Выступление на методическом семинаре
учебно-методический материал по русскому языку
Выступление на методичском семинаре по теме «Народное творчество как социокультурный аспект речевого развития учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Народное творчество как социокультурный аспект речевого развития учащихся»
Добрый День! Меня зовут Вараева Татьяна Александровна, я работаю учителем русского языка и литературы в Любимовской средней школе. Я рада приветствовать всех участников конкурса, многоуважаемое жюри и гостей. Свое выступление я хотела бы начать со следующих строк:
Любимовка – все в этом слове любо:
Основа, что сама Любовь дала,
И звуки, мелодичные, как струны,
И образ милого прекрасного села.
Любимовка – роднее нет и места.
Прекрасны здесь любые уголки.
Березки нарядились, как невесты,
И зажигаются огнями васильки…
Эти строки взяты из стихотворения, которое когда-то, еще учась в школе, написала я сама. В тот момент меня вдохновил праздник Святой Троицы, который ежегодно с большим масштабом проходит в моем родном селе Любимиовка. В этот день все жители и гости села получают возможность насладиться различными видами народного искусства: песнями, танцами, изделиями декоративно-прикладного творчества. Это все оставляет неизгладимое впечатление и бурю эмоций в сердце каждого.
Уже будучи учителем русского языка и литературы, я заинтересовалась возможностями использования всего этого достояния на своих уроках, ведь народное творчество – это бесценный клад в культурной и образовательной сферах нашей жизни! И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по данному направлению.
Итак, тему своего методического семинара я сформулировала так: «Народное творчество как социокультурный аспект речевого развития учащихся».
Я думаю, многие согласятся с актуальностью данной темы. Ведь формирование культуры речи школьников всегда являлось главной проблемой, решаемой нами практически на каждом уроке, плюс к тому - итоговая аттестация выпускников основной и средней школ предполагает максимальное владение учащимися коммуникативными навыками. И как было бы прекрасно, если речь наших детей будет совершенствоваться именно с помощью использования элементов народного творчества, благодаря чему будут развиваться еще и их культурные и эстетические качества! А знание культуры своего народа делает культурнее нас самих, нашу жизнь и нашу речь.
Цель моей работы - формирование и совершенствование речевых навыков учащихся на основе использования элементов народного творчества.
На пути к достижению поставленной цели мы решаем следующие задачи:
- знакомство с видами, направлениями и особенностями русского народного творчества;
- организация и педагогическое сопровождение видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка;
- написание творческих работ на основе использования элементов народного творчества.
Работа по выбранному мною направлению ведется в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса следующие возможности:
- -достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы;
- гармоничного развития личности и ее творческих способностей;
- -овладения обучающимися ключевыми компетенциями, в том числе коммуникативной,
- -формирования социальных ценностей учащихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
Еще один немаловажный нормативный документ, на которой я опираюсь в своей работе - это Национальный проект «Развитие образования», одна из его основных целей - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей развития народов России, исторических и национально-культурных традиций.
В своей работе я предпочитаю использовать элементы различных технологий, так как в каждой из них можно подобрать что-то интересное и неординарное для работы на уроке. Так, для развития культуры речи целесообразно использовать элементы здоровьесберегающих, игровых, информационных технологий, а также технологии ТРИЗ и технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Методы и формы работы я подбираю согласно особенностям того или иного класса, а также индивидуальным особенностям детей.
Предлагаю на ваше рассмотрение несколько наиболее ярких примеров использования народного творчества на моих уроках.
Думаю, вы со мной согласитесь, что ни одна страна в мире не может похвастаться таким разнообразием видов творчества как Россия. Одних только видов художественной росписи насчитывается более одного десятка: Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Урало-Сибирская, Жостовская и многие другие. Невозможно не использовать все это разнообразие красок, форм и элементов на своих уроках, тем более, учитывая богатство, красоту и образность нашего родного русского языка.
На своих уроках я предлагаю детям рисовать. Да, вы не ослышались – именно рисовать, только не кистями и красками, а словами. Мы часто слышим фразу: «Невозможно описать словами…». А я считаю – Возможно. В пример детям можно и нужно ставить наших отечественных поэтов –мастеров художественного пейзажа (Пушкина, Есенина, Фета и других).
Я предлагаю детям выписать из стихотворений поэтов понравившиеся им эпитеты и художественные средства, которые они могут использовать в своих работах. Данный вид работы интересен тем, что на уроке можно использовать не только слайды и картинки, но и сами предметы быта, когда учащиеся могут их потрогать, покрутить в руках, разглядеть со всех сторон, исследовать форму, поверхность и покрытие. Примечательно то, что для многих детей, не обладающих талантами художника, рисовать словами гораздо легче и интереснее. С данной задачей справляются практические все обучающиеся, их работы легко и приятно проверять.
Таким образом, на данных уроках прослеживается и метапредметная связь (русский язык – изобразительное искусство – литература) и достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые вы можете видеть на слайде.
Личностные:
Самоопределение;
Сформированность внутренней позиции учащихся;
Самоуважение, самооценка;
Ценностная и морально-этическая ориентация.
Метапредметные:
Управление своей деятельностью;
Контроль, коррекция, инициативность и самостоятельноть.
Формирование речевой деятельности и навыков сотрудничества;
Формирование умения работать с информацией, учебными моделями и знаковыми средствами.
Предметные:
Формирование умений работать с текстом-описанием;
Развитие орфографической и пунктационной грамотности;
Предупреждение грамматических и речевых ошибок
На своих уроках я предлагаю детям поработать еще с одним видом народного творчества, которое нам, жителям села Любимовка, очень близко и дорого. Это ковроткачество. Единственной представительницей этого промысла, проживающей на территории села, является Тонких Галина Ивановна, мастерица с большой буквы, которая занимается любимым делом по сей день. Ее ковровые изделия завораживают каким-то особенным волшебством и поэзией, изобилие вариаций и композиций плодов ее творчества восхищают каждого без исключения. Здесь перед детьми стоит уже более сложная задача: им предстоит описать не только само изделие, но и порассуждать над значением и сохранением культурных традиций нашего народа. Таким образом, здесь мы сталкиваемся уже не просто с описанием как типом речи, а уже с описанием с элементами рассуждения.
Конечно же, нельзя не сказать о проектной деятельности учащихся в рамках данного направления. Народное творчество – одна из самых масштабных платформ для исследовательской и проектной видов деятельности учащихся. Одним из самых популярных среди детей направлений, безусловно, является народная песня. Учащимся в качестве методов реализации проектной цели предлагается огромное количество вариантов: интервью, беседы, сбор и обработка литературных источников, работа с аудио-материалом, посещение концертов и мероприятий Любимовского Дома Культуры. При выполнении каждого этапа работы у учащихся совершенствуются речевые и коммуникативные навыки, умение отбирать необходимую информацию и работать в группах. Дети с удовольствием выступают в качестве интервьюеров и собеседников, что служит подтверждением овладения учащимися регулятивных, коммуникативных и познавательных Универсальных учебных действий.
В качестве результатов деятельности учащихся по данному направлению служат следующие проекты: видео-клипы «Любимовка», «Моя Родина», проекты-интервью «Народные песни», а также исследовательская работа «Диалектная лексика как утрачиваемый аспект исторической культуры села Любимовка Большесолдатского района».
Хочется отметить, что работа по данному направлению носит не только кратковременный, но и отсроченный результат. Ведь, как нам всем известно, в 9 классе учащимся предстоит сдавать итоговое собеседование, где в 3м задании они составляют монолог по выбранному типу речи: описание, повествование, рассуждение. И здесь они как раз могут применить те навыки, которые приобрели на приведенных мною занятиях по развитию речи: описать фотографию, рассказать о событии, порассуждать над поставленным вопросом. Поэтому данную работу целесообразно проводить как можно раньше. В моем случае – начиная с 5 класса, ведь дети-пятиклассники гораздо лучше запоминают информацию и с большим интересом усваивают материал, они активны и любознательны.
Хочу отметить, что работа по развитию речевой деятельности учащихся приносит неплохие результаты: мои ученики неоднократно становились победителями и призерами конкурсов районного и областного уровней. Это различные конкурсы сочинений, творческих работ и социальных проектов, конкурсы чтецов, а также детские фестивали и акции.
Вы, наверное, уже успели заметить, что сама я тоже очень люблю русское народное творчество и не остаюсь в стороне при подготовке к различным мероприятиям. По возможности участвую в конкурсах среди работников образования, принимаю участие в фестивалях и общественных акциях, иногда пишу стихи. Наберусь смелости сказать, что этим я показываю пример и даю стимул своим учащимся, которые должны не бояться проявлять себя и свои способности в различных видах творчества. Наше село, район, наша область и вся страна Россия богата талантливыми детьми, и кто, если не мы, педагоги, должен раскрывать, развивать и поддерживать эти таланты.
Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основное выступление на методическом семинаре учителей русского языка и литературы
Проблемы ЕГЭ: за и против....
Выступление на методическом семинаре преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оценивани...
Выступление на методическом семинаре "Системно-личностный поход в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС"
"Формирование коммуникативой компетенции га уроках английского языка в 5 классе путём применения УУД. Работа в парах"...
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)
Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...
Выступления на методических семинарах
Портфолио как основная форма повышения квалификации Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС.Проектная деятельность на уроках математики по ФГОС ООО.План по самообразо...
Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"
Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"...