Цели урока: 1. Познавательные: а) повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных; б) познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. в) сформировать (новое) умение выбора гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный. 2.Развивающие: закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании; 3.Общепредметные: воспитать: - интерес и уважение к родному языку; - ценностное отношение к слову; - взаимодействие учащихся в групповой и парной работе. Оборудование: - ПК; - проектор: мультимедийная презентация к уроку. Ход урока. 1.Оргмомент, мотивация учащихся: « Улыбнитесь друг другу» 2 Проверка д/з творческое задание «Вы с ним знакомы?» (чтение описаний своего знакомого взаимопроверка - Задание: при прослушивании найдите причастия -Вы с ним знакомы ? - комментируйте работу своего товарища, какие части речи помогли описать образ знакомого? 3. Самоопределение к деятельности. 1. Какие орфограммы при изучении причастий вы запомнили? Прием «Верные и неверные утверждения» (Самооценка.) -Сегодня изучаем очередную орфограмму, связанную с темой «Причастие» Есть очень тихие слова. Они шуршат едва-едва. Ну, например, шалаш, камыш, Иль, скажем, шорох, шина, мышь. - Какие звуки делают эти слова «тихими»? - В каких орфограммах мы встречали опознавательный признак – шипящий перед гласными? 2.Актуализация первичного опыта учащихся путем использования задания на повторение: (- Вспомним эту орфограмму. СЛАЙД 1 - Откройте тетради, запишите число, оставьте 2 строчки для записи темы урока. СЛАЙД 2. Запишите словосочетания, графически объясните выбор гласной после шипящего в корнях, суффиксах, окончаниях прилагательных и существительных: Тихий ш..пот Ровный ш..в Солнечным луч..м Темной туч..й Плюш..вый медведь СЛАЙД 3. Проверьте записанное (слайд), прокомментируйте. - Что является условием правильного написания гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?( ----ударение) 3.Организация наблюдения над языковым материалом, поиск решения, открытие нового знания через подводящий диалог - Попробуйте применить правило к правописанию следующих слов (предъявляются СС – СЛАЙД 3.) Освещ..нный светом Выкраш..нная скамья Трава скош..на Друг огорч..н - Вы смогли выполнить задание, используя известное правило? - В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? - Какая это часть речи? - Докажите, что это причастия -Определите разряд и время причастий -Предположите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь на уроке? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока -Запишите тему урока – СЛАЙД 4 - Определите учебную задачу, продолжив предложение: А) Выяснить..(какие гласные пишутся в суффиксах после шипящих в СППВ) Б) Научиться..( выбирать этих гласных после шипящих в суффиксах сп) В) Исследовать..(эту орфограмму на примерах) - Так как же быть с причастиями, в которых пропущены буквы? Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно написать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных? - СЛАЙД 5. Давайте применим данные требования к нашим причастиям. Освещенный Выкрашенная Скошена Огорчен - Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? 4.Формулировка правила - Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 5. Чтение правила, сравнение со своей формулировкой, приведение примеров (работа в парах) - Проверим себя. Откройте учебник на стр.70, прочитаем правило вслух. - Есть ли в тексте новая информация? О чем не сказали? - Расскажите друг другу о правиле написания букв Е - Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры. Из упр.140 - Оцените рассказ друг друга 6.Развитие умений правописания гласных Е-Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Будем учиться применять данное правило (Дифференцированные задания) 1)упр. 139 выполняете по группам 1ряд- 1-я строчка 2ряд- 2 строчка 3 ряд – 3 строчка - В каких корнях встречается чередование согласных в корне? 2) Задание по вариантам: 1в. – выписать причастия с буквой ё в суффиксе; 2вар. – причастия с буквой Е, обозначить орфограмму.
3) Составляют алгоритм применения правила (сильные учащиеся ) Ставлю ударение 🡫 Смотрю, куда падает ударение 🡫 🡫 Ё 🡨 На ^' не на ^' 🡪Е Составьте алгоритм применения сегодняшней орфограммы 2. Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке 1. Определить часть речи. 2. Поставить в слове ударение. 3. Выделить морфему с орфограммой. 4. В корне: - Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк). - Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора. 5. В суффиксе: - В существительном. и прилагательном под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый). - В причастии под ударением пишем Ё, без ударения – Е. 6. В окончании: - В глаголах под ударением пишем Ё (печёт). - В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).
Упр. 142 (записать слова, распределив их по трем столбикам):
- Обменяйтесь тетрадями. Сверьте работу друг друга с образцом.. Оцените работу, поставьте отметку на полях: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - более 4 ошибок - Кто справился без ошибок? Молодцы. Остальные еще потренируются. 3)- С какой целью употребляются причастия в речи? - СЛАЙД 8. В тексте, который я предлагаю вашему вниманию, пропущены причастия. Восстановите деформированный текст, записанный на карточках, воспользовавшись словами для справок. Мы вошли в лес, … лучами осеннего солнца. …дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, …яркой красотой леса. На … траве лежали … листья. Березы покрылись золотой листвой, … на солнце. Очень красивы клены, …в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо … на землю. И на дорожках листья, печально …под ногами. Иногда попадается дача, … деревянным …забором. Слова для справок: освещенный, расчищенный, пораженный, пожелтевший, опавший, сверкавший, одетый, падающий, шуршащий, окруженный, выкрашенный - Прочитайте получившийся текст. - Кто выполнил задание по-другому? - СЛАЙД 9. Вот как у автора. - К какому типу речи относится? Докажите. - Какова стилистическая принадлежность текста? - Какую еще функцию выполняют причастия и прилагательные в художественном тексте? - Какой художественный образ создан в данном отрывке? - Объясните постановку запятых в предложениях. - Найдите и выпишите слова, которые соответствуют теме нашего урока, графически объясняя орфограмму. 7.Рефлексия - Что нового узнали? - Чему научились? - Вернемся к началу урока. Выполнили ли вы учебную задачу? СЛАЙД 11. Допишите предложение: А) Я узнал… Б) Я убедился… В) Оказывается … Оцени свою работу на уроке. Поставь отметку на полях: «5» -работал активно на всех или почти всех этапах урока: сделал верно не менее 95% всех заданий «4» - работал активно на одном из этапов, но много думал; выполнил 80-90% всех заданий «3» - не успевал полностью выполнять задания, но тему урока понял - Сдайте тетради, вложите карточки 8. Домашнее задание (на выбор) .1) параграф 25, упр.143 2) творческое- лингвистическая сказка по теме урока
|