Духовно-нравственное воспитание через приобщение к художественному тексту
статья по литературе по теме

Руденко Рима Васильевна

В статье представлены размышления о роли уроков литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся, иллюстрированные примерами из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rudenko.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким кругозором, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности.

Безусловно, первоначально нравственные ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах. Но нельзя недооценивать роль школы в воспитании гражданина.  

Современная школа должна стремиться к воспитанию  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.  Необходимо дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания.

 «Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, по мнению Т.И. Петраковой,  представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира».

Под духовно-нравственным воспитанием в педагогике понимается процесс содействия духовному и нравственному становлению личности, формированию у него: а) нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, любви к красоте, любознательности, познавательного отношения к миру, чувства любви к истине); б) нравственного облика (терпения, милосердия, отзывчивости, верности слову, жертвенности); в) нравственной позиции (способности к различению добра и зла, желания делать добро, готовности к преодолению жизненных испытаний).

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный и творческий потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.                

         В деле формирования духовно-нравственной личности школьника особое место принадлежит урокам литературы.

         Литература позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

          Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для российской национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей.  

Это чутко воспринял и точно выразил Н.А.Бердяев: «В русской литературе, у русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».

Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему.

Осмысливая жизнь человека во всей его совокупности, писатели и поэты предлагают юношеству образцы чувств, эмоций, поведенческие модели и пр.

Е.Н.Ильин писал: «Наш урок по особенному особенный: он отвечает за человека в целом, ныне как бы «рассыпанного» попредметно учебной специализацией. Воспитательная функция урока литературы, таким образом, основная, ведущая... Художественная книга, стало быть, не просто «текст», «памятник», «документ» эпохи; прежде и в большей степени помощница в нравственном поиске и в духовном становлении личности, в обретении опыта».  

          Обучение литературе педагог-новатор целенаправленно подчинял формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и гуманных убеждений, гражданских чувств. «Нравственная культура, - утверждал Ильин, - для меня более значима, чем филологические знания... Близкий далекий результат урока измеряю не только учебными показателями, прежде и больше - морально-этическим, душевным настроем ученика, самой его готовностью и в жизни быть таким, как в классе... Воспитательную миссию словесника считал и считаю наиважнейшей, а необходимость строить преподавание литературы на более широкой и гибкой основе, чем все остальные дисциплины, насущнейшей и общегосударственной задачей».

          Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Учитель должен лишь помочь ученику увидеть, прочувствовать эти проблемы.

         История Васи из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»  вполне понятна и близка современным шестиклассникам. В процессе изучения произведения школьники знакомятся с жизненными трудностями «детей подземелья», живущих в неблагоприятных условиях, но сохранивших человеческие качества. Вместе с героем повести они учатся смелости, любви, честности, благородству, милосердию у тех, кто живёт не по законам общества, вне всяких законов -  в нищете, но свободно.

         В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» возникает поистине героический образ русского воина, защитника Отечества. Произведение настолько приближено к реалиям военной и послевоенной эпохи, что его чтение создаёт своеобразный «эффект присутствия». Девятиклассники, уже способные, в силу своего возраста, соотнести реальность с художественным вымыслом, часто задумываются: «А может и наши прадеды во время войны попадали  в такие сложные ситуации, какие пришлось преодолеть Андрею Соколову?»  После прочтения рассказа многие  школьники переоценивают  свои жизненные установки: им становится стыдно за некоторые поступки, мелкие обиды, конфликты.

        Во время знакомства с рассказом Ю.М.Нагибина «Старая черепаха», сопереживая герою, преодолевающему страх, совершающему «подвиг души», школьники вместе с ним познают простую истину: «не только мир существует для тебя, но и ты для мира».  

        Как же сделать так, чтобы каждое прочитанное произведение заставило ученика задуматься о нравственных ценностях, переосмыслить свои поступки, научиться быть добрым и милосердным?

        На уроках литературы необходима кропотливая работа с текстом. Если предстоит изучать небольшое произведение, лучше, чтобы дети не читали его заранее. Художественный текст должен прозвучать в исполнении учителя либо учеников (возможно использование записи произведения в исполнении мастеров художественного чтения). При соблюдении данного условия, текст будет воспринят на эмоциональном уровне, что способствует лучшему пониманию и формированию нравственных качеств.

         Если изучается произведение, которое не может быть прочитано полностью, должны прозвучать отдельные эпизоды с нравственным подтекстом.

         При анализе текста нужно стараться обращать внимание на все детали. Анализируя как поэтический, так и прозаический текст, акцентирую внимание школьников на поступках героев, их переживаниях, описании природы. Прошу «увидеть» все цвета и оттенки, «услышать» звуки, «почувствовать» запахи. Все это способствует глубокому осмыслению проблематики художественного произведения.

         С целью приближения к миру писателя нередко даю задание придумать продолжение рассказа, повести, романа. Такое «сотворчество» также воспитывает ответственность, вызывает стойкий интерес к изучаемому произведению, писателю.

         Если учителю удается «ввести» учащихся в творческий мир писателя, поэта, заинтересовать учащихся изучаемым произведением, они обязательно захотят прочитать и другие произведения изучаемого автора.

          Учителю нужно постараться уже в первоначальном чтении заинтересовать учащихся, помочь им следить за тем, как раскрываются характеры, как возникает и развивается конфликт. Он учит школьников читать и понимать сложное произведение искусства. Это как раз и окажется самым лучшим способом проникновения в идейную, моральную и эстетическую сокровищницу произведения. Это будет медленное движение по тексту, комментированное чтение, и комментарий многообразен: лексический и фразеологический, бытовой и историко-социологический, морально-психологический.

          Навыки оценки прочитанного, умение сопоставлять различные точки зрения, вести дискуссию не приходят в одночасье. Это система работы учителя и помощь родителей.

         Таким образом, приобщение к художественному тексту можно считать одним из основных средств духовно-нравственного воспитания школьников. Формирование полноценной личности немыслимо без воздействия художественной литературы.

         Для того чтобы произведение художественной литературы могло выполнить свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято. Отсюда вытекает важная психологическая задача – понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтому изучение проблемы восприятия литературных произведений представляет несомненный интерес.

         Уроки литературы не всегда целесообразно проводить в традиционной форме. Нетрадиционные формы уроков относятся к творческим способам работы и играют важную роль в формировании нравственных ценностей. Вариации и комбинации этих уроков безграничны.

         Остановимся на некоторых: урок-концерт, киноурок, урок-диспут, урок-суд, экскурсия, урок-конференция, урок-викторина.

         Урок-концерт, урок-утренник, как правило, проводятся в юбилейные даты известных писателей. Уроки такого типа полезны в плане привития интереса учащихся к литературе. В необычной, нестандартной обстановке они ощущают, что общение с литературой может быть и радостным праздником.

         В последнее время стали популярны уроки словесности. Это своеобразное соединение языка и литературы. Цель - развивать у учащихся чувство слова, понимать его красоту, а через слово постигать духовный мир.

        В рамках уроков словесности учащиеся проникают в мир поэтики художественного текста. Через эмоциональный строй произведения, его колорит учащиеся узнают об истории, быте нравах, обычного народа, его традициях. Самостоятельные наблюдения над эмоциональным содержанием слова помогают постичь некоторые особенности духовного мира той или иной народности, национальной культуры, а затем и общечеловеческие духовные ценности.

        Эффективным средством анализа нравственных ситуаций считается урок–суд. Например при работе над повестью В.Быкова «Сотников», оценивая действия Рыбака, Сотникова, Демчихи, учащиеся задаются вопросом: «А как бы я поступил в такой сложной ситуации? Какой нравственный выбор бы сделал?» Изучение данного произведения сегодня чрезвычайно актуально. Заглядывая в прошлое, мы узнаем настоящее – нацизм с новой силой всколыхнул Ближнее Зарубежье. Безусловно, нельзя проходить мимо таких острых политических и нравственных вопросов.

         Важнейшим способом активизации духовных и творческих сил учащихся и преподавателя считается использование разнообразных жанров нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и преподавателя неординарного, внимательного и творческого подхода. В результате взаимодействия с художественным текстом рождается личностный опыт учащегося. Ценности человечества, в том числе духовно-нравственные, как бы заново рождаются в опыте личности, присваиваются ею, обретают личностный смысл. Таким образом, на уроке вырабатывается положительное отношение к высоким нравственным качествам: верности, чувству долга, ответственности за свои поступки, самопожертвованию.

        Современный учитель широко использует в своей деятельности интернет-ресурсы, видеофильмы, компьютерные технологии.  Однако не следует забывать о том, что на уроке должен главенствовать «его Величество Художественный Текст». Познать величие литературы как вида искусства невозможно без чтения художественных произведений. Сопереживая героям литературного произведения, школьник ощущает эмоциональное, нравственное очищение.

          Формирование нравственности средствами художественной литературы  является управляемым процессом и зависит от работы учителя по отбору литературных произведений в свете культурных, национальных и общечеловеческих ценностей. В связи с этим  необходимо обновлять содержание литературного образования и включать для изучения произведения с острой духовно-нравственной тематикой, поднимающие важные философские проблемы.

          Особую роль в формировании нравственных качеств учащихся играет личность учителя. В структуре личности учителя гуманистическая мотивация должна преобладать над предметной. Для ученика личность учителя значит беспредельно много, а значит, каждое слово, поступок, решение, прежде чем принять или употребить, нужно молниеносно оценить, взвесить.

         Литературное развитие школьника как качественный показатель личности складывается не только из суммы знаний, суммы фактов, усвоенных школьниками о литературе, сколько из способности чувствовать, видеть, слышать слово писателя, из творческого настроя, способности развивать духовную культуру, совершенствовать личные нравственные качества.

          Главная цель уроков литературы – обеспечить специальное литературное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к русской литературе как средоточию гуманизма и гармонии, обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.

          Валентин Распутин на вопрос: «В чем Вы видите конечный результат писательского труда?» ответил так: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души»...

          Думаю, слова В.Распутина можно считать девизом учителей русского языка и литературы, заботящихся о духовно-нравственном воспитании свои учеников.  

 

Литература

 

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев.- М., 1993.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Режим доступа:

            http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn.

  1. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3.
  2. Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы./ СПб.: ООО НЕСТОР, 2006.
  3. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]

           Режим доступа: World Wide Web. URL:  http://www.oim.ru.

  1. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...

Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"

В статье рассказывается о том, что доступным средством для духовно – нравственного развития ребенка является чтение художественной литературы. И как это применяется на занятиях в творческом...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...