Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку

Вараева Татьяна Александровна

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 9-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9-11.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

 по русскому языку 2021-2022 уч. год

 9-11 класс

Время выполнения работы  - 3 часа (180 минут)

 (максимальное количество баллов - 80)

Составила Вараева Т.А.,

 учитель русского языка и литературы

МКОУ "Любимовская СОШ"

1. Буква ё при письме может быть заменена буквой е, чего не скажешь о звуках, которые этими буквами обозначаются. В каких из перечисленных ниже словах букву е можно заменить на букву ё?  Приведите другие примеры слов (не больше пяти), в которых нельзя заменять букву е на ё.

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

2.  Наложение морфем — это частичное совмещение в составе производного слова двух соседних морфем, например: Курский (часть корня выпадает и на нее накладывается суффикс -ск-). Найдите в приведенных ниже словах те, в которых наблюдается описанный процесс. Свой ответ обоснуйте.

Розоватый, картонный, маловатый, лермонтовед, тайный, случайный, вскочить, рассудить, таксист.

3. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях.

1. Он тебе и копейки не даст.

2. А, попался! – воскликнул он.

3. Друг уехал, я ж остался.

4. Я уже год живу у родителей.

Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.

4.  Когда-то люди верили, что слово так прочно связано с тем, что оно обозначает, что лишний раз не стоит произносить имена богов и духов, умерших предков, названия болезней, животных или каких-то частей тела. Но, так как понятие или предмет, обозначаемые табуированным словом, существуют и требуют словесного выражения, в обществе подбирается слово-заменитель - эвфемизм (например, нечистый, лукавый вместо слов черт или сатана). Подберите и запишите примеры табуированных слов и эвфемизмов из художественной литературы (классической или современной).

5. Определите, в каком времени употреблены глаголы и какое время описывается на самом деле в предложениях:

1. Предлагаю такой план: вы заходите за мной завтра утром, мы садимся в машину и отправляемся.

2. Вчера моя соседка вдруг говорит: "В коридоре грязно".

3. Без вашей помощи мы погибли.

4. А лошадь как вскочит, как побежит!

6. Прочитайте текст.

Рассказывая друзьям о походе, Коля так сильно жестикулировал руками, что упал вниз со стула. Он только было захотел вернуться назад в исходное положение, как заметил, что потратил на это дело час времени. Теперь он решил, что главным приоритетом для него будет сдержанность и самообладание.

Пример какой речевой ошибки раскрывается в данном отрывке? Дайте наиболее точное определение термину, выпишите из  текста все примеры данной ошибки.

7. Перед вами предложения на иврите  и их переводы на русский язык. (примечание - Иврит - язык семитской семьи; государственный язык Израиля, а также язык некоторых еврейских общин и диаспор).

Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.

Используя лингвистическое конструирование, переведите на иврит предложения: кот видит коричневую корову; юноша видит белую сумку.

8. Известно, что каждая буква азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием, называлась не односложно, как сегодня, а имело свое имя, иногда довольно длинное, например: г - глаголь, ж- живете, т - твердо и т.д.  Объясните значение и происхождение следующих выражений:

Ходить фертом; от аза до ижицы; расставить покоем.

9. Один лингвист составил список новейших заимствований в современном русском языке. Каждое найденное слово он вводил в поисковую систему электронного толкового словаря. К сожалению, многие слова ему не удалось найти. Например, он не обнаружил слова лайфхак, скайп, смайл и многие другие. В некоторых случаях незнакомые слова поисковая система посчитала ошибочными и предложила варианты исправления. Например, вместо слова спойлер система предложила следующие варианты замены: бойлер, спеть, стойло, бройлер. Прочитайте списки предложенных замен и укажите слова, которые пытался найти лингвист. Примечание: искомые слова расположены в алфавитном порядке, все они являются существительными в начальной форме.

1. акант

2. семинар

3. идеолог

4. биолокация, эхолокация

5. геолог, гетера, гот, грот

6. нистагм

7. никнуть, никой, вникнуть, пикнуть, сникнуть, шикнуть, гикнуть, нижний, никто

8. поддать, подать, подкат, подкласс, подкосить, подкос

9. то, тело, теза, тугой, тяг, тога

10. свитер, твист

11. хеш, хетт

12. сторож, сторона, стричь, стриж, сторно

Лингвист очень обрадовался, обнаружив в словаре слово бот, но быстро разочаровался. Почему?

10.  Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы).

Чк ҃ъ етеръ сътвори вечерѫ вельѭ i възъва мъногъi i посъла рабъ свои въ

годинѫ вечерѧ рече зъванымъ грѧдѣте ѣко оуже готова сѫть всѣ.

Ключи

1. Буква ё при письме может быть заменена буквой е, чего не скажешь о звуках, которые этими буквами обозначаются. В каких из перечисленных ниже словах букву е можно заменить на букву ё?  Приведите другие примеры слов(не больше пяти), в которых нельзя заменять букву е на ё.

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

Ответ: манёвры, новорождённый. Возможные примеры: гренадеры, головешка, опека, истекший.

По 1 баллу за каждое верно определенное слово+1 балл за пример. Максимально - 7 баллов.

2.  Наложение морфем — это частичное совмещение в составе производного слова двух соседних морфем, например: Курский (часть корня выпадает и на нее накладывается суффикс -ск-). Найдите в приведенных ниже словах те, в которых наблюдается описанный процесс. Свой ответ обоснуйте.

Розоватый, картонный, маловатый, лермонтовед, тайный, случайный, вскочить, рассудить, таксист.

Ответ:

розоватый - роз(ов)ый+оват

лермонтовед - Лермонт(ов)+о+ вед

тайный - тай(н)+а+н

вскочить - в(с)скочить (приставка вс- означает движение вверх)

таксист - такс(и)+ист

За каждое верное слово по 1 баллу+1 балл за объяснение

Максимально - 10 баллов

3. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях.

1. Он тебе и копейки не даст.

2. А, попался! – воскликнул он.

3. Друг уехал, я ж остался.

4. Я уже год живу у родителей.

Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры (не более 5).

Ответ:

1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.

2. Могут быть и другими частями речи:

И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);

А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);

Же – частица (Я же тебе говорил);

У – междометие (У, безобразники!).

За определение части речи – по 0,5 балла за слово; за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 1 баллу (до 5 баллов)

Максимально -10 баллов

4.  Когда-то люди верили, что слово так прочно связано с тем, что оно обозначает, что лишний раз не стоит произносить имена богов и духов, умерших предков, названия болезней, животных или каких-то частей тела. Но так как понятие или предмет, обозначаемые табуированным словом, существуют и требуют словесного выражения, в обществе подбирается слово-заменитель - эвфемизм (например, нечистый, лукавый вместо слов черт или сатана). Подберите и запишите от 1 до 5 примеров табуированных слов и эвфемизмов из художественной литературы (классической или современной).

Модель ответа: В романе Дж.Роулинг герои не произносят имя злого волшебника Вол-де-Морта, заменяя его на сочетания "Сами-Знаете-Кто" или "Тот-Кого-Нельзя-Называть". Пример можно найти в поэме Н.Гоголя "Мертвые души", где герои вместо фраз "я высморкалась", "я вспотела" говорили: "я облегчила себе нос", "я обошлась посредством платка" и т.д.

За каждый приведенный пример 2 балла. Максимально -10 баллов.

5. Определите, в каком времени употреблены глаголы и какое время описывается на самом деле в предложениях:

1. Предлагаю такой план: вы заходите за мной завтра утром, мы садимся в машину и отправляемся.

2. Вчера моя соседка вдруг говорит: "В коридоре грязно".

3. Без вашей помощи мы погибли.

4. А лошадь как вскочит, как побежит!

За определение времени по форме слова по 0,5 баллов за слово, за определение описываемого времени - 0, 5 баллов за слово.

Максимально - 4 балла.

6. Прочитайте текст.

Рассказывая друзьям о походе, Коля так сильно жестикулировал руками, что упал вниз со стула. Он только было захотел вернуться назад в исходное положение, как заметил, что потратил на это дело час времени. Теперь он решил, что главным приоритетом для него будет сдержанность и самообладание.

Пример какой речевой ошибки раскрывается в данном отрывке? Дайте наиболее точное определение термину, выпишите из  текста все примеры данной ошибки.

В тексте встречается пример плеоназма.

За верное определение ошибки - 1 балл, за толкование термина - 2 балла, за примеры - по 1 баллу. Максимально - 8 баллов.

7. Перед вами предложения на иврите  и их переводы на русский язык. (примечание - Иврит - язык семитской семьи; государственный язык Израиля, а также язык некоторых еврейских общин и диаспор).

Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.

Используя лингвистическое конструирование, переведите на иврит предложения: кот видит коричневую корову; юноша видит белую сумку.

Ответ: Хатул роэ пара хума;  хабахур роэ тик лаван.

За каждый верный перевод по 2 балла. Максимально - 4 балла.

8. Известно, что каждая буква азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием, называлась не односложно, как сегодня, а имело свое имя, иногда довольно длинное, например: г - глаголь, ж- живете, т - твердо и т.д.  Объясните значение и происхождение следующих выражений:

Ходить фертом; от аза до ижицы; расставить покоем.

Ответ: "Ходить фертом" - важничать, ходить руки в боки, напоминая букву Ф (ферт); "от аза до ижицы" - от начала до конца (по первой и последней букве азбуки),  "расставить покоем" - расставить в форме буквы П (п - покой).

За толкование значения - по 1 баллу, за объяснение происхождения - по 1 баллу. Максимально - 6 баллов.

9. Один лингвист составил список новейших заимствований в современном русском языке. Каждое найденное слово он вводил в поисковую систему электронного толкового словаря. К сожалению, многие слова ему не удалось найти. Например, он не обнаружил слова лайфхак, скайп, смайл и многие другие. В некоторых случаях незнакомые слова поисковая система посчитала ошибочными и предложила варианты исправления. Например, вместо слова спойлер система предложила следующие варианты замены: бойлер, спеть, стойло, бройлер. Прочитайте списки предложенных замен и укажите слова, которые пытался найти лингвист. Примечание: искомые слова расположены в алфавитном порядке, все они являются существительными в начальной форме.

1. акант

2. семинар

3. идеолог

4. биолокация, эхолокация

5. геолог, гетера, гот, грот

6. нистагм

7. никнуть, никой, вникнуть, пикнуть, сникнуть, шикнуть, гикнуть, нижний, никто

8. поддать, подать, подкат, подкласс, подкосить, подкос

9. то, тело, теза, тугой, тяг, тога

10. свитер, твист

11. хеш, хетт

12. сторож, сторона, стричь, стриж, сторно

Лингвист очень обрадовался, обнаружив в словаре слово бот, но быстро разочаровался. Почему?

Ответ:

аккаунт

1. акант

вебинар

2. семинар

видеоблог

3. идеолог

геолокация

4. биолокация, эхолокация

геотег

5. геолог, гетера, гот, грот

инстаграм

6. нистагм

никнейм

7. никнуть, никой, вникнуть, пикнуть, сникнуть, шикнуть, гикнуть, нижний, никто

подкаст

8. поддать, подать, подкат, подкласс, подкосить, подкос

тег

9. то, тело, теза, тугой, тяг, тога

твиттер

10. свитер, твист

хештег

11. хеш, хетт

сториз

12. сторож, сторона, стричь, стриж, сторно

Лингвист разочаровался, потому что в словаре слово пост зафиксировано в другом значении, не в том, которое его интересовало (1 балл).

Максимально - 11 баллов за задание.

10.  Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык.

Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите

лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его

формы).

Чк ҃ъ етеръ сътвори вечерѫ вельѭ i възъва мъногъi i посъла рабъ свои въ

годинѫ вечерѧ рече зъванымъ грѧдѣте ѣко оуже готова сѫть всѣ.

Модель ответа и критерии оценивания:

1. Один человек приготовил большой ужин и позвал многих. И когда наступил вечер, послал своего раба сказать приглашённым: «Приходите, ибо всё уже готово».

За корректный перевод – 6 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую

смысл текста, снимается 1 балл. Отрицательный балл не ставится.

2. Зъванымъ – «приглашённым», субстантивированное прилагательное м. р,

мн. ч., дат. п., буквально «тот, кого позвали», ср. «незваный гость», «званый

ужин».

Грѧдѣте – «приходите», глагол в форме повелительного накл., 2-го л., мн. ч.,

тот же корень обнаруживаем в слове «день грядущий» (т. е. «тот, который

скоро наступит»).

За корректный комментарий к каждому слову – по 2 балла. Всего 4 балла.

Максимально - 10 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу - 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пр...

О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  русскому язык...

Методическая разработка "Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"

В данной методической  разработке представлены олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"....