Основное выступление на методическом семинаре учителей русского языка и литературы
материал по русскому языку по теме

Куликова Ольга Николаевна

Проблемы ЕГЭ: за и против.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskiy_seminar.zip473.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар МО русского языка и литературы.

1 слайд

Кто виноват? И Что делать?

Уважаемые коллеги! Сегодня я озаглавила наш методический семинар двумя сакраментальными вопросами, озвученными Герценом и Чернышевским, вовсе не для того, чтобы попытаться ответить на них. Боже упаси! Ответ существует уже две тысячи лет и представлен он в Новом Завете Иисусом Христом. А все попытки переиначить его, как известно из мировой истории, приводят только к бессмысленной охоте на ведьм. Сегодня я постараюсь высказать своё суждение по некоторым насущным проблемам образования и призываю вас высказать свою точку зрения на вопросы, которые я постараюсь поднять. К сожалению, в нашей стране всегда приветствовалась позиция одного из героев бессмертной комедии Грибоедова: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь!» Причём лета не ограничены никакими рамками. Но сегодня обыкновенный семинар, где все свои. Посмейте, пожалуйста, иметь свою позицию. А для этого мы предоставляем всем вот этот атрибут под названием «свободный микрофон». В любую минуту в ходе семинара вы можете поднять его, и вся аудитория выслушает ваше  чёткое и корректное мнение, но только ваше выступление должно занимать не более одной минуты.

Итак, сегодня мы с вами Методом погружения в реальные обстоятельства

2 слайд

  1. Сдадим ЕГЭ по русскому языку
  2. Ответим на проблемный вопрос
  3. Постараемся развеять два твёрдо устоявшихся мифа

И бросим каждый свой камень в противников нашей позиции, тем самым сформируем общественное мнение

  1. Сделаем насколько лирических отступлений
  2. Сформулируем основную проблему нынешнего образования

Перед вами лежат КИМы ЕГЭ по русскому языку. Я прошу вас вскрыть пакеты и приступить к выполнению заданий. Всего заданий пять. На их выполнение вы получаете 7 минут. Но есть одно очень важное условие, которые вы должны непременно выполнить: не задавать абсолютно никаких вопросов абсолютно никому. В том числе и мне. Итак, время пошло

3 слайд.

Код региона – 23

Код предмета – 01

Наименование предмета - русский

Ну, что ж. Закодируйте каждый свою работу известным только вам паролем на обратной стороне бланка и сдайте бланки ответов. Пока девочки проверяют полученные ответы. Мы с вами постараемся ответить на вопрос:

4 слайд

ЕГЭ по русскому языку – ЕГЭ ТОЛЬКО по русскому языку?

Вам были представлены КИМы.

5 слайд

Бланк

Начнём с бланков. Мы в поте лица под всякие росписи и подписи всех участников педагогического процесса  учим и учим детей заполнять бланки. Изучаем инструкции. В то время как на самом бланке всё абсолютно написано. Даны образцы всех букв и знаков. На доске написаны все коды и номера.

6 слайд

КИМ на экране

Далее в самом КИМе перед текстом заданий прописана подробная инструкция их выполнения. И вот, что интересно - примерно 10-15% ошибок при выполнении заданий совершаются из-за неправильного прочтения текста самого задания. А, значит, первое, что проверяет КИМ – это внимательное прочтение текста. Обратите внимание, ЛЮБОГО текста. То есть, обучая заполнению бланков, мы все расписываемся в собственном бессилии научить просто внимательно читать всё..

7 слайд

Навыки внимательного прочтения текста – это общеучебные навыки, а не узкопредметные.

Далее обратимся непосредственно к заданиям:

8 слайд

Задание А1 – это орфоэпия. Этот раздел языкознания не подчиняется никаким правилам и нормирован только словарём. Мы с вами знаем, что ударения в русском языке подвижное складывается исключительно исходя из речевой практики народа. А значит, это задание проверяет уровень общения выпускника, широту его речевой практики и память.

9 слайд

 Умения слушать, слышать и запоминать – это общеучебные умения, а не узкопредметные.

10 слайд

Задание А2 – это так называемая паронимия. Но знание этого термина ни в коем случае не понадобится выпускнику при выполнении этого задания, как не понадобилось и вам. Это задание проверяет лексический запас и умение различать оттенки значения похожих слов.

11 слайд

 Проблема формирования лексического запаса школьника – это общеучебная проблема, а не узкопредметная.

12 слайд

Задание А3 – это задание на построение логических связей.

13 слайд

Развитие логического мышления – это задача обшеучебная, а не узкопредметная.

14 слайд

Задание А4 – это задание созвучно заданию А2 и проверяет умения определения лексического значения слова, исходя из заданного контекста.

15 слайд

Умения сопоставлять и делать выводы – это умения общеучебные, а не узкопредметные.

16 слайд

Задание А5 – это задание на восприятие прочитанного. Синтез и анализ полученной информации.

17 слайд

Развитие навыков синтеза и анализа – это цель общеучебная, а не узкопредметная

18 слайд

А вот теперь взгляните сюда. Это мониторинг среднего балла ЕГЭ по русскому языку по России за последние три года. Не знаю как вас, а меня этот мониторинг привёл в шок. Рост есть. Но он настолько незначительный, что просто смешно. На 2,5 балла за 3 года. И это при том изобилии и перенасыщенности уже всех возможных образовательных ресурсов. Нас завалили всеми возможными пособиями. Нас обучают на всех возможных курсах. Нас пугают всеми возможными ужасающими последствиями. Мы ведём все возможные дополнительные занятия и все возможные диагностические и перспективные карты и прочее, и прочее, и прочее. А результат? Что все учителя России такие нечестные и недобросовестные или нерадивые? Или безграмотные? Конечно, нет. Причина, на мой взгляд, проста. Мы не развиваем общеучебные универсальные умения в течение всего периода обучения. Мы не преподаём предмет как целостную науку, как некую единую систему. А в 10-11 классах занимаемся натаскиванием, вычленяем из целостного частности и их алгоритмизируем, а потом выдаём это за некую методику. Мы, это не учителя русского языка только. Это все абсолютно учителя при подготовке к ЕГЭ по всем предметам. Это профанация, но мы вынуждены этим заниматься. Почему?

Посмотрите на экран:

19 слайд

  • внимательное прочтение текста
  • лексический  запас
  • логическое или дедуктивное мышление
  • навыки синтеза и анализа или индуктивное мышление
  • умение сопоставлять и делать выводы

Внимание! Вопрос: Эти свойства характеризуют человеческий ……….?

Ответьте на вопрос: все эти пять свойств – это свойства чего у человека?

Совершенно верно – ИНТЕЛЛЕКТА

Так значит ЕГЭ по русскому языку – это ЕГЭ только по русскому языку? Однозначно, НЕТ!!

20 слайд

30% теста проверяет уровень интеллекта выпускника.

А 30% - это порог успешности. Следовательно, чтобы пройти порог успешности по русскому языку совсем не обязательно владеть всей базой знаний узкопредметных. А значит, уважаемые коллеги, экзамен по русскому языку проверяет работу всех нас в совокупности. Тех, кто учил данного ученика на протяжении всех лет обучения в средней школе. Аналогичная картина поверьте мне и по математике. Эти предметы выведены в ранг обязательных вовсе не потому, что они изучаются все 11 лет. 11 лет изучается литература, физкультура и некоторые другие предметы под разными названиями курсов. А только потому, что именно с их помощью можно наиболее полно получить картину общего развития интеллекта данного выпускника. Так что позвольте мне сделать вывод: 100-бальный результат – это на 70% заслуга учителя - предметника. Результат ниже порога успешности – минус работе каждого из нас.

Теперь у меня вопрос к Вам, Людмила Петровна! Скажите как специалист. Интеллект – это совокупность исключительно приобретённых учебных знаний, умений и навыков?

21 слайд

Понятие интеллекта наиболее компетентным учёным в области психологии Айзенком определяется из двух составляющих: биологический – интеллект, сформировавшийся на основе генетических факторов и социальный, сформировавшийся на основе факторов социальной адаптации. Грубо говоря, не углубляясь в теорию, Айзенк утверждает, что львиная доля интеллекта человека – а это более 65% - составляет интеллект биологический, то есть заложенный генами при  зачатии.

Давайте посмотрим интеллектуальную температуру в нашей аудитории.

На градуснике обозначается количество баллов, набранных при выполнении теста.

А сейчас мне очень хочется развеять общепринятый миф.

22 слайд

МИФ № 1:

Научить на оценку «3» возможно и обязательно любого ученика!

23 слайд

 Истина от  Шалвы Амонашвили. Всем нам он известен как признанный метр отечественной педагогики.

Развитие интеллекта происходит только в преодолении трудностей.

Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Создавайте  условия, чтобы ребенок преодолевал трудности.

Развитие происходит в ребенке по календарным срокам.

Если функция была не развита в положенные календарные сроки, то она отмирает, или становится слабо развитой.

Законы развития.

1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. У каждого человека существуют свои собственные (биологические) границы памяти, скорости мышления, скорости реакции на внешние раздражители, особенности речевого аппарата, двигательного аппарата, индивидуальная скорость окислительно-восстановительных реакций в организме, а, следовательно, потребности в отдыхе, сне и т.д.

Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях. Менее одаренный природой человек может стать более развитым, чем более одаренный, развитием которого никто не занимался.

 2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди.

  И сейчас самое время моим оппонентам воскликнуть: «Вот-  вот! Правильно организованный педагогический процесс – это как раз – таки тот самый дифференцированный подход к обучению». Уважаемые коллеги! Давайте посмотрим правде в глаза. В сегодняшних условиях – а это: классно-урочная система, единые для всех программы и учебный план, плюс КДР и стандартизированная форма оценки качества обучения (ГИА и ЕГЭ) дифференцированный подход так, как мы его понимаем: «От каждого по способностям – каждому по труду», мягко говоря, – утопия, как и тот социализм, который мы столько лет успешно строили. Дифференцированный подход в нынешних обстоятельствах требует дифференцированного или индивидуального учебного плана или так называемой образовательной траектории. А сегодня мы вынуждены заниматься натаскиванием всех подряд, лишь бы двоек не было. Если оставить в покое  со своими  двойками тех, кого в принципе невозможно научить на три, выдавать аттестат с двойкой. Это тоже оценка. А не стремиться к лживой стопроцентной успеваемости, уверена, резко бы просто подскочил средний балл за ЕГЭ по любому предмету. Но мы послушно подставляем шеи под это непосильное в принципе ярмо и абсолютно беззастенчиво занимаемся приписками. Не мы с вами в отдельности, уважаемые коллеги, а под чистую всё образование страны, включая и высшее. Они же продолжают ставить оценку «3» так же, как мы тем, кого в принципе научить невозможно. А тем самым старательно взращивая интеллектуальный паразатизм в тех детях, которые, обладая вполне адекватным интеллектом, культивируют не без нашего участия чудовищную интеллектуальную лень. Сегодняшний девиз многих школьников : « Зачем мне вообще учить, всё равно тройку поставят, никуда не денутся», приведёт в дальнейшем к аналогичной жизненной позиции вообще. А потому, уважаемые коллеги, мы с вами не имеем морального права возмущаться безграмотными, бездарными врачами, адвокатами, руководителями любого ранга. Это наш продукт, выпущенный на рынок труда.

Итак, настало время для вашего кардинального решения. Бросьте свой камень «за» или «против» вот этого слогана

24 слайд

Слава учителю, «3» приносящему!

Кто согласен с этой позицией бросьте свой камень в форме драже в этот сосуд, кто не согласен – бросьте в другой.

Лирическое отступление

Почему всегда актуальны комедия Гоголя «Ревизор» и поэма «Мёртвые души»? У Гоголя просто нет ни одного положительного героя. Практически во всех произведениях – ни одного. Чему же тогда мы должны учиться у Гоголя? Он показывает нам то, чего не должно быть. Хотя утверждал он: воровали, воруют и будут воровать. Но очень хотел, чтобы не сбылось это его пророчество. Когда воруют из казны, из кармана друг друга – это можно выжечь калёным железом при желании. Но никогда, никаким железом не выжечь наш российский менталитет воровать духовно. Отдать свою дочь в жёны проходимцу, лишь бы всё было шито-крыто, объегорить старушку Коробочку, и ещё пару-тройку наивных простачков, скупив у них подешёвке мёртвых, как живых, а потом обуть государственную казну на приличный кредит под этих мёртвых. И при этом не испытывая абсолютно никаких угрызений совести. Признайтесь, до боли знакомая история. Наши СМИ пестрят абсолютно подобными. Чичиков отдыхает. И мы принимаем в этом самое непосредственное участие. Всё начинается здесь, за этими партами.  Гораздо спокойнее поставить оценку «3» всем. Спи, моя совесть! Им хорошо, и нам приятно. Но, к сожалению реалии ЕГЭ, как вы видели из всего вышесказанного, однозначно заставят нас показывать реальную картину качества образования, которое мы даём.

И вот она реальная картина в нашей аудитории – маленькой социальной модели российского общества. Пусть неполной, но всё-таки.

Подсчитываются шары в пользу лозунга и против него.

А вот этот результат логически тянет за собой ещё один устоявшийся в нашем обществе миф.

25 слайд

МИФ №2

Учитель – самая гуманная профессия на Земле!

26 слайд

Позиция первая

Пример русского классического образования

«…Оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны

  Лесков. «Сказ о Левше….»                                                                                              

«..Карл Иваныч рассердился,  поставил меня на колени, твердил, что  это  упрямство,  кукольная комедия (это  было любимое его слово),  угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья…»

Л.Толстой «Детство»

 «На уроках всегда присутствовали классные дамы. Они следили за поведением учениц. Достаточно было взгляда, чтобы провинившаяся исправила промашку. Пока учитель объяснял, ученицы держали руки за спиной. Это служило двум целям. Во-первых, невольно распрямились плечи и не горбилась спина; во-вторых, исключались всякие, отвлекающие внимание действие – бездумное чирканье карандашом, разглядывание ногтей. За любую провинность - телесные наказания. Публичная порка»

Статья «Смольный институт»

27 слайд

Классическое английское образование

«Итонский колледж. У англичан это название вызывает благоговейный трепет. Его называют “инкубатором” английских лордов или “фабрикой джентльменов”, потому что из него выпускают оперившихся министров, послов, дипломатов и писателей.

Только жёсткие спартанские условия, по мнению преподавателей колледжа, могут воспитать из мальчика мужа. Температура в помещениях не выше 17 градусов. Теплых одеял нет. Меню, исключительно рассчитанное на пополнение калорий и витаминов. Учебную программу здесь составляют для каждого индивидуально, исходя из будущей карьеры ученика. В 8:40 утра начинается богослужение. В 9:10 - занятия, которые продолжаются до вечера. Передохнуть можно лишь дважды - во время перерыва на пятичасовой чай и завтрак. В колледже разработана жёсткая система наказаний за нарушения дисциплины и неуспеваемость, которой, кстати, в колледже просто нет»

Скажите, пожалуйста, подобное отношение к детям разве можно назвать гуманным? Только, как говорится, не мудрствуйте лукаво. Эти примеры, взятые мной из классической литературы с лихвой потянут на статью  «жестокое обращение с детьми»

28 слайд

Позиция вторая

Социальная атмосфера в современном российском обществе далеко не безоблачная. Существует проблема здоровья современных школьников. Из 100 новорожденных по шкале Апгар набирают максимальные 10 баллов только 8. А  мамы и папы, к сожалению, не понимают, что развитие ребенка в большей степени зависит от родительской любви и заботы, от внимания близких людей, от психологического климата в семье и воспитания, от общения со сверстниками. И если все это у малыша есть, то его самые высокие оценки еще впереди. Но у многих детей этого попросту нет.  По-прежнему довольно низкий уровень материального состояния многих семей, особенно на селе. Зачастую дети воспитываются в неполных и неблагополучных семьях, и порой школа для ребёнка – это единственное место, где он может побыть в чистоте, относительном спокойствии и нормально поесть. Нередко психологическое состояние некоторых детей не позволяет им не только заниматься домашними заданиями, но даже просто воспринимать учителя на уроке. Разве же здесь до качества знаний?

И «3», поставленная учителем такому ученику, внимательное отношение к нему –это ли не гуманное отношение к детям?

29 слайд

Позиция третья

В Концепции модернизации российского образования говорится: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности».

Скажите, какие ученики могут отвечать таким требованиям – обучаемые антигуманными методами из первой позиции, имеющие положительные результаты из второй позиции?

30 слайд

Так в чём же состоит гуманность профессии учителя?

Попробуйте сформулировать свой ответ на предложенных вам листах

На листах начало фразы:  «Гуманность учения – это

Лирическое отступление

У Распутина есть небольшой, но очень показательный в этом смысле рассказ «Уроки французского» Послевоенный голод. Небольшой городок в Сибири. Мальчик живёт один, потому что он очень способный, и мать отправила его в город учиться, так как в деревне только начальная школа. Он пятиклассник. По всем предметам у него круглые пятёрки, а французский ему никак не даётся. Он голодает и вынужден играть на деньги, чтобы купить себе молока. Учительница узнаёт об этом и предлагает ему помощь, но он очень гордый и категорически не принимает её. Тогда она вовлекает мальчика в свою игру на деньги и специально проигрывает ему. За этим занятием их застаёт директор школы, и учительница вынуждена уволиться. Так вот, на фоне всей этой истории ни у мальчика, ни у учительницы не возникло мысли плюнуть на этот французский. Ему просто не учить и понадеяться на снисхождение. Ей просто проявить гуманность и поставить ему оценку «3». А Распутину, мне кажется, даже в голову не могла бы прийти мысль, показать в рассказе такое гуманное отношение к обездоленному ученику. И мальчик продолжал мучиться с произношением и глаголами, а учительница продолжала спрашивать с него это по всей строгости.

И ещё.

Вопрос что называется на засыпку: Что ждёт гуманного организатора на ЕГЭ, который увидит в аудитории знакомого ему обездоленного выпускника и закроет глаза на нарушения при проведении экзамена?

Штраф в размере двадцати тысяч рублей, а образовательное учреждение в этом случае за гуманность своего учителя заплатит пятьдесят тысяч рублей. Плюс разговоров на добрые три года вперёд.

Вот так закон ограничил ложное проявление гуманности учителя!

Так и хочется мне воскликнуть словами героя пьесы Горького «На дне»: « Жалость унижает человека! Жалость - это пластырь для нарывов». И это актуально именно по отношению к детям. Ведь это им строить наше будущее и обеспечивать нашу безмятежную старость

На доске вывешиваются определения, написанные на листах участниками семинара.

Под ними вывешивается высказывание Суворова

Очень правильно и просто сформулировал принцип гуманизма учения великий русский полководец А. Суворов. Он сказал: «Тяжело в учении – легко в походе». Не в бою, как мы привыкли слышать, Суворов сказал: «В походе». Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя, а вся наша жизнь – это и есть поход.

Так в чём же главная проблема российского образования сегодня? Не могу удержаться от того, чтобы сказать: «Я оптимист и верю, что всё пройдёт, и всё будет ещё хуже. Но всё-таки единственный путь со дна – это путь наверх. Мне кажется, что очень точно об образовании сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается» . Как такое возможно? Возможно, но только тогда, когда: 

31 слайд

 «Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением ей». Это уже слова другого мэтра русской педагогики Сухомлинского.

32 слайд

И я, возможно пафосно, сформулирую так: проблема современного образования в России – это проблема ума, совести и преданности Родине!

Предвижу, что некоторые мои оппоненты могут сказать, что сегодня не всё время семинара  мы посвятили только своему предмету. Но ведь именно нас, учителей русского языка и учителей математики непосредственно уже коснулись вопросы модернизации российского образования в части ЕГЭ в частности, и это заставляет нас призвать  всех вас, уважаемые коллеги, к тому, чтобы задуматься над тем, что что-то нужно изменить в сложившихся подходах. Пора уходить от традиционной агрессивной роли учителя: учитель один знает ответы и авторитарно диктует их. Сегодня это неактуально. Ученик должен искать ответы сам. Плохой  учитель преподносит истину, хороший учит её находить. А как отправную точку мы можем предложить вам то, что обсуждалось сегодня.

Учителям раздаются памятки вместе с проверенными КИМами. 

33 слайд

Необходимые общеучебные навыки:

  • внимательное прочтение текста
  • пополнение лексического  запаса
  • развитие логического мышления
  • привитие навыков синтеза и анализа
  • развитие умений сопоставлять и делать выводы

Помните

  • Развитие происходит только в преодолении трудностей.
  • Развитие происходит в ребенке по календарным срокам.
  • Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой
  • Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях.
  • Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса.
  • «Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением ей». 

           Конечно, я не зову на баррикады во имя чести и справедливости. Но призываю вас вспомнить о своём добром имени, былом авторитете и престиже нашей профессии. Нет ли и нашей вины в том, что эти понятия утрачены. Может быть, всё-таки не безвозвратно ?

А в связи с этим  последнее лирическое отступление.

Психологи проводили опыт на крысах. Группу крыс сажали в клетку и били током. Крысы, получив удар, бросались к открытой дверце клетки, которую захлопывали прямо перед их мордой. Затем удары током повторяли. На сорок восьмом ударе крысы остались на месте. И при всех последующих ударах тоже, несмотря на то, что дверцы клетки были распахнуты настежь. Аналогичную реакцию у людей психологи назвали «синдром эмоционального угасания». И по утверждению учёных этот синдром наиболее характерно получает своё проявление именно в учительской среде и является ярким симптомом деструктуризации личности учителя. Это просто информация к размышлению. Всем нам. Весьма поучительно.

             А закончить мне бы хотелось словами того же великого Гоголя. Хоть и призывал когда-то другой русский классик Тургенев : «Не говори красиво, друг мой» Я хочу сказать красиво. Пусть каждый из вас прочувствует так же, как Гоголь и вместе с Гоголем. Может быть, тогда что- то изменится в нас и в нашей с вами стране..

34 слайд

«Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?..У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....

Доклад выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы

Презентация к докладу "Формирование функциональной грамотности"...