Рабочая программа учебного курса по мокшанскому языку на 2014-2015 учебный год в 5 классе
рабочая программа (5 класс) на тему

Танеева Галина Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_kl.docx83.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании                                                               Утверждаю

методического объединения                                             Директор МОУ «Средняя школа №27»

Председатель М/О ________/ Елдина Ю. Н                                        __________/Москаев И. М.

«___» ____________ 2014 г                          

Рабочая программа

учебного курса по мокшанскому языку

на 2014-2015 учебный год в 5 классе

Составитель: Танеева Г. А.

Саранск 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по мокшанскому языку для 5 класса составлена на основании примерной программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс), авторы-составители: Рогожина В.Ф, Гришунина В,П.

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает три языка: русский, мокшанский, эрзянский. Многоязычное образование — реальный инструмент интеграции. В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.

Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя — помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия, Именно такой тип билингвизма исторически сложился го многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредником между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.

Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.

Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики мокшанского языка и за развитием их речи.

При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе формировать у детей навыки чтения и понимания, навыки грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6-7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 5 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительно небольшого объема нового для детей материала 5 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Пятиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.

Поочередность прохождения тем, а также задачи обучении предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Основные цели дисциплины:

  • соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
  • владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
  • формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
  • обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

Основные задачи дисциплины:

  • познакомить учащихся с мокшанским языком как частью финно-угорской системы языков;
  • расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
  • показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
  • формировать представление о языке как культурно- исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
  • научить связно излагать свои мысли на мокшанском языке на региональные темы (культура, экология, спорт, экономика и т.д.).

В результате изучения мокшанского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:

  • применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
  • ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
  • выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
  • понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии,  схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
  • давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по мокшанскому языку в практической деятельности и повседневной жизни:

в области говорения:

  • вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
  • рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
  • представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
  • владеть навыками грамотною толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения;

в области аудирования:

  • полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
  • понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортажи др.), соответствующих тематике данной ступени обучения;
  • продолжить совершенствование речевого (акцентологического) слуха учеников;
  • обратить их внимание на необходимость самостоятельного решения вопроса о произношении того или иного многосложного слова (с одним или несколькими ударениями);

в области чтения:

  • читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи;

в области письменной речи:

  • писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста;
  • уметь писать поздравления и поздравительные открытки.

Особенностями предлагаемой программы являются:

1.Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, используемый в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.

2.Ориентация на мокшанскую орфографию, принятую в 1993 году.

3.Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.

4.Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.

5.Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.

6.Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.

 Тематическое планирование по мокшанскому языку в 5 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Летние каникулы

2

2

2.

Времена года Дары осени

2

2

3.

Школьные принадлежности

2

2

4.

Путешествие и виды транспорта

2

2

5.

Словари и разговорники мокшанского языка

3

2

1

6.

Празднование дня рождения, семейные традиции

2

2

7.

Мой город, мое село

2

2

8.

Писатели и поэты Мордовии

3

2

1

9.

Повторение материала, пройденного в первой четверти

1

1

10.

Портрет друга, подруги

2

2

11.

Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня»

2

2

12.

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

2

2

13.

Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники)

2

1

1

14.

Зимние забавы. Приметы зимы

3

3

15.

Костюм (национальный женский)

2

1

1

16.

Повторение материала, пройденного во второй четверти

1

1

17.

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов

3

3

18.

Колядки

2

1

1

19.

23 февраля – День мужества

2

2

20.

Распорядок дня

2

2

21.

8 – марта Международный женский день

2

2

22.

Приметы весны

2

2

23.

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки)

2

2

24.

Еда, напитки (национальные)

2

2

25.

Мой воскресный день

2

1

1

26.

Повторение материала, пройденного в третьей четверти

1

1

27.

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож»

2

2

28.

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи

2

2

29.

Знакомство с журналом «Мокша»

2

2

30.

Одежда, обувь (весенняя, летняя)

2

1

1

31.

Экскурсии по родному городу

2

2

32.

Мордовские народные игры

2

2

33.

Здоровье. Гигиена. Части тела

2

2

34.

Мы собираемся на каникулы: планы на лето

1

1

Итого

68

60

4

4

Содержание учебного раздела:

I четверть (18 часов)

  • Повторение пройденного материала. Летние каникулы (2ч.).
  • Времена года. Дары осени (2ч.).
  • Школьные принадлежности (2 ч.).
  • Путешествие и виды транспорта (2 ч.).
  • Словари, разговорники мокшанского языка (2 ч.).
  • Празднование дня рождения, семейные традиции (2 ч.).
  • Мой город, моё село (2 ч.).
  • Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт (2 ч.).

II четверть (14 часов)

  • Повторение материала, пройденного в первой четверти (1 ч.).
  • Портрет друга, подруги (1 ч.).
  • Знакомство с детским журналом «Якстерь тяштеня» (Зч.).
  • Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия (2 ч.).
  • Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса) (2 ч.).
  • Зимние забавы. Приметы зимы (3 ч.).
  • Костюм (национальный, женский) (2 ч.).

III четверть (20 часов)

  • Повторение материала, пройденного во второй четверти (1 ч.).
  • Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов (3 ч.).
  • Колядки (2 ч.).
  • 23 февраля - День мужества (2 ч.).
  • Распорядок дня (2 ч.).
  • 8 марта - Международный женский день (2 ч.).
  • Приметы весны (2 ч.).
  • Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) (2 ч.).
  • Еда, напитки (национальные) (2 ч.).
  • Мой воскресный день (2 ч.).

IV четверть (16 часов)

  • Повторение материала, пройденного в третьей четверти (1 ч.).
  • Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» (2 ч.).
  • Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха (2 ч.).
  • Знакомство с журналом «Мокша» (2 ч.).
  • Одежда, обувь (весенняя, летняя) (2 ч.).
  • Экскурсии по родному городу (2 ч.).
  • Мордовские народные игры (2 ч.).
  • Здоровье. Гигиена. Части тела (2 ч.).
  • Мы собираемся на каникулы: планы на лето (1 ч.).

Характеристика этапов обучения

Фонетика и орфография

Вводно-фонетический курс

Учащиеся должны научиться:

  • чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
  • произносить мягко мягкие согласные;
  • оглушать согласные в конце слога, слова;
  • не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
  • правильно писать и выговаривать [о].

Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами мокшанской орфографии.

Лексическая сторона речи

Учащиеся должны:

  • овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
  • знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).

Морфология

Изучение имени существительного:

  • лексическое значение;
  • одушевленные и неодушевленные;
  • собственные и нарицательные;
  • падеж;
  • склонение;
  • число;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя.

Изучение имени прилагательного:

  • лексическое значение;
  • разряды (качественные и относительные);
  • образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя;
  • образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -у, -ю, -в (качественных), -нь (относительных).

Изучение послелогов:

  • значение послелогов;
  • использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.

Изучение глагола:

  • время (настоящее, прошедшее, будущее);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • число (единственное, множественное);
  • образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма, -мда;
  • вид (однократный, многократный).

Синтаксис

Словосочетание:

  • «прилагательное + существительное»;
  • «глагол + существительное». Простое предложение.

Основные типы мокшанского простого предложения, отражающего структурный минимум:

  • предложения с простым глагольным сказуемым;
  • предложения с составным глагольным сказуемым;
  • предложения с простым именным сказуемым;
  • предложения с составным именным сказуемым. Коммуникативные типы предложения:
  • утвердительные;
  • вопросительные;
  • отрицательные.

Обучение диалогической речи

Учащиеся должны уметь:

  • утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
  • возражать, используя отрицательные предложения;
  • выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.

Монологическая речь

  • Описание иллюстрации, собственного рисунка.
  • Краткое сообщение о себе и своей семье.

Письмо

Учащиеся должны уметь:

  • письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
  • вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
  • составлять письма по образцу.

Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку

 в 5 «КА» классе

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

По плану

Фактическая

1

Летние каникулы

2

1.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

1.2

Летние каникулы

1

Индивидуальный опрос

2

Времена года. Дары осени

2

2.1

Времена года

1

Фронтальный опрос

2.2

Дары осени

1

Индивидуальный опрос

3

Школьные принадлежности

2

3.1

Школьные принадлежности

1

Фронтальный опрос

3.2

Книга – хороший друг

1

Индивидуальная работа

4

Путешествие и виды транспорта

2

4.1

Путешествие

1

Фронтальный опрос

4.2

Виды транспорта

1

Индивидуальный опрос

5

Словари и разговорники мокшанского языка

3

5.1

Словари мокшанского языка

1

Фронтальный опрос

5.2

Разговорники мокшанского языка

1

Индивидуальный опрос

5.3

Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка»

1

Индивидуальная работа

6

Празднование дня рождения, семейные традиции

2

6.1

Празднование дня рождения

1

Фронтальный опрос

6.2

Семейные традиции

1

Индивидуальный опрос

7

Мой город, мое село

2

7.1

Мой город

1

Фронтальный опрос

7.2

Моё село

1

Индивидуальный опрос

8

Писатели и поэты Мордовии

3

8.1

Писатели и поэты Мордовии

1

Фронтальный опрос

8.2

Мой любимый писатель и поэт

1

Индивидуальный опрос

8.3

Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии»

1

Индивидуальная работа

9

Повторение материала, пройденного в первой четверти

1

9.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

10

Портрет друга, подруги.

2

10.1

Мой друг или подруга

1

Фронтальный опрос

10.2

Портрет друга

1

Индивидуальный опрос

11

Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня»

2

11.1

Встреча с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Фронтальный опрос

11.2

Работа с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Индивидуальный опрос

12

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

2

12.1

Профессии в нашей семье

1

Фронтальный опрос

12.2

Моя любимая профессия

1

Индивидуальный опрос

13

Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники)

2

13.1

Мой класс

1

Фронтальный опрос

13.2

Самостоятельная работа на тему: «Мой класс»

1

Индивидуальная работа

14

Зимние забавы. Приметы зимы

3

14.1

Зимние забавы

1

Фронтальный опрос

14.2

Приметы зимы

1

Индивидуальный опрос

14.3

Рисуем зиму

1

Фронтальный опрос

15

Костюм (национальный, женский)

2

15.1

Костюм национальный (женский)

1

Фронтальный опрос

15.2

Контрольная работа на тему: «Мокшанская  одежда»

1

Индивидуальная работа

16

Повторение материала, пройденного во второй четверти

1

16.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

17

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов

3

17.1

Подготовка к Новому году

1

Фронтальный опрос

17.2

Подготовка к Рождеству

1

Индивидуальный опрос

17.3

Празднование Нового года и Рождества

1

Фронтальный опрос

18

Колядки

2

18.1

Колядки

1

Фронтальный опрос

18.2

Самостоятельная работа на тему: «Новый год»

1

Индивидуальная работа

19

23 февраля – День мужества

2

19.1

День защитника Отечества

1

Фронтальный опрос

19.2

Делаем открытки

1

Индивидуальный опрос

20

Распорядок дня

2

20.1

Распорядок дня

1

Фронтальный опрос

20.2

Мой распорядок дня

1

Индивидуальный опрос

21

8 – марта Международный женский день

2

21.1

8 Матра

1

Фронтальный опрос

21.2

Мамин праздник

1

Индивидуальная работа

22

Приметы весны

2

22.1

Приметы весны

1

Фронтальный опрос

22.2

Хороший весенний день

1

Индивидуальный опрос

23

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки)

2

23.1

Повадки птиц

1

Фронтальный опрос

23.2

Отличие птиц

1

Индивидуальный опрос

24

Еда, напитки (национальные)

2

24.1

Национальная еда

1

Фронтальный опрос

24.2

Национальные напитки

1

Индивидуальный опрос

25

Мой воскресный день

2

25.1

Мой воскресный день

1

Фронтальный опрос

25.2

Контрольная работа на тему: «Еда и напитки»

1

Индивидуальный опрос

26

Повторение материала, пройденного в третьей четверти

1

26.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

27

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож»

1

27.1

Закомство с мордовской сказкаой «Куйгорож»

1

Фронтальный опрос

27.2

Сказка «Куйгорож»

1

Индивидуальная работа

28

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи

2

28.1

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха

 1

Фронтальный опрос

28.2

Вербное воскресенье. Пасха

1

Индивидуальный опрос

29

Знакомство с журналом «Мокша»

2

29.1

Знакомство с журналом «Мокша»

1

Фронтальный опрос

29.2

Работа с журналом «Мокша»

1

Индивидуальный опрос

30

Одежда, обувь (весенняя, летняя)

2

30.1

Одежда, обувь

1

Фронтальный опрос

30.2

Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь»

1

Индивидуальная работа

31

Экскурсии по родному городу

2

31.1

Экскурсии по родному городу

1

Фронтальный опрос

31.2

Экскурсии по музеям

1

Индивидуальный опрос

32

Мордовские народные игры

2

32.1

Мордовские народные игры

1

Фронтальный опрос

32.2

Мордовские народные игры

1

Индивидуальный опрос

33

Здоровье. Гигиена. Части тела

2

33.1

Здоровье. Гигиена

1

Фронтальный опрос

33.2

Части тела

1

Индивидуальный опрос

34

Мы собираемся на каникулы: планы на лето

1

34.1

Контрольная работа на тему: «Части тела человека»

Летние каникулы

1

Индивидуальная работа

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку

 в 5 «КБ» классе

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

По плану

Фактическая

1

Летние каникулы

2

1.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

1.2

Летние каникулы

1

Индивидуальный опрос

2

Времена года. Дары осени

2

2.1

Времена года

1

Фронтальный опрос

2.2

Дары осени

1

Индивидуальный опрос

3

Школьные принадлежности

2

3.1

Школьные принадлежности

1

Фронтальный опрос

3.2

Книга – хороший друг

1

Индивидуальная работа

4

Путешествие и виды транспорта

2

4.1

Путешествие

1

Фронтальный опрос

4.2

Виды транспорта

1

Индивидуальный опрос

5

Словари и разговорники мокшанского языка

3

5.1

Словари мокшанского языка

1

Фронтальный опрос

5.2

Разговорники мокшанского языка

1

Индивидуальный опрос

5.3

Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка»

1

Индивидуальная работа

6

Празднование дня рождения, семейные традиции

2

6.1

Празднование дня рождения

1

Фронтальный опрос

6.2

Семейные традиции

1

Индивидуальный опрос

7

Мой город, мое село

2

7.1

Мой город

1

Фронтальный опрос

7.2

Моё село

1

Индивидуальный опрос

8

Писатели и поэты Мордовии

3

8.1

Писатели и поэты Мордовии

1

Фронтальный опрос

8.2

Мой любимый писатель и поэт

1

Индивидуальный опрос

8.3

Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии»

1

Индивидуальная работа

9

Повторение материала, пройденного в первой четверти

1

9.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

10

Портрет друга, подруги.

2

10.1

Мой друг или подруга

1

Фронтальный опрос

10.2

Портрет друга

1

Индивидуальный опрос

11

Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня»

2

11.1

Встреча с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Фронтальный опрос

11.2

Работа с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Индивидуальный опрос

12

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

2

12.1

Профессии в нашей семье

1

Фронтальный опрос

12.2

Моя любимая профессия

1

Индивидуальный опрос

13

Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники)

2

13.1

Мой класс

1

Фронтальный опрос

13.2

Самостоятельная работа на тему: «Мой класс»

1

Индивидуальная работа

14

Зимние забавы. Приметы зимы

3

14.1

Зимние забавы

1

Фронтальный опрос

14.2

Приметы зимы

1

Индивидуальный опрос

14.3

Рисуем зиму

1

Фронтальный опрос

15

Костюм (национальный, женский)

2

15.1

Костюм национальный (женский)

1

Фронтальный опрос

15.2

Контрольная работа на тему: «Мокшанская  одежда»

1

Индивидуальная работа

16

Повторение материала, пройденного во второй четверти

1

16.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

17

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов

3

17.1

Подготовка к Новому году

1

Фронтальный опрос

17.2

Подготовка к Рождеству

1

Индивидуальный опрос

17.3

Празднование Нового года и Рождества

1

Фронтальный опрос

18

Колядки

2

18.1

Колядки

1

Фронтальный опрос

18.2

Самостоятельная работа на тему: «Новый год»

1

Индивидуальная работа

19

23 февраля – День мужества

2

19.1

День защитника Отечества

1

Фронтальный опрос

19.2

Делаем открытки

1

Индивидуальный опрос

20

Распорядок дня

2

20.1

Распорядок дня

1

Фронтальный опрос

20.2

Мой распорядок дня

1

Индивидуальный опрос

21

8 – марта Международный женский день

2

21.1

8 Матра

1

Фронтальный опрос

21.2

Мамин праздник

1

Индивидуальная работа

22

Приметы весны

2

22.1

Приметы весны

1

Фронтальный опрос

22.2

Хороший весенний день

1

Индивидуальный опрос

23

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки)

2

23.1

Повадки птиц

1

Фронтальный опрос

23.2

Отличие птиц

1

Индивидуальный опрос

24

Еда, напитки (национальные)

2

24.1

Национальная еда

1

Фронтальный опрос

24.2

Национальные напитки

1

Индивидуальный опрос

25

Мой воскресный день

2

25.1

Мой воскресный день

1

Фронтальный опрос

25.2

Контрольная работа на тему: «Еда и напитки»

1

Индивидуальный опрос

26

Повторение материала, пройденного в третьей четверти

1

26.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

27

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож»

1

27.1

Знакомство с мордовской сказкаой «Куйгорож»

1

Фронтальный опрос

27.2

Сказка «Куйгорож»

1

Индивидуальная работа

28

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи

2

28.1

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха

 1

Фронтальный опрос

28.2

Вербное воскресенье. Пасха

1

Индивидуальный опрос

29

Знакомство с журналом «Мокша»

2

29.1

Знакомство с журналом «Мокша»

1

Фронтальный опрос

29.2

Работа с журналом «Мокша»

1

Индивидуальный опрос

30

Одежда, обувь (весенняя, летняя)

2

30.1

Одежда, обувь

1

Фронтальный опрос

30.2

Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь»

1

Индивидуальная работа

31

Экскурсии по родному городу

2

31.1

Экскурсии по родному городу

1

Фронтальный опрос

31.2

Экскурсии по музеям

1

Индивидуальный опрос

32

Мордовские народные игры

2

32.1

Мордовские народные игры

1

Фронтальный опрос

32.2

Мордовские народные игры

1

Индивидуальный опрос

33

Здоровье. Гигиена. Части тела

2

33.1

Здоровье. Гигиена

1

Фронтальный опрос

33.2

Части тела

1

Индивидуальный опрос

34

Мы собираемся на каникулы: планы на лето

1

34.1

Контрольная работа на тему: «Части тела человека»

Летние каникулы

1

Индивидуальная работа

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку

 в 5 «В» классе

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

По плану

Фактическая

1

Летние каникулы

2

1.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

1.2

Летние каникулы

1

Индивидуальный опрос

2

Времена года. Дары осени

2

2.1

Времена года

1

Фронтальный опрос

2.2

Дары осени

1

Индивидуальный опрос

3

Школьные принадлежности

2

3.1

Школьные принадлежности

1

Фронтальный опрос

3.2

Книга – хороший друг

1

Индивидуальная работа

4

Путешествие и виды транспорта

2

4.1

Путешествие

1

Фронтальный опрос

4.2

Виды транспорта

1

Индивидуальный опрос

5

Словари и разговорники мокшанского языка

3

5.1

Словари мокшанского языка

1

Фронтальный опрос

5.2

Разговорники мокшанского языка

1

Индивидуальный опрос

5.3

Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка»

1

Индивидуальная работа

6

Празднование дня рождения, семейные традиции

2

6.1

Празднование дня рождения

1

Фронтальный опрос

6.2

Семейные традиции

1

Индивидуальный опрос

7

Мой город, мое село

2

7.1

Мой город

1

Фронтальный опрос

7.2

Моё село

1

Индивидуальный опрос

8

Писатели и поэты Мордовии

3

8.1

Писатели и поэты Мордовии

1

Фронтальный опрос

8.2

Мой любимый писатель и поэт

1

Индивидуальный опрос

8.3

Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии»

1

Индивидуальная работа

9

Повторение материала, пройденного в первой четверти

1

9.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

10

Портрет друга, подруги.

2

10.1

Мой друг или подруга

1

Фронтальный опрос

10.2

Портрет друга

1

Индивидуальный опрос

11

Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня»

2

11.1

Встреча с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Фронтальный опрос

11.2

Работа с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Индивидуальный опрос

12

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

2

12.1

Профессии в нашей семье

1

Фронтальный опрос

12.2

Моя любимая профессия

1

Индивидуальный опрос

13

Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники)

2

13.1

Мой класс

1

Фронтальный опрос

13.2

Самостоятельная работа на тему: «Мой класс»

1

Индивидуальная работа

14

Зимние забавы. Приметы зимы

3

14.1

Зимние забавы

1

Фронтальный опрос

14.2

Приметы зимы

1

Индивидуальный опрос

14.3

Рисуем зиму

1

Фронтальный опрос

15

Костюм (национальный, женский)

2

15.1

Костюм национальный (женский)

1

Фронтальный опрос

15.2

Контрольная работа на тему: «Мокшанская  одежда»

1

Индивидуальная работа

16

Повторение материала, пройденного во второй четверти

1

16.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

17

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов

3

17.1

Подготовка к Новому году

1

Фронтальный опрос

17.2

Подготовка к Рождеству

1

Индивидуальный опрос

17.3

Празднование Нового года и Рождества

1

Фронтальный опрос

18

Колядки

2

18.1

Колядки

1

Фронтальный опрос

18.2

Самостоятельная работа на тему: «Новый год»

1

Индивидуальная работа

19

23 февраля – День мужества

2

19.1

День защитника Отечества

1

Фронтальный опрос

19.2

Делаем открытки

1

Индивидуальный опрос

20

Распорядок дня

2

20.1

Распорядок дня

1

Фронтальный опрос

20.2

Мой распорядок дня

1

Индивидуальный опрос

21

8 – марта Международный женский день

2

21.1

8 Матра

1

Фронтальный опрос

21.2

Мамин праздник

1

Индивидуальная работа

22

Приметы весны

2

22.1

Приметы весны

1

Фронтальный опрос

22.2

Хороший весенний день

1

Индивидуальный опрос

23

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки)

2

23.1

Повадки птиц

1

Фронтальный опрос

23.2

Отличие птиц

1

Индивидуальный опрос

24

Еда, напитки (национальные)

2

24.1

Национальная еда

1

Фронтальный опрос

24.2

Национальные напитки

1

Индивидуальный опрос

25

Мой воскресный день

2

25.1

Мой воскресный день

1

Фронтальный опрос

25.2

Контрольная работа на тему: «Еда и напитки»

1

Индивидуальный опрос

26

Повторение материала, пройденного в третьей четверти

1

26.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

27

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож»

1

27.1

Знакомство с мордовской сказкаой «Куйгорож»

1

Фронтальный опрос

27.2

Сказка «Куйгорож»

1

Индивидуальная работа

28

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи

2

28.1

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха

 1

Фронтальный опрос

28.2

Вербное воскресенье. Пасха

1

Индивидуальный опрос

29

Знакомство с журналом «Мокша»

2

29.1

Знакомство с журналом «Мокша»

1

Фронтальный опрос

29.2

Работа с журналом «Мокша»

1

Индивидуальный опрос

30

Одежда, обувь (весенняя, летняя)

2

30.1

Одежда, обувь

1

Фронтальный опрос

30.2

Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь»

1

Индивидуальная работа

31

Экскурсии по родному городу

2

31.1

Экскурсии по родному городу

1

Фронтальный опрос

31.2

Экскурсии по музеям

1

Индивидуальный опрос

32

Мордовские народные игры

2

32.1

Мордовские народные игры

1

Фронтальный опрос

32.2

Мордовские народные игры

1

Индивидуальный опрос

33

Здоровье. Гигиена. Части тела

2

33.1

Здоровье. Гигиена

1

Фронтальный опрос

33.2

Части тела

1

Индивидуальный опрос

34

Мы собираемся на каникулы: планы на лето

1

34.1

Контрольная работа на тему: «Части тела человека»

Летние каникулы

1

Индивидуальная работа

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку

 в 5 «Г» классе

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

По плану

Фактическая

1

Летние каникулы

2

1.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

1.2

Летние каникулы

1

Индивидуальный опрос

2

Времена года. Дары осени

2

2.1

Времена года

1

Фронтальный опрос

2.2

Дары осени

1

Индивидуальный опрос

3

Школьные принадлежности

2

3.1

Школьные принадлежности

1

Фронтальный опрос

3.2

Книга – хороший друг

1

Индивидуальная работа

4

Путешествие и виды транспорта

2

4.1

Путешествие

1

Фронтальный опрос

4.2

Виды транспорта

1

Индивидуальный опрос

5

Словари и разговорники мокшанского языка

3

5.1

Словари мокшанского языка

1

Фронтальный опрос

5.2

Разговорники мокшанского языка

1

Индивидуальный опрос

5.3

Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка»

1

Индивидуальная работа

6

Празднование дня рождения, семейные традиции

2

6.1

Празднование дня рождения

1

Фронтальный опрос

6.2

Семейные традиции

1

Индивидуальный опрос

7

Мой город, мое село

2

7.1

Мой город

1

Фронтальный опрос

7.2

Моё село

1

Индивидуальный опрос

8

Писатели и поэты Мордовии

3

8.1

Писатели и поэты Мордовии

1

Фронтальный опрос

8.2

Мой любимый писатель и поэт

1

Индивидуальный опрос

8.3

Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии»

1

Индивидуальная работа

9

Повторение материала, пройденного в первой четверти

1

9.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

10

Портрет друга, подруги.

2

10.1

Мой друг или подруга

1

Фронтальный опрос

10.2

Портрет друга

1

Индивидуальный опрос

11

Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня»

2

11.1

Встреча с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Фронтальный опрос

11.2

Работа с журналом «Якстерь тяштеня»

1

Индивидуальный опрос

12

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

2

12.1

Профессии в нашей семье

1

Фронтальный опрос

12.2

Моя любимая профессия

1

Индивидуальный опрос

13

Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники)

2

13.1

Мой класс

1

Фронтальный опрос

13.2

Самостоятельная работа на тему: «Мой класс»

1

Индивидуальная работа

14

Зимние забавы. Приметы зимы

3

14.1

Зимние забавы

1

Фронтальный опрос

14.2

Приметы зимы

1

Индивидуальный опрос

14.3

Рисуем зиму

1

Фронтальный опрос

15

Костюм (национальный, женский)

2

15.1

Костюм национальный (женский)

1

Фронтальный опрос

15.2

Контрольная работа на тему: «Мокшанская  одежда»

1

Индивидуальная работа

16

Повторение материала, пройденного во второй четверти

1

16.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

17

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов

3

17.1

Подготовка к Новому году

1

Фронтальный опрос

17.2

Подготовка к Рождеству

1

Индивидуальный опрос

17.3

Празднование Нового года и Рождества

1

Фронтальный опрос

18

Колядки

2

18.1

Колядки

1

Фронтальный опрос

18.2

Самостоятельная работа на тему: «Новый год»

1

Индивидуальная работа

19

23 февраля – День мужества

2

19.1

День защитника Отечества

1

Фронтальный опрос

19.2

Делаем открытки

1

Индивидуальный опрос

20

Распорядок дня

2

20.1

Распорядок дня

1

Фронтальный опрос

20.2

Мой распорядок дня

1

Индивидуальный опрос

21

8 – марта Международный женский день

2

21.1

8 Матра

1

Фронтальный опрос

21.2

Мамин праздник

1

Индивидуальная работа

22

Приметы весны

2

22.1

Приметы весны

1

Фронтальный опрос

22.2

Хороший весенний день

1

Индивидуальный опрос

23

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки)

2

23.1

Повадки птиц

1

Фронтальный опрос

23.2

Отличие птиц

1

Индивидуальный опрос

24

Еда, напитки (национальные)

2

24.1

Национальная еда

1

Фронтальный опрос

24.2

Национальные напитки

1

Индивидуальный опрос

25

Мой воскресный день

2

25.1

Мой воскресный день

1

Фронтальный опрос

25.2

Контрольная работа на тему: «Еда и напитки»

1

Индивидуальный опрос

26

Повторение материала, пройденного в третьей четверти

1

26.1

Повторение пройденного материала

1

Фронтальный опрос

27

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож»

1

27.1

Знакомство с мордовской сказкаой «Куйгорож»

1

Фронтальный опрос

27.2

Сказка «Куйгорож»

1

Индивидуальная работа

28

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи

2

28.1

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха

 1

Фронтальный опрос

28.2

Вербное воскресенье. Пасха

1

Индивидуальный опрос

29

Знакомство с журналом «Мокша»

2

29.1

Знакомство с журналом «Мокша»

1

Фронтальный опрос

29.2

Работа с журналом «Мокша»

1

Индивидуальный опрос

30

Одежда, обувь (весенняя, летняя)

2

30.1

Одежда, обувь

1

Фронтальный опрос

30.2

Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь»

1

Индивидуальная работа

31

Экскурсии по родному городу

2

31.1

Экскурсии по родному городу

1

Фронтальный опрос

31.2

Экскурсии по музеям

1

Индивидуальный опрос

32

Мордовские народные игры

2

32.1

Мордовские народные игры

1

Фронтальный опрос

32.2

Мордовские народные игры

1

Индивидуальный опрос

33

Здоровье. Гигиена. Части тела

2

33.1

Здоровье. Гигиена

1

Фронтальный опрос

33.2

Части тела

1

Индивидуальный опрос

34

Мы собираемся на каникулы: планы на лето

1

34.1

Контрольная работа на тему: «Части тела человека»

Летние каникулы

1

Индивидуальная работа

Итого

68

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Диски:

  1. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
  2. Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).
  3. Мы – Мордва!
  4. Писатели Мордовии.
  5. Мокшень ёфкст.

Стенды:

  1. Мордовский национальный костюм.
  2. Символика Мордовии.
  3. Карта Мордовии.

Портреты:

  1. Писатели и поэты Мордовии.

Уголки:

  1. Предметы быта и утварь древней мордвы.
  2. Украшения мордвы.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература:

  1. Баранова, Л.А. Мокшень кяль 3: Мокшень школань колмоце классонди. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась. 2004.
  2. Гришунина, В.И. Мокшанский язык. 5 класс. Четвёртый год обучения: учеб. для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф Рогожина. – саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
  3. Исайкина, А.И. 3 класс: учеб. для шк. с рус. или смешан. по нац. составу контенгентом обучающихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. – 144 с.
  4. Исайкина, А.И. Мокшанский язык. 4 класс: учеб. для. русскоязыч. учащихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 144 с.
  5. Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. – Ковылкино, 2006.
  6. Исайкина, А.И., Келина, А.М. Диктантт и изложеният 2-4: Ниле классонь начальнай школань учительхненди пособия. – Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1987.
  7. Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
  8.  Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. – Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
  9.  Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа  / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002.
  10. Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. –  Саранск, 2009.

Дополнительная учебно-методическая литература:

  1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануфриева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.
  2. Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. –  №3.
  3. Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Морфология / Под ред. Д.В. Цыганкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980.
  4. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.
  5. Липатов, С.И. Родной кяльсь мокшень школаса // Мокша. – 1987. –  №5.
  6. Липатов, С.И. Тонафтомс лац корхтама и сёрмадома  // Мокша. – 1989. – №2.
  7. Марса, башка, китькскя вельде. Валкс / Серматф-тиф Н.С Алямкинонь и О. Е. Поляковонь вятемаснон ала. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2002.
  8. Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.
  9.  Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. – М.: русский язык, Дигора, 1998.
  10. Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации / НИИ яз., лит., истории и экономики при Правительстве Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1995. - 63 с.
  11. Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
  12. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
  13. Цыганкин, Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
  14. Цыганкин, Д.В. Словообразование в мордовских языках: учеб. пособие для студ. нац. отд. вузов / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.»,  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г

Программа разработона по учебнику Лебедева...

ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ по физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классов ГБОУ Лицей № 1451

ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВпо физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классовГБОУ  Лицей № 1451В школе обучаются дети с ТНР, но помимо этого эти дети соматически осл...

Рабочие программы по немецкому языку на 2014-2015 уч.год

Рабочие программыКалендарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013

Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:·        Федерального образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Элективный курс Подготовка к ЕГЭ 2014-2015

В данном курсе я представляю основные моменты специфики своей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ...