Разработка урока по русскому языку на тему "Описание предмета"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок с использованием технологии решения изобретательских задач, ИКТ и здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.docx | 417.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Любимовская СОШ»
Большесолдатского района Курской области
Урок русского языка в 5 классе
"Описание предмета"
Подготовила
Учитель русского языка
и литературы МКОУ
"Любимовская СОШ"
Вараева Татьяна
Александровна
Любимовка, 2019
Тема урока: « Описание предмета»
Тип урока: Урок развития речи/Урок общеметодологической направленности
Цель урока - Совершенствование речевых навыков учащихся на основе описания изделий народного творчества.
Задачи:
Учебно-познавательные:
Дать возможность учащимся самостоятельно отбирать необходимый материал и поработать с различными видами источников информации;
Познакомить учащихся со способами словесного описания изделийнародного промысла, в частности – художественной росписи;
Дать учащимся возможность творческого самовыражения.
Учебно-практические:
Вспомнить и применить на практике особенности описания как типа речи;
Отобрать необходимые слова и обороты для описания;
Написать творческие работы по теме.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование внутренней позиции учащихся, способности к самооценке;
Прививание учащимся эстетического вкуса;
Формирование бережного отношения к культурным и историческим ценностям народов России.
Метапредметные:
Формирование у учащихся способности выделять и использовать необходимую информацию;
Развитие внимания и наблюдательности;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Совершенствование устной и письменной речи;
Формирование у учащихся способность художественного восприятия мира.
Предметные:
Формирование у учащихся умения выделять описание как тип речи;
Совершенствование навыков и умений описания предмета;
Расширение у учащихся базы художественных средств и оборотов (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)
Ход урока
1. Организационный этап.
- Добрый день, ребята. Предлагаю вам отправиться сегодня в необычное путешествие. А что это за путешествие, вы узнаете немного позже. А для начала давайте запишем сегодняшнее число в тетради и приготовимся к довольно увлекательной работе на уроке.
2.Мотивация учащихся к учебной деятельности.Постановка темы.
- Ребята, слышали ли вы что-нибудь о художественной росписи предметов?
-Где вы встречались с росписью?
-Может, вы какие-то виды знаете?
- Хотелось бы вам прямо сейчас попробовать себя в росписи? А если у нас нет ни кистей, ни красок? Что же делать? Чем мы можем пользоваться в данный момент, на уроке русского языка?(ответ: словами)
Итак, может кто-нибудь из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?
- А что же нам предстоит сегодня выполнить с вами?Для ответа на это вопрос давайте проведем словарную работу: я запишу на доске слово «расписывать», а вы продолжите через запятую этот ряд однокоренными словами, и мы непременно отыщем то слово, которое будет описывать нашу основную задачу.Дети работают с однокоренными словами.
-Ребята, наш русский язык настолько богат, что в нем достаточно слов для описания всей этой красоты. И сегодня мы с вами попробуем «расписать» словами деревянные предметы. Обогащение и совершенствование речи – вот наша с вами главная цель на уроке.
3.Актуализация знаний.
-Перед вами несколько вариантов художественной росписи, попробуйте найти в них отличия, характерные особенности.
- Вы согласны со мной, что все эти виды росписи очень красивы, необычны каждый по-своему?
- Помните, в начале урока я обещала вам путешествие? Сегодня мы отправимся в один небольшой город на Волге. А какой это город, вы узнаете, выполнив следующее задание.
- Перед вами лежат карточки, содержащие стихотворения об одной из этих росписей. Давайте их зачитаем. Все они относятся к одному виду росписи. Попробуйте определить, к какому именно виду они относятся, и вы с легкостью сможете назвать город, где зародился этот промысел.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан –
До чего ж красивый он!
(Дети отвечают:Городец)
-По каким словам или словосочетаниям вы смогли это определить? Ребята, выпишите в свои тетради через запятую слова и словосочетания, которые описывают элементы Городецкой росписи. Они вам чуть позже пригодятся. (Дети пишут и зачитывают)
4. Первичное усвоение знаний
- Городец – довольно древний город, расположенный на берегу реки Волги. В 19 веке Близ этого небольшого городка, в заволжских деревнях, зародился знаменитый народный промысел. Изначально в этом стиле расписывали донца прялки, затем стали украшать доски, шкатулки, и другие деревянные предметы. Основными элементами росписи являются птицы, лошади, цветы и сцены из народных гуляний.
Итак, ранее мы с вами остановились на слове – «описывать». Но, давайте вспомним, какие типы речи бывают в русском языке? Помогут вам в этом коротенькие четверостишия-загадки. Внимание на слайд.
Объясняем, вспоминаем,
Доказательства вставляем.
Развивает нам мышление
Тип речи….(рассуждение)
Действия, герои,
Происшествия порою
Вспомним мы заранее
Тип …. (повествование)
Признаки определим,
Красоту передадим.
Нам пополнит знания
Тип речи…(описание)
-Ребята, скажите, какой из этих типов соответствует нашей сегодняшней теме? Что характерно для описания? (Использование прилагательных, однородных членов, различных художественных средств). Здесь прозвучало словосочетание «художественные средства». Кто-нибудь может назвать, какие художественные средства вы знаете? Давайте вспомним их вместе. Обратимся к слайдам.Ребята, если вы заметили, мы сейчас говорили как раз о тех оборотах, которые вы выписывали в свои тетради из стихотворений.
5. Проверка усвоения темы. Первичное закрепление.
- Ребята, вы заметили, что я сегодня с собой взяла тоже необычную сумку. Она украшена в стиле одного из видов русской росписи, вы видели изображение этой росписи на слайде. Может, кто вспомнит, как она называется? ( Жостовская)
- Сумка моя не пуста. В ней лежит то, что пригодится вам сегодня в вашей работе. Догадались, что это?
-Учащиеся получают досочку для описания)
-Давайте вместе подумаем, что мы можем здесь описать(материал, фон, цвета, линии, формы, количество и разнообразие деталей).
5.Физминутка.
Перед тем, как приступить к основной деятельности, я предлагаю вам слегка размяться.
Для рук: «Кулачки», «Щекотушки»
Для глаз: «Закрытые глаза»
Для головного кровообращения: «Вперед-назад, лево-право».
7. Закрепление изученного материала. Контроль.
Копилка идей. Давайте сейчас на доске запишем все слова, которые помогут вам в описании: в один столбик имена существительные, во второй – прилагательные, в третий – глаголы.
- А теперь с помощью этих слов попробуйте устно составить описание досочек, которые у вас на партах.В этом вам помогут художественные средства, такие как эпитеты, сравнения, олицетворения, о которых мы говорили ранее, а также можете пользоваться нашей копилкой идей.
Ребята, в своих работах вы можете выразить ваше отношение к данному виду творчества: нравится – не нравится – восхищает – остались равнодушны.(дети описывают изделия)
8.Информация о домашнем задании.
Ребята, сейчас я вам раздам досочки, на которых уже сделаны наброски элементов Городецкой росписи. Я вам предлагаю завершить рисунок: самостоятельно выбрать краски и оттенки, дополнить рисунок какими-нибудь деталями. Но так как мы с вами в данный момент на уроке русского языка, вам необходимо написать мини-сочинение, где вы не только опишите свой рисунок, но и расскажете, почему вы выбрали те или иные краски, узоры и силуэты.
8. Рефлексия
Перед вами табличка «Урок». На партах у вас лежат магниты. Давайте вы по очереди будете подходить к доске и вокруг слова «Урок» приклеивать тот магнитик, цвет которого соответствует значению :Зеленый –цель достигнута, все удалось и было понятно; красный – было непонятно, трудно, некомфортно, желтый – что-то вызвало затруднение, но в целом было неплохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".
Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...
урок по русскому языку " Художественное описание предмета"
урок по русскому языку " Художественное описание предмета"...