Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.
методическая разработка на тему
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_srp.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в СРП
При реализации программ Службы ранней помощи , необходимым условием приема семей с детьми, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и риском нарушений является наличие в Центре специалистов психолого-педагогического сопровождения .Однако опыт работы Центра, реализующих программы СРП, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка и его семьи в процесс сопровождения, работу нельзя будет назвать успешной.
В службе раннего вмешательства работают различные специалисты, которые в процессе оказания помощи детям и семьям взаимодействуют между собой как междисциплинарная команда. Все члены команды руководствуются в своей работе едиными принципами.
В команду входят следующие специалисты: психолог, дефектолог логопед, педагоги дополнительного образования.
У каждого члена команды есть свои обязанности в соответствии с его специальностью.
Что отличает междисциплинарную команду:
• общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе включения детей с ОВЗ в среду Центра;
• профессиональная и личностная поддержка друг друга;
• единый методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;
• взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
• единый профессиональный язык;
• скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;
Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части Адаптивной дошкольной образовательной программы (в соответствии с требованиями ФГОС , Индивидуальной образовательной программы ( плана) ребенка с ОВЗ.
ФОРМАМ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ
- Первичный прием в Службе ранней помощи – это посещение семьей Службы ранней помощи (СРП) впервые. Рекомендуется осуществлять первичный прием педагогу-психологу. Первичный прием могут также осуществлять руководитель структурного подразделения.
- Далее семья приглашается на Психолого-педагогический консилиум, что является следующим этапом для семьи. На ППконсилиуме проводиться диагностика независимой командой специалистов, где заполняется протокол обследования с заключением и рекомендациями.
Цель комплексной диагностики
Выявление актуального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе нормативных показателей развития по основным функциональным областям: сенсорное развитие, движения общие, движения рук, предметная деятельность, речевое развитие, самообслуживание, социальное развитие. данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы сопровождения ребенка и его семьи, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии.
- На следующем этапе семья вместе с ребёнком приглашается на междисциплинарную консультацию. На междисциплинарной консультации присутствуют руководитель службы, психологи, дефектологи и логопеды, педагоги доп. образования, и по сути своей это скорее встреча для знакомства команды специалистов с семьей, нежели специальная диагностическая процедура. Одной из основных задач в процессе консультации является предоставление родителям максимального количества информации о работе службы, ее месте в структуре, внутренних правилах. Такой способ ведения семьи на начальном этапе сопровождения позволяет существенно снизить тревогу родителей, способствует развитию отношений с семьей и минимизирует риск конфликтов в дальнейшем. На междисциплинарной консультации родителю, как правило, предлагается вновь озвучить свой запрос, сфокусировать специалистов на том, что кажется ему наиболее важным. Бывают случаи, когда запрос несколько изменяется или уточняется в сравнении с прозвучавшим на первичной встрече, поскольку информирование родителей о принципах и формах работы с семьей в СП может оказывать влияние на их видение проблемы уже на ранних этапах работы.
Еще одна важная задача, которая решается на консультации – диагностика детско-родительского взаимодействия в процессе наблюдения совместной игры родителя с ребенком. Такая диагностика помогает выявить как неэффективные, так и эффективные модели взаимодействия с ребёнком (способы привлечения и удержания внимания, способы регулирования проблемного поведения), выработанные родителями за время жизни с ребенком. Это дает представление о ресурсах семьи и отмечается для последующей работы в Службе.
Важным моментом в процессе междисциплинарного обследования является
предоставление так называемой обратной связи от специалистов, направленной, в первую очередь, на поддержку родителей. Специалисты, давая обратную связь, отмечают позитивные стороны взаимодействия с ребенком и озвучивают только те стороны прогноза, которые могут повлиять на настроение родителей благоприятно, укрепить их в намерении принимать активное участие в процессе.
В результате этих встреч будут выявлены потребности ребенка и семьи, произведена оценка проблем и разработана индивидуальная программа помощи ребенку и семье и разработана индивидуальная карта сопровождения.
Цель этапа - составление окончательного психолого-педагогического портрета ребенка и семьи и определение содержания и форм необходимой психолого-педагогической помощи.
Задачами Междисциплинарной консультации являются:
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
- выявление резервных возможностей развития детей;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи, исходя из имеющихся в Центре возможностей;
- разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
- консультирование в ходе разрешения сложных педагогических ситуаций;
- ведение документации, отражающих актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
- организация взаимодействия педагогов и специалистов СРП, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Составление индивидуальной программы сопровождения - это процедура, в которой описывают:
- направления помощи;
- задачи, направленные на увеличение способности ребенка участвовать в повседневных и значимых видах деятельности и улучшение способности семьи заботиться о ребенке (их выбор зависит от состояния ребенка и ситуации в семье);
- основные желаемые результаты, которые достигнет ребенок и семья благодаря «Программе помощи»; критерии и процедуры для определения достигнутого прогресса;
- перечень услуг Службы ранней помощи, необходимых для достижения поставленных задач, включая интенсивность и формы помощи;
- место выполнения индивидуальной программы сопровождения, когда и как часто будут предоставляться ребенку и семье необходимые услуги, кто из специалистов будет проводить эти услуги;
Реализация индивидуальной программы ранней психолого-педагогической помощи.
Цель этапа – оказание детям раннего возраста и их родителям необходимой и адекватной выявленным проблемам психолого-педагогической помощи.
Условия реализации ранней помощи.
Важным условием является организованное взаимодействие педагогов и специалистов, участвующих в реализации программы. Участники междисциплинарной команды обмениваются информацией о динамике продвижения ребенка по основным направлениям коррекционно-развивающей работы, о возникающих трудностях и наиболее эффективных формах взаимодействия с ребенком и родителями. Специалистами СРП заполняется карта развития ребенка три раза в течении учебного года, что позволяет вносить необходимые корректировки в реализацию индивидуальной программы. Так же, для оценки эффективности реализации индивидуальной программы сопровождения родителям предлагается заполнить лист эффективности.
Итоговая психолого-педагогическая диагностика по завершении запланированной программы ранней психолого-педагогической помощи.
Цель итоговой диагностики – определить эффективность психолого-педагогической помощи, уровень решения поставленных задач. Итоговая диагностика основывается на сравнительном анализе уровня целенаправленной психолого-педагогической помощи и по завершении реализации индивидуальной программы. Проводится также сравнительный анализ уровня развития ребенка с нормативными для этого возраста показателями. Такой анализ позволяет выяснить степень компенсации имевших место нарушений развития ребенка и, соответственно, необходимость продолжения или завершения программы ранней психолого-педагогической помощи.
По итогам коррекционно-развивающей работы:
- дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в Службе и направляются на ППК для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижении 6-летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Таким образом, именно междисциплинарная команда специалистов, помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности службы ранней помощи
Организация деятельности службы ранней помощи...
Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...
"Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"
Реализация проекта "Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"...
Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи
Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи...
Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ «Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении»
В статье рассматривается ресурсный потенциал территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОг.М: материально-техническое, архитектурное, кадровое, программно-методическое обеспечение....
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в СРП. Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ "Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении".
В статье рассматривается процесс взаимодействия специалистов при разработке и реализации программы коррекционной работы в Службе ранней помощи....
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, посещающих Службу ранней помощи
В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Рассмотрены задачи, которые стоят перед психологом, ко...