Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный (для детей-инофонов)" 5,6 классы.
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс)

Абросимова Елена Сергеевна

Рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время с обучающимися, плохо владеющими русским языком. Рассчитана на 2 часа в неделю. Учащиеся прибыли в 5 и 6 классы, русским языком владеют плохо даже на бытовом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Меленковского района Владимирской области

                                                                               

«Рассмотрено» на ШМО

Протокол №1 от ………………….

Рук-ль ШМО:               / Захарова Н.А./

«Согласовано»

Зам.дир. по ВР: …………/Шолохова О.С./

«………..» __августа___ 2021г.

«Утверждаю»

Директор школы:…………/Коткова И.В./

Приказ №………..от …   .08.2021г.……….

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Русский язык как иностранный» (для детей-инофонов)

Уровень образования: основное общее, 5-6 классы

Количество часов: 68 часов

Программа разработана с учетом

УМК Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2017

Составила:

Абросимова Е.С.

 учитель русского языка и литературы

2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» (для детей-инофонов) в рамках внеурочной деятельности по общекультур-ному направлению предназначена для обучающихся 5-6 классов, недостаточно владеющих русским языком в объеме базового уровня.

Данная программа используется при подготовке к занятиям по русскому языку как иностранному.

Образовательный курс программы ориентирован на учеников-инофонов, слабо владеющих русским языком в объеме базового уровня.

Срок реализации программы:  1 год (34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)

Формы проведения занятий: групповые (5-4 человека) и индивидуальные.

Cоздание  данной  программы обучения детей-инофонов русскому языку в основной школе связано с тем, что дети, прибывающие из стран ближнего и дальнего зарубежья, недостаточно владеют русским языком и соответственно плохо понимают не только речь, но и культуру коренных жителей.

 В последнее время наблюдается тенденция в увеличении числа инофонов, которые владеют языком на пороговом уровне коммуникации. Этого недостаточно для адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе.
 Незнание русского языка не позволяет  им сразу включиться в учебный процесс, – следовательно, этих детей нужно срочно обучать русскому языку.
Основной же целью изучения русского языка для этих ребят является не знакомство с ним как с лингвистическим феноменом, а утилитарное его усвоение в качестве орудия общения и выражения мысли.
Ребенок становится «иностранцем» для русского языка. И учить его надо не правилам русского языка, а самому языку, строю языка. У них бедный лексический запас, проблема в отсутствии знания самой основы языка – грамматического строя.
Базовую, основную программу по русскому языку, впрочем, как и по другим предметам, для этой категории учащихся никто не отменял. Следовательно, все занятия по русскому языку должны проходить дополнительно  с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.

Как следствие, возникла необходимость  создания дополнительных условий  для изучения русского языка и адаптации детей - инофонов в образовательной среде. Поэтому данная образовательная программа разработана для детей-инофонов основной школы обучения, овладевшими навыками чтения и письма в начальной школе и имеющих запас слов не менее 500 - 700 лексических единиц

2. Цели и задачи Программы.

Цель настоящей Программы состоит в освоении обучающимися-инофонами  русского языка, посредством  формирования  языковой и речевой компетенции в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность в основных общеобразовательных учреждениях РФ и необходимом для общения в социально-бытовой, социально- культурной и учебной сферах, а также  в становлении положительного отношения к русским как носителям культуры и государственного языка России.

Основные задачи: 

  • сформировать грамматическую и лингвистическую компетенцию (владение языковым материалом в объеме, достаточном для свободного общения в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
  • сформировать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического характера в заданных социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
  • сформировать социолингвистическую компетенцию (умение использовать языковые единицы в соответствии с социально-бытовыми, социально- культурными и учебными ситуациями общения);
  •  сформировать социокультурную компетенцию (дальнейшее знакомство с русской культурой)

Общеобразовательные задачи:

  • посредством учебных материалов по русскому языку знакомить учащихся с российской действительностью, историей Российского государства, русской культурой;
  • формировать представления о русском менталитете, способствовать развитию познавательной и мыслительной активности, развитию научного мышления школьников.

   Принципы реализации программы: 

  • субъектность,  
  • культуросообразность,
  • природосообразность,
  • диалог культур,
  • доступность,
  • индивидуальный и дифференцированный подход.

Основная форма реализации программы – урок. На занятиях целесообразно использовать средства зрительной и звуковой наглядности – таблицы, схемы, карты, слайды, аудио- и видеозаписи. В работе используются следующие виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам).

         Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и др.  Списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу - будут основными. Широко приветствуются методы проблемного и развивающего обучения как основа активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: создание проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы, лингвистические игры.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся выступает в качестве мотивировки изучения языка.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся-инофонов.

Ожидаемые результаты. По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  • читать и понимать  прочитанное;
  • выражать свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики;
  • воспринимать на слух речь носителей языка;
  • сочинять текст самостоятельно;
  • создавать речевое произведение, адекватное ситуации;
  • успешно адаптироваться в социокультурной среде (взаимодействие с социальными партнёрами).

Программа составлена на основе УМК Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2017

Работа по обучению учащихся, не владеющих или слабо владеющих языком, начинается с отбора лексического минимума (урока, темы, этапа)

Отбор лексического минимума по темам:  

1. Школа. Я в классе. Я на уроке. 2. Мой дом. Моя семья. 3. Мой день в школе и дома. 4. Человек. Внешность, Характер. Профессия.5 Время года. Погода.6. Животный мир. Домашние животные. Дикие животные. 7. Растительный мир.8. Магазин. Я в магазине. 9. Праздники. Календарь.10. Город. Я на улице. Транспорт.

Пример составления   лексического минимума:

Человек. Внешность. Характер. Профессии.

Человек. Внешность. Лицо круглое, крупное, овальное, лоб, щёки, розовые, брови, ресницы, черные, густые, глаза, карие, зелёные, серые, голубые, нос, прямой, курносый, губы, улыбка, волосы, стрижка, коса, чёлка, бант, кудрявый, лохматый, причёсанный, высокий, худой, полный, невысокий.

Человек. Характер. Добрый, честный, упрямый, непослушный, веселый, непоседливый.

Человек. Профессия. Учитель, врач, нефтяник, лётчик, художник, писатель, инженер, строитель, маляр, каменщик, водитель, тракторист, ветеринар, парикмахер, повар, банкир.

За период обучения ученик должен овладеть словарным запасом не менее 2300 лексических единиц, развить навыки и умения во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), используемые в различных ситуациях социально-бытовой, социально- культурной и учебной сферах общения. Ученики должны освоить основной объем семантико- синтаксических конструкций русского языка, языковой, речевой и собственно коммуникативный материал, позволяющий свободно вступать в коммуникацию с носителями русского языка.

Ученик должен знать: 

  • Базовые фонетические и интонационные нормы русского языка, правила современного русского произношения (алфавит, звукобуквенное соответствие, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, слово и слог, правила современного русского произношения и чтения, синтагматическое членение, интонационные конструкции I-VI).
  • Части речи русского языка и особенности их функционирования (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, наречие, предлоги, союзы и союзные слова), основные типы словообразовательных моделей существительного и прилагательного.
  • Способы выражения различных смысловых отношений в простом и сложном предложениях (сложносочиненное и сложно подчиненное с разными видами придаточных).
  • Основные правила речевого поведения в типичных ситуациях общения учебной, социально-бытовой и социально-культурной сферах.

Ученик должен уметь  решать определенные коммуникативные задачи в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку как иностранному, что включает в себя следующие умения:

  • свободно использовать значительный набор лексических единиц в контекстах, определенных социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферами общения;
  •  правильно употреблять предложно-падежные формы имен существительных, прилагательных и местоимений в контексте монологических и диалогических высказываний;
  • правильно использовать глагольные формы в определенном контексте и ситуациях;
  • использовать структуру простого и сложного предложений в предложенных контекстах;
  • использовать различные стратегии чтения текстов на русском языке, интерпретировать изложенную в текстах информацию, выводы и оценки автора;
  • строить письменные монологические высказывания продуктивного и репродуктивного характера на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;
  • понимать аудитивно представленную информацию (в диалогической и монологической формах), т.е. адекватно воспринимать на слух предлагаемую информацию, необходимую для решения определенных коммуникативных задач;
  • самостоятельно продуцировать связные, логичные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой;
  •  понимать содержание высказываний собеседника, определять его коммуникативные намерения в определенных ситуациях;        
  • адекватно реагировать при решении определенных коммуникативных задач;
  • общаться в форме диалогического высказывания:
  • использовать общепринятые социально обусловленные нормы речевого этикета, характерные для диалогической речи;

4.Содержание теоретического раздела Рабочей программы «Русский язык как иностранный (для детей-инофонов)»:

В теоретический раздел дисциплины «Русский язык как иностранный» входит изучение фонетики, морфологии, синтаксиса.

Фонетика. Графика

Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила произношения. Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций: ИК-1 (законченное высказывание, перечисление), ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование, обращение), ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, переспрос, перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление, неконечная синтагма, официальные вопрос с оттенком требования), ИК-5 (оценка), ИК-6 (восклицание, переспрос).

Словообразование. Морфология

Понятие об основе слова; основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс. Распознавание ограниченного числа словообразовательных моделей:- существительных: лицо мужского/женского пола по профессии, занятиям, национальности и др. с суффиксами -тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/-чи-ц(а), - щик/-щиц(а), -/-к(а), -ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а), -ик/-; абстрактные понятия, действия, признаки, качества и др. с суффиксами -ни(е), -ени(е), -ани(е), -ств(о), - к(а), -аци(я), -ость; и др.; - прилагательных: с суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, -еньк-, -ическ-; - наречий: с суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом -ски; Основные чередования звуков в корне.

Имя существительное

Одушевленные и неодушевленные существительные.  Собственные и нарицательные существительные.                                                                    Категория рода имен существительных, ее грамматическое значение и выражение. Принципы распределения существительных по родам.                                                          Категория числа имен существительных, ее значение и грамматическое выражение.  Категория падежа имен существительных.                                                                             Основные значения падежей.

-Именительный падеж (лицо активного действия; название лица (предмета); обращение; характеристика лица; факты, события; наличие предмета; предмет обладания; идентификация лица).

-Родительный падеж (без предлога: определение предмета (лица); отсутствие лица (предмета) только в настоящем времени; обозначение количества, меры в сочетании с числительными два, три, четыре, пять в ограниченных конструкциях; месяц в дате (на вопрос "Какое сегодня число?"); с предлогами: исходный пункт движения (из, с); лицо, которому принадлежит что-либо (у)).

-Дательный падеж (без предлога : адресат действия; лицо (предмет), о возрасте которого идет речь (только с личными местоимениями); лицо, испытывающее необходимость в чем-либо (только с личными местоимениями); с предлогами: лицо как цель движения (к)).

-Винительный падеж (без предлога: лицо (предмет) как объект действия; продолжительность, срок действия, обозначает время; с предлогами: направление движения (в, на).

-Творительный падеж существительных в ед. числе (орудие действия, местонахождение, характеристика лица, совместность действия).

-Предложный падеж (с предлогом: объект речи, мысли; место (в, на); средство передвижения (на)).

-Склонение имен существительных. Типы склонения существительных, варианты падежных окончаний.

Местоимение

-Разряды местоимений (личные, вопросительные, притяжательные, указательные, определительные, отрицательные);

 -Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей, сколько), притяжательных (мой, твой, свой), указательных (тот, этот), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных (никто, ничего), возвратного (себя) местоимений.

Имя прилагательное как часть речи

Род. Число  имён прилагательных. Полные и краткие прилагательные.  Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже. Ознакомление с падежной системой полных прилагательных.   Суффиксы имён прилагательных.

Глагол как часть речи

Инфинитив как особая форма глагола. Использование инфинитива в речи. Категория вида глаголов.                                                                                                              Категория наклонения глагола. Категория времени глагола.   Система временных форм глагола.                                                                                               Значение и образование форм времени.   Категория лица глагола.  Система личных форм глагола.                                                                                                           Значение и образование форм лица.   Употребление личных форм глагола.    Спряжение глаголов. Способы определения спряжения.                                                        

                                                                 Синтаксис.

Виды простых предложений: двусоставные/ односоставные, утвердительные/ отрицательные, побудительные, повествовательные, вопросительные. Понятие о субъекте и предикате в предложении, их согласование. Способы выражения логико-смысловых отношений в предложении (объектные, атрибутивные, пространственные, временные, целевые, причинно-следственные отношения)                                                                                                                                      Прямая и косвенная речь (союзные слова и союзы в косвенной речи).    Порядок слов в предложении                                                                                                                                        Виды сложного предложения: сложносочиненные (с союзами и, а, но, или, не только..., но и), сложноподчиненные (изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где, куда), определительные (который, где, куда, откуда, когда), временные (когда, после того как, перед тем как, до того как), условные (если, если бы), причинно-следственные (потому что, так как, поэтому), целевые (чтобы, для того чтобы), уступительные (хотя, несмотря на то что), образа действия (как), меры и степени (чем... тем).

                                              Лексика

Лексический минимум составляет 2300 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического минимума . Основной состав активного словаря данного уровня обслуживает бытовую, социально-культурную и культурную сферы общения.

5. Содержание практического раздела Рабочей программы «Русский язык как иностранный»:

Практический раздел дисциплины «Русский язык как иностранный» имеет целью развить умения и навыки во всех видах речевой деятельности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения. Достижение этих умений предполагает такую организацию всего процесса обучения, при которой все виды речевой деятельности (РД) развиваются в комплексе. Основой этой работы является взаимосвязанное обучение через игровые и занимательные формы. При взаимосвязанном обучении этим видам РД используется общий языковой материал, специально подобранные упражнения и определенное временное соотношение работы над различными видами РД в рамках каждого занятия. Для  занятий формулируется единый комплекс целей, предполагающий формирование лексических и грамматических навыков и речевых умений.

Уровень коммуникативно-речевой компетенции

Аудирование

Инофоны овладевают следующими умениями:  различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения русского языка;  различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;  запоминать стихотворные и монологические тексты;  воспринимать на слух обращённую речь, аудиотекст и адекватно понимать содержащуюся в нем информацию;  использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух обращенной речи, содержащей незнакомые слова.

 Говорение

Инофоны овладевают следующими умениями:  создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные бытовые и социокультурные темы (в рамках изучаемых тем);  осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и ситуацией общения;  пересказывать содержание простых письменных текстов и объявлений, устных сообщений;  поддерживать разговор (в диалоге, полилоге), задавать вопросы, быть инициатором беседы;  соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические и грамматические нормы современного русского языка;  осуществлять речевой самоконтроль. соблюдать нормы речевого этикета.

Чтение

Инофоны овладевают следующими умениями:  читать и понимать тексты по изучаемой тематике, используя различные виды чтения;  находить конкретную информацию в письменных текстах (газетах, рекламе, объявлениях и пр.).

Письмо

Инофоны овладевают следующими умениями:  

  • списывать тексты;
  • писать под диктовку;
  • создавать письменные тексты различных жанров;
  • работать над компрессией текста /изложение/ и создавать свой простой текст /сочинение/..

Обучение письму направлено на формирование умений выстраивать: - письменное монологическое высказывание продуктивного характера на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой; - письменное монологическое высказывание репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с коммуникативно-заданной установкой.

6.Виды контроля изучения курса «Русский язык как иностранный»:

 Контроль текущей успеваемости осуществляется в течение учебного года на каждом занятии. На занятиях проверяются:

1. Умение вычленять структуру текста (составление планов); умение выделять главную и дополнительную информацию (выделение ключевых слов в тексте, написание тезисов по тексту, определение основной темы, идеи и т.д.);

2. Умение и навыки создания письменных текстов (письменное изложение содержания текста; написание собственного текст на заданную тему; написание основных типов неофициальных и официальных текстов, наиболее востребованных в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения: письмо другу, заявление, объяснительная записка, жалоба, благодарность).

 3. Умение использовать изученные грамматические конструкции, а также новую лексику при составлении устных и письменных текстов. Задания оформляются в виде теста, нацеленного на проверку всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), изученной лексики и грамматики. Итоговый контроль направлен на проверку результатов обучения учеников, завершивших работу по данной программе.

.

7.Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Раздел. Тема занятия

Развитие речи

Лексический минимум

Дата

Чтение

Говорение

Письмо/Работа по картинке/

аудирование

Адаптация учебного   текста

Введение

Жужжащее  

 

Входное тестирование.

Фонетика. Графика.                                                                                                             Звуки и буквы. Алфавит.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

 Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Согласные звуки. Звонкие  и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Произношение и правописание сочетаний согласных чк, чн, щн, нч, нщ, рщ. Письмо по памяти.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Словарный диктант. Двойная роль букв е, е, ю, я. Двойные согласные.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Фонетический разбор слова. Словарный диктант.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Повторение. Фонетика. Графика, орфоэпия и орфография.

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Слово и словосочетание. Зрительный диктант.

Про себя

Составление диалога

Предтекстовые упражнения

Предложение.

Про себя

Составление диалога

Предтекстовые упражнения

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Про себя

Составление диалога

Предтекстовые упражнения

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Про себя

Составление диалога

Предтекстовые упражнения

Синонимы и антонимы.

Про себя

Составление диалога

Предтекстовые упражнения

Повторение. Лексика. Текст.

Чтение вслух

Подробный пересказ

Имя существительное как часть речи.

Чтение вслух

Подробный пересказ

Имена существительные одушевленные и неодушевлённые.

Про себя

Составление диалога

Предтекстовые упражнения

Человек. Имя.

Собственные и нарицательные

Чтение вслух

Подробный пересказ

Род имён существительных

Фонетическая разминка

Диалог

Мнемонический приём запоминания.

Притекстовые упражнения

Как узнать род имён существительных по окончанию

Фонетическая разминка

Притекстовые упражнения

Мой дом. Моя квартира

Род имён существительных на мягкий согласный

Про себя

Диалог

Работа по картинке

Как узнать род имён существительных по суффиксам

Жужжащее

Работа по картинке

Послетекстовые упражнения

Человек. Профессия

Имена существительные общего рода

Чтение вслух (индивидуально)

Диалог

Мнемонический приём запоминания (Б. Заходер «Хитрая аптека»)

Послетекстовые упражнения

Человек. Характер

Число имён существительных

Чтение про себя

Составление рассказа

Предтекстовые упражнения

Школа

Имена существительные, которые имеют форму только одного числа

«Созерцание зелёной точки»

Диалог

Мини-сочинение

Предметы быта

Склонение имён существительных

Жужжащее

Подробный пересказ

Изложение

Значение падежей. Именительный падеж.

Чтение вслух

Подробный пересказ

Выборочное списывание

Игрушки. Домашние животные.

Предложные и беспредложные формы винительного падежа

Фонетическая разминка

Диалог

Аудирование

Предложные и беспредложные формы дательного падежа

Диалог

Письмо другу

Предложные и беспредложные формы творительного падежа

Чтение вслух

Мнемонический приём запоминания

(«Дружит радуга с грозой») С. Баруздин

Мини - сочинение «Наш класс»

Класс. Школа.

Предложные и беспредложные формы родительного падежа

Чтение по ролям

Диалог

Упражнение «Подскажи словечко!»

Работа с рисунками

Предложный падеж имён существительных

Чтение про себя

Диалог. Работа в парах

Составление рассказа

Рынок. Магазин.

Покупатель. Продавец.

Повторение. Имя существительное.

Повторение. Имя существительное.

Имя прилагательное как часть речи

Чтение   вслух

Монологическое высказывание на лингвистическую тему

Сочини загадку!

Предтекстовые задания

Растения.

Имена прилагательные относительные, качественные, притяжательные

Чтение про себя

Диалог

Работа с толковым словарём

Притекстовые задания

Праздник.

Имена прилагательные относительные, качественные, притяжательные

Чтение про себя

Диалог

Работа с толковым словарём

Притекстовые задания

Праздник.

Согласование имен прилагательных с именами существительными

Согласование имен прилагательных с именами существительными

Чтение по ролям

Монолог на лингвистическую тему

Связный рассказ

Работа с репродукциями картин художников В. А. Серова и В. А. Тропинина

Погода.

Склонение имён прилагательных

Фонетическая разминка

Диалог

Мини –сочинение «Мой друг»

Притекстовые задания

Друг.

Склонение имён прилагательных

Повторение. Имя прилагательное.

Глагол как часть речи

Жужжащее чтение

Построение высказывания на лингвистическую тему

Комментируемое письмо

Календарь

Глагол как часть речи

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Согласование сказуемого – глагола с подлежащим.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Неопределённая форма глагола

«созерцание зелёной точки»

Диалог

Объяснительный диктант

Притекстовые задания

Неопределённая форма глагола

Глаголы движения

(идти – ехать)

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Транспорт. Пешеход

Зрительный диктант. Возвратные глаголы.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Видовые пары. Глаголы совершенного вида с при-ставками.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Спряжение глаголов. Письмо по памяти.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Времена глагола. Настоящее время.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Будущее время.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Прошедшее время.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Правописание мягкого знака в глаголах во 2 – м лице единственного числа.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Повторение. Глагол.

Чтение вслух

Диалог

Работа с толковым словарем

Послетекстовые задания

Повторение. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Местоимение как часть речи.

Жужжащее

Подробный пересказ

Выборочное списывание

Разряды местоимений

Разряды местоимений

Чтение вслух

Подробный пересказ

Изложение от второго лица

Город, улица.

Склонение местоимений.

Фонетическая разминка

Диалог

Аудирование

Употребление местоимений в речи

Диалог

Мини - сочинение «Моя семья»

Дом, семья

Повторение. Местоимение.

Фонетическая разминка

Диалог

Аудирование

Фонетическая разминка

Наречие. Употребление наречий.

Фонетическая разминка

Диалог

Аудирование

Фонетическая разминка

Повторение и обобщение пройденного за год.

Фонетическая разминка

Диалог

Аудирование

Фонетическая разминка

Итоговое занятие.

Чтение вслух

Диалог/

монолог

Работа над содержанием целого текста

Резервный урок.

Резервный урок.

8.Учебно-методическое обеспечение Рабочей программы «Русский язык как иностранный»:

Рекомендуемая литература для  учащихся - инофонов.

  1. Работа с текстом для детей-инофонов по русскому языку» (авторы – кандидаты филологических наук О.Н.Каленкова и Т.Л. Феоктистова). 
  2. Обучение иностранному для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6–7). Автор-составитель О.Н. Каленкова, 2009г

[Мультимедиа]: игровой мультимедийный тренажёр / О.В. Миловидова, Д.Т. Рашидова; под ред. проф. И.П. Лысаковой. – М.: КНОРУС, 2010. – 80с. + 1 электрон. опт. диск (CD – ROM). – (Учебно-методический комплекс «Русский язык для мигрантов»).

  1. Руский язык для мигрантов: учебное пособие/ Н.А. Бочарова,О.Т. Розова;
  2.   Битехтина Г. А. По-русски без ошибок (пособие по грамматике русскогоязыка для иностранных учащихся). - М., 2013.
  3. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски. Учебное пособие– М., Русское слово, 2010.
  4. Полный вперёд! Русский язык как иностранный. Грамматический справочник в таблицах и схемах – Томск, Изд-во ТПУ, 2008. – 108
  5. Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие для. – 9-е изд.. – М.: Русский язык. –1999. – 285
  6.  Царева Н.Ю. Изучаем русский язык. – М.: Рус. Яз., 2000. – 234

Рекомендуемая литература для  учителей русского языка, работающих с учащимися-инофонами

1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового):Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007

2. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны: изучение лексики в

лингвострановедческом аспекте. - М., 1991.

3. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. - М., 2003.

4. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. - М., 2011

5. Полат Е.С. Новые педагогические технологии.— П., 2014.

6. Статья О.Н. Каленковой «Русский язык для нерусскоговорящих»

7.Акишина А.А. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного/ А.А. Акишина, О.Е. Каган. - М.: Русский язык., 2008; 8.Вагнер В.Н. Лексика русского языка как иностранного и её преподавание. Учебное пособие. - М., 2009;                                                                                   9. Вольская Н.П. Можно? Нельзя? Практический минимум по культурной адаптации в русской среде. - М.: Русский язык, 2008;                                                 10. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы. - СПб., 2009;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 классов Направление – духовно-нравственное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности«Мир, в котором мы живем»для учащихся 6 классовНаправление – духовно-нравственное...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...