Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
методическая разработка на тему
Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1.docx | 120.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
учителя - дефектолога
ГБОУ школы № 5
Центрального района города Санкт-Петербурга
Волошенюк Татьяны Петровны
Тема урока: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Класс 4 «Б»
Тип урока: закрепление
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- ввести понятие предложения с прямой речью;
- формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
- ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в группах.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Минутка чистописания | - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Долгожданный дан звонок – Выполняют вместе несколько кинезиологических упражнений (для мобилизации).
После выполнения упражнений ученики садятся на свои места, открывают тетради, записывают дату и слова “Классная работа”. На доске прикреплена карточка с образцом написания буквы. Ребята прописывают букву в тетради. Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм В тетради предлагаю прописать только буквы. снеоь снеоь Из данных букв составьте слово, запишите его. Какое слово составили? Осень Найдите орфограмму в данном слове, как называется тип орфограммы? (безударная гласная). | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. |
2. Словарная работа --актуализация необходимых зун -фиксация зун -обобщение зун | Повторение словарных слов. Учитель показывает иллюстрацию с изображением предмета, ученики называют его, записывают слово в тетрадь (один ребёнок диктует вслух), ставят ударение, подчёркивают орфограмму. Капуста, лимон, помидор, ягода, яблоко, смородина, абрикос, апельсин, огурец, малина, горох. - Что объединяет записанные слова? (Эти слова обозначают то, что можно употребить в пищу. Слова являются именами существительными, неодушевлёнными, в единственном числе.) - На какие группы можно распределить слова? (Существительные мужского рода, женского рода и среднего рода) - Назовите имена существительные среднего рода, мужского рода, женского рода. - Перечислите овощи. Назовите фрукты. 2) Знакомство с новым словарным словом. Учитель загадывает загадку. После того, как дети её отгадали, на доске появляется иллюстрация с изображением и карточка с написанным словом. Красный нос в землю врос, - Дайте определение слову “морковь”. (Морковь – огородное растение, овощ со съедобным сладковатым утолщенным корнем) - Какую фигуру напоминает морковь своей формой? Как ухаживать за морковью? Какие блюда можно приготовить из моркови? Посчитайте количество слогов в этом слове. На какой слог падает ударение? Назовите орфограммы в этом слове. - Закройте глаза. Представьте, что у вас на носу выросла кисточка. Пропишите новое слово “кисточкой” в воздухе. Откройте глаза. Выполним упражнение “Двойное письмо”. В воздухе двумя руками одновременно – зеркально - прописать слово, при этом смотреть на правую руку. Далее ученики записывают слово “морковь” в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают орфограмму. - Выполните фонетический разбор этого слова. Сколько букв и звуков в новом словарном слове? Почему? (Заранее подготовленный ученик может сделать небольшое сообщение о моркови); | Принцип деятельности. Самостоятельный поиск информации. |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности -актуализация необходимых зун -фиксация зун -обобщение зун -самостоятельная работа №1 -самопроверка по образцу -фиксация результатов 3.Локализация индивидуальных затруднения Физ. минутка 4.Коррекция выявленных затруднений (Проблемная ситуация - на этом этапе у учеников возникнет затруднение при постановке знаков препинания) Учитель выслушивает все версии детей, как же писать слова автора и прямую речь, какие знаки препинания ставить, если прямая речь стоит в предложении перед словами автора. |
- правила, запись схем - эталонов - Вывод
Запись предложений под диктовку, составление схем. Списывают предложения и расставляют знаки препинания Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не съешь их яблочка. Старик ответил я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут. 3.Самопроверка по образцу (только схемы предложений) -Что мы узнали, проверив по образцу? -У кого были затруднения в нахождении прямой речи? У кого были затруднения в постановке знаков препинания при прямой речи? -Что делаем дальше? (проверяем по эталону) 1.Проверка по подробному образцу-эталону -Подробно каждое предложение. -В чем было затруднение у каждого из вас? (опрашиваю всех) -Поднимите руку, у кого все правильно. 1.Формулирование темы урока. -Какова же тема и цель нашего урока? - Ребята, я тоже придумала предложение и записала его на доске. Прочитайте. Если есть ошибки, исправьте их. (На доске) Бабушка сказала внучке на огороде поспела сладкая морковь. - Это предложение состоит из слов автора и прямой речи? -Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь) - Что такое прямая речь? (Это слова, переданные от имени говорящего) - Найдите в этом предложении прямую речь и слова автора. Что можете сказать о местоположении слов автора и прямой речи в предложении? Как оформить это предложение? Бабушка сказала внучке: “На огороде поспела сладкая морковь”. - Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Какое предложение у вас получилось? Запишите его в тетрадь. 3.Проверка по образцу. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); . |
5.Обобщение затруднений во внешней речи 6.Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталонам. 7.Включение в систему знаний и повторение. | Наблюдение над обозначением прямой речи на письме. 1. В ы п о л н е н и е упражнения 91. Работа проводится по вопросам плана, данного в конце упражнения. – Прочитайте сведения о языке на с. 53. – А теперь составим схемы предложений с прямой речью из упражнения 91.
2.В ы п о л н е н и е упражнения 92. – Прочитайте и выполните первое задание к упражнению. – Понятно ли вам, кто и к кому обращается? – Добавьте вместо точек слова автора, используя слова для справок. – Как оформить на письме предложения с прямой речью? Составьте схемы предложений. Самостоятельная работа №2 (см.«Дидактические материалы Е.А. Влодавской стр.61 №211) Гостья. Бабушка если бы к нам пришел в гости заяц что бы ты ему дала спросила Юля. Морковку ответила бабушка. А если бы пришла лиса допытывалась Юля. Угостила бы кусочком курицы ответила бабушка. проверяют по эталонам Выборочное чтение - Где может стоять в предложении прямая речь? Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора? Как пишутся слова автора? (На доске) Появляется таблица по теме урока. - Чем правила похожи? Чем отличаются? | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
8.Рефлексия деятельности. | -Какова цель нашего урока была? -Мы достигли? -Как вы ее достигали? -Каких было больше всего ошибок? -Почему? Что нужно сделать? Оцените свою работу (показывают кружки желтого или зеленого цвета) - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | 1) повторить правила 2)составить текст использованием предложений с прямой речью; 3)Учебник стр. 78-79 упр. 91. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Разработка урока. 8 кл. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания....