Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Банникова Елена Александровна

Тексты для комплексного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 8 класс

  1. Общие сведения о языке

1.Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы, и одним словом: все без вида, без образа, без души. Язык и словесность нужны не для одних наук, законов и художеств. Всякое ремесло, рукоделие и промысл их же светом освещаются, от них заимствуют свое совершенство. С падением языка родного молчит изобретение, не растут ни в каких родах искусства. Между тем чужие народы пользуются этим и не перестают различными средствами отвращать наше внимание от самих себя и обращать его на их хитрости.

С падением языка родного молчит изобретение, не растут ни в каких родах искусства. Между тем чужие народы пользуются этим и не перестают различными средствами отвращать наше внимание от самих себя и обращать его на их хитрости. (Александр Шишков «Славянорусский корнеслов»)

  1. Повторение изученного в 5 – 7 классах

1.Иерусалим - святой город для миллионов жителей нашей планеты. С чувством любви и святого благоговения направим мысли свои в Святую Землю, освященную божественными стопами Господа нашего Иисуса Христа. В Иерусалиме Сын Человеческий учил, творил чудеса, страдал, умер и воскрес, указав нам путь к спасению. Здесь остались земля, камни и стены, бывшие свидетелями  дел Спасителя. Исторически Иерусалим  состоит из Старого и Нового города. Старый Иерусалим не очень большой и в Москве мог бы поместиться в Кремле. Это обитаемый городской район, хотя он и остался таким, каким был много веков назад. Город никогда не подвергался реконструкции или перепланировке, поэтому во многом сохранил все то, что накапливалось в нем веками. Пройти в Старый город можно только пешком: автомобили остаются у белоснежных ворот, за которыми тянутся узкин улочки, сплошь застроенные маленькими лавочками. (Из книги Надежды Иониной «Православные святыни»)

2.Из великого множества легенд и преданий всех народов самую обширную группу составляют сказания о всемирном потопе и Ноевом ковчеге, остановившемся у Араратских гор

 Арарат состоит из двух конусов, слившихся основаниями, – Большого Арарата и Малого Арарата. По преданию, на вершине Малого Арарата звездочеты-волхвы наблюдали за движением небесных светил. В ночь Рождества Христова они увидели пророческую звезду и, спустившись с вершины, пошли в Вифлеем.

Расстояние между вершинами Большого и Малого Арарата составляет примерно 20 километров, в седловине между ними и остановился ковчег праведного Ноя. Он и сейчас находится там, на высоте немного выше четырех километров, закованный вечными льдами. Если бы ковчег остановился чуть ниже вечных льдов, дерево давно бы уже сгнило и от него ничего бы не осталось. На этой высоте не растут никакие деревья, да и никто несколько тысяч лет назад не стал бы таскать сюда бревна, а между тем многие видели на склонах Араратских гор гигантскую деревянную постройку. («Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

  1. Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение

1.Название «Вифлеем» по-еврейски означает «город хлеба», арабы называют его «домом плоти», первоначально же город назывался Ефрафа – «плодоносный. Все три названия означают «обилие, богатство, плодородие». Небольшой Вифлеем после Иерусалима является самым почитаемым городом.

В библейские времена вокруг города простиралась пустыня, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрываться от дождя и зноя, они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли стада в плохую погоду. В одной из таких пещер нашло приют Святое семейство. Здесь у Пресвятой Девы Марии родился Сын Иисус Христос. (Из книги Надежды Иониной «Православные святыни»)

2.Назарет – один из святых городов мира: здесь стучал топор Иосифа-плотника, а Дева Мария готовила ему обед. Здесь архангел Гавриил принес Пресвятой Богородице благую весть , поэтому Назарет называется « городом Благовещения», здесь вырос  и начал свою миссию Спаситель мира. (Из книги Надежды Иониной «Православные святыни»)

3.Назарет расположился в самом центре Нижней Галилеи, среди невысоких гор, высота которых не превышает 500 метров. Город построен амфитеатром: часть его лежит в зеленой долине часть живописно врезается в горную расселину, поэтому его узкие улочки и переулки с церквами и монастырями карабкаются на вершину горы, усаженную кипарисами. (Из книги Надежды Иониной «Православные святыни»)

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — один из первых и самых крупных петербургских архитектурных ансамблей XVIII столетия. Уникальный и сложный историко-художественный комплекс, выдающийся также и в архитектурно-градостроительном отношении. Он неразрывно связан своим формированием с историей России и ее культурой. Лавра является действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Начатое в 1710-х годах строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении почти всего XVIII столетия. Оно завершилось лишь в 1790-х годах. В создании ансамбля принял участие ряд талантливых архитекторов, строителей, декораторов, живописцев и скульпторов.

Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием.

 («Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

  1. Синтаксис и пунктуация. Односоставные предложения

1.По самой распространенной версии название реки Иордан происходит из двух слов: «йеред» (спускает, падает) и названия реки  Дан. Зарождаясь в озере Фиала у подножия Ливанских гор на высоте более 300 метров над уровнем моря, водный поток спускается в долину Хула и, выходя  из неё, впадает в озеро Кинерет. Из него Иордан вытекает довольно бурным потоком, который постепенно успокаивается и на равнине Иерехона превращается в тихую и спокойную речку. (Из книги Надежды Иониной «Православные святыни»)

2.Гора Фавор, возвышающаяся в десяти километрах к востоку от Назарета, представляет собой холм высотой около 600 метров, который стоит отдельно, не соединяясь ни с какой другой горой. Как только ступишь в Иорданскую долину, эта святая гора  видна отовсюду: она стоит как круглый зеленеющий стог сена, лишь с востока на запад гора чуть продолговата.

В ночной тишине гора Фавор кажется созданным для молитв столпом, молитва сама собой возносится здесь от земли к небу. Здесь Господь явил славу Свою, здесь произошло Преображение  Господне и явлен был свет Божества, который мы зовем с тех пор Фаворским светом. (Из книги Надежды Иониной «Православные святыни»)

3.Троице-Сергиев монастырь стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек Кончуры и Вондюги. Монастырь был основан в 30—40-х годах XIV века братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. В 1355г.  В Троицком монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой — прямоугольник келий, внутри которого — церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней. Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

  1. Предложения с однородными членами

1.Великая Суббота

Утро Великой Субботы запахло куличами. Когда мы еще спали, мать хлопотала у печки. В комнате прибрано к Пасхе: на окнах висели снеговые занавески и на образе Воскресения Христова висело длинное, петушками вышитое полотенце. Было часов пять утра, и в комнате стоял необыкновенной нежности янтарный свет, никогда не виданный мною. Почему-то представилось, что таким светом залито Царство Небесное... Из янтарного он постепенно превращался в золотистый, из золотистого в румяный, и наконец на киотах1 икон заструились солнечные жилки, похожие на соломинки.

Увидев меня проснувшимся, мать заторопила в церковь.

Никогда в жизни я не видел еще такого великолепного чуда, как восход солнца! Глядя на это утро, мне захотелось не отрываться от этой земли и жить на ней вечно: сто, двести, триста лет, и чтобы обязательно столько жили и мои родители. А если доведется умереть, чтобы и там, на полях Господних, тоже не разлучаться, а быть рядышком друг с другом, смотреть с синей высоты на нашу маленькую землю, где прошла наша жизнь, и вспоминать ее.

Я спросил отца, шагая с ним рядом по гулкой и свежей улице:

– А на том свете мы все вместе будем?

Не желая, по-видимому, огорчать меня, отец не ответил прямо, а взял меня за руку:

– Много будешь знать – скоро состаришься!

В храме совершалась необыкновенная служба – погребение Христа. В дивных молитвах церковь оплакивала Господню смерть.

Солнце уже совсем распахнулось от утренних одеяний и засияло во всем своем диве. При пении «Святый Боже» с зажженными свечами стали обносить Плащаницу2 вокруг церкви, и в это время перезванивали колокола. На улице ни ветерка, ни шума, земля мягкая – скоро она совсем пропитается солнцем...

Со службы возвращались со свечками. Этим огоньком затепляли лампаду в память об усопших родных. В доме горело уже два огня (еще один – четверговый). Третью лампаду, самую большую и красивую, из красного стекла, мы затеплим перед пасхальной заутреней.

На столе лежали душистые куличи с розовыми бумажными цветами, красные яйца и разбросанные прутики вербы. Все это освещалось солнцем, и до того стало весело мне, что я запел: «Завтра Пасха! Пасха Господня!».

(По рассказу В.Никифорова-Волгина «Канун Пасхи»)

1 Украшенное вместилище (остекленная рама или шкафчик) для иконы.

2 Изображение на ткани тела Иисуса Христа в том виде, как оно снято со Креста и положено в гроб.

2.Северным Афоном, «честною и великою Лаврою» называли древнюю иноческую обитель, основанную преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

 Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. По преданию Сергий был греком, пришедшим из Византии через Новгород, Герман был карелом, обращенным в христианство. Церковные историки не могут назвать точную дату основания монастыря. В нижегородской-уваровской летописи лишь одно известно достоверно, что в 1147 году монастырь на архипелаге уже существовал. Возник он стихийно, но волею судеб оказался на гребне вражды между славянами и скандинавами за торговый путь, знаменитый путь из варяг в греки, который шел водами Балтики, Финского залива, Невы, Ладоги и далее на Черное море. Монастырь являлся оплотом православия и власти Новгорода.

Не раз во времена вражеских нашествий монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники.  Древние источники сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163— 1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

  1. Предложения с обособленными членами и с уточняющими обособленными членами

1.Иерусалим - святой город для миллионов жителей нашей планеты. С чувством любви и святого благоговения направим мысли свои в Святую Землю, освященную божественными стопами Господа нашего Иисуса Христа. В Иерусалиме Сын Человеческий учил, творил чудеса, страдал, умер и воскрес, указав нам путь к спасению. Здесь остались земля, камни и стены, бывшие свидетелями  дел Спасителя. Исторически Иерусалим  состоит из Старого и Нового города. Старый Иерусалим не очень большой и в Москве мог бы поместиться в Кремле. Это обитаемый городской район, хотя он и остался таким, каким был много веков назад. Город никогда не подвергался реконструкции или перепланировке, поэтому во многом сохранил все то, что накапливалось в нем веками. Пройти в Старый город можно только пешком: автомобили остаются у белоснежных ворот, за которыми тянутся узкин улочки, сплошь застроенные маленькими лавочками.

2. Как происходит явление Благодатного огня? Об этом разные путешественники и паломники писали по-разному. Одни свидетельствовали, что Благодатный огонь исходит прямо от Гроба Господня, освященного пречистым телом Спасителя; другие – что перед этим появляется облако, из которого выпадает роса; третьи указывали, что цвет Благодатного огня – сначала синий, потом он делается светлым, а некоторые называли цвет огня красным. Рассказы очевидцев сводятся к тому, что огонь этот невещественный, и нисходит он в Великую субботу по молитве первых иерархов только православной церкви.

3.Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Приграничное положение обители было опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси. В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

  1. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

1.На высоком холме над  рекой Сереной стоит основанный преподобным старцем Амвросием Оптинским в 1884 году женский Казанский Свято-Амвросиевский Шамординский монастырь.

С холма, где расположилась обитель открывается вид на прекрасный, щемяще-русский пейзаж... В наши дни возникла легенда современных богомольцев, что именно эти поля, поднимающиеся к горизонту, преображенные в видении преподобного старца Амвросия, запечатлены на иконе Матери Божией «Спорительница хлебов», всегда особо почитавшейся в Шамордино.

Главный храм монастыря посвящен Казанской иконе Божией Матери. Он входит в десятку самых больших соборов России. Построен храм, как почти всё в Шамордине, на деньги замечательного русского купца Сергея Васильевича Перлова. («Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

2.Согласно преданию монастырь был основан раскаявшимся разбойником Оптой на рубеже XIV—XV вв. От его имени и произошло необычное название обители. В монашестве Опта принял имя Макарий.

Первые письменные свидетельства о существовании монастыря относятся лишь к 20-м гг. XVII в. В те времена это была небольшая и малоизвестная обитель, затерявшаяся среди Козельских лесов.  В XVII—XVIII вв. Оптина не принадлежала к числу знаменитых монастырей. Ее всероссийская слава начинается с 20-х гг. XIX в., когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора святого Иоанна Предтечи. В нем стали жить старцы. Тысячи людей искали у них помощи и духовного совета, утешения в скорбях и молитвы.

Старчество — это особый дар духовного руководства, который, в свою очередь предпологает следующие дарования: прозорливости; различения духов (духовная рассудительность старца, способность понять откуда помысел у приходящих к нему людей); в некоторых случаях — исцелений и чудотворений.

Неподалеку от северных ворот, на монастырском подсобном хозяйстве, находится, построенный в 2000 г., храм во имя иконы Матери Божией «Спорительницы хлебов». Эта икона была написана в 1890 г, во время засухи по указанию прп. Амвросия Оптинского в Болховском женском монастыре. Считается, что через образ подается особая помощь при бездождии, неурожае и всяких материальных тяготах. («Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)

  1. Повторение и систематизация изученного в 8 классе

1.Помнится мне рассказ отца, как ему мальчиком пришлось встречать Пасху в Москве.

– Московская Пасха, сынок, могучая! Кто раз повидал ее, тот всегда поминать будет! Грохнет в полночь первый удар колокола с Ивана Великого1, так словно небо со звездами упадет на землю! А в колоколе-то шесть тысяч пудов, и для раскачивания языка требовалось двенадцать человек! Первый удар подгоняли к бою часов на Спасской башне. Часы пробьют – и сразу же взвивается к небу ракета, а за ней пальба из старых орудий на Тайницкой башне – сто один выстрел! Морем стелется Иван Великий, а остальные сорок сороков2 вторят ему, как реки в половодье! Такая сила плывет над Первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься маленькой щепкой. Могучая ночь, грому Господню подобная! Эх, сынок, не живописать словами пасхальную Москву!

(По рассказу В.Никифорова-Волгина «Светлая заутреня»)

1 Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле (вспомним выражение во всю ивановскую).

Задание

1. Объясните знаки препинания. Какое значение в тексте имеет постановка тире.

2. Определите стиль текста. Укажите просторечные и разговорно-бытовые слова. Укажите восклицательные предложения.

3.На примере этого текста можно повторить правописание окончаний глаголов в 6–7-х классах.

2.Саввино-Сторожевский  монастырь основан в 1398 году под  Звенигородом на высоком берегу реки Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах. («Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России» С. В. Бушуев, В. Е. Лойко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.

Разработка УМК  основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения ...

Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе

Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Материалы к урокам русского языка 5 класс

Материалы к урокам русского языка 5 класс Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения "Перо и чернильница" (5 класс)Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения по те...