План- конспект урока в 7 классе . Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

ШАКИРЗЯНОВА РАЗИДЯ АХМАДУЛЛОВНА

Урок построен по ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока русского языка  в 7 классе

(учитель Шакирзянова Разидя Ахмадулловна)

Тема"Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Цели урока:

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных;

б) познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

                       в) сформировать (новое) умение выбора гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

                 Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный.

                  2.Развивающие: 

закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании;

3.Общепредметные:

         воспитать:

- интерес и уважение к родному языку;

- ценностное отношение к слову;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе.

Оборудование:

        - ПК;

- проектор: мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока.

1.Оргмомент, мотивация учащихся: « Улыбнитесь друг другу»

2 Проверка д/з  творческое задание «Вы с ним знакомы?» (чтение описаний своего знакомого взаимопроверка

- Задание: при прослушивании найдите причастия -Вы с ним знакомы ?

- комментируйте работу своего товарища, какие части речи помогли описать образ знакомого?

3. Самоопределение к деятельности.

1. Какие орфограммы при изучении  причастий вы запомнили? Прием «Верные и неверные утверждения» (Самооценка.)

-Сегодня изучаем очередную орфограмму, связанную  с темой «Причастие»

                  Есть очень тихие слова.

                  Они шуршат едва-едва.

                  Ну, например, шалаш, камыш,

                  Иль, скажем, шорох, шина, мышь.

- Какие звуки делают эти слова «тихими»?

- В каких орфограммах мы встречали опознавательный признак – шипящий перед гласными?

2.Актуализация первичного опыта учащихся путем использования задания на повторение:

(- Вспомним эту орфограмму. СЛАЙД 1

-  Откройте тетради, запишите число, оставьте 2 строчки для записи темы урока.

  СЛАЙД 2. Запишите словосочетания, графически объясните выбор гласной после шипящего в корнях, суффиксах, окончаниях прилагательных и существительных:

Тихий ш..пот

Ровный ш..в

Солнечным  луч..м

Темной туч..й

Плюш..вый медведь

СЛАЙД 3. Проверьте записанное (слайд), прокомментируйте.

- Что является условием правильного написания гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?( ----ударение)

3.Организация наблюдения над языковым материалом, поиск решения, открытие нового знания через подводящий диалог

- Попробуйте применить правило к правописанию следующих слов (предъявляются СС – СЛАЙД 3.)

Освещ..нный светом

Выкраш..нная скамья

Трава скош..на

Друг огорч..н

- Вы смогли выполнить задание, используя известное правило?

- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

- Какая это часть речи?

- Докажите, что это причастия

-Определите разряд и время причастий

-Предположите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

-Запишите тему урока – СЛАЙД 4

- Определите учебную задачу, продолжив предложение:

А) Выяснить..(какие гласные пишутся в суффиксах  после шипящих в СППВ)

Б) Научиться..( выбирать этих гласных после шипящих в суффиксах сп)

В) Исследовать..(эту орфограмму  на примерах)

- Так как же быть с причастиями, в которых пропущены буквы? Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно написать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?

- СЛАЙД 5. Давайте применим данные требования к нашим причастиям.

Освещенный    

Выкрашенная

Скошена

Огорчен

 

- Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

4.Формулировка правила

- Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

5. Чтение правила, сравнение со своей формулировкой, приведение примеров (работа в парах)

- Проверим себя. Откройте учебник на стр.70, прочитаем правило вслух.

- Есть ли в тексте новая информация? О чем не сказали?

 - Расскажите друг другу о правиле написания букв Е - Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры. Из упр.140

-  Оцените рассказ друг друга

 6.Развитие умений правописания гласных Е-Е в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени

 Будем учиться применять данное правило (Дифференцированные задания)

1)упр. 139 выполняете по группам

1ряд- 1-я строчка

2ряд- 2 строчка

3 ряд – 3 строчка

- В каких корнях встречается чередование согласных в корне?

2)  Задание по вариантам: . – выписать причастия с буквой ё в суффиксе; 2вар. – причастия с буквой Е,  обозначить орфограмму.

                                                                                                                                     

3) Составляют алгоритм применения правила (сильные учащиеся )

Ставлю ударение

🡫

Смотрю, куда падает ударение

                                       🡫                                                     🡫

                            Ё   🡨     На  ^'                                              не на   ^' 🡪Е

Составьте алгоритм применения сегодняшней орфограммы

2. Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке

Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке

1.        Определить часть речи.

2.        Поставить в слове ударение.

3.        Выделить морфему с орфограммой.

4.        В корне:

- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).

- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.

5.        В суффиксе:

- В существительном. и прилагательном под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).

- В причастии  под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

6.        В окончании:

- В глаголах под ударением пишем Ё (печёт).

- В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

Упр. 142 (записать слова, распределив их по трем столбикам):

е

ё

о

- Обменяйтесь тетрадями. Сверьте  работу друг друга с образцом.. Оцените работу, поставьте отметку на полях:

                                                                     «5» - без ошибок

                                                                     «4» - 1-2 ошибки

                                                                     «3» - 3-4 ошибки

                                                                     «2» - более 4 ошибок

- Кто справился без ошибок? Молодцы. Остальные еще потренируются.

3)- С какой целью употребляются причастия в речи?

 

- СЛАЙД 8. В тексте, который я предлагаю вашему вниманию, пропущены причастия. Восстановите деформированный текст, записанный на карточках,  воспользовавшись словами для справок.

Мы вошли в лес, … лучами осеннего солнца. …дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, …яркой красотой леса. На … траве лежали … листья. Березы покрылись золотой листвой, … на солнце. Очень красивы клены, …в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо … на землю. И на дорожках листья, печально …под ногами. Иногда попадается дача, … деревянным …забором.

Слова для справок: освещенный, расчищенный, пораженный, пожелтевший, опавший, сверкавший, одетый, падающий, шуршащий, окруженный, выкрашенный

- Прочитайте получившийся текст.

- Кто выполнил задание по-другому?

- СЛАЙД 9. Вот как у автора.

- К какому типу речи относится? Докажите.

- Какова стилистическая принадлежность текста?

- Какую еще функцию выполняют причастия и прилагательные  в художественном тексте?

- Какой художественный образ создан в данном отрывке?

- Объясните постановку запятых  в предложениях.

- Найдите и выпишите слова, которые соответствуют теме нашего урока, графически объясняя орфограмму.

7.Рефлексия

 - Что нового узнали?

- Чему научились?

- Вернемся к началу урока. Выполнили ли вы учебную задачу?

СЛАЙД 11. Допишите предложение:

А) Я узнал…

Б) Я убедился…

В) Оказывается …

Оцени свою работу на уроке. Поставь отметку на полях:

«5» -работал активно на всех или почти всех этапах урока: сделал верно не менее 95% всех заданий

«4» - работал активно на одном из этапов, но много думал; выполнил 80-90% всех заданий

«3» - не успевал полностью выполнять задания, но тему урока понял

- Сдайте тетради, вложите  карточки

8. Домашнее задание (на выбор)

.1) параграф 25, упр.143

2) творческое- лингвистическая сказка по теме урока

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...