Учебно-методическое пособие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
Учебно-методическое пособие по выполнению упражнений и тестовых заданий по русскому языку и кульутре речи по разделу "Морфология. Орфография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_po_russkomu_yazyku.docx | 58.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство спорта Республики Тыва
Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение
«Училище олимпийского резерва (техникум)»
Учебно-методическое пособие
по выполнению упражнений
и тестовых заданий по русскому языку и культуре речи
по разделу «Морфология. Орфография»
Специальность: 49.01.02. Физическая культура
Кызыл, 2019
Разработчик учебно-методического пособия: преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «УОР (техникум)» Ондар В. К.
Педагог-наставник: методист по учебной части Монгуш О. С.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………………..4
- Самостоятельные части речи……………………………………………….……5
- Имя существительное
Упражнения ……………………………………………………..……………………...5
Тестовые задания …………………………………………………………..…………..7
- Имя прилагательное
Упражнения …………………………………………………………………..…….....10
Тестовые задания ……………………………………………………………..………11
- Имя числительное
Упражнения …………………………………………………………………………...14
Тестовые задания ……………………………………………………………………..15
- Местоимения
Упражнения …………………………………………………………………………...17
Тестовые задания ……………………………………………………………………..18
- Глагол
Упражнения …………………………………………………………………………...19
Тестовые задания ……………………………………………………………………..21
- Причастия
Упражнения …………………………………………………………………………...23
Тестовые задания ……………………………………………………………………..25
- Деепричастие
Упражнения …………………………………………………………………………...26
Тестовые задания ……………………………………………………………………..27
- Наречие
Упражнения …………………………………………………………………………...28
Тестовые задания ……………………………………………………………………..29
- Служебные части речи ………………………………………………………….31
- Предлоги
Упражнения …………………………………………………………………………...31
- Союзы
Упражнения …………………………………………………………………………...32
- Частицы
Упражнения …………………………………………………………………………...32
Тестовые задания ……………………………………………………………………..33
- Список литературы ……………………………………………………………...35
Пояснительная записка
Настоящее учебно-методическое пособие для студентов 1 курса соответствует с требованиями ФГОС СПО.
Целью данного пособия является систематизация упражнений и тестовых заданий по самостоятельным и служебным частям речи, которые предназначены для закрепления теоретического материала, навыков грамотного письма и речи, а также проверки собственных знаний.
Умение говорить и писать правильно, использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций необходимо тем, кто хочет, чтобы его воспринимали как образованного, компетентного человека.
Материал, собранный в пособии, может быть использован и преподавателями, и студентами на занятиях, а также в качестве самостоятельных работ для студентов.
После изучения материала студент должен иметь представление:
- о морфологических признаках самостоятельных и служебных частей речи;
уметь:
- решать письменно упражнения и тестовые задания;
- применять на практике правила правописания самостоятельных и служебных частей речи;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- уметь извлекать необходимую информацию по изучаемой теме и определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.
- Самостоятельные части речи
- Имя существительное
Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?
2) Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. 3) Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.
4) Надо заранее подумать о том, чем угостить своих друзей. 5) Почти у каждого в доме найдётся чай, кофе или сок. 6) Очень важно также предложить гостям развлечения. 7) Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.
8) Надо быть тактичным. 9) Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему.
10) Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем-нибудь. 11) Гостеприимство вовсе не бремя, а прекрасное времяпровождение. 12) Очень важно, чтобы гость не счёл вас невежей, а ушёл в хорошем настроении. 13) В следующий раз он обязательно вернётся.
1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2—3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Сделайте морфологический разбор трёх существительных.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.
1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.
Упражнение 3. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.
-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.
-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить.
-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Настя.
Упражнение 4. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.
1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.
Упражнение 5. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.
Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования. 5) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 6) На конференции... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... 7) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма.
Тестовое задание 1.
1. Какое существительное относится к мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль
2. Какое существительное относится к женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь
3. Какое существительное относится к среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса
4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
а) рельс — рельса
б) ставень — ставня
в) фильм — фильма
г) туфель — туфля
5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м. р.)
6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж. р.)
7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...
8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...
б) округ...
в) парус...
г) отпуск...
9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...
10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных?
а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат клапана.
11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?
а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...
Тестовое задание 2.
1. В каком слове окончание Е?
а) в комментари...
б) присутствовать на заседани...
в) по алле...
г) о благосостояни...
2. В каком слове окончание Е?
а) сообщить о метел...
б) в ближнем зарубежь...
в) отправить письмо Анастаси...
г) свидетельство о рождени...
3. В каком слове окончание И?
а) окна в ине...
б) конфликт в Закавказь...
в) обратиться к Наталь... Петровне
г) приехать из Турци...
4. В каком слове окончание И?
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в усть... реки
г) в теплом помещени...
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
а) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...
6. В каком слове пишется И?
а) ящич...к
б) кресл...це
в) нож...нька
г) тяж...сть
7. В каком слове пишется И?
а) Миш...нька
б) помещень...це
в) текуч...сть
г) брат...ц
8. В каком слове пишется Е?
а) помидорч...к
б) мастер...ца
в) гостин...ца
г) клубоч...к
9. В каком слове пишется Е?
а) студенч...ство
б) земля-кормил...ца
в) крив...зна
г) кузнеч...к
10. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?
а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов яблок
г) нет чистых блюдец
- Имя прилагательное
Упражнение 1. От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.
Образец: сильный — сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный.
Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твердый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, мягкий.
Упражнение 2. Перепишите примеры, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с существительными, к которым они относятся. Выделите окончания.
1) В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный звон. 2) Егерь заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. 3) Слух о пожаре быстро разнесся по (окрестный помещичий) усадьбам. 4) Во дворе слышался гул (ребячий) голосов. 5) Удивительных пернатых увидели мы на (птичий) базаре. 6) Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке. 7) В его взгляде было какое-то беспокойство, изобличавшее (внутренняя) борьбу эмоций. 8) (Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору.
Упражнение 3. Образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ан- (-ян-), -ин-, -енн-, -онн-.
Сессия, ястреб, единство, авиация, длина, голубь, листва, война, дерзновение, весна, оппозиция, кожа, старина, солома, величество, окно, стекло, комиссия, родство, мужество, лошадь, клятва, луна.
Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных.
Честолюб...вый человек, льст...вая улыбка, пол...вые цветы, вол...вой характер, отрасл...вые интересы, навязч...вые идеи, уклонч...вый ответ, талантл...вый режиссер, приветл...вая хозяйка, клетч...тая ткань, половинч...тое решение, дощ...тый забор, дымч...тые очки, добр...кий человек, стар...кое пальто, скромн...нький костюмчик, сер...нький зайчишка, пестр...нький платоч...к, уз...нький коридорч...к.
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Распределите прилагательные в две колонки: 1) с одной н; 2) с двумя н.
Серебр...ые часы, тума...ая мгла, багр...ый закат, стари...ое оружие, ветр...ая подруга, бесчисле...ое множество, лебед...ая песня, кож...ое кресло, сви...ая тушенка, дискуссио...ый вопрос, песч...ый берег, каме...ый дом, моното...ые звуки, оловя...ые солдатики, осе...яя погода, маши...ое отделение, дров...ой склад, ветр...ая мельница, безветре...ая погода, журавли...ое гнездо, недюжи...ые способности, ю...ый друг, аукцио...ые правила, государстве...ая пошлина, двусторо...ий договор, вое...ая прокуратура, конституцио...ое право, обществе...ое положение.
Тестовое задание 1.
1. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?
а) могуч, первый, сильное, лисий
б) беспощаден, выдуман, цветной, бела
в) нетерпеливый, должен, хаки, сытый
г) одетый, несчастный, злой, высказан
2. Сколько имен прилагательных в предложении Это новое одноэтажное здание видно людям, въезжающим в город, с любого пункта?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
3. Какое из утверждений является неверным?
а) тяжелый — это качественное прилагательное
б) тяжелее — это форма сравнительной степени качественного прилагательного «тяжелый»
в) тяжел — это краткая форма качественного прилагательного «тяжелый»
г) сверхтяжелый — это форма превосходной степени качественного прилагательного «тяжелый»
4. У какого из выделенных в предложении прилагательных правильно определены грамматические признаки?
Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.
а) легкий — имя прилагательное, относительное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является определением
б) одинаков — имя прилагательное, качественное, употреблено в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является сказуемым
в) голубоватые — имя прилагательное, качественное, употреблено в полной форме, в женском роде, во множественном числе, в именительном падеже, в предложении является определением
г) заметный — имя прилагательное, качественное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является определением
5. У какого из выделенных в предложении прилагательных правильно определены грамматические признаки?
Пока едешь лесом, застоявшийся воздух пахнет горячим смолистым деревом, а вырвешься на открытое место, откуда видны скошенные луга в низинах и ржавые поля по склонам холмов, ветер донесет слабый запах вянущих злаков и трав.
а) горячим — имя прилагательное, качественное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в предложном падеже
б) смолистым — имя прилагательное, относительное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в предложном падеже
в) ржавые — имя прилагательное, относительное в значении качественного, употреблено в полной форме, во множественном числе, в винительном падеже
г) слабый — имя прилагательное, качественное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в винительном падеже
6. У какого из выделенных в предложении прилагательных неправильно определены грамматические признаки?
Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел, — с другой уже вздымался синий, седой сумрак.
а) летняя — имя прилагательное, относительное, употреблено в женском роде, в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является определением
б) тиха — имя прилагательное, качественное, употреблено в краткой форме, в женском роде, в единственном числе, в предложении входит в состав сказуемого
в) синий — имя прилагательное, относительное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является определением
г) седой — имя прилагательное, качественное, употреблено в полной форме, в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является определением
Тестовое задание 2
1. В каком варианте пишется Е?
а) в бескрайн...м просторе
б) укрыться заячь...м тулупом
в) проснуться ранн...м утром
г) будь хорош...м мальчиком
2. В каком варианте пишется И?
а) думать о вчерашн...м событии
б) гордиться могуч...м богатырем
в) мечтать о хорош...м друге
г) вспоминать о син...м море
3. В каком слове пишется Н?
а) юн...ый
б) истин...ый
в) старин...ый
г) оловян...ый
4. В каком слове пишется НН?
а) былин...ый
б) ветрен...ый
в) травян...ой
г) курин...ый
5. В каком слове пишется Н?
а) недюжин...ый
б) песчан...ый
в) стеклян...ый
г) клюквен...ый
6. В каком слове пишется НН?
а) безветрен...ый
б) серебрян...ый
в) змеин...ый
г) румян...ый
7. В каком слове пишется НН?
а) водян...ой
б) зелен...ый
в) бездон...ый
г) перепелин...ый
8. В каком ряду НН пишется во всех словах?
а) благовон...ый, традицион...ый, беспричин...ый
б) багрян...ый, лицензион...ый, един...ый
в) интонацион...ый, экзаменацион...ый, песчан...ый
г) торжествен...ый, сенсацион...ый, муравьин...ый
9. В каком слове пишется Е?
а) лен...вый
б) дожд...вые (облака)
в) болтл...вый
г) забывч...вый
10. В каком слове пишется Е?
а) вкрадч...вый
б) романт...ческий
в) коричн...ватый
г) увертл...вый
11. В каком слове пишется И?
а) кисл...нький
б) географич...ский
в) восприимч...вый
г) рыж...ватый
12. В каком слове пишется И?
а) обидч...вый
б) замш...вый
в) щавел...вый
г) ткан...вый
13. В каком слове есть суффикс -СК-?
а) матрос...кая служба
б) вес...ие доказательства
в) ни...кое давление
г) калмы...ие песни
- Имя числительное
Упражнение 1. Просклоняйте.
37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 15-я школа.
Упражнение 2. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800—850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
Упражнение 3. Выберите правильную форму числительного и существительного.
Для (пяти — пятерых) женщин; (три — трое) красивых (коня — коней); (шесть — шестеро) работниц завода; (четыре — четверо) (ножницы — ножниц); (два — двое) знакомых (лица — лиц); (четыре — четверо) (студентки — студенток).
Упражнение 4. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.
1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.
Упражнение 5. Запишите словами.
8, 11, 17, 60, 80, 365, 413, 719, 79, 988.
Упражнение 6. Образуйте от чисел порядковые числительные и запишите их.
11, 23, 378, 500, 1000, 1256, 8663, 37 000.
Тестовое задание 1.
1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?
а) Р. п. трехсот пятидесяти
б) Т. п. триста пятьюдесятью
в) Д. п. тремстам пятидесяти
г) П. п. о трехстах пятидесяти
2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?
а) Р. п. семисот шестидесяти девяти
б) Д. п. семиста шестидесяти девяти
в) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью
г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти
3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
а) семеро котят
б) нас четверо
в) пятеро женщин
г) трое детей
4. В каком варианте словосочетание построено правильно?
а) к полуторам годам
б) с двумястами рублями
в) около четыреста студентов
г) перед шестнадцатым апрелем
5. В каком сочетании слов имеется ошибка?
а) увеличить в 1,8 раза
б) двухтысячный год
в) три пятых метров
г) нет трехсот рублей
6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
а) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
в) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.
7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
а) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.
б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.
в) Наше село в полутораста километрах от города.
г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза
8. Найдите ошибку.
а) тридцатилетний
б) пятидесятилетний
в) сораколетний
г) тысячелетний
9. Выберите правильный вариант написания.
а) тристо тринадцать
б) девяносталетний
в) двухсоттысячный
г) трех миллионный
10. Найдите вариант с ошибкой.
а) сто тридцать девятый
б) шестьсот пятьдесят шестой
в) пятьсот
г) двадцати восьми тысячный
- Местоимение
Упражнение 1. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
У того, с которым3 Иаков стоял в ночи.
1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.
2. Выясните их синтаксическую функцию.
3. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.
Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут — делать (н...)чего — друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов).
Тестовое задание 1.
1. В каком варианте пишется буква Е?
а) н... кто не знает
б) н.. за что на свете
в) н... чего раздумывать
г) н.. до чего нет дела
2. В каком варианте пишется буква И?
а) н... кому остаться дома
б) н... за что не скажу
в) н... у кого попросить денег
г) н...которые люди
3. В каком варианте необходимо слитное написание?
а) (не)сколько книг
б) не(с)кем посоветоваться
в) ни(у)кого не спросил
г) ни(о)чем не думай
4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
а) (ни)чего не осталось
б) (ни)чем не интересовался
в) (не)чем заняться
г) (не)о(чем) переживать
5. В каком варианте может быть вариативное написание?
а) (не/ни)какой
б) (не/ни)кто
в) (не/ни)чей
г) (не/ни)который
6. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?
а) эта — указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
б) меня — личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа
в) никем — отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа
г) любая — определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
7. Сколько местоимений в предложении – В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
8. В каком ряду все слова являются местоимениями?
а) ничего, разнообразный, чей, крайний
б) свой, собственный, чужой, никаких
в) кто-то, любой, никакой, который
г) их, другой, по-своему, схожий
- Глагол
Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал3, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел3...
Книги говорили3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 2. Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Выбор мотивируйте.
1) Развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс. 2) Обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном. 4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.
Упражнение 3. Составьте словосочетания с глаголами.
Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.
Упражнение 4.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.
Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.
Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).
Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.
Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.
Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Упражнение 8. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.
Упражнение 9. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.
Тестовое задание 1.
1. В каком ряду все слова являются глаголами?
а) выписал, замерз, куплю, забыт
б) построен, нарисовала, берег, сшит
в) одет, смел, съел, сходите
г) выдержишь, дам, отбил, сотри
2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
а) люблю, придумывал, работать, спел
б) заснул, открылся, бегите, ищу
в) вспомню, покорми, прошелся, увижу
г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем
3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
а) лягу, помогу, уберу, сделаю
б) учу, узнаем, принесите, сочиняю
в) встать, ползти, сплетничать, синеть
г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу
4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?
а) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
б) Многие книги дарят нам радостные минуты.
в) Он хочет научиться всему хорошему.
г) Конь бежит — земля дрожит, из ноздрей дым валит.
5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?
а) промолвила — глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице
б) искать — глагол несовершенного вида, переходный, возвратный
в) надеется — глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе
г) шуметь — глагол I спряжения, в неопределенной форме
6. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
б) победить
в) бриться
г) мурлыкать
7. Какая из форм глагола является только разговорной?
а) обезболивать
б) узаконивать
в) обусловливать
г) уполномачивать
8. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
а) положь
б) ляг
в) езжай
г) вылазь
1.6. Причастие
Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт)
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.
а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
Упражнение 3. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.
Упражнение 5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2) Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3) Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4) Потер...ая книга случайно нашлась. 5) Замеч...ые вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевременно.
Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)
Тестовое задание 1.
1. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
2. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
а) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
в) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.
3. B каком слове пишется буква Ю?
а) вер...щий в чудо
б) но...щий зуб
в) чист...щий порошок
г) жал...щая оса
4. B каком слове пишется буква У?
а) чин...щий мебель
б) вяж...щее средство
в) ссор...щиеся дети
г) стро...щийся объект
5. В каком слове пишется буква Е?
а) сдерж...нный тон
б) услыш...нный звук
в) замеш...нное тесто
г) растер...нный взгляд
6. В каком слове пишется одна Н?
а) закопчен...ые стены
б) трава подстрижен...а
в) неждан...ый
г) слышан...ая мною история
7. В каком слове пишется одна Н?
а) свежезаморожен...ые овощи
б) швы отстрочен...ы
в) перевязан...ая рука
г) вязан...ые бабушкой носки
8. В каком слове пишется одна Н?
а) общепризнан...ое мнение
б) сушен...ые в печи грибы
в) стилизован...ый интерьер
г) морожен...ая рыба
9. В каком слове пишется одна Н?
а) обоснован...ый вывод
б) избалован...ый ребенок
в) площадь оцеплен...а
г) асфальтирован...ая улица
10. В каком слове пишется НН?
а) ранен...ый боец
б) кожан...ое кресло
в) юн...ый возраст
г) воспитан...ый человек
1.7. Деепричастие
Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (Д. Лихачев)
1. Найдите в тексте деепричастия.
2. Определите их вид.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
4. Определите синтаксическую функцию деепричастий в тексте. Обратите внимание на авторские знаки препинания.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 2. От глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями. Назовите глаголы, от которых деепричастия несовершенного вида не образуются.
Формулировать, беспокоиться, заведовать, киснуть, дышать, резать, разрушать, вить, кружить, признавать, тереть, наслаждаться, гаснуть, стирать, беречь, стучать, жать, отдыхать, пахать, дрожать, писать, бить.
Упражнение 3. От глаголов образуйте деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы, подчеркните гласную перед суффиксами -вши, -в-. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями.
Привезти, увлечься, выполнить, сформулировать, просеять, забежать, разместить, познакомиться, протереть, обидеться, сберечь, растеряться.
Тестовое задание 1.
1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая
б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
г) навзничь, объевшись, белая, двигая
2. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
а) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное
б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное
в) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
а) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
в) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
5. Найдите деепричастие несовершенного вида:
а) игра
б) увидевши
в) просохнув
6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие:
а) крыть
б) лить
в) жить
г) плыть
7. Укажите, какой глагольный признак образовать деепричастие:
а) время
б) вид
в) лицо
8. В каких предложения допущена ошибка в употреблении деепричастия?
а) Открывая книгу, из нее выпал листок.
б) Прочитала рассказ, он показался мне скучным.
в) Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
г) Прыгая ребятишки любовались на елку.
1.8. Наречие
Упражнение 1. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипящую, запишите следующие словосочетания.
Удалиться проч..., ударить наотмаш..., выйти замуж..., отворить окно настеж..., пуститься вскач..., ждать невтерпеж..., сплош... зарасти сорняками, упасть навзнич...
Упражнение 2. Выберите правильный вариант написания наречия.
1) Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.
Упражнение 3. Перепишите и раскройте скобки.
(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.
Упражнение 4.Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.
Тестовое задание 1.
1. В каком слове на конце пишется А?
а) вправ...
б) сначал...
в) занов...
г) запрост...
2. В каком слове на конце пишется А?
а) засветл...
б) наскор...
в) досух...
г) накрепк...
3. В каком слове на конце пишется О?
а) изредк...
б) снов...
в) наглух...
г) докрасн...
4. В каком варианте наречие пишется через дефис?
а) в...трое
б) в...третьих
в) в...догонку
г) в... начале подумай
5. В каком варианте наречие пишется через дефис?
а) он в...правду честен
б) говорить по...корейски
в) действовать в...тайне
г) выступать по...очереди
6. В каком варианте наречие пишется через дефис?
а) сделать на...спех
б) жить по...старому
в) выучить на...зубок
г) в...новь запел
7. В каком варианте наречие пишется раздельно?
а) кое... где
б) по...переменно
в) ударить с...боку
г) не победить в...одиночку
8. В каком варианте наречие пишется раздельно?
а) в...право
б) с...разбегу
в) давным...давно
г) тот...час
9. В каком варианте наречие пишется раздельно?
а) в...правду важный
б) по...одиночке
в) сдал во...время
г) на...лету
10. В каком варианте наречие пишется слитно?
а) уйти без...спросу
б) сказать по...существу
в) беседовать в...полголоса
г) испугаться до...смерти
2.Служебные части речи
2.1.Предлог
Упражнение 1. Прочитайте предложения. Найдите в них предлоги, охарактеризуйте их. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
1) Никогда не были столь нужны для3 других народов обогащение и чистота языка, сколь стали они необходимы для нас, несмотря на3 настоящее богатство и красоту и силу языка российского. (Е. Дашкова) 2) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о3 его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (К. Паустовский)
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.
(В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.
2.2.Союзы.
Упражнение 1. В тексте найдите союзы, охарактеризуйте их. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Мне никогда не требуется думать, в какой форме выразить ту или3 иную мысль, слова сами приходят ко мне вместе с мыслью; но3 я весьма часто бываю вынужден тщательно обдумывать мысль, чтобы3 вернее ее выразить; и как только3 у меня формируется определенное мнение, все тут же оказывается сказано само собой... А когда я пытаюсь поиграть словами как бубенцами, они перестают приходить. (Джордж Бернард Шоу)
Упражнение 2. Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.
1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.
2.3 Частица.
Упражнение 1. В тексте найдите частицы, охарактеризуйте их. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Даль один собрал вдвое больше слов, чем целое отделение академиков... Какое3 счастье, что довелось Далю колесить по Руси, менять профессии, изучать ремесла, встречать на пути своем тысячи разных людей. Какое счастье, что путь к словарю не3 лег перед Далем прямым, наезженным трактом. Не то, могло случиться, и словаря бы3 не было. (По М. Булатову, В. Порудоминскому)
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Частицы подчеркните.
1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком (нибудь) другом. (А. Грибоедов) 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов)
Упражнение 3. Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.
Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.
(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.
Тестовое задание 1.
1. В каком варианте предлог пишется слитно?
а) (не) смотря на погоду
б) (за) счет усердия
в) (в)течение года
г) (из)за помарок
2. Найдите вариант с ошибкой.
а) Ты опоздал из-за меня.
б) Я вернусь в течение часа.
в) Вместо назначения поезд опоздал.
г) Имей в виду, я буду поступать по-своему.
3. В каком варианте необходимо слитное написание?
а) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.
б) У правды язык суров, за(то) душа добрая.
в) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.
г) Лицемерие и ложь одно и то(же).
4. В каком варианте предлог пишется слитно?
а) (в)целях безопасности
б) (в)продолжение экзамена
в) (в)отличие от друзей
г) (не)взирая на успех
5. Какое из объяснений является ошибочным?
а) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно
б) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется
в) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова
г) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова
6. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку».
а) почему — всегда пишется слитно;
б) почему — здесь союз, пишется слитно;
в) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;
г) по чему — здесь предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.
7. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
а) совершить (не)лепый поступок
б) бормотать что-то (не)внятное
в) ничем (не)оправданный риск
г) юноша крайне (не)вежлив
8. В каком варианте необходимо раздельное написание?
а) (За)чем пойдешь, то и найдешь.
б) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
в) Он был неправ, (при)чем еще спорил.
г) (И)так, она звалась Татьяной.
Список использованной литературы
1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2000.
2. Гольцова Н. Г. Русский язык: 10—11 кл.: учеб. для общеобразоват. школ / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. — М., 2005.
3. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — М., 2002.
4. Дейкина А. Д. Русский язык: учеб.-практикум для ст. кл. / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. — М., 2006.
5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы. — М., 2014.
6. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы. — М., 2015.
7. Ленская Т. С. Русский язык. В 4 ч. Ч. 1. Орфография / Т. С. Ленская, Т. Ю. Угроватова. — М., 2003.
8. Ленская Т. С. Русский язык. В 4 ч. Ч. 2. Виды разборов / Т. С. Ленская, Т. Ю. Угроватова. — М., 2003.
9. Розенталь Д. Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. — М., 1997.
10. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. — М., 1997.
11. Русский язык. Современный курс: пособие для поступающих в вузы / под ред. П. А. Леканта. — М., 1998.
12. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / под ред. О. В. Загоровской. — Воронеж, 2004.
Дополнительная литература
1. Агеенко Ф. А. Словарь ударений русского языка / Ф. А. Агеенко, М. В. Зарва. — М., 2000.
2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова [и др.]. — М., 1993.
3. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К. С. Горбачевич. — СПб., 2002.
4. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
5. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. — М., 2006.
6. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. — М., 2004.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 2002.
8. Орфографический словарь русского языка. — М., 1996.
9. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1999.
10. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка / З. А. Потиха. — М., 1987.
11. Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. — М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"
Данное учебно-методическое пособие предназначено для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
УМК - Русский язык и литература. Литература. Для обучающихся по профессии "Парикмахер", "Повар, кондитер", "Мастер по обработке цифровой информации"Автор-составитель: Уянаева Евгения Викторовна - преп...
Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе
Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПО
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык адресован обучающимся очной формы обучения.УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению...
Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"
Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 8 классе
Тексты для комплексного анализа....