Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 9-11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9-11.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку 2021-2022 уч. год
9-11 класс
Время выполнения работы - 3 часа (180 минут)
(максимальное количество баллов - 80)
Составила Вараева Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ "Любимовская СОШ"
1. Буква ё при письме может быть заменена буквой е, чего не скажешь о звуках, которые этими буквами обозначаются. В каких из перечисленных ниже словах букву е можно заменить на букву ё? Приведите другие примеры слов (не больше пяти), в которых нельзя заменять букву е на ё.
Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.
2. Наложение морфем — это частичное совмещение в составе производного слова двух соседних морфем, например: Курский (часть корня выпадает и на нее накладывается суффикс -ск-). Найдите в приведенных ниже словах те, в которых наблюдается описанный процесс. Свой ответ обоснуйте.
Розоватый, картонный, маловатый, лермонтовед, тайный, случайный, вскочить, рассудить, таксист.
3. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях.
1. Он тебе и копейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я ж остался.
4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
4. Когда-то люди верили, что слово так прочно связано с тем, что оно обозначает, что лишний раз не стоит произносить имена богов и духов, умерших предков, названия болезней, животных или каких-то частей тела. Но, так как понятие или предмет, обозначаемые табуированным словом, существуют и требуют словесного выражения, в обществе подбирается слово-заменитель - эвфемизм (например, нечистый, лукавый вместо слов черт или сатана). Подберите и запишите примеры табуированных слов и эвфемизмов из художественной литературы (классической или современной).
5. Определите, в каком времени употреблены глаголы и какое время описывается на самом деле в предложениях:
1. Предлагаю такой план: вы заходите за мной завтра утром, мы садимся в машину и отправляемся.
2. Вчера моя соседка вдруг говорит: "В коридоре грязно".
3. Без вашей помощи мы погибли.
4. А лошадь как вскочит, как побежит!
6. Прочитайте текст.
Рассказывая друзьям о походе, Коля так сильно жестикулировал руками, что упал вниз со стула. Он только было захотел вернуться назад в исходное положение, как заметил, что потратил на это дело час времени. Теперь он решил, что главным приоритетом для него будет сдержанность и самообладание.
Пример какой речевой ошибки раскрывается в данном отрывке? Дайте наиболее точное определение термину, выпишите из текста все примеры данной ошибки.
7. Перед вами предложения на иврите и их переводы на русский язык. (примечание - Иврит - язык семитской семьи; государственный язык Израиля, а также язык некоторых еврейских общин и диаспор).
Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.
Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.
Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.
Используя лингвистическое конструирование, переведите на иврит предложения: кот видит коричневую корову; юноша видит белую сумку.
8. Известно, что каждая буква азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием, называлась не односложно, как сегодня, а имело свое имя, иногда довольно длинное, например: г - глаголь, ж- живете, т - твердо и т.д. Объясните значение и происхождение следующих выражений:
Ходить фертом; от аза до ижицы; расставить покоем.
9. Один лингвист составил список новейших заимствований в современном русском языке. Каждое найденное слово он вводил в поисковую систему электронного толкового словаря. К сожалению, многие слова ему не удалось найти. Например, он не обнаружил слова лайфхак, скайп, смайл и многие другие. В некоторых случаях незнакомые слова поисковая система посчитала ошибочными и предложила варианты исправления. Например, вместо слова спойлер система предложила следующие варианты замены: бойлер, спеть, стойло, бройлер. Прочитайте списки предложенных замен и укажите слова, которые пытался найти лингвист. Примечание: искомые слова расположены в алфавитном порядке, все они являются существительными в начальной форме.
1. акант | |
2. семинар | |
3. идеолог | |
4. биолокация, эхолокация | |
5. геолог, гетера, гот, грот | |
6. нистагм | |
7. никнуть, никой, вникнуть, пикнуть, сникнуть, шикнуть, гикнуть, нижний, никто | |
8. поддать, подать, подкат, подкласс, подкосить, подкос | |
9. то, тело, теза, тугой, тяг, тога | |
10. свитер, твист | |
11. хеш, хетт | |
12. сторож, сторона, стричь, стриж, сторно |
Лингвист очень обрадовался, обнаружив в словаре слово бот, но быстро разочаровался. Почему?
10. Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы).
Чк ҃ъ етеръ сътвори вечерѫ вельѭ i възъва мъногъi i посъла рабъ свои въ
годинѫ вечерѧ рече зъванымъ грѧдѣте ѣко оуже готова сѫть всѣ.
Ключи
1. Буква ё при письме может быть заменена буквой е, чего не скажешь о звуках, которые этими буквами обозначаются. В каких из перечисленных ниже словах букву е можно заменить на букву ё? Приведите другие примеры слов(не больше пяти), в которых нельзя заменять букву е на ё.
Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.
Ответ: манёвры, новорождённый. Возможные примеры: гренадеры, головешка, опека, истекший.
По 1 баллу за каждое верно определенное слово+1 балл за пример. Максимально - 7 баллов.
2. Наложение морфем — это частичное совмещение в составе производного слова двух соседних морфем, например: Курский (часть корня выпадает и на нее накладывается суффикс -ск-). Найдите в приведенных ниже словах те, в которых наблюдается описанный процесс. Свой ответ обоснуйте.
Розоватый, картонный, маловатый, лермонтовед, тайный, случайный, вскочить, рассудить, таксист.
Ответ:
розоватый - роз(ов)ый+оват
лермонтовед - Лермонт(ов)+о+ вед
тайный - тай(н)+а+н
вскочить - в(с)скочить (приставка вс- означает движение вверх)
таксист - такс(и)+ист
За каждое верное слово по 1 баллу+1 балл за объяснение
Максимально - 10 баллов
3. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях.
1. Он тебе и копейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я ж остался.
4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры (не более 5).
Ответ:
1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.
2. Могут быть и другими частями речи:
И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);
А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);
Же – частица (Я же тебе говорил);
У – междометие (У, безобразники!).
За определение части речи – по 0,5 балла за слово; за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 1 баллу (до 5 баллов)
Максимально -10 баллов
4. Когда-то люди верили, что слово так прочно связано с тем, что оно обозначает, что лишний раз не стоит произносить имена богов и духов, умерших предков, названия болезней, животных или каких-то частей тела. Но так как понятие или предмет, обозначаемые табуированным словом, существуют и требуют словесного выражения, в обществе подбирается слово-заменитель - эвфемизм (например, нечистый, лукавый вместо слов черт или сатана). Подберите и запишите от 1 до 5 примеров табуированных слов и эвфемизмов из художественной литературы (классической или современной).
Модель ответа: В романе Дж.Роулинг герои не произносят имя злого волшебника Вол-де-Морта, заменяя его на сочетания "Сами-Знаете-Кто" или "Тот-Кого-Нельзя-Называть". Пример можно найти в поэме Н.Гоголя "Мертвые души", где герои вместо фраз "я высморкалась", "я вспотела" говорили: "я облегчила себе нос", "я обошлась посредством платка" и т.д.
За каждый приведенный пример 2 балла. Максимально -10 баллов.
5. Определите, в каком времени употреблены глаголы и какое время описывается на самом деле в предложениях:
1. Предлагаю такой план: вы заходите за мной завтра утром, мы садимся в машину и отправляемся.
2. Вчера моя соседка вдруг говорит: "В коридоре грязно".
3. Без вашей помощи мы погибли.
4. А лошадь как вскочит, как побежит!
За определение времени по форме слова по 0,5 баллов за слово, за определение описываемого времени - 0, 5 баллов за слово.
Максимально - 4 балла.
6. Прочитайте текст.
Рассказывая друзьям о походе, Коля так сильно жестикулировал руками, что упал вниз со стула. Он только было захотел вернуться назад в исходное положение, как заметил, что потратил на это дело час времени. Теперь он решил, что главным приоритетом для него будет сдержанность и самообладание.
Пример какой речевой ошибки раскрывается в данном отрывке? Дайте наиболее точное определение термину, выпишите из текста все примеры данной ошибки.
В тексте встречается пример плеоназма.
За верное определение ошибки - 1 балл, за толкование термина - 2 балла, за примеры - по 1 баллу. Максимально - 8 баллов.
7. Перед вами предложения на иврите и их переводы на русский язык. (примечание - Иврит - язык семитской семьи; государственный язык Израиля, а также язык некоторых еврейских общин и диаспор).
Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.
Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.
Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.
Используя лингвистическое конструирование, переведите на иврит предложения: кот видит коричневую корову; юноша видит белую сумку.
Ответ: Хатул роэ пара хума; хабахур роэ тик лаван.
За каждый верный перевод по 2 балла. Максимально - 4 балла.
8. Известно, что каждая буква азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием, называлась не односложно, как сегодня, а имело свое имя, иногда довольно длинное, например: г - глаголь, ж- живете, т - твердо и т.д. Объясните значение и происхождение следующих выражений:
Ходить фертом; от аза до ижицы; расставить покоем.
Ответ: "Ходить фертом" - важничать, ходить руки в боки, напоминая букву Ф (ферт); "от аза до ижицы" - от начала до конца (по первой и последней букве азбуки), "расставить покоем" - расставить в форме буквы П (п - покой).
За толкование значения - по 1 баллу, за объяснение происхождения - по 1 баллу. Максимально - 6 баллов.
9. Один лингвист составил список новейших заимствований в современном русском языке. Каждое найденное слово он вводил в поисковую систему электронного толкового словаря. К сожалению, многие слова ему не удалось найти. Например, он не обнаружил слова лайфхак, скайп, смайл и многие другие. В некоторых случаях незнакомые слова поисковая система посчитала ошибочными и предложила варианты исправления. Например, вместо слова спойлер система предложила следующие варианты замены: бойлер, спеть, стойло, бройлер. Прочитайте списки предложенных замен и укажите слова, которые пытался найти лингвист. Примечание: искомые слова расположены в алфавитном порядке, все они являются существительными в начальной форме.
1. акант | |
2. семинар | |
3. идеолог | |
4. биолокация, эхолокация | |
5. геолог, гетера, гот, грот | |
6. нистагм | |
7. никнуть, никой, вникнуть, пикнуть, сникнуть, шикнуть, гикнуть, нижний, никто | |
8. поддать, подать, подкат, подкласс, подкосить, подкос | |
9. то, тело, теза, тугой, тяг, тога | |
10. свитер, твист | |
11. хеш, хетт | |
12. сторож, сторона, стричь, стриж, сторно |
Лингвист очень обрадовался, обнаружив в словаре слово бот, но быстро разочаровался. Почему?
Ответ:
аккаунт | 1. акант |
вебинар | 2. семинар |
видеоблог | 3. идеолог |
геолокация | 4. биолокация, эхолокация |
геотег | 5. геолог, гетера, гот, грот |
инстаграм | 6. нистагм |
никнейм | 7. никнуть, никой, вникнуть, пикнуть, сникнуть, шикнуть, гикнуть, нижний, никто |
подкаст | 8. поддать, подать, подкат, подкласс, подкосить, подкос |
тег | 9. то, тело, теза, тугой, тяг, тога |
твиттер | 10. свитер, твист |
хештег | 11. хеш, хетт |
сториз | 12. сторож, сторона, стричь, стриж, сторно |
Лингвист разочаровался, потому что в словаре слово пост зафиксировано в другом значении, не в том, которое его интересовало (1 балл).
Максимально - 11 баллов за задание.
10. Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык.
Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите
лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его
формы).
Чк ҃ъ етеръ сътвори вечерѫ вельѭ i възъва мъногъi i посъла рабъ свои въ
годинѫ вечерѧ рече зъванымъ грѧдѣте ѣко оуже готова сѫть всѣ.
Модель ответа и критерии оценивания:
1. Один человек приготовил большой ужин и позвал многих. И когда наступил вечер, послал своего раба сказать приглашённым: «Приходите, ибо всё уже готово».
За корректный перевод – 6 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую
смысл текста, снимается 1 балл. Отрицательный балл не ставится.
2. Зъванымъ – «приглашённым», субстантивированное прилагательное м. р,
мн. ч., дат. п., буквально «тот, кого позвали», ср. «незваный гость», «званый
ужин».
Грѧдѣте – «приходите», глагол в форме повелительного накл., 2-го л., мн. ч.,
тот же корень обнаруживаем в слове «день грядущий» (т. е. «тот, который
скоро наступит»).
За корректный комментарий к каждому слову – по 2 балла. Всего 4 балла.
Максимально - 10 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу - 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 5-6 классы
задания по типу ЕГЭ...
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Задания и ответы с рекомендациями....
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2014/2015 уч. год...
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 8-9 класс
2012-2013 учебный год...
Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пр...
О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому язык...
Методическая разработка "Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"
В данной методической разработке представлены олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"....