«Сетевая и электронная формы обучения в сельской общеобразовательной школе»
материал по русскому языку

Тихонова Наталья Дмитриевна

Практико-ориентированный проект «Сетевая и электронная формы обучения в сельской общеобразовательной школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoy_proekt.docx69.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации

 Беловского муниципального района»

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Практико-ориентированный проект

«Сетевая и электронная формы обучения

в сельской общеобразовательной школе»

                                                   

                                                ВыполнилаТихонова Наталья Дмитриевна,

       МБОУ «Ивановская сош»,

                           учитель русского языка и литературы

                                                Руководитель Тюкин Юрий Андреевич,

       МБОУ «Ивановская сош»

Беловский район

2018

Сетевой проект на основе ИКТ

  • Название проекта: «Сетевая и электронная формы обучения в сельской общеобразовательной школе»
  • Руководитель проекта: Тихонова Наталья Дмитриевна, учитель русского языка МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа».
  • Консультант проекта: Тимошкова Валентина Арсентьевна, отличник народного просвещения, Почетный учитель Кузбасса.
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – русский язык.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – литература, история, обществознание.
  • Тип проекта – практико-ориентированный, по комплексности – монопроект, по продолжительности – годичный.
  • Заказчик проекта – администрация  МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Кемеровской области.
  • Цель проекта – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики использования технологий электронной и сетевой форм обучения русскому языку в 9 классе сельской общеобразовательной школы, достижение всеми учащимися высоких результатов обучения.
  • Объектом исследования будут являться новые информационные технологии в обучении старшеклассников.
  • Предмет исследования – организация работы по применению технологий электронного и сетевого обучения  на базе МБОУ «Ивановская сош» при изучении курса русского языка в 9, 11  классах.
  • Задачи проекта:
  1. Разработать методику использования технологий электронного и сетевого обучения в сельской школе
  2. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий методики использования технологий электронного и сетевого обучения в сельской школе при изучении предмета «Русский язык»  (9,11 классы).
  • Вопросы проекта:
  1. Каких методов, подходов и технологий в сфере образования требуют современные условия информационного общества?
  2. Как развивать сотрудничество самой главной составляющей учебно-воспитательного процесса «учитель – ученик» на основе нестандартных форм и методов взаимодействия?
  3. Как организовать дифференцированный подход на основе диагностики владения навыками работы в сети Интернет?
  4. Как организовать урочную самостоятельную работу обучающихся на основе деятельностного подхода?

  • Необходимое оборудование:

EPSON Multimedia Projector

EMP-X5 EMP-S5

  • StarBoard FX-77G/FX-63G/FX-82WG

User’s Guide

FX-060610

  • X51SERIES

Portability with Superb Performance

Аннотация.

В контексте происходящих изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением информационных технологий, одной из актуальнейших задач является осознание того, что необходимы существенные перемены в традиционных образовательных системах и технологиях и, соответственно, разработка новых путей их развития.

Актуальность данного проекта обусловлена, прежде всего,  современной стратегией обновления образования, являющегося органической частью общественного развития.

Сегодня необходимость освоения школьниками компьютерной техникой определяется не только требованиями современного общества, но и новым Государственным образовательным стандартом.

Благодаря закону «Об образовании в РФ»  сетевая и электронная форма  обучения обрели законодательный статус (статьи 15,16).

Глобальная информатизация общества вызвала изменение социального заказа школе. В настоящее время обществу требуется не исполнитель чужих директив, а человек, способный сам принимать решения, обладающий критическим мышлением, навыками работы с большими объемами информации, способный быстро ориентироваться и переучиваться. Все это означает совершенно другие умения и навыки, отличные от тех, которые формировала школа прошлых десятилетий.

        Общая направленность гуманитарного  образования заключается в тезисе: «Не защитить школьника от противоречий жизни, а готовить к жизни в обществе социальных перемен».

        Новая среда требует новых форм работы и взаимодействия учителя и ученика. Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению участниками значимой проблемы или задачи.

Стратегия развития образования 21 века, внедрение ФГОС ориентированы на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» в открытом информационно-образовательном пространстве.

Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по  приобретению ими, в первую очередь,  знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных – таких, как поиск, отбор, анализ. Не менее важны организация и представление информации, использование ее для решения жизненных задач, а также использование таких способов  взаимодействия, которые являются  составной частью информационной культуры личности.

Сетевая форма реализации обучения обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы  с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Однако следует отметить и то, что определенная сложность внедрения сетевой и электронной формы  обучения заключается в том, что  у  многих педагогов имеется лишь видимость знания, практически  отсутствуют умения, позволяющие отойти от методики традиционного обучения. Живучесть «традиционного обучения» заключается в том, что оно, в отличие от активных форм работы с учащимися, не требует особых затрат энергии, мастерства. Причина преобладания «традиционного обучения» состоит также и в том, что педагоги переносят свой предшествующий опыт в педагогическую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных  методов и технологий обучения, которые предполагают такую организацию учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и проводить рефлексию по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность в освоении учебного материала означает, что каждый: и учитель, и ученики взаимодействуют друг с другом. Идет обмен информацией, знаниями, идеями,  совместно решаются проблемы, моделируются ситуации, определяются способы достижения результата.

Основные преимущества сетевой и электронной форм обучения:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • усиление мотивации к изучению дисциплины;
  • создание ситуации успеха и психологического комфорта;
  • развитие коммуникативных компетенций и обучающихся;
  • формирование и развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию;
  • умение работать в сотрудничестве, взаимодействуя с любым партнером и развивая навыки общения в паре и группе;
  • формирование менеджерских навыков проектировать процесс, планируя свою деятельность, время и ресурсы, а также прогнозируя их последствия.

Новое время диктует новые правила построения учебной деятельности, новую  задачу – постараться овладеть необходимым уровнем знаний в области ИКТ, чтобы выполнить свое предназначение учителя с максимальным результатом.

  • Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап.

Задача – выделить критерии и показатели уровня обученности учащихся.

Методы: анализ, синтез и систематизация информации.

  1. Основной этап.

Задачи:

- проверить эффективность методики использования технологий электронной и сетевой форм обучения русскому языку в 9 классе сельской общеобразовательной школы;

- обработать, систематизировать и оформить полученные результаты.

Методы:

- анализ, синтез, систематизация информации;

-констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент;

- наблюдение, тестирование, теоретический анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, статистические методы обработки результатов.

  • Формы продуктов проектной деятельности:

        

        сайт учителя русского языка Тихоновой Н.Д.;

        выставка творческих работ учащихся;

        коллекция (поурочные разработки) уроков по курсу русского языка;

          практико-ориентированный проект «Сетевая и электронная формы    обучения      в сельской общеобразовательной школе»;

технологическая карта урока;

        программа работы по здоровьесбережению «Здоровый ребенок – счастливая семья»;

         сборник конспектов уроков по русскому языку в 11 классе «Мы готовимся к ЕГЭ»;

          сборник дидактических материалов «Разноуровневые задания на уроках русского языка как средство повышения качества обученности учащихся при подготовке к ЕГЭ».

Литература

  1. Агафонова Л.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения  на уроках в сельской школе (из опыта работы учителя МОУ сош №5 г. Большой Исток).
  2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование  технологической карты урока  в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспект)./ текст / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2008.
  4. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам: практика педагогического менеджмента. /текст/ П.И. Третьяков – М.: Новая школа, 2001.

Электронные ресурсы

  1. Сайтvorotinsk 1.Ucoz.ru/telc/tele 1/ Методика организации и проведения обучения учащихся с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе сетевого образовательного ресурса Н.П. «Телешко».
  2. Сайт echuinspector.ru /2013/02/05/  Статья «Сетевая и электронная формы обучения в сельской школе».
  3. PoweredbyYoomla 1,5anddesignedbyjoomlouor 1d.ru/  Доклад на тему «Применение современных педагогических технологий в  рамках ФГОС» / Автор Иванихина О.И. 21.01.2015/.
  4. WWW. Sch 709.ru/data/ 799(a)
  5. WWW. dokte.ru /doc/8122725 –organizaciya/ - setevogo – uroka – 17.08.2014/
  6. Dock.opredelim.com/docS/index 753.htm/ Статья «Новая среда – новые формы работы и взаимодействия учителя и ученика» старшегопреподавателя кафедры инновационных образовательных технологий С.В.Гайсиной.

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе.

Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Предмет   русский язык

Класс    -    9

         

Тема урока:   Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Тип урока: изучение нового материала.

Автор урока: Тихонова Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Кемеровской области.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация «Виды придаточных предложений», таблица «Средства связи в сложноподчиненном предложении», учебник, словари синонимов.

Межпредметные связи: литература.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.

Основные понятия: сложноподчиненные предложения, средства связи в сложных предложениях, союзные слова, подчинительные союзы, придаточные предложения, типы речи, синонимы.

Цели урока

  • образовательные: ознакомление учащихся  с отличительными особенностями придаточных места, использование  в речи  указанных сложноподчиненных предложений, совершенствование пунктуационных и синтаксических навыков, выяснение роли синтаксических синонимов при создании мини-текстов разных типов речи.
  • развивающие: развитие навыков применения средств ИКТ при выполнении заданий, совершенствование навыков критического мышления  при чтении и анализе информационного текста, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и орфоэпическими нормами языка;
  • воспитательные:воспитание информационной культуры и культуры поведения учащихся, включая ситуации учебного сотрудничества, воспитание языкового вкуса и чутья.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-применять   на практике теоретические знания по составлению и употреблению  в речи предложений с использованием изучаемой языковой единицы;

Коммуникативные:

уметь слушать и слышать друг друга, адекватно воспринимая точку зрения партнеров;

Регулятивные:

определять и формулировать цель  урока самостоятельно;

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения сложноподчиненных предложений;

-формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала,

-отличать сложноподчиненные предложения от других типов сложных предложений;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью  в соответствии с задачами коммуникации;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

-знать особенности структуры  и средств  связи  в сложноподчиненных предложениях  данного вида;

определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности, проектируя траектории развития через включение в новые формы сотрудничества.

вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки другими учащимися;

осуществлять анализ указанных языковых единиц;

-умение  проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

-уметь работать с текстом (прогнозировать содержание  по имеющимся материалам, отвечать на вопросы по содержанию);

аргументированно пользоваться различными источниками информации.

находить ответы на поставленные вопросы и задания.

-формирование познавательного интереса  к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

-совершенствовать  навыки   синтаксического и пунктуационного анализа предложений.

Ход урока:

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент.

(2мин.)

 Привлечение  внимания  уч-ся к началу урока.

Приветствие  уч-ся.

Включение в деловой ритм урока (устное сообщение учителя).

Создание положительного психологического настроя.

Приветствие учителя.

Подготовка к работе.

Понимание необходимости учения.

 Осознание необходимости сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование интересаи проявление познавательнойактивности.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

2. Самоопределение к деятельностиМотивация.

(4 мин)

Формирование у учащихся осознанного отношения

к  совершенствованию   пунктуационных  навыков  как показателя культуры   человека и развития языкового чутья.

Подведение учащихся к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создание  ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

  1. Прослушивание 2 предложений, составленных  с серьёзными синтаксическими и грамматическими нарушениями.
  2. Привлечение внимания к анализу с целью ответа на вопросы:

-Почему эти  предложения построены неправильно?

- Как вы это определили?

Заслушивание  предложений, акцентируя своё внимание на нарушении синтаксических норм.

Формулировка вывода о том, что  необходимо уметь правильно излагать свои мысли , а для этого надо уметь правильно составлять предложения.

Различение способов передачи мысли и информации.

Умение слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развитие языкового чутья

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Пунктуационный анализ предложений с точки зрения синтаксических  и грамматических норм языка.

3. Актуализация

 знаний

(6 мин.)

Выявление уровня знаний, определение проблемных зон в изучаемой теме.

Повторение  признаков  простого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений

Выполнение заданий на повторение пройденного: работа проводится в форме выборочного диктанта, в котором каждая пара выписывает по 1 примеру  определенных по заданию предложений (1 пара – простое осложненное, 2 пара- сложносочиненное, 3 пара- сложноподчиненное).

Один уч-ся работает индивидуально на интерактивной доске (готовит презентацию по теме урока).

 Методическое пояснение: учащиеся расставляют  знаки препинания, дают  характеристики предложений,

составить графические схемы.

Выполнение задания в тетрадях, определение структуры и особенностей

данных предложений.

Проведение  взаимопроверки по тетради товарища, формулировка  вывода.

Моделирование предложений.

Применение алгоритма определения и проверки предложений, умение пользоваться правилами, таблицей и справочной литературой.

Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в парах и способность к продуктивной кооперации.

 Использование знаково-символических и компьютерных средств, в том числе  моделирования.

4. Постановка цели урока

(4 мин)

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Прослушивание под диктовку сложноподчиненного предложения с придаточным места: Где некогда все  было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Пушкин)

Постановка  вопросов:

  1. Какое это предложение (дать характеристику с точки зрения его структуры и значения)?
  2. Как вы считаете, в каком значении Пушкин употребил слово «некогда»?

Методическое пояснение:  в данном случае целесообразно (если возникнет необходимость) воспользоваться словарем синонимов для объяснения лексического значения слова.

  1. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Формулировка  и уточнение целей урока.

Формулировка темы урока.

Запись темы урока.

Применение  на практике теоретических знаний по анализу предложения.

Поиск недостающей информации с помощью вопросов.

Умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

5. Построение проекта выхода из затруднений.

Формирование новых знаний

(8 мин.)

Закрепление  навыков смыслового соотношения придаточного и главного предложений в составе сложного.

Выявление роли синтаксических синонимов.

Чтение текста на стр. 111-112 .

Организация учащихся по исследованию структуры и значения сложноподчиненных предложений с придаточным места.

Самостоятельное ознакомление с содержанием таблицы  на стр. 79, а также материалами справочной литературы и словарями.

1 группа работает со справочной литературой и ссылками на электронные ресурсы.

1 группа составляет презентацию  на основе  предложенного лингвистического текста, выявляя особенности средств выразительности в сложноподчиненных  предложениях с придаточными места.

3 группа  обобщает и систематизирует информацию и выдвигает гипотезу о структуре  и  средствах связи в данных предложениях.

Выявление особенностей структуры и значения сложноподчиненных предложений с придаточным места.

Выполнение синтаксического и пунктуационного анализа предложений в соответствии с алгоритмом.

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать).

Определение целей  и функций участников, способов взаимодействия, планирование общих форм работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формирование навыков и организации своей деятельности  в составе группы.

Умение  проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

6. Первичное закрепление.

(8 мин.)

Применение теоретических положений на практике.

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Формирование  осознанности восприятия материала.

Первичное обобщение по изученной теме (на основе презентации по теме «Виды придаточных предложений.Место придаточного предложения по отношению к главному»).

Контроль деятельности учащихся по ходу выполнения задания.

Выполнение упр. 153.  осуществляется с комментарием у доски.

Методическое пояснение: учащиеся

определяют вид придаточных предложений, указывают место придаточного по отношению к главному.

Самопроверка осуществляется по презентации на основе предложенных схем.

 Совершенствование навыков  синтаксического и пунктуационного анализа предложений. Формулировка вывода об отличительных особенностях придаточных места.

Осознание  самого себя как движущую силу учебного процесса, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения поставленной задачи, а также познавательного интереса к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(9 мин.)

Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Организация деятельности по применению и повторению  полученных  знаний.

Методическое пояснение: данное задание выполняется самостоятельно  с последующей самопроверкой в форме творческой работы.

Повторив пройденный материал о типах речи (рассуждение, описание, повествование), учащиеся составляют мини-текст

по предложенным иллюстрациям, в которомдолжно быть сложноподчиненное предложение с придаточным места.

Составление мини-текста  с использованием изучаемой синтаксической единицы.

Проектирование индивидуального маршрута в поставленном вопросе.

Создание мини-текста  с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными места.

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний, представляя конкретное содержание в устной и письменной форме.

Владение монологической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, к самосовершенствованию.

8. Рефлексия деятельности

(2 мин.)

Осознание личной  ответственности за результаты деятельности.

Организация рефлексии.

Подведение  итогов индивидуальной, групповой и коллективной  деятельности учащихся.

Комментированное выставление оценок за урок.

Осуществление самооценки собственной деятельности. Соотнесение целей и результатов, степени их соответствия.

Выявление проблемных зон.Самооценка  личного вклада  в результаты коллективной деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументированно и корректно  отстаивая свою точку зрения.

Определение нового  уровня к самому себе как к субъекту деятельности.

Формирование  способностей к рефлексии (фиксирования собственных затруднений в деятельности).

9.Домашнее задание

(2 мин.)

Формирование устойчивого познавательного интереса в выполнении домашнего задания разного уровня сложности.

Объяснение  домашнего задания.

Запись домашнего  задания в дневник.

Проектирование маршрута преодоления затруднений  в обучении через включение в новые виды деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля при выполнении дифференцированных заданий.

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе.

Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Предмет   русский язык

Класс    -    11

         

          Тема урока:   Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Тип урока: изучение нового материала.

Автор урока: Тихонова Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Кемеровской области.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация «Виды придаточных предложений», таблица «Средства связи в сложноподчиненном предложении», учебник, словари синонимов.

Межпредметные связи: литература.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.

Основные понятия: сложноподчиненные предложения, средства связи в сложных предложениях, союзные слова, подчинительные союзы, придаточные предложения, типы речи, синонимы.

Цели урока

  • образовательные: ознакомление учащихся  с отличительными особенностями придаточных места,  использование  в речи  указанных сложноподчиненных предложений, совершенствование пунктуационных и синтаксических навыков,   выяснение роли синтаксических синонимов при создании мини-текстов разных типов речи.
  • развивающие: развитие навыков применения средств ИКТ при выполнении заданий, совершенствование навыков критического мышления  при чтении и анализе информационного текста, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и орфоэпическими нормами языка;
  • воспитательные: воспитание информационной культуры и культуры поведения учащихся, включая ситуации учебного сотрудничества, воспитание языкового вкуса и чутья.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять   на практике теоретические знания по составлению и употреблению  в речи предложений с использованием изучаемой языковой единицы;

Коммуникативные:

уметь слушать и слышать друг друга, адекватно воспринимая точку зрения партнеров;

Регулятивные:

определять и формулировать цель  урока самостоятельно;

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения сложноподчиненных предложений;

-формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала,

-отличать сложноподчиненные предложения от других типов сложных предложений;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью  в соответствии с задачами коммуникации;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

-знать особенности структуры  и средств  связи  в сложноподчиненных предложениях  данного вида;

определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности, проектируя траектории развития через включение в новые формы сотрудничества.

вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки другими учащимися;

осуществлять анализ указанных языковых единиц;

-умение  проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

-уметь работать с текстом (прогнозировать содержание  по имеющимся материалам, отвечать на вопросы по содержанию);

аргументированно пользоваться различными источниками информации.

находить ответы на поставленные вопросы и задания.

-формирование познавательного интереса  к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

-совершенствовать  навыки   синтаксического и пунктуационного анализа предложений.

Ход урока:

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент.

(2мин.)

 Привлечение  внимания  уч-ся к началу урока.

Приветствие  уч-ся.

Включение в деловой ритм урока (устное сообщение учителя).

Создание положительного психологического настроя.

Приветствие учителя.

Подготовка к работе.

Понимание необходимости учения.

 Осознание необходимости сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование интереса и проявление познавательной активности.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

2. Самоопределение к деятельности. Мотивация.

(4 мин)

Формирование у учащихся осознанного отношения

к  совершенствованию   пунктуационных  навыков  как показателя культуры   человека и развития языкового чутья.

Подведение учащихся к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создание  ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

  1. Прослушивание 2 предложений, составленных  с серьёзными синтаксическими и грамматическими нарушениями.
  2. Привлечение внимания к анализу с целью ответа на вопросы:

-Почему эти  предложения построены неправильно?

- Как вы это определили?

Заслушивание  предложений, акцентируя своё внимание на нарушении синтаксических норм.

Формулировка вывода о том, что  необходимо уметь правильно излагать свои мысли , а для этого надо уметь правильно составлять предложения.

Различение способов передачи мысли и информации.

Умение слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развитие языкового чутья

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Пунктуационный анализ предложений с точки зрения синтаксических  и грамматических норм языка.

3. Актуализация

 знаний

(6 мин.)

Выявление уровня знаний, определение проблемных зон в изучаемой теме.

Повторение  признаков  простого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений

Выполнение заданий на повторение пройденного: работа проводится в форме выборочного диктанта, в котором каждая пара выписывает по 1 примеру  определенных по заданию предложений (1 пара – простое осложненное, 2 пара- сложносочиненное, 3 пара- сложноподчиненное).

Один уч-ся работает индивидуально на интерактивной доске (готовит презентацию по теме урока).

 Методическое пояснение: учащиеся расставляют  знаки препинания, дают  характеристики предложений,

составить графические схемы.

Выполнение задания в тетрадях, определение структуры и особенностей

данных предложений.

Проведение  взаимопроверки по тетради товарища, формулировка  вывода.

Моделирование предложений.

Применение алгоритма определения и проверки предложений, умение пользоваться правилами, таблицей и справочной литературой.

Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в парах и способность к продуктивной кооперации.

 Использование знаково-символических и компьютерных средств, в том числе  моделирования.

4. Постановка цели урока

(4 мин)

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Прослушивание под диктовку сложноподчиненного предложения с придаточным места: Где некогда все  было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Пушкин)

Постановка  вопросов:

  1. Какое это предложение (дать характеристику с точки зрения его структуры и значения)?
  2. Как вы считаете, в каком значении Пушкин употребил слово «некогда»?

Методическое пояснение:  в данном случае целесообразно (если возникнет необходимость) воспользоваться словарем синонимов для объяснения лексического значения слова.

  1. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Формулировка  и уточнение целей урока.

Формулировка темы урока.

Запись темы урока.

Применение  на практике теоретических знаний по анализу предложения.

Поиск недостающей информации с помощью вопросов.

Умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

5. Построение проекта выхода из затруднений.

Формирование новых знаний

(8 мин.)

Закрепление  навыков смыслового соотношения придаточного и главного предложений в составе сложного.

Выявление роли синтаксических синонимов.

Чтение текста на стр. 111-112 .

Организация учащихся по исследованию структуры и значения сложноподчиненных предложений с придаточным места.

Самостоятельное ознакомление с содержанием таблицы  на стр. 79, а также материалами справочной литературы и словарями.

1 группа работает со справочной литературой и ссылками на электронные ресурсы.

1 группа составляет презентацию  на основе  предложенного лингвистического текста, выявляя особенности средств выразительности в сложноподчиненных  предложениях с придаточными места.

3 группа  обобщает и систематизирует информацию и выдвигает гипотезу о структуре  и  средствах связи в данных предложениях.

Выявление особенностей структуры и значения сложноподчиненных предложений с придаточным места.

Выполнение синтаксического и пунктуационного анализа предложений в соответствии с алгоритмом.

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать).

Определение целей  и функций участников, способов взаимодействия, планирование общих форм работы, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формирование навыков и организации своей деятельности  в составе группы.

Умение  проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

6. Первичное закрепление.

(8 мин.)

Применение теоретических положений на практике.

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Формирование  осознанности восприятия материала.

Первичное обобщение по изученной теме (на основе презентации по теме «Виды придаточных предложений. Место придаточного предложения по отношению к главному»).

Контроль деятельности учащихся по ходу выполнения задания.

Выполнение упр. 153.  осуществляется с комментарием у доски.

Методическое пояснение: учащиеся

определяют вид придаточных предложений, указывают место придаточного по отношению к главному.

Самопроверка осуществляется по презентации на основе предложенных схем.

 Совершенствование навыков  синтаксического и пунктуационного анализа предложений. Формулировка вывода об отличительных особенностях придаточных места.

Осознание  самого себя как движущую силу учебного процесса, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения поставленной задачи, а также познавательного интереса к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(9 мин.)

Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Организация деятельности по применению и повторению  полученных  знаний.

Методическое пояснение: данное задание выполняется самостоятельно  с последующей самопроверкой в форме творческой работы.

Повторив пройденный материал о типах речи (рассуждение, описание, повествование), учащиеся составляют мини-текст

по предложенным иллюстрациям, в котором должно быть сложноподчиненное предложение с придаточным места.

Составление мини-текста  с использованием изучаемой синтаксической единицы.

Проектирование индивидуального маршрута в поставленном вопросе.

Создание мини-текста  с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными места.

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний, представляя конкретное содержание в устной и письменной форме.

Владение монологической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

Формирование навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, к самосовершенствованию.

8. Рефлексия деятельности

(2 мин.)

Осознание личной  ответственности за результаты деятельности.

Организация рефлексии.

Подведение  итогов индивидуальной, групповой и коллективной  деятельности учащихся.

Комментированное выставление оценок за урок.

Осуществление самооценки собственной деятельности. Соотнесение целей и результатов, степени их соответствия.

Выявление проблемных зон. Самооценка  личного вклада  в результаты коллективной деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументированно и корректно  отстаивая свою точку зрения.

Определение нового  уровня к самому себе как к субъекту деятельности.

Формирование  способностей к рефлексии (фиксирования собственных затруднений в деятельности).

9.Домашнее задание

(2 мин.)

Формирование устойчивого познавательного интереса в выполнении домашнего задания разного уровня сложности.

Объяснение  домашнего задания.

Запись домашнего  задания в дневник.

Проектирование маршрута преодоления затруднений  в обучении через включение в новые виды деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля при выполнении дифференцированных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

Технология сетевой культуры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Как нами отмечалось в ходе исследования, необходимым условием существования и развития личности в условиях информатизации является сетевая культура. Задача формирования и развития сетевой культуры реш...

Опыт использования электронного дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...

Электронные формы обучения в школе как повышение интереса учащихся к математике

Семинар учителей математики " Электронные формы обучения в школе как повышение интереса учащихся к математике"...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...