Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"
проект на тему

Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vystupleniya_v_21_shkole.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии.

Виноградную косточку в тёплую землю зарою

И лозу поцелую и спелые гроздья сорву

И друзей созову, на любовь своё сердце настрою,

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

Тема моего семинара «Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии»

Поэтому эти слова из песни Окуджавы как нельзя лучше подходят к теме моего выступления и ко всей концепции построения моих уроков по технологии.

Мой опыт по этой теме сформировался на основе взаимодействия с моими коллегами на семинарах по технологии, где встаёт проблема, как организовать урок так, чтобы он позволил обучающимся мыслить системно и творчески.

 Но больше всего, меня сподвигло на применение этой технологии опыт моей коллеги по русскому языку и литературы, так как он отвечает моему мировоззрению.

        Для того, чтобы раскрыть наиболее полно творческий потенциал каждого учащегося, я изучила работы по технологии «Образно-эмоциональное мышление», ростовских ученых Фоменко и Осадченко, авторов книг по технологии Синица, Симоненко, Когана, авторский коллектив Козакевича, Семенова, которые разработали рабочую программу по технологии, вошедшую в Государственный реестр образовательных программ по технологии.

 Ведь в связи с переходом на новые ФГОС, моя основная цель учителя в том и состоит, чтобы  урок удовлетворял образовательным потребностям  каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, чтобы обучающиеся смогли оценивать окружающий мир по законам красоты, через собственное восприятие мира.

      Основная моя задача-это развитие у обучающихся познавательных интересов. Пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

      На своих уроках технологии я стараюсь найти ту невидимую нить, которая связывает учителя и ученика, которая помогает раскрытию их творческого потенциала и применению полученных знаний на практике.

        Каждый свой урок я пытаюсь строить на основе педагогической технологии образа и мысли, где образ приложенный к индивидуальному опыту ученика преобразуется в знания, умения, навыки, способы деятельности и решения соответствующих задач.

        Хотелось бы остановиться на одном из примеров.

        Для того, чтобы выполнить макет «кухни-столовой», необходимо создать эскиз. Но вначале у ученика в воображении должен возникнуть образ, какие ассоциации он у него вызывает.

        Как только зримый образ установился, можно приступать к работе.

При этом немаловажно направить его деятельность в созидательное русло и предложить сделать эскиз на бумаге. Поставить перед обучающимся задачу: освоить пространство листа, самостоятельно выбрать цвет, экспериментировать с линиями, фантазировать, вспоминать, сопоставлять, исходя из своего жизненного опыта. Такая работа концентрирует внимание, воображение, позволяет обучающемуся мыслить системно, творчески, и при этом формировать ключевые компетенции.

        Хотелось бы остановиться на основных из них:

  1. Мотивационная компетенция – именно она вызывает интерес к творческой деятельности, к овладению новыми технологиями.
  2. Компетенция личностного совершенствования – что выражается в любви к Родине, к своей семье, в развитии личностных качеств, формирование культуры общения.
  3. Коммуникативная компетенция – заключается в приобретении навыков работы в группе, общению, овладению различными ролями в коллективе, умению правильно изложить свою мысль и озвучить ее при защите творческого проекта.

Ведь в связи с ФГОС творческая, проектная деятельность является неотъемлемой частью урока технологии.

  1. Прикладная компетенция направлена на обучение творческим видам деятельности, развитию творческих способностей, умению применять свои знания на практике.
  2. Информационная компетенция – направлена на овладение современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, находить, отбирать, сопоставлять, анализировать нужную информацию.

Как любая поселковая – наша школа ограничена в доступе к сети Интернет. Поэтому я стараюсь применять мобильный интернет, который есть практически у каждого обучающегося (мобильный телефон или планшет).

Также в Федеральном реестре образовательных программ появилась примерная программа по технологии Когана, и я уже сейчас пытаюсь применять эти знания на своих уроках.

        Например «Дизайн – проект» «проектирование кухни-столовой». Или такой раздел, на мой взгляд очень важный как «Профориентация» (знакомство с различными профессиями).

        Обучающиеся с большим интересом относятся к этой теме. Ведь выбрать нужную, востребованную профессию на рынке труда сложно и ответственно. Профессия должна приносить не только материальный достаток, но и моральное удовлетворение.

        Поэтому  учащиеся спорят, создают творческие проекты, спорят, размышляют, сопоставляют, мечтают о профессиях будущего. Проектная деятельность отталкивается от определенного образа направленного на развитие фантазии, воображения, мысли.

        Например такие  профессии  в космосе как пилот межпланетных кораблей, галактический архитектор «При полете на Марс, на Луну в один конец».

        Ребята размышляют, нужны  ли сегодня эти профессии? Пригодится ли им этот  опыт в жизни , или без него можно обойтись?

        Обучающиеся уже сегодня должны быть успешными. А помочь им в этом, состоит моя главная задача.

        Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству, не может быть воспитана без творчества».

        Уроки технологии, прежде всего требуют атмосферы криативности, творческой направленности, привлекательности и продуктивности.

        Поэтому я использую на своих уроках все выше перечисленные ключевые компетенции и формирую универсальные учебные  действия.

 (предметные, метопредметные, личностные, коммуникативные)

1.Применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности.

Создание художественного образа и воплощение его в продукте.

Развитие пространственного художественного воображения. мышления, чувство цвета, гармонии. Стиля и формы.

2.Связь с другими науками .Алгебра. биология, черчение. история, литература.

3.Формирование личностных качеств.

4.Умение быть лидером, уметь ладить в коллективе.

        За небольшой срок моей педагогической деятельности в моей школе повысился уровень обучаемости учащихся по предмету технология.

        Обучающиеся активно принимают участие в городских конкурсах и творческих фестивалях, где неоднократно занимают призовые места.

        Около 20% выпускников нашей школы выбрали свою будущую профессию, основанную на знаниях предмета технология. Это кулинары, швеи, дизайнеры, портные, парикмахеры, водители, ветеринары. У нас установлены очень тесные связи с Аграрным сельскохозяйственным техникумом, с техникумом Дизайна и сервиса, где ребята посещают Дни открытых дверей и ближе знакомятся с интересующими их профессиями.

        Нам учителям технологии необходимо научить ребят учиться, научить жить, работать и зарабатывать, но успешная работа не может быть без творчества.

      И помогают им в этом мои кружки художественной самодеятельности «Азбука танца», «Волшебный мир театра». Где обучающиеся по средствам музыки, образного мышления, фантазии, воображения достигают определённых творческих результатов и умений. Ребята шьют костюмы своими руками, готовят декорации для спектаклей, этюдов.

Принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, городских конкурсах и фестивалях, где являются неоднократными лауреатами и победителями.

Цель моей внеурочной деятельности заключается в приобщении ребят к творчеству, развитию их индивидуальных способностей по средствам фантазии,  воображения, образа и эмоций.

Моя  задача-повышение национальной культуры, культуры мышления, формирование убеждений и идеалов, воспитание гражданской позиции, любви к Родине.

А сейчас я хотела бы пригласить сюда моих помощников и продемонстрировать вам, как во внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир театра» я даю своим учащимся раскрыться с помощью образно-эмоциональной основы, фантазии, пластики и воображения.

 (отрывок из повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки)

     

И поэтому изо дня в день мы приходим в стены нашей родной школы и отдаем частичку себя, частичку своего сердца, своей души, а иначе…а иначе и быть не может!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Лучший учитель». Тема: КВЕСТ - технология как средство повышения эффективности образования

Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной об...

Выступление на методическом семинаре «Устное общение на уроке. Средства и приемы организации урока английского языка»

Основной целью обучения в общеобразовательной школе, в том числе преподавания иностранных языков, является коммуникативная, которая определяет весь учебный процесс. Основная форма речевого общения - д...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...