Рабочая программа учебного курса по мокшанскому языку на 2014-2015 учебный год в 5 классе
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждаю
методического объединения Директор МОУ «Средняя школа №27»
Председатель М/О ________/ Елдина Ю. Н __________/Москаев И. М.
«___» ____________ 2014 г
Рабочая программа
учебного курса по мокшанскому языку
на 2014-2015 учебный год в 5 классе
Составитель: Танеева Г. А.
Саранск 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мокшанскому языку для 5 класса составлена на основании примерной программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс), авторы-составители: Рогожина В.Ф, Гришунина В,П.
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает три языка: русский, мокшанский, эрзянский. Многоязычное образование — реальный инструмент интеграции. В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.
Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя — помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия, Именно такой тип билингвизма исторически сложился го многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредником между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.
Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.
Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики мокшанского языка и за развитием их речи.
При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе формировать у детей навыки чтения и понимания, навыки грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6-7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 5 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительно небольшого объема нового для детей материала 5 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Пятиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.
Поочередность прохождения тем, а также задачи обучении предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю, всего 68 часов.
- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
- владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
- формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
- познакомить учащихся с мокшанским языком как частью финно-угорской системы языков;
- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
- формировать представление о языке как культурно- исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
- научить связно излагать свои мысли на мокшанском языке на региональные темы (культура, экология, спорт, экономика и т.д.).
В результате изучения мокшанского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по мокшанскому языку в практической деятельности и повседневной жизни:
в области говорения:
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
- представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
- владеть навыками грамотною толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения;
в области аудирования:
- полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортажи др.), соответствующих тематике данной ступени обучения;
- продолжить совершенствование речевого (акцентологического) слуха учеников;
- обратить их внимание на необходимость самостоятельного решения вопроса о произношении того или иного многосложного слова (с одним или несколькими ударениями);
в области чтения:
- читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи;
в области письменной речи:
- писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста;
- уметь писать поздравления и поздравительные открытки.
Особенностями предлагаемой программы являются:
1.Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, используемый в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
2.Ориентация на мокшанскую орфографию, принятую в 1993 году.
3.Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
4.Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.
5.Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.
6.Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.
Тематическое планирование по мокшанскому языку в 5 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1. | Летние каникулы | 2 | 2 | ||||
2. | Времена года Дары осени | 2 | 2 | ||||
3. | Школьные принадлежности | 2 | 2 | ||||
4. | Путешествие и виды транспорта | 2 | 2 | ||||
5. | Словари и разговорники мокшанского языка | 3 | 2 | 1 | |||
6. | Празднование дня рождения, семейные традиции | 2 | 2 | ||||
7. | Мой город, мое село | 2 | 2 | ||||
8. | Писатели и поэты Мордовии | 3 | 2 | 1 | |||
9. | Повторение материала, пройденного в первой четверти | 1 | 1 | ||||
10. | Портрет друга, подруги | 2 | 2 | ||||
11. | Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня» | 2 | 2 | ||||
12. | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | 2 | 2 | ||||
13. | Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники) | 2 | 1 | 1 | |||
14. | Зимние забавы. Приметы зимы | 3 | 3 | ||||
15. | Костюм (национальный женский) | 2 | 1 | 1 | |||
16. | Повторение материала, пройденного во второй четверти | 1 | 1 | ||||
17. | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов | 3 | 3 | ||||
18. | Колядки | 2 | 1 | 1 | |||
19. | 23 февраля – День мужества | 2 | 2 | ||||
20. | Распорядок дня | 2 | 2 | ||||
21. | 8 – марта Международный женский день | 2 | 2 | ||||
22. | Приметы весны | 2 | 2 | ||||
23. | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | 2 | 2 | ||||
24. | Еда, напитки (национальные) | 2 | 2 | ||||
25. | Мой воскресный день | 2 | 1 | 1 | |||
26. | Повторение материала, пройденного в третьей четверти | 1 | 1 | ||||
27. | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | 2 | 2 | ||||
28. | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи | 2 | 2 | ||||
29. | Знакомство с журналом «Мокша» | 2 | 2 | ||||
30. | Одежда, обувь (весенняя, летняя) | 2 | 1 | 1 | |||
31. | Экскурсии по родному городу | 2 | 2 | ||||
32. | Мордовские народные игры | 2 | 2 | ||||
33. | Здоровье. Гигиена. Части тела | 2 | 2 | ||||
34. | Мы собираемся на каникулы: планы на лето | 1 | 1 | ||||
Итого | 68 | 60 | 4 | 4 |
Содержание учебного раздела:
I четверть (18 часов)
- Повторение пройденного материала. Летние каникулы (2ч.).
- Времена года. Дары осени (2ч.).
- Школьные принадлежности (2 ч.).
- Путешествие и виды транспорта (2 ч.).
- Словари, разговорники мокшанского языка (2 ч.).
- Празднование дня рождения, семейные традиции (2 ч.).
- Мой город, моё село (2 ч.).
- Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт (2 ч.).
II четверть (14 часов)
- Повторение материала, пройденного в первой четверти (1 ч.).
- Портрет друга, подруги (1 ч.).
- Знакомство с детским журналом «Якстерь тяштеня» (Зч.).
- Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия (2 ч.).
- Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса) (2 ч.).
- Зимние забавы. Приметы зимы (3 ч.).
- Костюм (национальный, женский) (2 ч.).
III четверть (20 часов)
- Повторение материала, пройденного во второй четверти (1 ч.).
- Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов (3 ч.).
- Колядки (2 ч.).
- 23 февраля - День мужества (2 ч.).
- Распорядок дня (2 ч.).
- 8 марта - Международный женский день (2 ч.).
- Приметы весны (2 ч.).
- Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) (2 ч.).
- Еда, напитки (национальные) (2 ч.).
- Мой воскресный день (2 ч.).
IV четверть (16 часов)
- Повторение материала, пройденного в третьей четверти (1 ч.).
- Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» (2 ч.).
- Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха (2 ч.).
- Знакомство с журналом «Мокша» (2 ч.).
- Одежда, обувь (весенняя, летняя) (2 ч.).
- Экскурсии по родному городу (2 ч.).
- Мордовские народные игры (2 ч.).
- Здоровье. Гигиена. Части тела (2 ч.).
- Мы собираемся на каникулы: планы на лето (1 ч.).
Характеристика этапов обучения
Фонетика и орфография
Вводно-фонетический курс
Учащиеся должны научиться:
- чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
- произносить мягко мягкие согласные;
- оглушать согласные в конце слога, слова;
- не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
- правильно писать и выговаривать [о].
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами мокшанской орфографии.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны:
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).
Морфология
Изучение имени существительного:
- лексическое значение;
- одушевленные и неодушевленные;
- собственные и нарицательные;
- падеж;
- склонение;
- число;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя.
Изучение имени прилагательного:
- лексическое значение;
- разряды (качественные и относительные);
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня, -кя;
- образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -у, -ю, -в (качественных), -нь (относительных).
Изучение послелогов:
- значение послелогов;
- использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.
Изучение глагола:
- время (настоящее, прошедшее, будущее);
- лицо (первое, второе, третье);
- число (единственное, множественное);
- образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма, -мда;
- вид (однократный, многократный).
Синтаксис
Словосочетание:
- «прилагательное + существительное»;
- «глагол + существительное». Простое предложение.
Основные типы мокшанского простого предложения, отражающего структурный минимум:
- предложения с простым глагольным сказуемым;
- предложения с составным глагольным сказуемым;
- предложения с простым именным сказуемым;
- предложения с составным именным сказуемым. Коммуникативные типы предложения:
- утвердительные;
- вопросительные;
- отрицательные.
Обучение диалогической речи
Учащиеся должны уметь:
- утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
- возражать, используя отрицательные предложения;
- выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
- Описание иллюстрации, собственного рисунка.
- Краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
- письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
- вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
- составлять письма по образцу.
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 5 «КА» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1 | Летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Летние каникулы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2 | Времена года. Дары осени | 2 | |||
2.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Дары осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
3 | Школьные принадлежности | 2 | |||
3.1 | Школьные принадлежности | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.2 | Книга – хороший друг | 1 | Индивидуальная работа | ||
4 | Путешествие и виды транспорта | 2 | |||
4.1 | Путешествие | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.2 | Виды транспорта | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5 | Словари и разговорники мокшанского языка | 3 | |||
5.1 | Словари мокшанского языка | 1 | Фронтальный опрос | ||
5.2 | Разговорники мокшанского языка | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5.3 | Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка» | 1 | Индивидуальная работа | ||
6 | Празднование дня рождения, семейные традиции | 2 | |||
6.1 | Празднование дня рождения | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Семейные традиции | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7 | Мой город, мое село | 2 | |||
7.1 | Мой город | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Моё село | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8 | Писатели и поэты Мордовии | 3 | |||
8.1 | Писатели и поэты Мордовии | 1 | Фронтальный опрос | ||
8.2 | Мой любимый писатель и поэт | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8.3 | Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии» | 1 | Индивидуальная работа | ||
9 | Повторение материала, пройденного в первой четверти | 1 | |||
9.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
10 | Портрет друга, подруги. | 2 | |||
10.1 | Мой друг или подруга | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Портрет друга | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11 | Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня» | 2 | |||
11.1 | Встреча с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Работа с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12 | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | 2 | |||
12.1 | Профессии в нашей семье | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Моя любимая профессия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13 | Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники) | 2 | |||
13.1 | Мой класс | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.2 | Самостоятельная работа на тему: «Мой класс» | 1 | Индивидуальная работа | ||
14 | Зимние забавы. Приметы зимы | 3 | |||
14.1 | Зимние забавы | 1 | Фронтальный опрос | ||
14.2 | Приметы зимы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
14.3 | Рисуем зиму | 1 | Фронтальный опрос | ||
15 | Костюм (национальный, женский) | 2 | |||
15.1 | Костюм национальный (женский) | 1 | Фронтальный опрос | ||
15.2 | Контрольная работа на тему: «Мокшанская одежда» | 1 | Индивидуальная работа | ||
16 | Повторение материала, пройденного во второй четверти | 1 | |||
16.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
17 | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов | 3 | |||
17.1 | Подготовка к Новому году | 1 | Фронтальный опрос | ||
17.2 | Подготовка к Рождеству | 1 | Индивидуальный опрос | ||
17.3 | Празднование Нового года и Рождества | 1 | Фронтальный опрос | ||
18 | Колядки | 2 | |||
18.1 | Колядки | 1 | Фронтальный опрос | ||
18.2 | Самостоятельная работа на тему: «Новый год» | 1 | Индивидуальная работа | ||
19 | 23 февраля – День мужества | 2 | |||
19.1 | День защитника Отечества | 1 | Фронтальный опрос | ||
19.2 | Делаем открытки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
20 | Распорядок дня | 2 | |||
20.1 | Распорядок дня | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Мой распорядок дня | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21 | 8 – марта Международный женский день | 2 | |||
21.1 | 8 Матра | 1 | Фронтальный опрос | ||
21.2 | Мамин праздник | 1 | Индивидуальная работа | ||
22 | Приметы весны | 2 | |||
22.1 | Приметы весны | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Хороший весенний день | 1 | Индивидуальный опрос | ||
23 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | 2 | |||
23.1 | Повадки птиц | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Отличие птиц | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24 | Еда, напитки (национальные) | 2 | |||
24.1 | Национальная еда | 1 | Фронтальный опрос | ||
24.2 | Национальные напитки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
25 | Мой воскресный день | 2 | |||
25.1 | Мой воскресный день | 1 | Фронтальный опрос | ||
25.2 | Контрольная работа на тему: «Еда и напитки» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
26 | Повторение материала, пройденного в третьей четверти | 1 | |||
26.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
27 | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | 1 | |||
27.1 | Закомство с мордовской сказкаой «Куйгорож» | 1 | Фронтальный опрос | ||
27.2 | Сказка «Куйгорож» | 1 | Индивидуальная работа | ||
28 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи | 2 | |||
28.1 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Вербное воскресенье. Пасха | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29 | Знакомство с журналом «Мокша» | 2 | |||
29.1 | Знакомство с журналом «Мокша» | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Работа с журналом «Мокша» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
30 | Одежда, обувь (весенняя, летняя) | 2 | |||
30.1 | Одежда, обувь | 1 | Фронтальный опрос | ||
30.2 | Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь» | 1 | Индивидуальная работа | ||
31 | Экскурсии по родному городу | 2 | |||
31.1 | Экскурсии по родному городу | 1 | Фронтальный опрос | ||
31.2 | Экскурсии по музеям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32 | Мордовские народные игры | 2 | |||
32.1 | Мордовские народные игры | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Мордовские народные игры | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33 | Здоровье. Гигиена. Части тела | 2 | |||
33.1 | Здоровье. Гигиена | 1 | Фронтальный опрос | ||
33.2 | Части тела | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34 | Мы собираемся на каникулы: планы на лето | 1 | |||
34.1 | Контрольная работа на тему: «Части тела человека» Летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 5 «КБ» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1 | Летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Летние каникулы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2 | Времена года. Дары осени | 2 | |||
2.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Дары осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
3 | Школьные принадлежности | 2 | |||
3.1 | Школьные принадлежности | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.2 | Книга – хороший друг | 1 | Индивидуальная работа | ||
4 | Путешествие и виды транспорта | 2 | |||
4.1 | Путешествие | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.2 | Виды транспорта | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5 | Словари и разговорники мокшанского языка | 3 | |||
5.1 | Словари мокшанского языка | 1 | Фронтальный опрос | ||
5.2 | Разговорники мокшанского языка | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5.3 | Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка» | 1 | Индивидуальная работа | ||
6 | Празднование дня рождения, семейные традиции | 2 | |||
6.1 | Празднование дня рождения | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Семейные традиции | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7 | Мой город, мое село | 2 | |||
7.1 | Мой город | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Моё село | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8 | Писатели и поэты Мордовии | 3 | |||
8.1 | Писатели и поэты Мордовии | 1 | Фронтальный опрос | ||
8.2 | Мой любимый писатель и поэт | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8.3 | Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии» | 1 | Индивидуальная работа | ||
9 | Повторение материала, пройденного в первой четверти | 1 | |||
9.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
10 | Портрет друга, подруги. | 2 | |||
10.1 | Мой друг или подруга | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Портрет друга | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11 | Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня» | 2 | |||
11.1 | Встреча с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Работа с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12 | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | 2 | |||
12.1 | Профессии в нашей семье | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Моя любимая профессия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13 | Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники) | 2 | |||
13.1 | Мой класс | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.2 | Самостоятельная работа на тему: «Мой класс» | 1 | Индивидуальная работа | ||
14 | Зимние забавы. Приметы зимы | 3 | |||
14.1 | Зимние забавы | 1 | Фронтальный опрос | ||
14.2 | Приметы зимы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
14.3 | Рисуем зиму | 1 | Фронтальный опрос | ||
15 | Костюм (национальный, женский) | 2 | |||
15.1 | Костюм национальный (женский) | 1 | Фронтальный опрос | ||
15.2 | Контрольная работа на тему: «Мокшанская одежда» | 1 | Индивидуальная работа | ||
16 | Повторение материала, пройденного во второй четверти | 1 | |||
16.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
17 | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов | 3 | |||
17.1 | Подготовка к Новому году | 1 | Фронтальный опрос | ||
17.2 | Подготовка к Рождеству | 1 | Индивидуальный опрос | ||
17.3 | Празднование Нового года и Рождества | 1 | Фронтальный опрос | ||
18 | Колядки | 2 | |||
18.1 | Колядки | 1 | Фронтальный опрос | ||
18.2 | Самостоятельная работа на тему: «Новый год» | 1 | Индивидуальная работа | ||
19 | 23 февраля – День мужества | 2 | |||
19.1 | День защитника Отечества | 1 | Фронтальный опрос | ||
19.2 | Делаем открытки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
20 | Распорядок дня | 2 | |||
20.1 | Распорядок дня | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Мой распорядок дня | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21 | 8 – марта Международный женский день | 2 | |||
21.1 | 8 Матра | 1 | Фронтальный опрос | ||
21.2 | Мамин праздник | 1 | Индивидуальная работа | ||
22 | Приметы весны | 2 | |||
22.1 | Приметы весны | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Хороший весенний день | 1 | Индивидуальный опрос | ||
23 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | 2 | |||
23.1 | Повадки птиц | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Отличие птиц | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24 | Еда, напитки (национальные) | 2 | |||
24.1 | Национальная еда | 1 | Фронтальный опрос | ||
24.2 | Национальные напитки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
25 | Мой воскресный день | 2 | |||
25.1 | Мой воскресный день | 1 | Фронтальный опрос | ||
25.2 | Контрольная работа на тему: «Еда и напитки» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
26 | Повторение материала, пройденного в третьей четверти | 1 | |||
26.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
27 | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | 1 | |||
27.1 | Знакомство с мордовской сказкаой «Куйгорож» | 1 | Фронтальный опрос | ||
27.2 | Сказка «Куйгорож» | 1 | Индивидуальная работа | ||
28 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи | 2 | |||
28.1 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Вербное воскресенье. Пасха | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29 | Знакомство с журналом «Мокша» | 2 | |||
29.1 | Знакомство с журналом «Мокша» | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Работа с журналом «Мокша» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
30 | Одежда, обувь (весенняя, летняя) | 2 | |||
30.1 | Одежда, обувь | 1 | Фронтальный опрос | ||
30.2 | Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь» | 1 | Индивидуальная работа | ||
31 | Экскурсии по родному городу | 2 | |||
31.1 | Экскурсии по родному городу | 1 | Фронтальный опрос | ||
31.2 | Экскурсии по музеям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32 | Мордовские народные игры | 2 | |||
32.1 | Мордовские народные игры | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Мордовские народные игры | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33 | Здоровье. Гигиена. Части тела | 2 | |||
33.1 | Здоровье. Гигиена | 1 | Фронтальный опрос | ||
33.2 | Части тела | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34 | Мы собираемся на каникулы: планы на лето | 1 | |||
34.1 | Контрольная работа на тему: «Части тела человека» Летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 5 «В» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1 | Летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Летние каникулы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2 | Времена года. Дары осени | 2 | |||
2.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Дары осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
3 | Школьные принадлежности | 2 | |||
3.1 | Школьные принадлежности | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.2 | Книга – хороший друг | 1 | Индивидуальная работа | ||
4 | Путешествие и виды транспорта | 2 | |||
4.1 | Путешествие | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.2 | Виды транспорта | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5 | Словари и разговорники мокшанского языка | 3 | |||
5.1 | Словари мокшанского языка | 1 | Фронтальный опрос | ||
5.2 | Разговорники мокшанского языка | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5.3 | Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка» | 1 | Индивидуальная работа | ||
6 | Празднование дня рождения, семейные традиции | 2 | |||
6.1 | Празднование дня рождения | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Семейные традиции | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7 | Мой город, мое село | 2 | |||
7.1 | Мой город | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Моё село | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8 | Писатели и поэты Мордовии | 3 | |||
8.1 | Писатели и поэты Мордовии | 1 | Фронтальный опрос | ||
8.2 | Мой любимый писатель и поэт | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8.3 | Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии» | 1 | Индивидуальная работа | ||
9 | Повторение материала, пройденного в первой четверти | 1 | |||
9.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
10 | Портрет друга, подруги. | 2 | |||
10.1 | Мой друг или подруга | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Портрет друга | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11 | Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня» | 2 | |||
11.1 | Встреча с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Работа с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12 | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | 2 | |||
12.1 | Профессии в нашей семье | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Моя любимая профессия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13 | Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники) | 2 | |||
13.1 | Мой класс | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.2 | Самостоятельная работа на тему: «Мой класс» | 1 | Индивидуальная работа | ||
14 | Зимние забавы. Приметы зимы | 3 | |||
14.1 | Зимние забавы | 1 | Фронтальный опрос | ||
14.2 | Приметы зимы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
14.3 | Рисуем зиму | 1 | Фронтальный опрос | ||
15 | Костюм (национальный, женский) | 2 | |||
15.1 | Костюм национальный (женский) | 1 | Фронтальный опрос | ||
15.2 | Контрольная работа на тему: «Мокшанская одежда» | 1 | Индивидуальная работа | ||
16 | Повторение материала, пройденного во второй четверти | 1 | |||
16.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
17 | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов | 3 | |||
17.1 | Подготовка к Новому году | 1 | Фронтальный опрос | ||
17.2 | Подготовка к Рождеству | 1 | Индивидуальный опрос | ||
17.3 | Празднование Нового года и Рождества | 1 | Фронтальный опрос | ||
18 | Колядки | 2 | |||
18.1 | Колядки | 1 | Фронтальный опрос | ||
18.2 | Самостоятельная работа на тему: «Новый год» | 1 | Индивидуальная работа | ||
19 | 23 февраля – День мужества | 2 | |||
19.1 | День защитника Отечества | 1 | Фронтальный опрос | ||
19.2 | Делаем открытки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
20 | Распорядок дня | 2 | |||
20.1 | Распорядок дня | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Мой распорядок дня | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21 | 8 – марта Международный женский день | 2 | |||
21.1 | 8 Матра | 1 | Фронтальный опрос | ||
21.2 | Мамин праздник | 1 | Индивидуальная работа | ||
22 | Приметы весны | 2 | |||
22.1 | Приметы весны | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Хороший весенний день | 1 | Индивидуальный опрос | ||
23 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | 2 | |||
23.1 | Повадки птиц | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Отличие птиц | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24 | Еда, напитки (национальные) | 2 | |||
24.1 | Национальная еда | 1 | Фронтальный опрос | ||
24.2 | Национальные напитки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
25 | Мой воскресный день | 2 | |||
25.1 | Мой воскресный день | 1 | Фронтальный опрос | ||
25.2 | Контрольная работа на тему: «Еда и напитки» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
26 | Повторение материала, пройденного в третьей четверти | 1 | |||
26.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
27 | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | 1 | |||
27.1 | Знакомство с мордовской сказкаой «Куйгорож» | 1 | Фронтальный опрос | ||
27.2 | Сказка «Куйгорож» | 1 | Индивидуальная работа | ||
28 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи | 2 | |||
28.1 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Вербное воскресенье. Пасха | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29 | Знакомство с журналом «Мокша» | 2 | |||
29.1 | Знакомство с журналом «Мокша» | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Работа с журналом «Мокша» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
30 | Одежда, обувь (весенняя, летняя) | 2 | |||
30.1 | Одежда, обувь | 1 | Фронтальный опрос | ||
30.2 | Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь» | 1 | Индивидуальная работа | ||
31 | Экскурсии по родному городу | 2 | |||
31.1 | Экскурсии по родному городу | 1 | Фронтальный опрос | ||
31.2 | Экскурсии по музеям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32 | Мордовские народные игры | 2 | |||
32.1 | Мордовские народные игры | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Мордовские народные игры | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33 | Здоровье. Гигиена. Части тела | 2 | |||
33.1 | Здоровье. Гигиена | 1 | Фронтальный опрос | ||
33.2 | Части тела | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34 | Мы собираемся на каникулы: планы на лето | 1 | |||
34.1 | Контрольная работа на тему: «Части тела человека» Летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 5 «Г» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1 | Летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Летние каникулы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2 | Времена года. Дары осени | 2 | |||
2.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Дары осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
3 | Школьные принадлежности | 2 | |||
3.1 | Школьные принадлежности | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.2 | Книга – хороший друг | 1 | Индивидуальная работа | ||
4 | Путешествие и виды транспорта | 2 | |||
4.1 | Путешествие | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.2 | Виды транспорта | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5 | Словари и разговорники мокшанского языка | 3 | |||
5.1 | Словари мокшанского языка | 1 | Фронтальный опрос | ||
5.2 | Разговорники мокшанского языка | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5.3 | Самостоятельная работа на тему: «Словари и разговорники мокшанского языка» | 1 | Индивидуальная работа | ||
6 | Празднование дня рождения, семейные традиции | 2 | |||
6.1 | Празднование дня рождения | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Семейные традиции | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7 | Мой город, мое село | 2 | |||
7.1 | Мой город | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Моё село | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8 | Писатели и поэты Мордовии | 3 | |||
8.1 | Писатели и поэты Мордовии | 1 | Фронтальный опрос | ||
8.2 | Мой любимый писатель и поэт | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8.3 | Контрольная работа на тему: «Город и писатели Мордовии» | 1 | Индивидуальная работа | ||
9 | Повторение материала, пройденного в первой четверти | 1 | |||
9.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
10 | Портрет друга, подруги. | 2 | |||
10.1 | Мой друг или подруга | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Портрет друга | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11 | Работа с детским журналом «Якстерь тяштеня» | 2 | |||
11.1 | Встреча с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Работа с журналом «Якстерь тяштеня» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12 | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | 2 | |||
12.1 | Профессии в нашей семье | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Моя любимая профессия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13 | Характеристика класса (состав, пол,возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники) | 2 | |||
13.1 | Мой класс | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.2 | Самостоятельная работа на тему: «Мой класс» | 1 | Индивидуальная работа | ||
14 | Зимние забавы. Приметы зимы | 3 | |||
14.1 | Зимние забавы | 1 | Фронтальный опрос | ||
14.2 | Приметы зимы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
14.3 | Рисуем зиму | 1 | Фронтальный опрос | ||
15 | Костюм (национальный, женский) | 2 | |||
15.1 | Костюм национальный (женский) | 1 | Фронтальный опрос | ||
15.2 | Контрольная работа на тему: «Мокшанская одежда» | 1 | Индивидуальная работа | ||
16 | Повторение материала, пройденного во второй четверти | 1 | |||
16.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
17 | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у других финно-угорских народов | 3 | |||
17.1 | Подготовка к Новому году | 1 | Фронтальный опрос | ||
17.2 | Подготовка к Рождеству | 1 | Индивидуальный опрос | ||
17.3 | Празднование Нового года и Рождества | 1 | Фронтальный опрос | ||
18 | Колядки | 2 | |||
18.1 | Колядки | 1 | Фронтальный опрос | ||
18.2 | Самостоятельная работа на тему: «Новый год» | 1 | Индивидуальная работа | ||
19 | 23 февраля – День мужества | 2 | |||
19.1 | День защитника Отечества | 1 | Фронтальный опрос | ||
19.2 | Делаем открытки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
20 | Распорядок дня | 2 | |||
20.1 | Распорядок дня | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Мой распорядок дня | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21 | 8 – марта Международный женский день | 2 | |||
21.1 | 8 Матра | 1 | Фронтальный опрос | ||
21.2 | Мамин праздник | 1 | Индивидуальная работа | ||
22 | Приметы весны | 2 | |||
22.1 | Приметы весны | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Хороший весенний день | 1 | Индивидуальный опрос | ||
23 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки) | 2 | |||
23.1 | Повадки птиц | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Отличие птиц | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24 | Еда, напитки (национальные) | 2 | |||
24.1 | Национальная еда | 1 | Фронтальный опрос | ||
24.2 | Национальные напитки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
25 | Мой воскресный день | 2 | |||
25.1 | Мой воскресный день | 1 | Фронтальный опрос | ||
25.2 | Контрольная работа на тему: «Еда и напитки» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
26 | Повторение материала, пройденного в третьей четверти | 1 | |||
26.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
27 | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож» | 1 | |||
27.1 | Знакомство с мордовской сказкаой «Куйгорож» | 1 | Фронтальный опрос | ||
27.2 | Сказка «Куйгорож» | 1 | Индивидуальная работа | ||
28 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха – Очижи | 2 | |||
28.1 | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Вербное воскресенье. Пасха | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29 | Знакомство с журналом «Мокша» | 2 | |||
29.1 | Знакомство с журналом «Мокша» | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Работа с журналом «Мокша» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
30 | Одежда, обувь (весенняя, летняя) | 2 | |||
30.1 | Одежда, обувь | 1 | Фронтальный опрос | ||
30.2 | Самостоятельная работа на тему: «Одежда, обувь» | 1 | Индивидуальная работа | ||
31 | Экскурсии по родному городу | 2 | |||
31.1 | Экскурсии по родному городу | 1 | Фронтальный опрос | ||
31.2 | Экскурсии по музеям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32 | Мордовские народные игры | 2 | |||
32.1 | Мордовские народные игры | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Мордовские народные игры | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33 | Здоровье. Гигиена. Части тела | 2 | |||
33.1 | Здоровье. Гигиена | 1 | Фронтальный опрос | ||
33.2 | Части тела | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34 | Мы собираемся на каникулы: планы на лето | 1 | |||
34.1 | Контрольная работа на тему: «Части тела человека» Летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Диски:
- Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
- Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).
- Мы – Мордва!
- Писатели Мордовии.
- Мокшень ёфкст.
Стенды:
- Мордовский национальный костюм.
- Символика Мордовии.
- Карта Мордовии.
Портреты:
- Писатели и поэты Мордовии.
Уголки:
- Предметы быта и утварь древней мордвы.
- Украшения мордвы.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература:
- Баранова, Л.А. Мокшень кяль 3: Мокшень школань колмоце классонди. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась. 2004.
- Гришунина, В.И. Мокшанский язык. 5 класс. Четвёртый год обучения: учеб. для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф Рогожина. – саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
- Исайкина, А.И. 3 класс: учеб. для шк. с рус. или смешан. по нац. составу контенгентом обучающихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. – 144 с.
- Исайкина, А.И. Мокшанский язык. 4 класс: учеб. для. русскоязыч. учащихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 144 с.
- Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. – Ковылкино, 2006.
- Исайкина, А.И., Келина, А.М. Диктантт и изложеният 2-4: Ниле классонь начальнай школань учительхненди пособия. – Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1987.
- Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
- Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. – Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
- Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002.
- Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. – Саранск, 2009.
Дополнительная учебно-методическая литература:
- Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануфриева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.
- Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. – №3.
- Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Морфология / Под ред. Д.В. Цыганкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980.
- Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.
- Липатов, С.И. Родной кяльсь мокшень школаса // Мокша. – 1987. – №5.
- Липатов, С.И. Тонафтомс лац корхтама и сёрмадома // Мокша. – 1989. – №2.
- Марса, башка, китькскя вельде. Валкс / Серматф-тиф Н.С Алямкинонь и О. Е. Поляковонь вятемаснон ала. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2002.
- Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.
- Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. – М.: русский язык, Дигора, 1998.
- Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации / НИИ яз., лит., истории и экономики при Правительстве Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1995. - 63 с.
- Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
- Цыганкин, Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
- Цыганкин, Д.В. Словообразование в мордовских языках: учеб. пособие для студ. нац. отд. вузов / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г
Программа разработона по учебнику Лебедева...
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ по физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классов ГБОУ Лицей № 1451
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВпо физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классовГБОУ Лицей № 1451В школе обучаются дети с ТНР, но помимо этого эти дети соматически осл...
Рабочие программы по немецкому языку на 2014-2015 уч.год
Рабочие программыКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013
Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:· Федерального образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
Элективный курс Подготовка к ЕГЭ 2014-2015
В данном курсе я представляю основные моменты специфики своей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ...