Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
олимпиадные задания (русский язык, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задание 1. Некоторые суффиксы образуют синонимы – близкие по значению слова, например: падалица – паданец. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный.
Запишите к каждому однокоренное прилагательное с другим суффиксом. Какие из получившихся у вас пар слов находятся в синонимичных отношениях, а какие являются паронимами? К каким словам вам не удалось подобрать ни синонимов, ни паронимов?
Ответ:
В синонимичных отношениях находятся пары слов: ананасный - ананасовый, ароматный - ароматичный, грешный - греховный, мерный - мерильный/мерительный, санаторный - санаторский, надрывный – надрывчатый/надрывистый, сыновний - сыновий, чванный – чванливый.
Паронимами являются слова дефектный – дефективный.
Слова, к которым нельзя подобрать однокоренные синонимы и паронимы: арбузный, зимний.
Оценка:
За верный подбор однокоренных прилагательных – по 0,5 балла за слово, всего 4,5 балла;
за определение слов, не имеющих однокоренных синонимов и паронимов – по 0,5 балла, всего 1 балл;
за правильное определение пар синонимов и паронимов – по 0,5 балла за каждую, всего 4,5 балла.
Итого: 10 баллов максимум.
Задание 2. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение?
Ответ:
Слово однажды образовано с помощью суффикса -жды от числительного один (одна). Другие слова русского языка, образованные с его помощью: единожды, дважды, трижды, четырежды, многажды, а также менее употребимые одиножды и семижды. Суффикс наречий -жды (-ажды) обозначает увеличение во столько раз или повторяемость столько раз, сколько названо производящим словом. Суффикс происходит от слова шьдъ, старой формы прошедшего времени глагола идти (ср. шёл, шедший); в процессе исторического развития звук [ш] стал звонким под влиянием последующего звонкого [д].
Оценка:
за указание на способ образования – 0,5 балла, за указание на числительное – 0,5 балла; всего - 1 балл;
за верно приведённые примеры других слов – по 0,5 балла за каждое; до 3 баллов;
за указание на значение суффикса – 2 балла, происхождение суффикса – до 4 баллов.
Итого: 8 баллов максимум.
*Разделы: история языка; словообразование.
Задание 3. В московском метро вы слышите предупреждение «не трогать бесхозные вещи», а в новосибирском – «чужие вещи».
Задания и вопросы:
1) Объясните, как образовано слово бесхозный.
2) Можете ли вы решить, какое из этих слов (бесхозный или чужой) старше?
3) Опишите стилистическое отличие слова бесхозный от слова чужой.
Ответ:
1) Прилагательное бесхозный образовано не вполне обычным способом: от усечённого варианта корня -хоз(яй)-, представленного в полном виде в словах: хозяй-ск-(ий), хозя[j]-ев-а, хозя
2) Слово чужой старше, это слово древнее (есть во всех славянских языках), а бесхозный образовано в русском языке ХХ века. В словаре под ред. Д.Н. Ушакова (1935 г.) отмечено как «новое».
3) Стилистическое отличие слова бесхозный от слова чужой. В «Словаре русского языка» в 4-х томах прилагательное бесхозный снабжено пометой «разговорное». Слово чужой – нейтральное, ограничительных стилистических помет не имеет.
Оценка:
- 6 баллов в зависимости от полноты раскрытия выделенных полужирным шрифтом 6 содержательных элементов письменного ответа.
Дополнительные баллы:
а) существенные детали истории аббревиатур,
б) особенности словообразовательного гнезда и вариантов корня и грамматических форм хозяин.
2) До 2 баллов за аргументированный вывод о том, какое слово старше.
3) До 2 баллов в зависимости от полноты раскрытия противопоставления «нейтральное – не нейтральное» (использование терминов не является обязательным).
Итого: 12 баллов максимум.
*Разделы: морфемика, словообразование, история языка, стилистика.
Задание 4. Среди слов в предложенном списке есть названия живых и мёртвых языков, языков искусственных и несуществующих: австрийский, американский, бельгийский, волапюк, древнегреческий, идиш, идо, интерлингва, канадский, латинский, оксиденталь, прусский, русский, санскрит, словацкий, старославянский, хинди, чешский, швейцарский, эсперанто.
Распределите слова по соответствующим колонкам таблицы. Напишите, что вы знаете о двух-трех искусственных языках.
Живые языки | Мёртвые языки | Искусственные языки | Несуществующие языки |
Ответ:
Живые языки | Мёртвые языки | Искусственные языки | Несуществующие языки |
Идиш | Древнегреческий | Волапюк | Австрийский |
Русский | Латинский | Идо | Американский |
словацкий | Прусский | Интерлингва | Бельгийский |
хинди | Санскрит | Оксиденталь | Канадский |
Чешский | Старославянский | Эсперанто | Швейцарский |
Комментарии:
Волапюк – первый искусственный язык, получивший реализацию в устном общении и литературе. Создан в 1789 году немцем И. М. Шлейером. В волапюке слова естественных языков, в частности латинского, английского, немецкого, французского и других, видоизменяются. Так, само слово волапюк образовано от двух английских слов: world («мир») > vol + speak («говорить») > ptik. Таким образом, волапюк – «мировой, всемирный язык». Идо (на языке эсперанто означает потомок) – искусственный международный язык, созданный в 1907 году французом Луи де Бофроном как вариант эсперанто.
Интерлингва – (лат. inter «между» и natio, nationis «народ») – международный вспомогательный язык, предложенный Джузеппе Пеано в 1903 г. Грамматическая структура языка на латинской основе, словарный состав включает корни разных европейских языков.
Оксиденталь («западный язык») – искусственный международный язык, созданный в 1922 г. Эдгаром де Ваалем и основанный на интернациональной лексике, общей для главных западноевропейских языков.
Эсперанто («надеющийся» на языке эсперанто) – один из самых распространённых международных искусственных языков. Был создан в 1887 году варшавским врачом Людвигом Заменгофом, псевдоним которого (доктор Эсперанто) стал названием нового языка.
Оценка:
по 0,5 балла за верное распределение названий в таблице; всего 10 баллов;
по 1 баллу за комментарий к каждому искусственному языку; всего 3 балла.
Итого: 13 баллов максимум.
*Раздел: языкознание.
Задание 5. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.
Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см. Коагуляция).
Ответ:
Данный текст относится к научному стилю (1 балл).
Примечание: использование отвлеченных существительных (разновидность, слияние…), использование терминов (конденсация, гигроскопические ядра, радиус…), отсутствие выразительных средств (нет метафор (кроме стертых), эпитетов…). Количество выделенных учащимися конкретных языковых средств, характерных для данного стиля, может быть разным, что следует учитывать при оценке задания (до 2 баллов).
Итого: 3 балла максимум.
Задание 6. Почему употребление сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобных противоречит нормам современного русского литературного языка? Докажите.
Ответ:
Во всех этих сочетаниях слов наблюдается словесное излишество (плеоназм) (1 балл).
Комментарий: Ср.: экспонат (от лат. exponatus — «выставленный напоказ»), вакансия (от франц. vacance < лат. vacans — «пустующий, свободный»), информация (от лат. informare — «изображать, составлять понятие о чем-либо; сообщать») (2 балла).
Итого: 3 балла максимум.
Задание 7. Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу?
Ответ:
принять в институт – глагольное управление (глагол управляет винительным падежом с предлогом)
прием в институт - именное управление (существительное управляет винительным падежом с предлогом). (2 балла)
Только глагол может управлять винительным падежом без предлога. (1 балл)
Итого: 3 балла максимум.
Максимальное количество баллов за олимпиаду: 52.
Призерами и победителем являются учащиеся, набравшие не менее 50% - 26 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 5-6 классы
задания по типу ЕГЭ...
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2014/2015 уч. год...
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 8-9 класс
2012-2013 учебный год...
Требования к составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пр...
О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому язык...
Методическая разработка "Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"
В данной методической разработке представлены олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7-9 классах"....
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 9-11 класса...