О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
консультация на тему
Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Радужный
Выступление Эмер Марины Витальевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3 г. Радужный, на заседании ГМО учителей русского языка и литературы.
Тема: О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе на 2017-2018 учебный год с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации 2016-2017 г.
При составлении заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в обязательном порядке руководствоваться требованиями к составлению заданий и
критериями их оценивания.
В большей степени задачам Олимпиады по русскому языку соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и ее комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.
Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ- рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику
По типам задания характеризуются как лингвистические тесты и лингвистические задачи.
По темам распределение заданий должно выглядеть следующим образом.
1) фонетика и орфоэпия (выявление специфики соотношения буква/звук,
применение орфоэпических норм, в том числе использование отступления от нормы как
средства художественной выразительности):
2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования):
3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения
давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении):
4) лексика и фразеология (определение лексического значения слов одной
тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка -фразеологизмов):
5) графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи
букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности):
6) функциональная стилистика (теоретические знания в оценке выразительных
средств языка и практические умения в определении специфики и функции того или иного выразительного средства или языковой единицы в предложении и тексте):
7) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание
структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в том или ином словаре):
8) история языка (выявление специфики русского языка среди других языков
славянской группы; сопоставление некоторых современных и устаревших грамматических форм).
Было обращено внимание на необходимость учёта особенностей разных возрастных групп, что тоже имеет место в требованиях.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе на всех своих этапах должна быть ориентирована на достижение главной цели литературного образования. Известно, что олимпиада выявляет одарённых (или высокомотивированных) детей –– и начинает делать это уже на школьном этапе. Но основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность.
Далее была прокомментирована характеристика структуры и содержания заданий.
Задания для пяти-шестиклассников должны быть посильны, занимательны, интересны, они должны формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время, опираясь на полученные в школе знания, исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям. С учетом этого ученикам 5-6 класса предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы.
Ученики 7-8 классов участвуют в школьном и в муниципальном этапах олимпиады, но на региональный и заключительный не выходят. Задания для них должно быть сложнее, чем для пяти-шестиклассников, но строиться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы.
Ученики 9-11 класса могут принять участие во всех этапах олимпиады, поэтому задания для этих классов выстроены на всех этапах по единой сквозной логике. Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса тоже состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы).
Далее были прокомментированы критерии оценки аналитического задания
Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Например: представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/13/picture-16335-1731493082.jpg)
Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-605084-1425836745.jpg)
Олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Предлагаемые задания для проведения школьного этапа олимпиады по математике для учащихся 7 класса были одобрены методическим объединением учителей математики.Задания составлены на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-605084-1425836745.jpg)
Олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Прделагаемые олимпиадные задания для уячащихся 11 классов были одобрены школьным методическим объединением учителей математики.Задания составлены на основе учебных программ по математике, реализ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-466979-1415543411.jpg)
Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-466979-1415543411.jpg)
Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Требования включают несколько разделов: уровень сложности заданий, корректность подбора текстовых материалов, комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников, методическую и техно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/31/picture-1335793-1622452305.jpg)
Методическая разработка "Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"
В данной методической разработке представлены олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/09/picture-497939-1733739968.jpg)
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории....