Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsya_i_tsya_3.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 52 Щукина Галина Федоровна.
Цели урока:
Обучающая: продолжить знакомство с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться, научиться задавать вопросы к глаголам, закрепить и углубить знания по теме «Правописание – тся и –ться в глаголах», формировать умение писать и произносить глаголы с-тся и –ться, закрепить знание соответствующего правила и владение способом действия при выборе соответствующей орфограммы.
Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму , обозначать ее графически, объяснять правописание,
-развивать навыки работы в парах, в группах, а также навыки самостоятельной работы;
-формировать навык совместной проектной деятельности;
-развивать умение осуществлять самооценку учебной деятельности.
-Воспитывающая: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность.
-воспитывать бережное отношение к родному языку, культуру речи, внимание к слову;
-воспитывать потребность к объективному анализу своей деятельности и работы товарищей.
Оборудование : презентация.
Ход урока.
1. Этап мотивации.
Цели этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.
Создание проблемной ситуации !!!
- Почему вопрос вместо темы?
-Внимание! Проблема!-в чем разница написания слов?
Спица- спится
Переносица-переносится( на доске)
Водица- водиться
Сделаем транскрипции слов: спица-спится
Сп*ица-сп*ица
-Что мы увидели?
- Как произносятся эти слова?( одинаково)
-Как пишутся? ( по-разному)
-Как называются эти слова? ( омофоны)
-Приведите примеры омофонов. (луг-лук, спеши-спиши, пруд-прут, сидеть-седеть, плод- плот).
- А зачем нам надо различать эти слова? (они пишутся по- разному).
-Что мы должны знать, чтобы определить их написание? (часть речи)
-Какую орфограмму изучаем сегодня? (-тся и-ться в глаголах)
-Что такое орфограмма? ( ошибкоопасное место).
-Определите тему урока.( Правописание –тся и ться в глаголах).
(Слайд №1 Правописание –тся и ться в глаголах.)
Запись в тетрадях.
-Эта тема новая для изучения ?( Нет)
-Далее ,что мы определяем? ( Цели урока).
-Продолжить знакомство с –тся и ться, вспомнить правило, научиться правильно писать глаголы с этой орфограммой, находить слова на эту орфограмму в тексте, пополнить свой словарный запас…)
-Внимание на экран! ( Слайд№2)
-Когда мы занимаемся активным туризмом, то развиваемся не только физически, но и совершенствуем свое духовное здоровье: замечаем удивительную красоту природы. Об этой красоте написала стихотворение поэтесса Наталья Шемятникова.
И сиреневый запах струится,
В темноте нежно грозди белеют,
Летней ночи спешат поклониться
Вековые усталые ели.
Новый день наступает на радость
Всем, кто жизнь собирает по каплям,
Кто умеет ценить даже малость-
Все рассветы хранит, все закаты.
Н.Шемятникова.
-Определите грамматические основы.( запах струится и ели спешат поклониться).
-
Сформулируем правило по данной теме.
Составим алгоритм правописания-ися и ться. Глаголы в какой форме стоят: струится и поклониться? ( в форме 3 лица, ед.ч и н.ф.)
(Слайд №3. Алгоритм правописания-тся и ться)
Неопределенная форма глагола. Форма 3-го лица. Ед. числа.
(Что сделать?) (Что делает?)
Поклониться. Струится.
Правильно ли мы сформулировали, сверим свое открытие с учебником. ( Кто быстрее найдет страницу-прочитаем правило). Стр.106, п.110, орфограмма № 23).
-Молодцы!
-Следующий наш шаг? Что мы делаем? ( Закрепляем).
-Знаем правило, вспомним цели ( что делаем?) ( Применяем правило на практике).
2. Актуализация новых знаний.
Цели этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа; развивать орфографическую зоркость, проверить усвоение теоретического материала.
( Слайд № 4-7 тренеры. Сначала портреты, затем информация о них.)
-Кто эти люди?
- Кем являются?
Что объединяет этих людей? ( Знаменитые тренеры).
Какое словарное слово будет на уроке? ( Тренер)
-Дежурные по словарю (Словарь Ожегова, иностранных слов, словообразовательный).
-Дайте определение этому слову ( пока дежурные по словарю ищут его значение).
-Как выдумаете: слово исконно русское? ( на доске).-
-Запишем определение сжато.
-Прочитаем.
-Тренер-(англ.)- специалист по тренировке спортсменов.
Подбираем однокоренные слова.
-Тренер
-Тренироваться
Тренировочный
Тренерский
Обратим внимание на орфограмму –И-( тренИроваться)
А какие слова вы вспомните с суффиксом-ер-? ( ДирижЕР, стажЕР).
- Составим и запишем предложение с этим словом.
- Прочитаем.
3. Первичное закрепление.
Цели этапа : самостоятельное выполнение учащимися задания, организовать самопроверку.
- Динамическая пауза.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Покружиться, покачаться,
Распрямиться.
И опять начать трудиться.
-Кто был внимательный?
-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили?
-Запишите. Можно посовещаться в парах- помоги товарищу!
( Слайд № 8. Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться).
-Самопроверка.
Применение новых знаний
Цели этапа: организовать работу в парах, коррекционную работу со взаимопроверкой.
( Слайд № 9: Готовиться, заботиться, беспокоиться, упряжняться, тренироваться, прыгать, плавать, соревноваться, состязаться, закаляться, стараться.)
-Сформулируйте задание к этому упражнению.
( Слайд № 10: Составить предложения или связный текст, используя данные глаголы, на тему « Если хочешь стать футболистом, теннисистом…) ( 3-4 предложения).
Слайд № 11. Критерии отметки.
- «5»-0 ошибок.
- «4»-1-2 ошибки.
-«3»-3-4 ошибки.
-«2»-5 ошибок и более.
-Поменяем тетради и проверим дуг у друга.
-У кого были допущены ошибки, кто может объяснить?
-Кто может прочитать свой текст? ( Прочитайте)
-У кого, на ваш взгляд, текст получился интересным?
6. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.
-Какие были цели урока?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?
-Что было интересным на уроке?
-Что мы должны делать постоянно, ежедневно, чтобы стать успешными людьми? Назовите глаголы с –ться.( Заниматься, тренироваться, учиться, трудиться, увлекаться, не лениться…)
7. Домашнее задание.п.110, упр.637 .
Составить памятку на тему « Утренняя зарядка», используя глаголы, соответствующие теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)
В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....
Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.
Разработка УМК основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения ...
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
Дидактические материалы к урокам русского языка 6 класс
карточки по русскому языку...
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 8 классе
Тексты для комплексного анализа....
Учебно-методические материалы к урокам русского языка для 9 класса
Тексты для комплексного анализа....
Материалы к урокам русского языка 5 класс
Материалы к урокам русского языка 5 класс Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения "Перо и чернильница" (5 класс)Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения по те...