Рабочая программа учебного курса по мокшанскому языку на 2014-2015 учебный год в 6 классе
рабочая программа (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждаю
методического объединения Директор МОУ «Средняя школа №27»
Председатель М/О ________/ Елдина Ю. Н __________/Москаев И. М.
«___» ____________ 2014 г
Рабочая программа
учебного курса по мокшанскому языку
на 2014-2015 учебный год в 6 классе
Составитель: Танеева Г. А.
Саранск 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мокшанскому языку для 6 класса составлена на основании примерной программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (пятый год обучения – 6 класс), авторы-составители: Рогожина В.Ф, Гришунина В,П.
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает три языка: русский, мокшанский, эрзянский. Многоязычное образование — реальный инструмент интеграции. В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.
Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя — помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия, Именно такой тип билингвизма исторически сложился го многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредником между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.
Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.
Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики мокшанского языка и за развитием их речи.
При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе формировать у детей навыки чтения и понимания, навыки грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6-7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 6 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных и 5 классах, и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительно небольшого объема нового для детей материала 6 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Шестиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.
Поочередность прохождения тем, а также задачи обучении предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю, всего 68 часов.
- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
- владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
- формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
- познакомить учащихся с мокшанским языком как частью финно-угорской системы языков;
- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
- формировать представление о языке как культурно- исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
- научить связно излагать свои мысли на мокшанском языке на региональные темы (культура, экология, спорт, экономика и т.д.).
В результате изучения мокшанского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по мокшанскому языку в практической деятельности и повседневной жизни:
в области говорения:
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
- представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
- владеть навыками грамотною толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения;
в области аудирования:
- полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортажи др.), соответствующих тематике данной ступени обучения;
- продолжить совершенствование речевого (акцентологического) слуха учеников;
- обратить их внимание на необходимость самостоятельного решения вопроса о произношении того или иного многосложного слова (с одним или несколькими ударениями);
в области чтения:
- читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи;
в области письменной речи:
- писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста;
- уметь писать поздравления и поздравительные открытки.
Особенностями предлагаемой программы являются:
1.Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, используемый в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
2.Ориентация на мокшанскую орфографию, принятую в 1993 году.
3.Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
4.Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.
5.Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.
6.Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.
Тематическое планирование по мокшанскому языку в 6 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1. | Вспоминаем летние каникулы | 2 | 2 | ||||
2. | Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора | 3 | 3 | ||||
3. | Покупки. | 3 | 2 | 1 | |||
4. | Мой хороший друг | 1 | 1 | ||||
5. | Живём в одном доме | 1 | 1 | ||||
6. | Общение между людьми | 2 | 2 | ||||
7. | Республика Мордовия | 6 | 5 | 1 | |||
8. | Моя любимая книга | 1 | 1 | ||||
9. | Моё любимое животное | 1 | 1 | ||||
10. | Времена года. Краски осени | 2 | 2 | ||||
11. | Человек | 3 | 2 | 1 | |||
12. | Домашние дела | 2 | 2 | ||||
13. | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | 1 | ||||
14. | Подготовка к праздникам | 1 | 1 | ||||
15. | Самые лучшие воспоминания | 1 | 1 | ||||
16. | Улицы родного города | 2 | 1 | 1 | |||
17. | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | 1 | ||||
18. | Любимый предмет в школе | 1 | 1 | ||||
19. | Природа вокруг нас | 1 | 1 | ||||
20. | Реки и озёра Республики Мордовия | 2 | 2 | ||||
21. | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | 1 | ||||
22. | Экологические проблемы | 2 | 1 | 1 | |||
23. | Рыбалка летом и зимой | 2 | 2 | ||||
24. | Зимние забавы | 2 | 2 | ||||
25. | Проведение свободного времени | 1 | 1 | ||||
26. | Пробуждение природы весной | 2 | 2 | ||||
27. | Мастерим скворечники | 1 | 1 | ||||
28. | Забота о здоровье | 2 | 2 | ||||
29. | Спорт в Республике Мордовия | 2 | 1 | 1 | |||
30. | Весенние праздники | 1 | 1 | ||||
31. | Родина | 1 | 1 | ||||
32. | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 3 | 3 | ||||
33. | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 2 | 2 | ||||
34. | Знакомство с мокшанскими песнями | 4 | 3 | 1 | |||
35. | Путешествие по карте | 2 | 2 | ||||
36. | Экскурсия с классом | 1 | 1 | ||||
37. | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 2 | 1 | 1 | |||
Итого | 68 | 60 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО РАЗДЕЛА
I четверть (18 часов)
Повторение пройденного материала. Вспоминаем летние каникулы (Лятфнесаськ кизонь каникулатнень). (2 ч.)
Имя существительное. Существительные собственные. Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора (Вирява, Ведява, Толава, Паксява, Масторава). (Мокшэрзянь фольклоронь шкайхнень-геройхнень мархта содафтоэдась (Вирява, Ведява, Толава, Паксява, Масторава). (3 ч.)
Имя существительное. Существительные нарицательные. Покупки. Посещение магазинов и покупка сувениров. (Рамсематне. Магазинга якафтомась и сувениронь рамсемась). (3 ч.)
Одушевленные и неодушевленные существительные. Мой хороший друг. (Монь цебярь ялгазе). (1ч.)
Единственное число существительных основного (неопределенного) склонения. Живем в одном доме (на одной улице). (Эрятама фкя кудса (куроса). (1 ч.).
Множественное число существительных основного (неопределенного) склонения. Общение между людьми. (Ломаттнень фкя-фкянь мархта корхнемасна). (2 ч.)
Указательное (определенное) склонение. Падежи имени существительного указательного (определенного) склонения. Республика Мордовия. (Мордовия Республикась). Города Республики Мордовия. (Мордовия Республикань ошне). (6 ч.)
II четверть (14 часов)
Повторение материала, пройденного в первой четверти. Моя любимая книга. (Монь кельгома книгазе). (1 ч.)
Имя существительное. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -кя / -ня. Мое любимое животное. (Монь кельгома жуватазе). (1 ч.)
Имя прилагательное. Времена года. Краски осени. (Кизоть пингонза. Сёксеть тюсонза). (2 ч.)
Качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Человек. Характер человека. (Ломанць. Ломанень обуцятне). Увлечения (Кельгома тевсь). (3 ч.)
Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных. Домашние дела. Помощь родителям. (Кудонь (кудъётконь) тефне. Тядянди-алянди кудса лездомась). (2 ч.)
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -кя / -ня. Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат. (Ёмла (оцю) сазорозе, брадозе). (1 ч.)
Подготовка к праздникам. (Праздникненди-илатненди анокламась). (1 ч.)
Самые лучшие воспоминания. (Сембода цебярь лятфнематне). (1 ч.)
Заимствованные прилагательные. Улицы родного города. (Шачема ошень куротне). (2 ч.)
III четверть (20 часа)
Повторение материала, пройденного во второй четверти. Воспоминания о зимних каникулах. (Тялонь каникулатнень лятфнемасна). (1 ч.)
Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -у, -ю, -в / -и (-ы) (качественные); -нь (относительные). Любимый предмет в школе. (Школаса кельгома предметсь). (1ч.)
Послелог. Природа вокруг нас. (Перьфпяльсь эряф- сонк). (1 ч.)
Реки и озера Республики Мордовия. (Мордовия Республикань ляйхне и эрьхкне). (2 ч).
Охрана рек, озер, лесов. (Ванфтомс ляйхнень, эрьхкнень, вирьхнень). (1 ч.) Экологические проблемы. (Экологиянь прябалатне). (2 ч.)
Значение послелогов. Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Рыбалка летом и зимой. (Калонь кундамась кизонда и тялонда). (2 ч.)
Глагол. Зимние забавы. (Тялонь налхксематне). Катание на льду на коньках. (Эй лангса конькаса курькснемась). Катание в лесу на лыжах. (Вирьса соксса курькснемась). Катание с горы на санках. (Пандста нурдоняса курькснемась). (2 ч.)
Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -ма, -мда. Проведение свободного времени дома. (Ётка пингть кудса ётафтомац). Проведение свободного времени среди друзей. (Ётка пингть ялга ёткса ётафтомац). (1 ч.)
Вид (однократный, многократный). Пробуждение природы весной. (Тунда перьфпяльть сргоземац). Деревья весной в лесах и садах. (Шуфттне тунда вирьса и садса). (2 ч.)
Наклонение глаголов (изъявительное). Мастерим скворечники. (Титяма нармонень куднят). (1ч.)
Наклонение глаголов (повелительное). Забота о здоровье. (Шумбрашинь ванфтомась). Любовь к спорту (Спортонь кельгомась). (2ч.)
Наклонение глаголов (побудительное). Спорт в Республике Мордовия. (Мордовия Республикаса спортсь). Известные спортсмены Республики Мордовия. (Мордовиянь сода-викс спортсметтне). (2 ч.)
IV четверть (16 часов)
Повторение материала, пройденного в третей четверти. Весенние праздники. (Тундань праздникне-илатне). (1 ч.)
Времена глаголов. Родина. (Шачема-касома масторсь). (1ч.)
Лексика. Синонимы. Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России. (Праздникне - илатне, конат ётафневихть минь республикасонк и марнек Россияса). (3 ч.)
Антонимы. Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» («Масторава» мокшэрзянь эпость мархта содафтомась). (2 ч.)
Омонимы. Знакомство с мокшанскими песнями. (Мокшень моротнень мархта содафтомась). (4 ч.).
Путешествие по карте. (Картань коряс путешествия). Географические места родного города (села). (Эсь ошень (велень) географическяй васттне). (2 ч.)
Простое предложение. Экскурсия с классом. (Классть мархта экскурсияс молемась). (1ч.)
Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях. (2ч.)
Характеристика этапов обучения
Фонетика и орфография
Вводно-фонетический курс
Учащиеся должны научиться:
- четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания мокшанского языка;
- не оглушать согласные в конце слова;
- смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];
- правильно писать и выговаривать [о];
- безошибочно называть пары согласных по глухости- звонкости, твердости-мягкости, а также непарные согласные;
- использовать скороговорки для отработки правильной дикции;
- уметь делить слова на слоги, выделять ударные гласные;
- формировать понятие орфограмм согласных корня (проверяемые-непроверяемые согласные корня);
- верно писать согласные в корнях слов.
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия; владеть основными правилами мокшанской орфографии.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны:
- знать предмет изучения лексики; основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов;
- понимать, что речевой этикет — это правило речевого поведения;
- правильно употреблять некоторые этикетные формулы: приветствие, прощание, просьба, благодарность и т. д. в соответствии с речевой ситуацией;
- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами — суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов), а также словосложением (сложением двух и более основ);
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно пятьсот лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения).
Морфология
Учащиеся должны:
- знать предмет изучения морфологии;
- понимать, на основе каких признаков выделяются части речи в мокшанском языке;
- уметь строить рассуждение при определении слова как части речи.
Изучение имени существительного:
- лексическое значение;
- одушевленные и неодушевленные;
- собственные и нарицательные;
- падежи;
- склонение (определенное, неопределенное);
- число;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – ня / -кя.
Изучение имени прилагательного:
- лексическое значение;
- разряды (качественные и относительные);
- степени сравнения прилагательных;
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -кя / -ня. –Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в / -и (качественных); -нь (относительных), также правописание заимствованных прилагательных.
Изучение послелога:
- значение послелогов;
- использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.
Изучение глагола:
- время (настоящее, прошедшее, будущее);
- лицо (первое, второе, третье);
- число (единственное, множественное); образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -ма, -мда;
- вид (однократный, многократный).
Синтаксис
Учащиеся должны:
- уметь соблюдать порядок следования слов в предложении;
- уметь соблюдать порядок следования предложений в тексте; выделять абзацы в большом тексте; составлять план текста;
- предупреждать морфологический повтор (использование одних и тех же слов);
- находить словосочетания в предложении: «прилагательное + существительное»; «глагол + существительное»; «глагол + существительное + послелог».
Простое предложение
Учащиеся должны уметь находить в текстах предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное).
Учащиеся должны овладеть следующими речеведческими понятиями:
- речь: монологическая и диалогическая; устная и письменная;
- стиль: разговорно-художественный, научно-деловой;
- тип речи: описание, повествование, рассуждение.
Обучение диалогической речи
Учащиеся должны уметь:
- утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
- возражать, используя отрицательные предложения;
- выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
- описание иллюстрации, собственного рисунка;
- краткое сообщение о себе и о своей семье.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
- письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т. д.;
- вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
- составлять письма по образцу.
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 6 «А» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1. | Вспоминаем летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Вспоминаем летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
2. | Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора | 3 | |||
2.1 | Мордовский фольклор | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Мордовские божества-герои фольклора | 1 | Индивидуальная работа | ||
2.3 | Ведява и Вирява | 1 | Фронтальный опрос | ||
3. | Покупки | 3 | |||
3.1 | Посещение магазинов и покупка сувениров | 1 | Индивидуальная работа | ||
3.2 | Продавец и покупатель | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.3 | Самостоятельная работа на тему: «Покупки» | 1 | Индивидуальная работа | ||
4. | Мой хороший друг | 1 | |||
4.1 | Мой хороший друг | 1 | Фронтальный опрос | ||
5. | Живём в одном доме | 1 | |||
5.1 | Живём в одном доме | 1 | Индивидуальный опрос | ||
6. | Общение между людьми | 2 | |||
6.1 | Общение между людьми | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Диалог | 1 | Индивидуальная работа | ||
7. | Республика Мордовия | 6 | |||
7.1 | Республика Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Столица Республики | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.3 | Города Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.4 | Города Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.5 | Достопримечательности города | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.6 | Контрольная работа на тему: «Республика Мордовия» | 1 | Индивидуальная работа | ||
8. | Моя любимая книга | 1 | |||
8.1 | Моя любимая книга | 1 | Фронтальный опрос | ||
9. | Моё любимое животное | 1 | |||
9.1 | Моё любимое животное | 1 | Индивидуальный опрос | ||
10. | Времена года. Краски осени | 2 | |||
10.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Краски осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11. | Человек | 3 | |||
11.1 | Человек. Характер человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Увлечения | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11.3 | Самостоятельная работа на тему: «Увлечения человека» | 1 | Индивидуальная работа | ||
12. | Домашние дела | 2 | |||
12.1 | Домашние дела | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Помощь родителям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13. | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | |||
13.1 | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | Фронтальный опрос | ||
14. | Подготовка к праздникам | 1 | |||
14.1 | Подготовка к праздникам | 1 | Индивидуальный опрос | ||
15. | Самые лучшие воспоминания | 1 | |||
15.1 | Самые лучшие воспоминания | 1 | Фронтальный опрос | ||
16. | Улицы родного города | 2 | |||
16.1 | Улицы родного города | 1 | Фронтальный опрос | ||
16.2 | Контрольная работа на тему: «Улицы родного города» | 1 | Индивидуальная работа | ||
17. | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | |||
17.1 | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | Фронтальный опрос | ||
18. | Любимый предмет в школе | 1 | |||
18.1 | Любимый предмет в школе | 1 | Индивидуальная работа | ||
19. | Природа вокруг нас | 1 | |||
19.1 | Природа вокруг нас | 1 | Фронтальный опрос | ||
20. | Реки и озёра Республики Мордовия | 2 | |||
20.1 | Реки Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Озёра Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21. | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | |||
21.1 | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | Индивидуальный опрос | ||
22. | Экологические проблемы | 2 | |||
22.1 | Экологические проблемы | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Самостоятельная работа на тему: «Охрана природы» | 1 | Индивидуальная работа | ||
23. | Рыбалка летом и зимой | 2 | |||
23.1 | Рыбалка летом | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Рыбалка зимой | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24. | Зимние забавы | 2 | |||
24.1 | Катание на льду на коньках | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24.2 | Катание в лесу на лыжах | 1 | Фронтальный опрос | ||
25. | Проведение свободного времени | 1 | |||
25.1 | Проведение свободного времени дома, среди друзей | 1 | Фронтальный опрос | ||
26. | Пробуждение природы весной | 2 | |||
26.1 | Пробуждение природы весной | 1 | Фронтальный опрос | ||
26.2 | Деревья весной в лесах и садах | 1 | Индивидуальный опрос | ||
27. | Мастерим скворечники | 1 | |||
27.1 | Мастерим скворечники | 1 | Фронтальный опрос | ||
28. | Забота о здоровье | 2 | |||
28.1 | Забота о здоровье | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Любовь к спорту | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29. | Спорт в Республике Мордовия | 2 | |||
29.1 | Спорт в Республике Мордовия. Известные спортсмены Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Контрольная работа на тему: «Спорт» | 1 | Индивидуальная работа | ||
30. | Весенние праздники | 1 | |||
30.1 | Весенние праздники | 1 | Фронтальный опрос | ||
31. | Родина | 1 | |||
31.1 | Родина | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32. | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 3 | |||
32.1 | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Масленица | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32.3 | День Победы | 1 | Фронтальный опрос | ||
33. | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 2 | |||
33.1 | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33.2 | Эпос «Масторава» | 1 | Фронтальный опрос | ||
34. | Знакомство с мокшанскими песнями | 4 | |||
34.1 | Знакомство с мокшанскими песнями | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.2 | Колыбельные песни | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34.3 | Народные песни | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.4 | Самостоятельная работа на тему: «Весенние праздники. Мокшанские песни» | 1 | Индивидуальная работа | ||
35. | Путешествие по карте | 2 | |||
35.1 | Путешествие по карте | 1 | Фронтальный опрос | ||
35.2 | Географические места родного города | 1 | Индивидуальный опрос | ||
36. | Экскурсия с классом | 1 | |||
36.1 | Экскурсия с классом | 1 | Фронтальный опрос | ||
37. | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 2 | |||
37.1 | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 1 | Фронтальный опрос | ||
37.2 | Контрольная работа на тему: «Путешествие» | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 6 «Б» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1. | Вспоминаем летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Вспоминаем летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
2. | Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора | 3 | |||
2.1 | Мордовский фольклор | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Мордовские божества-герои фольклора | 1 | Индивидуальная работа | ||
2.3 | Ведява и Вирява | 1 | Фронтальный опрос | ||
3. | Покупки | 3 | |||
3.1 | Посещение магазинов и покупка сувениров | 1 | Индивидуальная работа | ||
3.2 | Продавец и покупатель | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.3 | Самостоятельная работа на тему: «Покупки» | 1 | Индивидуальная работа | ||
4. | Мой хороший друг | 1 | |||
4.1 | Мой хороший друг | 1 | Фронтальный опрос | ||
5. | Живём в одном доме | 1 | |||
5.1 | Живём в одном доме | 1 | Индивидуальный опрос | ||
6. | Общение между людьми | 2 | |||
6.1 | Общение между людьми | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Диалог | 1 | Индивидуальная работа | ||
7. | Республика Мордовия | 6 | |||
7.1 | Республика Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Столица Республики | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.3 | Города Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.4 | Города Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.5 | Достопримечательности города | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.6 | Контрольная работа на тему: «Республика Мордовия» | 1 | Индивидуальная работа | ||
8. | Моя любимая книга | 1 | |||
8.1 | Моя любимая книга | 1 | Фронтальный опрос | ||
9. | Моё любимое животное | 1 | |||
9.1 | Моё любимое животное | 1 | Индивидуальный опрос | ||
10. | Времена года. Краски осени | 2 | |||
10.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Краски осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11. | Человек | 3 | |||
11.1 | Человек. Характер человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Увлечения | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11.3 | Самостоятельная работа на тему: «Увлечения человека» | 1 | Индивидуальная работа | ||
12. | Домашние дела | 2 | |||
12.1 | Домашние дела | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Помощь родителям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13. | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | |||
13.1 | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | Фронтальный опрос | ||
14. | Подготовка к праздникам | 1 | |||
14.1 | Подготовка к праздникам | 1 | Индивидуальный опрос | ||
15. | Самые лучшие воспоминания | 1 | |||
15.1 | Самые лучшие воспоминания | 1 | Фронтальный опрос | ||
16. | Улицы родного города | 2 | |||
16.1 | Улицы родного города | 1 | Фронтальный опрос | ||
16.2 | Контрольная работа на тему: «Улицы родного города» | 1 | Индивидуальная работа | ||
17. | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | |||
17.1 | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | Фронтальный опрос | ||
18. | Любимый предмет в школе | 1 | |||
18.1 | Любимый предмет в школе | 1 | Индивидуальная работа | ||
19. | Природа вокруг нас | 1 | |||
19.1 | Природа вокруг нас | 1 | Фронтальный опрос | ||
20. | Реки и озёра Республики Мордовия | 2 | |||
20.1 | Реки Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Озёра Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21. | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | |||
21.1 | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | Индивидуальный опрос | ||
22. | Экологические проблемы | 2 | |||
22.1 | Экологические проблемы | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Самостоятельная работа на тему: «Охрана природы» | 1 | Индивидуальная работа | ||
23. | Рыбалка летом и зимой | 2 | |||
23.1 | Рыбалка летом | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Рыбалка зимой | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24. | Зимние забавы | 2 | |||
24.1 | Катание на льду на коньках | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24.2 | Катание в лесу на лыжах | 1 | Фронтальный опрос | ||
25. | Проведение свободного времени | 1 | |||
25.1 | Проведение свободного времени дома, среди друзей | 1 | Фронтальный опрос | ||
26. | Пробуждение природы весной | 2 | |||
26.1 | Пробуждение природы весной | 1 | Фронтальный опрос | ||
26.2 | Деревья весной в лесах и садах | 1 | Индивидуальный опрос | ||
27. | Мастерим скворечники | 1 | |||
27.1 | Мастерим скворечники | 1 | Фронтальный опрос | ||
28. | Забота о здоровье | 2 | |||
28.1 | Забота о здоровье | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Любовь к спорту | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29. | Спорт в Республике Мордовия | 2 | |||
29.1 | Спорт в Республике Мордовия. Известные спортсмены Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Контрольная работа на тему: «Спорт» | 1 | Индивидуальная работа | ||
30. | Весенние праздники | 1 | |||
30.1 | Весенние праздники | 1 | Фронтальный опрос | ||
31. | Родина | 1 | |||
31.1 | Родина | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32. | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 3 | |||
32.1 | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Масленица | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32.3 | День Победы | 1 | Фронтальный опрос | ||
33. | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 2 | |||
33.1 | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33.2 | Эпос «Масторава» | 1 | Фронтальный опрос | ||
34. | Знакомство с мокшанскими песнями | 4 | |||
34.1 | Знакомство с мокшанскими песнями | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.2 | Колыбельные песни | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34.3 | Народные песни | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.4 | Самостоятельная работа на тему: «Весенние праздники. Мокшанские песни» | 1 | Индивидуальная работа | ||
35. | Путешествие по карте | 2 | |||
35.1 | Путешествие по карте | 1 | Фронтальный опрос | ||
35.2 | Географические места родного города | 1 | Индивидуальный опрос | ||
36. | Экскурсия с классом | 1 | |||
36.1 | Экскурсия с классом | 1 | Фронтальный опрос | ||
37. | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 2 | |||
37.1 | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 1 | Фронтальный опрос | ||
37.2 | Контрольная работа на тему: «Путешествие» | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 6 «В» классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1. | Вспоминаем летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Вспоминаем летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
2. | Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора | 3 | |||
2.1 | Мордовский фольклор | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Мордовские божества-герои фольклора | 1 | Индивидуальная работа | ||
2.3 | Ведява и Вирява | 1 | Фронтальный опрос | ||
3. | Покупки | 3 | |||
3.1 | Посещение магазинов и покупка сувениров | 1 | Индивидуальная работа | ||
3.2 | Продавец и покупатель | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.3 | Самостоятельная работа на тему: «Покупки» | 1 | Индивидуальная работа | ||
4. | Мой хороший друг | 1 | |||
4.1 | Мой хороший друг | 1 | Фронтальный опрос | ||
5. | Живём в одном доме | 1 | |||
5.1 | Живём в одном доме | 1 | Индивидуальный опрос | ||
6. | Общение между людьми | 2 | |||
6.1 | Общение между людьми | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Диалог | 1 | Индивидуальная работа | ||
7. | Республика Мордовия | 6 | |||
7.1 | Республика Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Столица Республики | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.3 | Города Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.4 | Города Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.5 | Достопримечательности города | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.6 | Контрольная работа на тему: «Республика Мордовия» | 1 | Индивидуальная работа | ||
8. | Моя любимая книга | 1 | |||
8.1 | Моя любимая книга | 1 | Фронтальный опрос | ||
9. | Моё любимое животное | 1 | |||
9.1 | Моё любимое животное | 1 | Индивидуальный опрос | ||
10. | Времена года. Краски осени | 2 | |||
10.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Краски осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11. | Человек | 3 | |||
11.1 | Человек. Характер человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Увлечения | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11.3 | Самостоятельная работа на тему: «Увлечения человека» | 1 | Индивидуальная работа | ||
12. | Домашние дела | 2 | |||
12.1 | Домашние дела | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Помощь родителям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13. | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | |||
13.1 | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | Фронтальный опрос | ||
14. | Подготовка к праздникам | 1 | |||
14.1 | Подготовка к праздникам | 1 | Индивидуальный опрос | ||
15. | Самые лучшие воспоминания | 1 | |||
15.1 | Самые лучшие воспоминания | 1 | Фронтальный опрос | ||
16. | Улицы родного города | 2 | |||
16.1 | Улицы родного города | 1 | Фронтальный опрос | ||
16.2 | Контрольная работа на тему: «Улицы родного города» | 1 | Индивидуальная работа | ||
17. | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | |||
17.1 | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | Фронтальный опрос | ||
18. | Любимый предмет в школе | 1 | |||
18.1 | Любимый предмет в школе | 1 | Индивидуальная работа | ||
19. | Природа вокруг нас | 1 | |||
19.1 | Природа вокруг нас | 1 | Фронтальный опрос | ||
20. | Реки и озёра Республики Мордовия | 2 | |||
20.1 | Реки Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Озёра Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21. | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | |||
21.1 | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | Индивидуальный опрос | ||
22. | Экологические проблемы | 2 | |||
22.1 | Экологические проблемы | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Самостоятельная работа на тему: «Охрана природы» | 1 | Индивидуальная работа | ||
23. | Рыбалка летом и зимой | 2 | |||
23.1 | Рыбалка летом | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Рыбалка зимой | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24. | Зимние забавы | 2 | |||
24.1 | Катание на льду на коньках | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24.2 | Катание в лесу на лыжах | 1 | Фронтальный опрос | ||
25. | Проведение свободного времени | 1 | |||
25.1 | Проведение свободного времени дома, среди друзей | 1 | Фронтальный опрос | ||
26. | Пробуждение природы весной | 2 | |||
26.1 | Пробуждение природы весной | 1 | Фронтальный опрос | ||
26.2 | Деревья весной в лесах и садах | 1 | Индивидуальный опрос | ||
27. | Мастерим скворечники | 1 | |||
27.1 | Мастерим скворечники | 1 | Фронтальный опрос | ||
28. | Забота о здоровье | 2 | |||
28.1 | Забота о здоровье | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Любовь к спорту | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29. | Спорт в Республике Мордовия | 2 | |||
29.1 | Спорт в Республике Мордовия. Известные спортсмены Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Контрольная работа на тему: «Спорт» | 1 | Индивидуальная работа | ||
30. | Весенние праздники | 1 | |||
30.1 | Весенние праздники | 1 | Фронтальный опрос | ||
31. | Родина | 1 | |||
31.1 | Родина | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32. | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 3 | |||
32.1 | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Масленица | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32.3 | День Победы | 1 | Фронтальный опрос | ||
33. | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 2 | |||
33.1 | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33.2 | Эпос «Масторава» | 1 | Фронтальный опрос | ||
34. | Знакомство с мокшанскими песнями | 4 | |||
34.1 | Знакомство с мокшанскими песнями | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.2 | Колыбельные песни | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34.3 | Народные песни | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.4 | Самостоятельная работа на тему: «Весенние праздники. Мокшанские песни» | 1 | Индивидуальная работа | ||
35. | Путешествие по карте | 2 | |||
35.1 | Путешествие по карте | 1 | Фронтальный опрос | ||
35.2 | Географические места родного города | 1 | Индивидуальный опрос | ||
36. | Экскурсия с классом | 1 | |||
36.1 | Экскурсия с классом | 1 | Фронтальный опрос | ||
37. | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 2 | |||
37.1 | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 1 | Фронтальный опрос | ||
37.2 | Контрольная работа на тему: «Путешествие» | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 6 «К » классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1. | Вспоминаем летние каникулы | 2 | |||
1.1 | Повторение пройденного материала | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Вспоминаем летние каникулы | 1 | Индивидуальная работа | ||
2. | Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора | 3 | |||
2.1 | Мордовский фольклор | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Мордовские божества-герои фольклора | 1 | Индивидуальная работа | ||
2.3 | Ведява и Вирява | 1 | Фронтальный опрос | ||
3. | Покупки | 3 | |||
3.1 | Посещение магазинов и покупка сувениров | 1 | Индивидуальная работа | ||
3.2 | Продавец и покупатель | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.3 | Самостоятельная работа на тему: «Покупки» | 1 | Индивидуальная работа | ||
4. | Мой хороший друг | 1 | |||
4.1 | Мой хороший друг | 1 | Фронтальный опрос | ||
5. | Живём в одном доме | 1 | |||
5.1 | Живём в одном доме | 1 | Индивидуальный опрос | ||
6. | Общение между людьми | 2 | |||
6.1 | Общение между людьми | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Диалог | 1 | Индивидуальная работа | ||
7. | Республика Мордовия | 6 | |||
7.1 | Республика Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Столица Республики | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.3 | Города Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.4 | Города Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.5 | Достопримечательности города | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.6 | Контрольная работа на тему: «Республика Мордовия» | 1 | Индивидуальная работа | ||
8. | Моя любимая книга | 1 | |||
8.1 | Моя любимая книга | 1 | Фронтальный опрос | ||
9. | Моё любимое животное | 1 | |||
9.1 | Моё любимое животное | 1 | Индивидуальный опрос | ||
10. | Времена года. Краски осени | 2 | |||
10.1 | Времена года | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Краски осени | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11. | Человек | 3 | |||
11.1 | Человек. Характер человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Увлечения | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11.3 | Самостоятельная работа на тему: «Увлечения человека» | 1 | Индивидуальная работа | ||
12. | Домашние дела | 2 | |||
12.1 | Домашние дела | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Помощь родителям | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13. | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | |||
13.1 | Младшая (старшая) сестра, младший (старший) брат | 1 | Фронтальный опрос | ||
14. | Подготовка к праздникам | 1 | |||
14.1 | Подготовка к праздникам | 1 | Индивидуальный опрос | ||
15. | Самые лучшие воспоминания | 1 | |||
15.1 | Самые лучшие воспоминания | 1 | Фронтальный опрос | ||
16. | Улицы родного города | 2 | |||
16.1 | Улицы родного города | 1 | Фронтальный опрос | ||
16.2 | Контрольная работа на тему: «Улицы родного города» | 1 | Индивидуальная работа | ||
17. | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | |||
17.1 | Воспоминания о зимних каникулах | 1 | Фронтальный опрос | ||
18. | Любимый предмет в школе | 1 | |||
18.1 | Любимый предмет в школе | 1 | Индивидуальная работа | ||
19. | Природа вокруг нас | 1 | |||
19.1 | Природа вокруг нас | 1 | Фронтальный опрос | ||
20. | Реки и озёра Республики Мордовия | 2 | |||
20.1 | Реки Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
20.2 | Озёра Республики Мордовия | 1 | Индивидуальный опрос | ||
21. | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | |||
21.1 | Охрана рек, озёр, лесов | 1 | Индивидуальный опрос | ||
22. | Экологические проблемы | 2 | |||
22.1 | Экологические проблемы | 1 | Фронтальный опрос | ||
22.2 | Самостоятельная работа на тему: «Охрана природы» | 1 | Индивидуальная работа | ||
23. | Рыбалка летом и зимой | 2 | |||
23.1 | Рыбалка летом | 1 | Фронтальный опрос | ||
23.2 | Рыбалка зимой | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24. | Зимние забавы | 2 | |||
24.1 | Катание на льду на коньках | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24.2 | Катание в лесу на лыжах | 1 | Фронтальный опрос | ||
25. | Проведение свободного времени | 1 | |||
25.1 | Проведение свободного времени дома, среди друзей | 1 | Фронтальный опрос | ||
26. | Пробуждение природы весной | 2 | |||
26.1 | Пробуждение природы весной | 1 | Фронтальный опрос | ||
26.2 | Деревья весной в лесах и садах | 1 | Индивидуальный опрос | ||
27. | Мастерим скворечники | 1 | |||
27.1 | Мастерим скворечники | 1 | Фронтальный опрос | ||
28. | Забота о здоровье | 2 | |||
28.1 | Забота о здоровье | 1 | Фронтальный опрос | ||
28.2 | Любовь к спорту | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29. | Спорт в Республике Мордовия | 2 | |||
29.1 | Спорт в Республике Мордовия. Известные спортсмены Республики Мордовия | 1 | Фронтальный опрос | ||
29.2 | Контрольная работа на тему: «Спорт» | 1 | Индивидуальная работа | ||
30. | Весенние праздники | 1 | |||
30.1 | Весенние праздники | 1 | Фронтальный опрос | ||
31. | Родина | 1 | |||
31.1 | Родина | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32. | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 3 | |||
32.1 | Праздники, которые отмечаются в нашей республике и в России | 1 | Фронтальный опрос | ||
32.2 | Масленица | 1 | Индивидуальный опрос | ||
32.3 | День Победы | 1 | Фронтальный опрос | ||
33. | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 2 | |||
33.1 | Знакомство с мордовским эпосом «Масторава» | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33.2 | Эпос «Масторава» | 1 | Фронтальный опрос | ||
34. | Знакомство с мокшанскими песнями | 4 | |||
34.1 | Знакомство с мокшанскими песнями | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.2 | Колыбельные песни | 1 | Индивидуальный опрос | ||
34.3 | Народные песни | 1 | Фронтальный опрос | ||
34.4 | Самостоятельная работа на тему: «Весенние праздники. Мокшанские песни» | 1 | Индивидуальная работа | ||
35. | Путешествие по карте | 2 | |||
35.1 | Путешествие по карте | 1 | Фронтальный опрос | ||
35.2 | Географические места родного города | 1 | Индивидуальный опрос | ||
36. | Экскурсия с классом | 1 | |||
36.1 | Экскурсия с классом | 1 | Фронтальный опрос | ||
37. | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 2 | |||
37.1 | Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях | 1 | Фронтальный опрос | ||
37.2 | Контрольная работа на тему: «Путешествие» | 1 | Индивидуальная работа | ||
Итого | 68 |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Диски:
- Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
- Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).
- Мы – Мордва!
- Писатели Мордовии.
- Мокшень ёфкст.
Стенды:
- Мордовский национальный костюм.
- Символика Мордовии.
- Карта Мордовии.
Портреты:
- Писатели и поэты Мордовии.
Уголки:
- Предметы быта и утварь древней мордвы.
- Украшения мордвы.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература:
- Баранова, Л.А. Мокшень кяль 3: Мокшень школань колмоце классонди. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась. 2004.
- Гришунина, В.И. Мокшанский язык. 5 класс. Четвёртый год обучения: учеб. для русскоязыч. учащихся / В.П. Гришунина, В.Ф Рогожина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.
- Исайкина, А.И. 3 класс: учеб. для шк. с рус. или смешан. по нац. составу контенгентом обучающихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. – 144 с.
- Исайкина, А.И. Мокшанский язык. 4 класс: учеб. для. русскоязыч. учащихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 144 с.
- Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. – Ковылкино, 2006.
- Исайкина, А.И., Келина, А.М. Диктантт и изложеният 2-4: Ниле классонь начальнай школань учительхненди пособия. – Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1987.
- Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
- Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. – Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
- Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002.
- Рогожина, В.Ф. Мокшанский язык. 6 класс. Пятый год обучения: учеб. для русскоязыч. учащихся / В.Ф Рогожина, В.П. Гришунина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 136 с.
- Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. – Саранск, 2009.
Дополнительная учебно-методическая литература:
- Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануфриева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.
- Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. – №3.
- Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Морфология / Под ред. Д.В. Цыганкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980.
- Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.
- Липатов, С.И. Родной кяльсь мокшень школаса // Мокша. – 1987. – №5.
- Липатов, С.И. Тонафтомс лац корхтама и сёрмадома // Мокша. – 1989. – №2.
- Марса, башка, китькскя вельде. Валкс / Серматф-тиф Н.С Алямкинонь и О. Е. Поляковонь вятемаснон ала. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2002.
- Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.
- Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. – М.: русский язык, Дигора, 1998.
- Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации / НИИ яз., лит., истории и экономики при Правительстве Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1995. - 63 с.
- Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
- Цыганкин, Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
- Цыганкин, Д.В. Словообразование в мордовских языках: учеб. пособие для студ. нац. отд. вузов / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г
Программа разработона по учебнику Лебедева...
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ по физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классов ГБОУ Лицей № 1451
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВпо физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классовГБОУ Лицей № 1451В школе обучаются дети с ТНР, но помимо этого эти дети соматически осл...
Рабочие программы по немецкому языку на 2014-2015 уч.год
Рабочие программыКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013
Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:· Федерального образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
Элективный курс Подготовка к ЕГЭ 2014-2015
В данном курсе я представляю основные моменты специфики своей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ...