Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок русского языка в 11 классе "Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 11 классе | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности.
- Вызов.
Здравствуйте. Я рада приветствовать вас.
Не раз я слышала от учеников такую фразу: «Да зачем этот русский язык, я и так его знаю». Или: «Какая разница, как я ставлю ударение, если меня и так понимают»
А знаю ли? А надо ли знать? Есть ли разница?
Ералаш.
Как вы считаете, когда человек может сказать, что знает русский язык?
На сегодняшний день общество настолько небрежно обращается с русским языком, что ему скоро нужна будет реанимация.
Люди не понимают, что их речь — это гораздо большее зеркало, чем то, как они одеты и какого типа у них кредитные карточки. Все это замечательно, но как только они рот открывают — все становится понятно. А люди часто не осознают, что по одежке встречают, а по речи провожают.
Я предлагаю вам для обсуждения тему, которая волнует меня как словесника: «Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития успешной личности».
Начнём с того, что выясним, что такое экология.
Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
Экология. Какие ассоциации вызывает у вас это слово.
Конечно, в первую очередь экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды.
Вы, наверное, знаете, что 2013 год объявлен президентом годом экологии. Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».
Проблемы экологии "...необходимо понимать значительно шире и глубже, чем нам до сих пор представлялось... Если экономию, учение о Божественном домостроительстве, начинают с Бога, то экологию, учение о сохранении дома, необходимо начинать с человека."2
Игумен Иоанн (Экономцев).
Экологический кризис русского языка ведёт к кризису нравственности.
- Осмысление.
Работая с текстом отмечайте на полях знаком + то, с чем вы согласны, знаком – то, с чем вы не согласны, знаком ? то, о чём хотели бы спросить. В парах обсудите выводы, сделанные вами по тексту.
Письмо девятнадцатое. Д.С.Лихачёв.
КАК ГОВОРИТЬ?
<…>
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Есть разного рода неряшливости в языке человека. <…>
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Итак, мы говорим об экологии языка.
Экология – это защита.
От чего надо защищать русский язык? (составление кластера)
- речевые ошибки.
- ненормативная лексика
- чрезмерное употребление заимствованных слов
- Нарушение языковых норм.
Соблюдение единообразия в произношении имеет
важное значение для говорящих и слушающих. Орфоэпические
ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание
слушающего отвлекается различными «неправильностями» произношения, из-за чего высказывание не воспринимается во всей
полноте и с достаточным вниманием. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.
Произнесите следующие словосочетания и предложения, правильно расставляя ударение.
1) А что это мне никто не звонит? 2) У вас нет недвижимости?
3) Ну и радуйтесь, меньше хлопот. 4) Без твоей опеки он и шагу
ступить не может. 5) Пусть премированных сотрудников будет как
можно больше. 6) Голос из-за двери. 7) Хотите купить товар оп-
том — поезжайте на оптовый рынок. 8) Баллотироваться в депутаты? Почему и нет?
Ключ
1) А что это мне никто не звонит? 2) У вас нет недвижимости?
3) Ну и радуйтесь, меньше хлопот. 4) Без твоей опеки (не опёки) он
и шагу ступить не может. 5) Пусть премированных сотрудников бу-
дет как можно больше. 6) Голос из-за двери. 7) Хотите купить товар
оптом — поезжайте на оптовый рынок. 8) Баллотироваться в депутаты? Почему и нет?
Помните, что уровень культуры человека проявляется уже на уровне произношения!
- Исправьте ошибки и определите, как меняется смысл высказывания. (лексические, синтаксические, пунктуационные)
Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик - тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.
Как правильно: «едь» или «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «ЗАезжай», «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.
. «Занять» — это взять взаймы! «Займи мне денег» — неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» — правильно.
Ты придешь на моЕ День рождениЕ?
Оплатите за проезд.
Либо "заплатить за проезд", либо "оплатить проезд". Третьего не дано.
Исправлять или нет?
Список подобных ошибок можно продолжать бесконечно. В него обязательно войдут "ложат-кладут", "поДчерк", "в постелЕ", "оТдолжить", "заплОтишь", "рЕзетка", "тУбаретка", "комарЕЙ" и так далее. Вопрос в том, указывать собеседнику на ошибку или "не строить из себя самого умного"? Филологи и редакторы единогласны: указывать на ошибку нужно! Только вот сделать это можно вежливо, не обижая собеседника. Пример:
- Я так за тобой скучала!
- Да, я тоже ПО ТЕБЕ скучал!
Тонкий и необидный намек.
- Ненормативная лексика (инфернальная)
инферна (inferna – ад, лат.)
мат – грубая брань, сквернословие (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).
Словарная статья из Толкового словаря В.И. Даля.
Вспомним слова Д.С. Лихачева: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
- Сегодня происходит огромный приток иноязычной лексики в нашу речь. Она засоряется неоправданным употреблением иноязычных слов.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент статьи из газеты «Аргументы и факты»:
Чем же маркет такой супер?
Мы дружно проливаем слезы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка. А что у нас?
Интервью – только эксклюзивные, встречи – приватные, мышление – креативное.
Импичменты, брифинги, плебисциты снятся в страшных снах даже рядовому электорату. Никакие допинги и шейпинги тут уже не помогут. От шопов, бутиков, супермаркетов совсем житья нет.
И чем же тот «маркет» такой «супер»? Разве что ценами.
А что мы едим? Крекеры, чипсы, гамбургеры, чизбургеры! От одних названий несварение желудка.
Особенно полюбились отечественному потребителю «горячие собаки» - hot dog, которые навсегда вытеснили родную котлету в тесте.
А знаете, какое самое любимое лакомство у иностранцев? Украинский борщ, сибирские пельмени, грузинский шашлык.
Спикеры, брокеры, рокеры нам почти уже родные, а имиджмейкеры и спичрайтеры медленно, но верно отстаивают свои места под солнцем.
Знать иностранные языки хорошо. Но необходимо знать, что за каждым словом любого языка стоит культурное наследие целой страны.
Как тут не вспомнить Чацкого из «Горя от ума», который еще 185 лет назад с болью говорил о русском языке как «о смеси французского с нижегородским».
Напомню высказывание К.Г. Паустовского: «Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку».
Замените иноязычные слова в тексте на русские.
- Особое и прочное место в нашей речи занимают сленги и жаргонизмы. Жаргонную лексику употребляют практически все – вне зависимости от социальной или профессиональной принадлежности, возраста. Жаргонизмы употребляются в публичном выступлении, деловом общении. Идет процесс жаргонизации современной речи.
Ваше отношение к жаргонизмам?
Нет, искоренить их невозможно, но и восхищаться ими не стоит. Почему? Жаргонизмы не способствуют формированию лучших черт и качеств в человеке. Многие так сживаются с жаргоном, что не усваивают литературный язык, его нормы.
По результатам исследования, проведённого учащимися нашей школы, низкий уровень сформированности речевой культуры имеют 38,2% учащихся, речь которых характеризуется незнанием литературных норм языка, присутствием сленга и ненормативной лексики. А ведь изящество речи и ее художественность о многом говорят и делают человека более образованным, а значит - и более успешным.
Мы таковы, каков наш язык, или наш язык таков, каковы мы?
Рефлексия.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Конкурс дикторов
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой-
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
« Облегчить, начать взад, принял,
Правы, сочуйствовать, подключил.»
Рабочий и интеллигент
Родную речь ,как шавку, лупят:
«Осужденный и инциндент,
Блага, почуйствовать, оглупят.»
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не начать, а начать
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите,
Ведь это наш язык родной,
Его для внуков сохраните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...
ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».
«Настоящее искусств...
Экологическая культура русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности
Повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа...
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
Статья....
Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
Методические рекомендации на тему:«Проблемы экологии современного русского языка»...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...