, а фенолфталеин становится малиновым. Ученик 1. Лакмус – фиолетовую, Фенолфталеин- бесцветную. При диссоциации соли NaCl = Na+ + Cl- ионов Н+ и ОН-, определяющих среду, не образуется, поэтому среда должна быть нейтральной. нет Гипотеза: Частицы соли, связывая частицы воды, смещают равновесие диссоциации воды и в результате этого накапливаются ионы, определяющие среду
Na2CO3 = 2Na+ + CO32+
Соль образована: щёлочью NaOH и слабой кислотой H2CO3 (Рассуждение учащихся с помощью учителя) Ионы Na+ не могут связывать частицы ОН- , так как NaOH Карбонат-ионы связывают Н+ с образованием мало диссоциирующего гидрокарбонат-иона НCO3- При этом в растворе в избытке накапливаются ионы ОН- , определяющие щелочную среду. Na2CO3 + НОН = NaHCO3 + NaOH NH4+ + НОН = NH4OH + Н+ Среда кислая Cоль образована слабым основанием и сильной кислотой NH4Cl + НОН= NH4OH + HCl индикаторы показали нейтральную среду Соль образована слабым основанием (NH4OH) и слабой кислотой (CH3COOН) NH4++CH3COO-+НОН =NH4OH+CH3COOН Очевидно, частицы соли NH4+ свяжут ионы воды ОН-, а частицы CH3COO- свяжут Н+, поэтому частиц, определяющих среду, в свободном виде не будет и среда будет нейтральная Частицы соли, связывая частицы воды, смещают равновесие диссоциации воды и в результате этого накапливаются ионы, определяющие среду: При соли образованной -слабым основанием и сильной кислотой - кислая -сильным основанием и слабой кислотой- щелочная -слабым основанием и слабой кислотой- нейтральная Сильное основание и сильная кислота- реакция не идет Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к –накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих реакцию среды. Проговаривают
Учащиеся: -Не пробовать вещества на вкус -Брать вещества ложечкой , шпателем -Крышки переворачивать при установке на стол -Наливать жидкости держа ёмкости этикетками вверх Работа в парах: А)соли KCl В)Образована сильным основание сильной кислотой Г) нейтральная Д) KCl ( K+ + Cl-) KOH ( K++ OH-) HCl ( H++ Cl-) K+ Cl-+ НОН = K+ + OH- + H+ + Cl- 2.А).K2S В)Образованна сильным основание слабой кислотой Д) Щелочная Г)K2S ( 2K+ + S2- ) S2- + HOH = HS- + OH- K2S + HOH = KHS +KOH 3.А) AlCl3 В)Образована слабым основание сильной кислотой Д)кислая Г)AlCl3 = Al3+ + 3Cl- Al3+ + НОН = Al(OH)2+ + H+ AlCl3 + НОН = Al(OH)Cl2 + HCl 4. А).(NH4)2S В). Слабым основанием и слабой кислотой Г).Нейтральная
Г). (NH4)2S = 2NH4+ + S2- 2NH4+ + S2- + HOH = NH4OH + H2S (NH4)2S + 2HOH = 2NH4OH + H2S Проверка по ключу Потому что тёх валентный алюминий уже присоединил одну частицу , ему теперь не хватает только двух (Идёт пояснение с дополнением учителя при не обходимости) Существует – реакция обмена между солью и водой, называемая гидролиз, в результате которой наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к –накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих реакцию среды. Научились записывать механизм процесса, определять среду раствора соли Учащиеся называют оценки Выставляют оценки в дневник Вопросы: 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). Учащиеся поднимают карточки синего , зеленого цвета Вася и Миша – жёлтого Конечно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой
Тема: "Билгесез үткән заман хикәя фигыль"Максат: 1. Билгесез үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру; билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему:"Степени сравнения прилагательных"для 5 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой.
"Сыйфат дәрәҗәләре"(Степени сравнения прилагательных)...
План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.
План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....
Технологическая карта и план - конспект урока по английскому языку в 3 классе по теме «Части тела» с элементами сингапурской методики.
Технологическая карта и план - конспект урока по английскому языку в 3 классе по теме «Части тела» с элементами сингапурской методики.Урок-закрепление материала с презентацией, с игровыми элементами. ...
Конспект урока по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс
Урок-путешествие по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс (конспект урока, презентация к уроку)...
Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.
Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель: изучение комплек...
Урок-проблематизация по теме "Гидролиз" (9 класс)
Целью данного урока является формирование у учащихся умения выдвигать версии и гипотезы, обосновывать их, находить подтверждения или опровержения своим гипотезам при выполнении химического эксперимент...