Методическая разработка урока "Подготовка к изложению"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Бутырская Валентина Николаевна

Подробное изложение текста Г.Скребицкого "Как галчонок есть научился"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_galchonok_otkrytyy_urok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Как галчонок есть научился

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать — откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

Вот и одолел всю премудрость еды!

(По Г. Скребицкому)

ОАНО «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского»

Открытый урок

по русскому языку

6 класс

Учитель русского языка и литературы

Бутырская Валентина Николаевна

2019 год

Тема урока Подготовка к изложению текста повествовательного характера

Цель урока: формировать у учащихся умение воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.

Задачи урока:

Образовательные:

  • отрабатывать умение различать типы речи, учитывать их особенности в ходе изложения текста
  • учить правильному и последовательному построению предложений;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения;
  • развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения;
  • развивать связную письменную речь учащихся

Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к предмету;

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного. Сообщение темы урока.

а) Продолжаем работу с текстом, повторяем особенности текстов разных типов речи, учимся передавать содержание текста

- Что такое текст?

- Какие особенности текста знаем?

- Что такое тема? Основная мысль текста?

- Какие типы речи нам известны?

- Охарактеризовать описание, повествование, рассуждение.

б) Прослушать тексты, определить тип речи, доказать.

1.      Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

  1. Подготовка к изложению текста.

Чтение текста.

- Почему текст?

- Определить тему. Где нашла отражение тема текста? (в названии)

- Найти предложение, в котором указана основная мысль текста.

- Какой тип речи выбрал автор, чтобы донести до читателя основную мысль?

- Почему мы можем утверждать, что это повествование?

- Чьи последовательные действия переданы в тексте?

МАМА                                         ГАЛЧОНОК             ЛАПШИНКА

 Не обращает внимания              сел                           свисает

Зачерпнула                                   клянчит                   пляшет, словно живая

Поднимает

Какая часть речи будет основной в тексте? Почему? (глагол, обозначает действие предмета)

Следим за действиями героев?

Галчонок – сел, клянчит

Почему «клянчит»? (оттенок значения необходим автору)

Сравнить:

Просить – обращаться с просьбой

Клянчить – просить, умоляя

Сравнить глаголы

сел (соверш. вида, быстрое одновременное действие)

клянчит (несов. вид, продолжительное действие)

- Каково поведение мамы?

Не обращает внимания

Зачерпнула

Поднимает

- Почему она делает именно так? (терпеливо добивается своего, и глаголы это подчеркивают)

Как изменяется поведение галчонка?

Как подпрыгнет (будущее время)

Цоп (хлоп, прыг – мгновенное действие)

- Почему именно такие формы глаголов выбрал автор?

Попробуйте заменить привычными глаголами прош. Времени. Что изменилось?

(повествование потеряло образность, исчезла стремительность, быстрота действия)

- Продолжаем следить за развитием действия.

-Что еще делает мама, чтобы заставить галчонка есть?

(несет, потряхивает)

- Только ли действия мамы привлекли галчонка?

- Как автор сумел и ее нарисовать привлекательной? (пляшет, словно живая)

- Какие художественные средства использовал? (олицетворение, сравнение)

- Получилось три ряда последовательных действий, которые помогут вам восстановить текст.

- Что еще помогает ученику написать изложение текста?

  1. Составление плана. Пересказ.

План.

  1. Научился самостоятельно есть неожиданно.
  2. Галчонок клянчит еду.
  3. Мама учит галчонка.
  4. Стал хватать кусочки мяса и лапшинки из тарелки.
  5. Одолел премудрость еды.

  1. Орфографическая работа.
  2. Самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...