Учебная презентация "Выразительные средства лексики и фразеологии. Подготовка к ОГЭ по русскому языку" - 2 части
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Данная учебная презентация содержит теоретический материал для подготовки к выполнению задания 3 в ОГЭ по русскому языку, а также практические задания (тесты) для закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_no3.rar | 1.04 МБ |
Подписи к слайдам:
Пример задания №3.
ВНИМАНИЕ!!! Для того чтобы успешно выполнить задание 3 теста ОГЭ-2018, нужно знать определения средств выразительности и уметь распознавать их в тексте.
Лексические средства выразительности
Синонимы 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2 ) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста Победить-одолеть ; бежать – мчаться. 2 ) Останкинская игла(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
Антонимы Слова, имеющие противоположенные значения Коварство и любовь ; Белей лишь блеск , чернее тень.
Архаизм Устаревшее слово или оборот речи Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился , И шестикрылый серафим На перепутье мне явился...
Диалектизм Слово или оборот бытующие в определённой местности А в окне на сени скатые , От пугливой шумоты , Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.
Жаргонизм Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений Социальная группа – группа по возрасту, профессии, интересам… Наши поделки классно смотрелись на школьной выставке.
Неологизм Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий 3- D принтеры прочно вошли в нашу науку.
Афоризм Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. !!! Это так называемые «крылатые» выражения. Счастливые часов не наблюдают. У сильного всегда бессильный виноват.
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду , и даже не намекали на это.
Термины Слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике Антициклон принес в наш регион ясную и морозную погоду.
Разговорная лексика Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи Белобрысый мальчишка подбежал к обозу и стал рассматривать мои пожитки.
Просторечная лексика Слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок Втемяшится же тебе в башку всякая ерунда!
Эмоционально-экспрессивная лексика Слова, которые носят оценочный характер Это были малюсенькие пузыри на поверхности воды. !!!! Жена пилила мужа по любому поводу.
Заимствованные слова Слова, пришедшие в русский язык из других языков и до сих пор не поменявшие в корне фонетический и грамматический вид. Под вуалью женщина прятала огромные от испуга глаза.
Тренировочные задания
№ 1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. 2) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать. 3) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать. 4) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!
№ 2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика? 1) — (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. 2) (16) Встревает тут Федосья , баба из Пýстыни … 3) (19) Эти доски и пригодятся. 4) (24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
№ 3. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16 : «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». 1) сравнительный оборот 2) метафора 3) слово разговорного стиля 4) фразеологизм
№ 4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. 2) — (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. 3) (32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. 4) (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
№ 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола. 1. Пришлось сделать вид, что спешит, и убежать на задний двор. 2. — Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина. 3. Глаза его были добрыми и блёклыми. 4. Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор.
№ 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора . 1. Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. 2. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки... 3. Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок: — Генька хромой, сопли рекой! 4. Такое чувство он испытывал только во сне.
№ 7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия . 1. Несколько мальчиков усердно рылись в большом ворохе чего- то рыхлого, пепельно-серого. 2. Трое суток билась батарея с гитлеровцами, отражая их танковые атаки. 3. Голову его наполнял какой-то скрытый и неприятный шум. 4. Тёплая всасывающая струя воздуха опустилась на него.
№ 8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет . 1. Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. 2. Стояла тяжёлая жара. 3. Всё лето Левитан ходил босиком. 4. Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы.
№ 9. В каком из приведённых предложений использованы контекстные антонимы? 1. Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим. 2. Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу. 3. И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. 4. Чего он ждал, чего ему не хватало?
№ 10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1. Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. 2. У меня было три закадычных друга. 3. Рот его открылся, как у окуня. 4. Редкие смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, карались беспощадно.
Самопроверка 1 2 3 4 4 1 2 2 1 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21
Вводные слова и вводные конструкции...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.
Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)
Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм работы с текстом, образец сочинения и схема сочинения - рассуждения....
Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С
Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс (Программа фак...
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"
Очень часто дети затрудняются при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....