Деловая игра для учащихся 9 класса
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Культура речи:правильно ли мы говорим?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1.  Культура речи: правильно ли мы говорим?

                   (деловая игра для учащихся 9 класса)

                                                     (круглый стол)

Актуальность игры: 

В современном обществе происходят деструктивные процессы (обилие заимствованных слов при наличии исконно русских эквивалентов; внедрение в русский алфавит латиницы; огрубление лексики, проникновение в язык ненормативных слов; построение предложений по калькам с английского языка, нарушение порядка слов, интонации)

Цель игры:

Повышение языковой культуры общества

Введение в деловую игру

  1. Введение в проблему: ведущий рассказывает о  нарушении норм русского языка в условиях современного общества.
  2. Ведущий представляет ход деловой игры, распределяет роли:
  • Редакторы
  • Рекламщики
  • Учителя русского языка
  • Любители современной эстрады
  • Общественность

Ход игры:

- открытие круглого стола (вступительное слово)

-ведущий рассказывает о проблеме нарушения норм русского языка в условиях современного общества; распределяет роли

- участникам деловой игры выдаётся материал, в котором представлена информация  о нарушениях норм языка  (карточки)

- обсуждение проблемы в группах

- выступление групп

- итоги подводит ведущий

Регламент игры- 1 урок (45 минут)

  1. Вступительное слово- 5 мин.
  2. Распределение ролей – 5 мин.
  3. Обсуждение в группах – 15 мин.
  4. Выступление групп – 15 мин.
  5. Подведение итогов -  5 мин.

Погружение в игру – проведение круглого стола

Открытие круглого стола: приветственное слово , в котором ведущий акцентирует внимание участников на радикальных мерах борьбы людей во всём мире за чистоту своего языка и задает вопрос: «Соблюдаются ли языковые нормы в русской речи? Какие  средства борьбы за чистоту языка предложили бы вы?»

Задание участникам групп: обсудить проблему нарушения норм русского языка (плохо (причины? как бороться?) или хорошо (что позитивного в явлении?))

Деятельность участников групп осуществляется параллельно: учащиеся читают материал, предложенный на карточках, находят и исправляют ошибки, предлагают решение проблемы.

  1. Редакторы.

СМИ (газеты, журналы, телепередачи):

« Магазин быстро завоевал авторитет среди населения». (Газета «Известия»).
«Мы уже накопили незначительный опыт в этом деле». (Газета).

«Она закоренелая москвичка».

 «Он природный наставник молодежи»

 «Большинство времени уделялось профилактике».
 «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю»

 «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году»

 «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов.»

                Цитата из СМИ: За ис [т,о]кший срок совершенно 12 краж.

              Источник: НТВ, «Чрезвычайное происшествие»,

             «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское расследование»,                         «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами».

Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ.» РТР, «Утро»

Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя». ОРТ, «Праздничный концерт»

Лиля Гильдеева, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ». НТВ, «Сегодня»

Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОННЫЕ БАНДФОРМИРОВАНИЯ». НТВ, «Сегодня»

Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». ОРТ, «Время»

+ общедоступная информация, цель- быть понятым

- грамматические ошибки при образовании форм числительных, ошибки орфоэпические, речевая избыточность, плеонастические ошибки , лексико-семантические ошибки, упрощённый лексикон

Рекомендации: рекомендовать ввести печатным изданиям должность корректора, телеведущим организовать прохождение курсов по культуре речи

  1. Любители современной эстрады

Тексты песен:

Девочки фабричные

С па*рнями встречаются,

Иногда из этих встреч

Что-то получается

Как ты не крути, но мы не пара, не пара,

Вот такая вот у нас запара, запара…

Но попадает в кровь

Ля мука любовь…

Чашку кофею

Я тебе бодрящего налью…

Ты дари улыбку,

Ты себе дари,

Sorry за ошибку,

Ты меня прости…

И сказал мне на прощанье:

«чао, бамбино, сеньорита!»

Школьная пора, и при всякой погоде

Пропадали пропадом мы во дворах…

Скоро жара, скоро тепло,

Скоро много нам воды натекло…

+ общедоступность

- примитивизация смысла, обеднённая лексика, обилие грамматических ошибок, заимствование иноязычных слов, орфоэпические ошибки, неправильное словообразование, нарушение лексической сочетаемости

Рекомендации:  рекомендовать рассмотреть закон о цензуре текстов

  1. Рекламщики

Рекламные слоганы:

От всех недуг – лес и луг (средство от насморка) - метро

По-рижская мечта (коттеджный посёлок)- Волоколамское шоссе

Врачи и педиаторы всего мира («Панадол»)- телевидение

Большой вкус кока-колы…

Не тормози! Сникерсни!

Когда хочется что-нибудь перекусить…(«данон»)

Золотая семечка (Растительное масло)

Свежые маффины – только у нас!- молочный бутик в г. Истре

Мы вам всё отрежем! (салон тканей)-метро

А! Пять скидки (компания А5)- аптека г. Истры

+ информативная доступность

- неточная информация, безграмотность, поверхностный профессионализм

Рекомендации: ответственное отношение рекламодателей к своей продукции

  1. Учителя русского языка

Образцы работ учащихся (сочинений, изложений):

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

 Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

+ идёт мыслительный процесс

- обилие разного рода ошибок, неразвитость речи

Рекомендации: читать образцы классической литературы, пользоваться разного рода словарями

  1. Общественность

Интернет язык :

Учаснег, учица, фчера, нихачу, как-нить, чё, кстате, тут, тыща, щас, превед

Спс, пжл, инет, маг, шоп

Миша перезвони

Звоню чтобы поздравить

Я тя лю

Раздумчивый взгляд

Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви

+ быстрое получение информации, быстрое реагирование на реплики диалога

- выработка « птичьего языка» (примитивизация лексики, грамматические, орфографические  и синтаксические  ошибки, утрата понимания глубинных смыслов слова)

Рекомендации: грамотные люди должны продолжать общение, не нарушая  языковые нормы.

Выступление участников групп, высказывание своих точек зрения, рекомендации по решению проблемы.

Подведение итогов игры.

Ведущий:

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры- неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок -деловая игра для учащихся 11 классов "Экологический аукцион".

Проблемы экологии одна из важнейших проблем современности. Загрязнение воздуха. воды, почвы отходами производства, промышленности и транспорта, результатом деятельности человека. В занятии обучение ре...

Сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов "Земля - наш общий дом"

Сценарий деловой игры по экологии. Не требует какой-либо специальной подготовки детей. Игра командная. Может проводиться как для детей одного класса, так и для команд от разных классов, школ....

Деловая игра для учащихся 8-9 классов "Кафе Уют"

В игре участвуют две команды по 7-9 человек. Все учащиеся сидят за столиками. В кабинете создан интерьер кафе. На каждом столике лежит меню, по которому учащиеся делают заказ. Дети выбирают понравивши...

Деловая игра для учащихся 7-9 классов "Воздушный шар"

Деловая игра для учащихся 7-9 классов "Воздушный шар"...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Деловая игра для учащихся Роснефть-класса «Перспектива»

Цель: формирование навыка постановки целей, позитивного отношения к своему будущему и выбору профессии; формирование навыков самопрезентации своих качеств, повышение уровня самосознания; развитие комм...