Методическая разработка урока "Подготовка к изложению"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Подробное изложение текста Г.Скребицкого "Как галчонок есть научился"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_galchonok_otkrytyy_urok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Как галчонок есть научился
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.
Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.
Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать — откуда такие вкусные вещи являются.
Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.
Вот и одолел всю премудрость еды!
(По Г. Скребицкому)
ОАНО «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского»
Открытый урок
по русскому языку
6 класс
Учитель русского языка и литературы
Бутырская Валентина Николаевна
2019 год
Тема урока Подготовка к изложению текста повествовательного характера
Цель урока: формировать у учащихся умение воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.
Задачи урока:
Образовательные:
- отрабатывать умение различать типы речи, учитывать их особенности в ходе изложения текста
- учить правильному и последовательному построению предложений;
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения;
- развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения;
- развивать связную письменную речь учащихся
Воспитательные:
- прививать учащимся интерес к предмету;
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного. Сообщение темы урока.
а) Продолжаем работу с текстом, повторяем особенности текстов разных типов речи, учимся передавать содержание текста
- Что такое текст?
- Какие особенности текста знаем?
- Что такое тема? Основная мысль текста?
- Какие типы речи нам известны?
- Охарактеризовать описание, повествование, рассуждение.
б) Прослушать тексты, определить тип речи, доказать.
1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.
- Подготовка к изложению текста.
Чтение текста.
- Почему текст?
- Определить тему. Где нашла отражение тема текста? (в названии)
- Найти предложение, в котором указана основная мысль текста.
- Какой тип речи выбрал автор, чтобы донести до читателя основную мысль?
- Почему мы можем утверждать, что это повествование?
- Чьи последовательные действия переданы в тексте?
МАМА ГАЛЧОНОК ЛАПШИНКА
Не обращает внимания сел свисает
Зачерпнула клянчит пляшет, словно живая
Поднимает
Какая часть речи будет основной в тексте? Почему? (глагол, обозначает действие предмета)
Следим за действиями героев?
Галчонок – сел, клянчит
Почему «клянчит»? (оттенок значения необходим автору)
Сравнить:
Просить – обращаться с просьбой
Клянчить – просить, умоляя
Сравнить глаголы
сел (соверш. вида, быстрое одновременное действие)
клянчит (несов. вид, продолжительное действие)
- Каково поведение мамы?
Не обращает внимания
Зачерпнула
Поднимает
- Почему она делает именно так? (терпеливо добивается своего, и глаголы это подчеркивают)
Как изменяется поведение галчонка?
Как подпрыгнет (будущее время)
Цоп (хлоп, прыг – мгновенное действие)
- Почему именно такие формы глаголов выбрал автор?
Попробуйте заменить привычными глаголами прош. Времени. Что изменилось?
(повествование потеряло образность, исчезла стремительность, быстрота действия)
- Продолжаем следить за развитием действия.
-Что еще делает мама, чтобы заставить галчонка есть?
(несет, потряхивает)
- Только ли действия мамы привлекли галчонка?
- Как автор сумел и ее нарисовать привлекательной? (пляшет, словно живая)
- Какие художественные средства использовал? (олицетворение, сравнение)
- Получилось три ряда последовательных действий, которые помогут вам восстановить текст.
- Что еще помогает ученику написать изложение текста?
- Составление плана. Пересказ.
План.
- Научился самостоятельно есть неожиданно.
- Галчонок клянчит еду.
- Мама учит галчонка.
- Стал хватать кусочки мяса и лапшинки из тарелки.
- Одолел премудрость еды.
- Орфографическая работа.
- Самостоятельная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...