Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Щукина Галина Федоровна

Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsya_i_tsya_3.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе «Правописание –тся  и –ться в глаголах».

Учитель русского языка и литературы МБОУ  СШ № 52 Щукина Галина Федоровна.

Цели урока:

Обучающая: продолжить  знакомство с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться, научиться задавать вопросы к глаголам, закрепить и углубить знания по теме «Правописание – тся и –ться в глаголах», формировать умение писать  и произносить глаголы с-тся и –ться, закрепить знание соответствующего  правила и владение способом действия при выборе соответствующей орфограммы.

Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму , обозначать ее графически, объяснять правописание,

-развивать навыки работы в парах, в группах, а также навыки самостоятельной работы;

-формировать навык совместной проектной деятельности;

-развивать умение осуществлять самооценку учебной деятельности.

-Воспитывающая: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность.

-воспитывать бережное отношение к родному языку, культуру речи, внимание к слову;

-воспитывать потребность к объективному анализу своей деятельности и работы товарищей.

Оборудование : презентация.

Ход урока.

1.  Этап мотивации.

Цели этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Создание проблемной ситуации !!!

- Почему вопрос вместо темы?

-Внимание! Проблема!-в чем разница написания слов?

Спица- спится

Переносица-переносится( на доске)

Водица- водиться

Сделаем транскрипции слов: спица-спится

Сп*ица-сп*ица

-Что мы увидели?

- Как произносятся эти слова?( одинаково)

-Как пишутся? ( по-разному)

-Как называются эти слова? ( омофоны)

-Приведите примеры омофонов. (луг-лук, спеши-спиши, пруд-прут, сидеть-седеть, плод- плот).

- А зачем нам надо различать эти слова? (они пишутся по- разному).

-Что мы должны знать, чтобы определить их написание? (часть речи)

-Какую орфограмму изучаем сегодня? (-тся  и-ться в глаголах)

-Что такое орфограмма? ( ошибкоопасное место).

-Определите тему урока.( Правописание –тся и ться в глаголах).

(Слайд   №1 Правописание –тся и ться в глаголах.)

Запись в тетрадях.

-Эта тема новая для изучения  ?( Нет)

-Далее ,что мы определяем? ( Цели урока).

-Продолжить знакомство с –тся  и  ться, вспомнить правило, научиться правильно  писать глаголы с этой орфограммой, находить слова на эту орфограмму в тексте, пополнить свой словарный запас…)

-Внимание на экран! ( Слайд№2)

-Когда мы занимаемся активным туризмом, то развиваемся не только физически, но и совершенствуем  свое духовное здоровье:  замечаем удивительную красоту природы. Об этой красоте написала стихотворение поэтесса Наталья Шемятникова.

И сиреневый запах струится,

В темноте нежно грозди белеют,

Летней ночи спешат поклониться

Вековые усталые ели.

Новый  день  наступает на радость

Всем, кто жизнь собирает по каплям,

Кто умеет ценить даже малость-

Все рассветы хранит, все закаты.

Н.Шемятникова.

-Определите грамматические основы.( запах струится и ели спешат поклониться).

-

Сформулируем правило по данной теме.

Составим алгоритм правописания-ися и ться. Глаголы в какой форме стоят: струится и поклониться? ( в форме 3 лица, ед.ч и н.ф.)

(Слайд №3.    Алгоритм  правописания-тся и ться)

Неопределенная форма  глагола. Форма 3-го лица. Ед. числа.

(Что сделать?)                                                                     (Что делает?)

Поклониться.                                                                        Струится.

Правильно ли мы сформулировали, сверим свое открытие с учебником. ( Кто быстрее найдет страницу-прочитаем  правило). Стр.106, п.110, орфограмма № 23).

-Молодцы!

-Следующий  наш шаг? Что мы делаем? ( Закрепляем).

-Знаем правило, вспомним цели ( что делаем?) ( Применяем правило на практике).

2. Актуализация новых знаний.

Цели этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа;  развивать орфографическую зоркость, проверить усвоение теоретического материала.

( Слайд № 4-7 тренеры. Сначала портреты, затем информация о них.)

-Кто эти люди?

- Кем являются?

Что объединяет этих людей? ( Знаменитые тренеры).

Какое словарное слово будет на уроке? ( Тренер)

-Дежурные  по словарю (Словарь Ожегова, иностранных слов, словообразовательный).

-Дайте определение этому слову ( пока  дежурные по словарю  ищут его значение).

-Как выдумаете: слово исконно русское? ( на доске).-

-Запишем  определение  сжато.

-Прочитаем.

-Тренер-(англ.)- специалист по тренировке   спортсменов.

Подбираем  однокоренные  слова.

-Тренер

-Тренироваться

Тренировочный

Тренерский

Обратим внимание на орфограмму –И-( тренИроваться)

А какие слова вы вспомните с суффиксом-ер-? ( ДирижЕР, стажЕР).

- Составим и запишем предложение с этим словом.

- Прочитаем.

3. Первичное закрепление.

Цели этапа : самостоятельное выполнение  учащимися задания, организовать самопроверку.

- Динамическая пауза.

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Покружиться, покачаться,

Распрямиться.

И  опять начать трудиться.

-Кто был внимательный?

-Какие  глаголы на нашу тему вы запомнили?

-Запишите. Можно посовещаться в парах- помоги товарищу!

( Слайд № 8. Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться).

-Самопроверка.

Применение новых знаний

Цели этапа: организовать работу в парах, коррекционную работу со взаимопроверкой.

( Слайд № 9: Готовиться, заботиться, беспокоиться, упряжняться, тренироваться, прыгать, плавать, соревноваться, состязаться, закаляться, стараться.)

-Сформулируйте задание к этому упражнению.

( Слайд № 10: Составить предложения или связный текст, используя данные глаголы, на тему « Если хочешь стать футболистом, теннисистом…) ( 3-4 предложения).

Слайд № 11. Критерии отметки.

- «5»-0 ошибок.

- «4»-1-2 ошибки.

-«3»-3-4 ошибки.

-«2»-5 ошибок и более.

-Поменяем тетради и проверим  дуг у друга.

-У кого были допущены ошибки, кто может объяснить?

-Кто может прочитать свой текст? ( Прочитайте)

-У кого, на ваш взгляд, текст получился интересным?

6. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.

-Какие были цели урока?

-Что  нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?

-Что было интересным на уроке?

-Что мы должны делать постоянно, ежедневно, чтобы стать успешными людьми? Назовите глаголы с –ться.( Заниматься, тренироваться, учиться, трудиться, увлекаться, не лениться…)

7. Домашнее задание.п.110, упр.637 .

Составить памятку на тему « Утренняя зарядка», используя глаголы, соответствующие теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.

Разработка УМК  основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения ...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Материалы к урокам русского языка 5 класс

Материалы к урокам русского языка 5 класс Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения "Перо и чернильница" (5 класс)Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения по те...