Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.
методическая разработка на тему

Кушнер Мария Николаевна

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_srp.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ   в СРП

При реализации программ Службы ранней помощи , необходимым условием приема семей с детьми, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и риском нарушений является  наличие в Центре  специалистов психолого-педагогического сопровождения .Однако опыт работы Центра, реализующих программы СРП, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка и его семьи в  процесс сопровождения, работу нельзя  будет назвать успешной.

  В службе раннего вмешательства работают различные специалисты, которые в процессе оказания помощи детям и семьям взаимодействуют между собой как междисциплинарная команда. Все члены команды руководствуются в своей работе едиными принципами.

   В команду входят следующие специалисты: психолог, дефектолог логопед, педагоги дополнительного образования.

  У каждого члена команды есть свои обязанности в соответствии с его специальностью.

 Что отличает междисциплинарную команду:

• общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе  включения детей с ОВЗ в среду Центра;

• профессиональная и личностная поддержка друг друга;

• единый методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;

• взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

• единый профессиональный язык;

• скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части Адаптивной дошкольной образовательной программы  (в соответствии с требованиями ФГОС , Индивидуальной образовательной программы ( плана) ребенка с ОВЗ.

ФОРМАМ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ

  1. Первичный прием в Службе ранней помощи – это посещение семьей Службы ранней помощи (СРП) впервые. Рекомендуется осуществлять первичный прием педагогу-психологу. Первичный прием могут также осуществлять руководитель структурного подразделения.  
  2. Далее семья приглашается на Психолого-педагогический консилиум, что является следующим этапом для семьи. На ППконсилиуме  проводиться диагностика независимой командой специалистов, где заполняется протокол обследования с заключением и рекомендациями.

Цель комплексной диагностики

Выявление актуального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе нормативных показателей развития по основным функциональным областям: сенсорное развитие, движения общие, движения рук, предметная деятельность, речевое развитие, самообслуживание, социальное развитие. данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы сопровождения ребенка и его семьи, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии.

  1. На следующем этапе семья вместе с ребёнком приглашается на междисциплинарную консультацию. На междисциплинарной консультации присутствуют руководитель службы, психологи, дефектологи и логопеды, педагоги доп. образования, и по сути своей это скорее встреча для знакомства команды специалистов с семьей, нежели специальная диагностическая процедура. Одной из основных задач в процессе консультации является предоставление родителям максимального количества информации о работе службы, ее месте в структуре, внутренних правилах. Такой способ ведения семьи на начальном этапе сопровождения позволяет существенно снизить тревогу родителей, способствует развитию отношений с семьей и минимизирует риск конфликтов в дальнейшем. На междисциплинарной  консультации родителю, как правило, предлагается вновь озвучить свой запрос, сфокусировать специалистов на том, что кажется ему наиболее важным. Бывают случаи, когда запрос несколько изменяется или уточняется в сравнении с прозвучавшим на первичной встрече, поскольку информирование родителей о принципах и формах работы с семьей в СП может оказывать влияние на их видение проблемы уже на ранних этапах работы.

   Еще одна важная задача, которая решается на консультации – диагностика детско-родительского взаимодействия в процессе наблюдения совместной игры родителя с ребенком. Такая диагностика помогает выявить как неэффективные, так и эффективные модели взаимодействия с ребёнком (способы привлечения и удержания внимания, способы регулирования проблемного поведения), выработанные родителями за время жизни с ребенком. Это дает представление о ресурсах семьи и отмечается для последующей работы в Службе.

  Важным моментом в процессе междисциплинарного обследования является

предоставление так называемой обратной связи от специалистов, направленной, в первую очередь, на поддержку родителей. Специалисты, давая обратную связь, отмечают позитивные стороны взаимодействия с ребенком и озвучивают только те стороны прогноза, которые могут повлиять на настроение родителей благоприятно, укрепить их в намерении принимать активное участие в процессе.

 В результате этих встреч будут выявлены потребности ребенка и семьи, произведена оценка проблем и разработана индивидуальная программа помощи ребенку и семье и разработана индивидуальная карта сопровождения.

 

  Цель этапа  - составление окончательного психолого-педагогического портрета ребенка и семьи  и определение содержания и форм необходимой психолого-педагогической помощи.

Задачами Междисциплинарной консультации являются:

  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
  • выявление резервных возможностей развития детей;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи, исходя из имеющихся в Центре возможностей;
  • разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
  • консультирование в ходе разрешения сложных педагогических ситуаций;
  • ведение документации, отражающих актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
  • организация взаимодействия педагогов и специалистов СРП, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Составление индивидуальной программы сопровождения - это процедура, в которой описывают:

- направления помощи;

- задачи, направленные на увеличение способности ребенка участвовать в повседневных и значимых видах деятельности и улучшение способности семьи заботиться о ребенке (их выбор зависит от состояния ребенка  и ситуации в семье);

- основные желаемые результаты, которые достигнет ребенок и семья благодаря «Программе помощи»; критерии и процедуры для определения достигнутого прогресса;

- перечень услуг Службы ранней помощи, необходимых для достижения поставленных задач, включая интенсивность и формы помощи;

- место  выполнения индивидуальной программы сопровождения, когда и как часто будут предоставляться ребенку и семье необходимые услуги, кто из специалистов будет проводить эти услуги;

Реализация индивидуальной программы ранней психолого-педагогической помощи.

Цель этапа – оказание детям раннего возраста и их родителям необходимой и адекватной выявленным проблемам психолого-педагогической помощи.

Условия реализации ранней помощи.

Важным условием является организованное взаимодействие педагогов и специалистов, участвующих в реализации программы.  Участники междисциплинарной команды обмениваются информацией о динамике продвижения ребенка по основным направлениям коррекционно-развивающей работы, о возникающих трудностях и наиболее эффективных формах взаимодействия с ребенком и родителями.  Специалистами СРП заполняется карта развития ребенка три раза в течении учебного года, что позволяет вносить необходимые корректировки в реализацию индивидуальной программы.  Так же, для оценки эффективности реализации  индивидуальной программы сопровождения родителям предлагается заполнить лист эффективности.

Итоговая психолого-педагогическая диагностика по завершении запланированной программы ранней психолого-педагогической помощи.

Цель итоговой диагностики – определить эффективность психолого-педагогической помощи, уровень решения поставленных задач. Итоговая диагностика основывается на сравнительном анализе уровня целенаправленной психолого-педагогической помощи и по завершении реализации индивидуальной программы. Проводится также сравнительный анализ уровня развития ребенка с нормативными для этого возраста показателями. Такой анализ позволяет выяснить степень компенсации имевших место нарушений развития ребенка и, соответственно, необходимость продолжения или завершения программы ранней психолого-педагогической помощи.

 По итогам коррекционно-развивающей работы:

- дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в Службе и направляются на ППК для определения дальнейшего образовательного маршрута;

- дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижении 6-летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

 Таким образом, именно междисциплинарная команда специалистов, помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности службы ранней помощи

Организация деятельности службы ранней помощи...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

"Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"

Реализация проекта "Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"...

Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи

Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи...

Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ «Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении»

В статье рассматривается ресурсный потенциал территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОг.М: материально-техническое, архитектурное, кадровое, программно-методическое обеспечение....

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в СРП. Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ "Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении".

В статье рассматривается процесс взаимодействия специалистов при разработке и реализации программы коррекционной работы в Службе ранней помощи....

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, посещающих Службу ранней помощи

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Рассмотрены задачи, которые стоят перед психологом, ко...