Организация преодавания на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
методическая разработка по русскому языку по теме

Кулиш Галина Григорьевна

Доклад на пленарном заседании городского методического объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулиш Г.Г.,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 38,

г. Озерск

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС. В 2010 году начальная школа перешла на ФГОС и работает третий год, четвертый год осваивают новый стандарт экспериментальные школы. Буквально через год-два перед каждым учителем–предметником возникнет необходимость перейти на стандарт в 5 классе. В текущем 2012-2013 учебном году ряд школ города в порядке эксперимента внедряют Федеральный государственный образовательный стандарт в 5-х классах.

Что мы должны понять сегодня? Педагогическим работникам, в том числе и учителям русского языка и литературы, сегодня необходимо освоить теоретико-методологическую основу ФГОС, вникнуть в одно из его ключевых понятий - системно-деятельностный подход, что обеспечит словесникам готовность работать по-новому.

Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам?  Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

При привычной нам традиционной («ЗУНовской) системе обучения ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и его цели объявляет учитель, объяснение нового материала ведется учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен достигнуть, и т.д. Ученику остается запоминать, заучивать научные понятия, вследствие чего возникает неспособность к обобщенному переносу знаний, что ведет к неразвитости творческого мышления.

Новый ФГОС требует учить не знаниям, а способам их добывания, и это многие восприняли с очевидным разочарованием. Значит ли это, что знания перестают быть востребованы обществом? Человек, имеющий глубокие разносторонние знания, всегда пользовался уважением. Стандарт абсолютно поддерживает эту позицию. Необходимо и важно понять лишь то, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность.

Сегодня под ФГОС учёные заложили отличный теоретический фундамент, перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке. А для этого педагог должен четко понимать, что такое учебная деятельность и не путать ее с учебной работой на уроке. Ведь часто приходится слышать от учителя: «Мои ученики на уроке отвечали на вопросы, делали записи в тетради, выходили к доске и работали на доске – значит, они занимались деятельностью. А я реализую на уроке деятельностный подход».

 Стандарт же  понимает деятельностный подход по-другому. Оттолкнемся от понятия учебной деятельности, чтобы понять, как должен действовать учитель, чтобы шагать в ногу с требованиями новых стандартов.

Понятие учебной деятельности было введено в психолого-педагогическую науку виднейшими советскими психологами Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым, а затем развито и дополнено их учениками.

Учебная деятельность – это особая форма активности индивида, направленная на преобразование учебного материала с целью изменения собственных способностей. Исходя из этого определения, на мой взгляд, не лишним будет уточнить, что под преобразованием учебного материала следует понимать не любое изменение предметного содержания, а только то, которое позволяет вскрывать внутреннюю природу какого-либо объекта. Поэтому ни в коем случае нельзя путать учебную деятельность с учебной работой.

В качестве важнейших компонентов (пусковых механизмов) учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделили:

- учебно-познавательный интерес (энергетическая батарея);

- целеполагание, т.е. процесс осознания, выдвижения цели (вектор – направление активности; но не путать учебную цель с практической, учебная всегда связана с осознанием дефицита собственных способностей);

- систему учебных действий, в которую входят:

        а) содержательный анализ свойств объекта;

        в) моделирование (буквенное, графическое, предметное, смешанное);

        с) преобразование модели;

d) построение частных задач, решаемых общим способом;

- контрольно-оценочный механизм (рефлексивный контроль и прогностическая оценка).

Мы привыкли писать в наших конспектах развивающие цели обучения. Основой для достижения этих целей служит активность учащихся.

Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. (При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит).

Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Таким образом, исходя из понятия учебной деятельности, деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Собственно учебную деятельность школьников, личностно-деятельностный подход в обучении можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании:

1) принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (например, при изучении частей речи).

2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности (у каждого свой опыт).

Как, исходя из выше сказанного, можно определить новые учебные задачи современного образовательного процесса? На первом месте − формирование у учащихся универсальных умений, таких как умение самостоятельно искать информацию, проводить ее анализ, сопоставлять с ранее известной, определять недостаток своих знаний и находить способ их пополнения.

Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя. Какой же становится роль учителя в рамках нового ФГОС ООО? Она значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универсальные учебные действия. Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.

Можно выделить следующие ключевые моменты в деятельности учителя при внедрении системно-деятельностного подхода.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции целеполагания от учителя к ученику.
  2. Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  3. Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  7. Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Как может выглядеть общий план урока на основе системно-деятельностного подхода?

1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с создания учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Фиксирует выдвинутые учащимися гипотезы

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов. Осознание цели предстоящей деятельности

Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному, либо к глаголу. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но обладает грамматической категорией глагола. Это является мотивом к осознанию учащимися необходимости изучения данной части речи. Затем учащимся предлагается самим определить цель данного урока. Знакомые с логикой введения понятия «часть речи», учащиеся без труда выделяют три его составляющие: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Для опознавания любой части речи закладываются действия алгоритмизированного разбора. На основе сформированных алгоритмизированных действий  можно определять и вид сложного предложения – схема, функция.

Какими еще приемами можно формировать мотивацию учащихся к изучению предмета и выстраивать проблемное поле урока?

Вот наиболее распространенные:

- вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;

- задания, для выполнения которых недостает знания (методика «Диктант для робота»);

- прием «Прогнозирование» (на уроке литературы можно предложить учащимся по названию произведения определить жанр произведения, тему, возможные события):

- прием «Отсроченная отгадка» (какой-то удивительный факт дается в конце урока, чтобы начать с его обсуждения следующий урок);

- прием «Актуальность» (практические задания, связанные с решением жизненных проблем);

- прием «Яркое пятно» (достижение эмоционального настроя с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя).

Примеры фрагментов данного этапа урока

Урок развития речи «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту»

- «Плохо выраженная мысль – это не только леность речевых усилий, но и леность мысли или неумение мыслить». Как вы понимаете смысл высказывания лингвиста Г.В. Степанова? Почему урок начался с этого высказывания? (прием прогнозирования).

Урок русского языка «Письмо как средство общения»

- Могут ли электронные письма вытеснить обычные? Если могут, то как вы к этому относитесь?

- В чем разница между электронным письмом и обычным? Какими навыками нужно обладать для написания каждого из этих видов писем? (прием «Актуальность»)

2. Поиск способов решения учебной задачи. Целью этого этапа является определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи, формирование у учащихся способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план действий.

Работают в группах.

Обобщают результаты наблюдения, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия нового знания.

        

Примеры фрагментов данного этапа урока

Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Что мы должны знать для написания рассказа?

- Что удобнее использовать сегодня на уроке – план или схему? Почему?

- Что надо сделать, чтобы рассказ не был скучным? Давайте сделаем рассказ интересным.

3. Решение учебной задачи. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Примеры фрагментов данного этапа урока

Урок литературы «”Слово о полку Игореве” как призыв к единению русских земель».

- Почему автор называет свою повесть «трудной»?

- Человек, который любит свою родину. Это что значит?

- Почему автор не пишет о том, как Игорь попал в плен?

- Прочитайте разные переводы плача Ярославны. Какое настроение они передают? А какие чувства вы испытываете, читая плач Ярославны?

- Сравните изображения Ярославны современных художников с теми, кто жил раньше. В чём разница? Почему?

- Зачем автор помещает этот эпизод (сон Святослава) в  «Слово…»?

- Летописец не воздаёт славу Игорю, а автор «Слова…» заканчивает произведение прославлением князя. Почему?

Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Зачем в рассказе нам понадобятся наречия?

- Зачем в тексте использованы глаголы?

4. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение.

Урок русского языка «Имя прилагательное»

5. Моделирование общего способа умственной деятельности - следующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует обсуждение результатов групповой работы.

Помогает выделить пооперационный состав действия.

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Так, после изучения темы «-К- и -СК- в суффиксах прилагательных» в тетрадях появляется запись:

1.Вижу и выделяю слово на изучаемую орфограмму.

2. Определяю разряд прилагательного.

3. Если качественное (имеет краткую форму), пишу -К-.

4. Если относительное, смотрю, на какую букву заканчивается основа.

5. Если на К, Ц, Ч, пишу -К-.

6. Если на другие буквы, пишу -СК-.

7. При этом помню, что в относительных прилагательных основа существительных полностью сохраняется (француз + ск + ий).

6. Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает задания на открытое знание, побуждает учащихся к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся (работа со «столом заданий»). Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отработка действий, соответствующих мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

7. Рефлексивно-оценочный этап - заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся соотнести тему и задачи урока с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успех класса в целом.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную или непродуктивную работу группы

Приемы, формирующие контрольно-оценочную деятельность учащихся:

- «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа действия);

- «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- «отвлекающая форма предъявления задания» (выявление устойчивости усвоенного способа действия);

- «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задаче и формулирование вопроса взрослому);

- «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);

- «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени).

Приемы, которые можно использовать при организации рефлексии учащимися своей деятельности на уроке:

- письменное интервью («закончи предложение»);

- анкета самоанализа;

- «Плюс-минус-интересно» ( можно выполнять как письменно, так и устно, в зависимости от наличия времени);

- оценочная шкала («волшебные линеечки» Г. Цукерман);

- мини эссе (детям предлагается расшифровать оценку учителя) и т.п.

Примеры фрагментов данного этапа урока

Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию»

- В начале урока: «Поставьте знак минус против тех этапов подготовки к сочинению, которые вам не удаются. Это и будут ваши цели на этом уроке». В конце урока: «Кто достиг цели, исправьте свои минусы на плюсы».

Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Кому понравился рассказ другого? Почему?

Другие возможные вопросы

- Какие задания не смогли выполнить и почему?

 - Что не учли при выполнении задания?

- Каких знаний не хватило?

- Что необходимо предпринять, чтобы закрыть пробелы?

- Проанализируйте соответствующие тексты в учебниках и переработайте выполненное задание так, чтобы пробел был закрыт.

Напоминаю, что я привела примеры этапов урока в рамках деятельностного метода вне типологии уроков. Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить: для того, чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными требованиями ФГОС, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

В данной работе представлены несколько разработок с применением УУД в условиях ФГОС...

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»

Конспект открытого урока по литературе  в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...