Выступление на методическом семинаре преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
материал на тему
Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Новый стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы» и этим определяется основной подход к оцениванию как к процессу объективному, имеющему под собой чёткие критерии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_uchebnoy_deyatelnosti_obuchayushchikhsya.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание учебной деятельности обучающихся в условиях введения нового ФГОС.
Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Новый стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы» и этим определяется основной подход к оцениванию как к процессу объективному, имеющему под собой чёткие критерии. Новая система оценивания строится на следующих принципах:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом занятии.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. В качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Оценка выставляется не только и не столько педагогом, сколько самими обучающимися.
Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оцениванию. В их число входят:
- работы студентов ( домашние задания, мини-проекты, презентации, разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях и экспериментах, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, разнообразные творческие работы);
- индивидуальная и совместная деятельность студентов в ходе выполнения работ;
- статистические данные, полученные в ходе целенаправленных наблюдений и основанные на ясно выраженных показателях;
- результаты тестирования (результаты устных и письменных самостоятельных, контрольных и проверочных работ).
В связи с этим возникает понятие «формирующее оценивание». Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые студенты и педагоги используют для того, чтобы решить, как далеко студенты уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим способом. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, «оценивание для обучения». Формирующее оценивание – это эффективный способ повысить образовательные достижения каждого обучающегося и сократить разрыв между успешными учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Все учащиеся, начиная изучение учебной дисциплины, выполняют один и тот же тест, проверяющий базовые умения.
Принципы использования формирующего оценивания.
- Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания – ученик. Внимание преподавателя и обучающегося фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Эта информация позволяет им принимать решения, как улучшать и развивать учение.
- Направляется учителем. Именно преподаватель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию.
- Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия обучающихся, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку учащиеся видят заинтересованность преподавателя, стремящегося помочь им стать успешными в учёбе. Преподаватель должен постоянно задавать себе вопросы: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились ли они этому?», «Как я могу помочь им учиться лучше?». Отвечая на эти вопросы и работая в тесном контакте с обучающимися, преподаватель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
- Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания - улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления оценок.
- Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учётом нужд преподавателя, обучающегося, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одной группе, не обязательно подойдёт для другой.
- Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя разные способы, преподаватель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить, насколько эти советы оказались полезны, преподаватель опять запускает механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот процесс интегрируется в ежедневную учебную работу.
- Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью обратной связи позволяет преподавателю работать систематичнее, подвижно и эффективно.
Техники формирующего оценивания: рефлексия и самооценивание.
- Методика «Недельные отчёты». Использование этой методики позволяет наладить быструю обратную связь, с помощью которой учащиеся сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Её можно использовать в том случае, если учащиеся могут определить насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. Это опросные листы, которые заполняют учащиеся раз в неделю, отвечая на три вопроса:
- Чему я научился за неделю?
- Какие вопросы остались для меня неясными?
- Какие вопросы я задал бы учащимся, если бы я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?
Отчёты требуют тщательного анализа, учитель должен найти время ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать на занятии. Учащиеся должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе, или они не будут воспринимать их серьёзно.
- Методика «Составление тестов». Она заключается в следующем: учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Мотивационная составляющая определяет, задаёт ли учащийся вопрос, на который знает ответ, или он хочет получить дополнительную информацию, которой сам пока не владеет. Использование этой методики наиболее эффективно на этапе закрепления материала.
- Методика самодиагностики. Эта методика заключается в следующем: учащимся предлагается рассмотреть ряд утверждений и определить степень своего согласия или не согласия с ними по определённой шкале.
- Методика «Портфолио». Портфолио является формой истинного оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности, оно позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им, вне сравнения с другими, и оценить его образовательные достижения. Виды портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио процесса или оценочный;
- показательный портфолио;
- портфолио подготовленности;
Оценивание портфолио делится на две части : оценивание письменной работы как компонента портфолио и устной презентации проекта, по следующим критериям:
- наличие собственной позиции;
- установление внутренних взаимосвязей;
- степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений;
- способ подачи материала;
- соответствие правилам оформления работы.
5. Методика «Оценочные рубрики». Рубрики представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев оценки работы. Как правило, описываются различные уровни достижения результата и сформированности умения: от начального уровня до образцового. Это позволяет учащемуся и учителю определить очень важные для обучения моменты:
- на каком уровне он находится в данный момент;
- чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня;
- какой следующий шаг ему предстоит сделать.
6. Методика «Карты понятий». Основным принципом этой методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основе существенных связей сознательно и целенаправленно соотносятся со знаниями уже существующими внутри определённой рамочной структуры данной темы. В механическом (основанном на запоминании) усвоении новые знания просто добавляются случайным образом к уже имеющимся на основе буквального копирования.
Процесс оценивания происходит по отношению к любым формам деятельности учащегося и учителя, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.
преподаватель математики ГБОУ СПО «ДИТ» Манихина Т.А.
Используемая литература
1.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС.-М.: педагогический университет «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История цикловой комиссии Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
История ОГСЭ в СККИ...
Методическое объединение преподавателей общеобразовательных дисциплин ГАОУ СПО СО «Березовский техникум «Профи».
Методическое объединение преподавателей различных общеобразовательных дисциплин – это давний и традиционный вид педагогического сообщества. Методическое объединение позволяет изучить, обобщить и...
Методическая разработка урока-тренинга по теме "Основы МКТ" (1 курс, социально-экономический профиль, дисциплина "Естествознание")
Урок-тренинг на современном этапе – это специально организованная учебная среда, базирующаяся на ключевых технологиях тренинговой работы и опирающаяся на активные методы обучения...
Указания к практическим занятиям по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «ЛИТЕРАТУРА» по специальностям 1 общеобразовательного курса технического профиля
Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Литература» с целью закрепления знаний и овладения основными практическими н...
Банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по дисциплине ОГСЭ.История Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по дисциплине История...
Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл. Приложение 4 к ППССЗ по специальности Лечебное дело.2020
Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл является частью программы подготовки специалистов среднего звена(ППССЗ) в соотв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности СПО: 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины (далее: Программа) «Иностранный язык (Английский язык)» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях среднего проф...
Комментарии
Интересный материал.
Интересный материал.