«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»
статья по русскому языку

Старец Ирина Николаевна

статьи рекомендованы учителям русского языка и литературы с целью  описания методов и приемов  организации дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Электронные средства обучения как возможность  дистанционного обучения учащихся»

Реформирование современного образования прежде всего связано с глубоким обновлением содержания образования, а также его форм и методов обучения. Использование информационных технологий в преподавании является сегодня необходимостью. Ориентация только на классно-урочную систему, в основном, на фронтальные виды работ не соответствует целям развивающего обучения. Учащийся может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальной самостоятельной деятельности.  Методика применения  ресурсов Интернет в организации  внеурочной деятельности учащихся предоставляет учителю широкие возможности независимо   от  специфики предмета. В этом плане массу таких возможностей предоставляет дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем  и учащимся.  Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

        Зачем и когда можно использовать дистанционно-компьютерные технологии в обучении?

Данный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • при выполнение проектов и исследовательских работ учащимися;
  • с детьми, находящимися на домашнем индивидуальном обучении;
  • с часто болеющими ребятами или участвующими в длительных спортивных сборах, соревнованиях;
  • при работе с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • при длительном отсутствии детей в классе во время карантина;
  • при подготовке к контрольным и обобщающим урокам – использование нестандартных и занимательных заданий (кроссворды, ребусы, филлворды и др.);
  • при участии в олимпиадах и конкурсах.

        В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала.

        Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

    Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы

Работа с электронными средствами обучения решает следующие проблемы:

  • образовательные – изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности;
  • педагогические – быстрое и качественное овладение изучаемым материалом; его визуализация; обеспечение индивидуальных траекторий обучения обучающихся;
  • организационные – проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

         Современные подходы к обучению по русскому языку предполагают, что учащиеся  не просто овладеют определенной системой ЗУНов, но и приобретут некую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, практической деятельности и повседневной жизни.

Сейчас в гимназии создается организационно – технологическая основа информационной образовательной среды ОУ с использованием системы Moodl. Данная система программного обеспечения  предоставляет  учителю  широкие возможности по размещению учебно – методического обеспечения образовательного курса.  В настоящее время идет ее содержательное пополнение.

Второй год мы активно работаем над созданием электронных средств обучения,  начинали с разработки электронных контрольных измерителей. Сегодня разработаны  электронные КИМы по всем темам учебной программы «Русский язык», включая текущий и итоговый контроль.

В настоящее время ведется работа  над созданием электронного УМК по русскому языку.

Данная технология позволяет организовать единое рабочее пространство для обучающихся и педагога с полным набором современных инструментов обучения и может использоваться как  непосредственно на практических занятиях, так и дистанционно через глобальную сеть.

 Электронный методический комплекс содержит в себе следующие элементы:

  • Электронные конспекты, содержащие в себе, в том числе и объекты мультимедиа (презентации, аудио- и видеофрагменты), ссылки на ресурсы сети Интернет, позволяющие расширить свои знания за рамками курса предмета.

Ученик имеет возможность как во время занятия, так и вне его дистанционно получить доступ к теоретическим знаниям, необходимым для отработки практических навыков.

  • Для закрепления и оценки своих знаний ЭМК позволяет проводить разноуровневое тестирование после каждого раздела или темы курса.
  • Одним из модулей комплекса является глоссарий, наполнять который может как ученик, так и учитель. Термины, находящиеся в глоссарии, автоматически будут выделяться в любом тексте, встречающемся в комплексе.
  • Все выполненные работы оцениваются либо автоматически (в случае с тестом). Обучающийся имеет возможность в любой момент просмотреть только свои оценки по выполненным работам.
  • Система позволяет организовывать работу обучающихся группой, в этом случае выполнять задание участники группы могут совместно.

Использование ЭМК вносит в образовательный процесс следующие преимущества:

  • Гибкость - предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, не ограничивая получение навыков обучающимся в рамках  занятия.
  • Модульность  - обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию.
  • Охват - обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и педагогами.
  • Технологичность - означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных технологий.
  • Социальное равноправие - обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.
  • Новая роль педагога, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать свои модули, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области образования.

Определена структура   ЭУМК (электронно - учебно методический комплекс):

  • ориентировочная часть (цели, информационные ресурсы);
  • информационная часть (основное содержание по темам, к/р, п/р, промежуточный контроль,  вопросы для повторения, тестовые задания для самоконтроля и контроля к модулю, задания для с/р).
  • диагностическая часть (итоговый контроль в форме зачета, экзамена).

Наиболее часто применяются компьютерные презентации для проведения занятий. Использование мультимедийных презентаций позволяет  сделать занятие более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на  важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала. Презентации могут сопровождаться музыкой, голосом. Системное использование презентаций в преподавании истории, как показывает опыт, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся и студентов.

Сегодня созданы презентации по всем основным разделам курса «Русский язык»: «Морфология», «Синтаксис» и др.

Учебные видеоматериалы применяются в учебном процессе сегодня достаточно часто. Демонстрация учебных видеофильмов-видеороликов позволяет заменить учителя  как источник новой информации, помогает ознакомиться с новым материалом на основе непосредственного восприятия, довести до обучающихся основные понятия, сформулировать определения, положения, разъяснить, проиллюстрировать их, а также сделать вывод.

Сегодня применяются видеоматериалы по следующим темам на уроках литературы:

  1. «Пушкиногорье»
  2. «Герои произведений Н.В. Гоголя»
  3. «По страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  4. «А. Ахматова и Петербург».

В этом году представлены материалы  к  созданию и пополнению электронного методического кабинета, данное электронное средство является новшеством нынешнего года.

Электронный методический кабинет позволяет работать с обучающимися дистанционно.

Заложена база создания  электронных учебников и пособий. Создавая учебники мы стремимся, чтобы каждый из учебников являлся уникальным, отражал важные моменты, классификации, исторические факты, содержал богатый иллюстративный материал. Тестовые и контролирующие программы в составе электронных учебников позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому уроку, а также экономить время на учебных занятиях. Снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний, объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок обучающиеся адекватно оценивают свои возможности.  

     Типы электронных учебников:

  • предметно-ориентированные ЭУ (электронные учебники);
  • предметно ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов, предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;
  • предметно ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;
  • электронные автоматизированные системы развития способностей.

Разделы электронного учебника:

  • содержание программы дисциплины;
  • основной курс;
  • методические рекомендации к семинарским занятиям:
  • структурно-логические схемы;
  • вопросы для контроля и самоконтроля;
  • тестовые задания по темам;
  • тематика сообщений, выступлений, докладов;
  • методические рекомендации к самостоятельной работе;
  • экзаменационные вопросы.

В ЭУ, кроме того, присутствуют список литературы и глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.

Каждый раздел последнего может содержать следующие части: 

  • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;
  • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных контрольных и практических работ предлагаются наглядные компьютерные модели;
  • контрольная часть - набор тестов, включающий вопросы по теоретической части;
  • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска);
  • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации.

Создание электронных образовательных средств позволит  получить положительные   результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в гимназии:

  • повышение мотивации обучающихся к изучению дисциплины;
  • эффективно и объективно проводить контроль знаний обучающихся по сравнению с устным и письменным контролем;
  • использование информационно-коммуникационных технологий обучающимися при подготовке к  научно-исследовательским работам;
  • создание информационного ресурсного центра гимназии;
  • обращение обучающихся  при подготовке  домашних заданий к различным информационным источникам.

      Таким образом, обучающиеся путем использования информационных технологий повышают уровень обученности и качество знаний.

         Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

        Примерно 60 лет назад появился первый компьютер. Всего около 20 лет назад появились первые электронные образовательные ресурсы (заметим, печатной книге – около 500 лет). Сегодня мы уже говорим о мультимедийном обеспечении образовательных дисциплин.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что электронные образовательные ресурсы  позволяют решить основную  задачу ФГОСов – развивать основные компетентности ребенка.  

Автор статьи: Cтарец Ирина Николаевна

Должность: учитель

Место работы: ГБОУ Гимназия №261

Телефон: 8-911-169-96-78

Эл. адрес: vork61@yandex.ru



Предварительный просмотр:

  1. Статья
  2. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС

Сегодня  перед учителем русского языка и литературы стоят очень важные задачи:

  • необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • научить их владеть нормами литературного языка.

Решить эти задачи  можно только путём применения  современных информационных технологий.

     Задача учителя-словесника –сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Для достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку и литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.

Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения:

при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний,

умений и навыков.

    Я работаю по следующим направлениям: 

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами МS Office (Word, Power Point, Microcoft Publisher),

- работа с ресурсами Интернет. Успешно применяю в работе готовые программы:        методический комплекс компании» Медиахауз», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,»Энциклопедия русской литературы», Интернет-ресурсы, тесты, презентации учебного материала, разработанные самими учащимися. Их применение позволяет мне как учителю-словеснику одновременно решать ряд проблем:

- помогают повысить уровень своих знаний;

- повысить интерес учащихся к предмету;

- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

- сэкономить время на опрос учащихся;

- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроке, но и

в домашних условиях.                                                                                                                                                                   При организации самостоятельной работы  учащихся по формированию       основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учёту знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.

Специальные интерактивные тренажёры позволяют мне развивать навыки

подготовки учащихся к экзамену в тестовой форме. В режиме зачёта учащиеся

выполняют экзаменационные задания на время. На этих уроках организуется выполнение всех традиционных упражнений на зрительное восприятие,вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста.

А ещё применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение.

Пока первый вариант (дети,менее успевающие)выполняют задание по учебнику,

второй вариант (сильные ученики)работают с различными  программами(тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября».)

     На своих уроках я активно внедряю метод проектов, который позволяет формировать

исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать

полученные ими знания на практике.

Примером такой деятельности может служить проекты по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского, созданные самими учащимися. Содержательные, интересные работы представили мои ученицы на регилнальных научно-практических конференциях на темы

«Книга А.П.Чехова »Остров Сахалин»»-гражданский подвиг писателя и «Скорбный

лист, или История болезни А.С.Пушкина».  

В процессе работы с программой Microsoft  Publisher у ребят вырабатываются навыки творческой деятельности: они делают компьютерные рисунки, оформляют буклеты,

материал для школьной газеты «Литературка», информационные листы, набирают тексты своих творческих работ.

      Через Интернет можно найти много различного материала как для использования на уроке, так и для организации внеклассной работы по предмету. Это позволяет мне пополнять банк наглядных и дидактических материалов, критических статей,рефератов,

докладов.

На уроках литературы использую прослушивание  электронных  дисков с текстами

художественных произведений, что позволяет выработке у учащихся навыков

выразительного чтения. А электронные словари и энциклопедии помогают ребятам

оперативно получать дополнительные знания  и использовать их на уроке.

        Одним из интересных, на мой взгляд, видом работ стало написание сочинения на свободную тему и создание фильма по своей работе. В подобном творчестве мне удаётся заинтересовать даже слабоуспевающих учащихся. Они пытаются не только проявить свои актёрские качества, но и учатся правильно излагать свои мысли, подбирать соответствующее музыкальное сопровождение. И весь этот процесс сопровождается

работой с компьютером, мультимедийным оборудованием. При просмотре-анализе фильма-сочинения работу оценивают другие учащиеся-зрители, которые акцентируют внимание на художественной обработке и,главное, на орфографии. Ведь не секрет, что дети, часто не замечая своих ошибок, легко их определяют в чужих работах.

 Применение ИКТ на уроках литературы даёт свои положительные результаты:

- повышает качество обучения;

- активное участие школьников в работе научных обществ по литературе;

- усиливает интерес к изучению предмета;

- помогает повысить информационную плотность урока;

- создание медиатеки.

Применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе,конечно, не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения. Но используя их,  я стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом,

формирую познавательный интерес, прививаю навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживаю самостоятельность в освоении компьютерных технологий. В результате достигается заметное повышение объёма и качества знаний, умений и навыков.

  1. «Электронные средства обучения как возможность  дистанционного обучения учащихся»

Реформирование современного образования прежде всего связано с глубоким обновлением содержания образования, а также его форм и методов обучения. Использование информационных технологий в преподавании является сегодня необходимостью. Ориентация только на классно-урочную систему, в основном, на фронтальные виды работ не соответствует целям развивающего обучения. Учащийся может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальной самостоятельной деятельности.  Методика применения  ресурсов Интернет в организации  внеурочной деятельности учащихся предоставляет учителю широкие возможности независимо   от  специфики предмета. В этом плане массу таких возможностей предоставляет дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем  и учащимся.  Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

        Зачем и когда можно использовать дистанционно-компьютерные технологии в обучении?

Данный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • при выполнение проектов и исследовательских работ учащимися;
  • с детьми, находящимися на домашнем индивидуальном обучении;
  • с часто болеющими ребятами или участвующими в длительных спортивных сборах, соревнованиях;
  • при работе с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • при длительном отсутствии детей в классе во время карантина;
  • при подготовке к контрольным и обобщающим урокам – использование нестандартных и занимательных заданий (кроссворды, ребусы, филлворды и др.);
  • при участии в олимпиадах и конкурсах.

        В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала.

        Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

    Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы

Работа с электронными средствами обучения решает следующие проблемы:

  • образовательные – изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности;
  • педагогические – быстрое и качественное овладение изучаемым материалом; его визуализация; обеспечение индивидуальных траекторий обучения обучающихся;
  • организационные – проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

         Современные подходы к обучению по русскому языку предполагают, что учащиеся  не просто овладеют определенной системой ЗУНов, но и приобретут некую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, практической деятельности и повседневной жизни.

Сейчас в гимназии создается организационно – технологическая основа информационной образовательной среды ОУ с использованием системы Moodl. Данная система программного обеспечения  предоставляет  учителю  широкие возможности по размещению учебно – методического обеспечения образовательного курса.  В настоящее время идет ее содержательное пополнение.

Второй год мы активно работаем над созданием электронных средств обучения,  начинали с разработки электронных контрольных измерителей. Сегодня разработаны  электронные КИМы по всем темам учебной программы «Русский язык», включая текущий и итоговый контроль.

В настоящее время ведется работа  над созданием электронного УМК по русскому языку.

Данная технология позволяет организовать единое рабочее пространство для обучающихся и педагога с полным набором современных инструментов обучения и может использоваться как  непосредственно на практических занятиях, так и дистанционно через глобальную сеть.

 Электронный методический комплекс содержит в себе следующие элементы:

  • Электронные конспекты, содержащие в себе, в том числе и объекты мультимедиа (презентации, аудио- и видеофрагменты), ссылки на ресурсы сети Интернет, позволяющие расширить свои знания за рамками курса предмета.

Ученик имеет возможность как во время занятия, так и вне его дистанционно получить доступ к теоретическим знаниям, необходимым для отработки практических навыков.

  • Для закрепления и оценки своих знаний ЭМК позволяет проводить разноуровневое тестирование после каждого раздела или темы курса.
  • Одним из модулей комплекса является глоссарий, наполнять который может как ученик, так и учитель. Термины, находящиеся в глоссарии, автоматически будут выделяться в любом тексте, встречающемся в комплексе.
  • Все выполненные работы оцениваются либо автоматически (в случае с тестом). Обучающийся имеет возможность в любой момент просмотреть только свои оценки по выполненным работам.
  • Система позволяет организовывать работу обучающихся группой, в этом случае выполнять задание участники группы могут совместно.

Использование ЭМК вносит в образовательный процесс следующие преимущества:

  • Гибкость - предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, не ограничивая получение навыков обучающимся в рамках  занятия.
  • Модульность  - обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию.
  • Охват - обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и педагогами.
  • Технологичность - означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных технологий.
  • Социальное равноправие - обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.
  • Новая роль педагога, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать свои модули, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области образования.

Определена структура   ЭУМК (электронно - учебно методический комплекс):

  • ориентировочная часть (цели, информационные ресурсы);
  • информационная часть (основное содержание по темам, к/р, п/р, промежуточный контроль,  вопросы для повторения, тестовые задания для самоконтроля и контроля к модулю, задания для с/р).
  • диагностическая часть (итоговый контроль в форме зачета, экзамена).

Наиболее часто применяются компьютерные презентации для проведения занятий. Использование мультимедийных презентаций позволяет  сделать занятие более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на  важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала. Презентации могут сопровождаться музыкой, голосом. Системное использование презентаций в преподавании истории, как показывает опыт, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся и студентов.

Сегодня созданы презентации по всем основным разделам курса «Русский язык»: «Морфология», «Синтаксис» и др.

Учебные видеоматериалы применяются в учебном процессе сегодня достаточно часто. Демонстрация учебных видеофильмов-видеороликов позволяет заменить учителя  как источник новой информации, помогает ознакомиться с новым материалом на основе непосредственного восприятия, довести до обучающихся основные понятия, сформулировать определения, положения, разъяснить, проиллюстрировать их, а также сделать вывод.

Сегодня применяются видеоматериалы по следующим темам на уроках литературы:

  1. «Пушкиногорье»
  2. «Герои произведений Н.В. Гоголя»
  3. «По страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  4. «А. Ахматова и Петербург».

В этом году представлены материалы  к  созданию и пополнению электронного методического кабинета, данное электронное средство является новшеством нынешнего года.

Электронный методический кабинет позволяет работать с обучающимися дистанционно.

Заложена база создания  электронных учебников и пособий. Создавая учебники мы стремимся, чтобы каждый из учебников являлся уникальным, отражал важные моменты, классификации, исторические факты, содержал богатый иллюстративный материал. Тестовые и контролирующие программы в составе электронных учебников позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому уроку, а также экономить время на учебных занятиях. Снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний, объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок обучающиеся адекватно оценивают свои возможности.  

     Типы электронных учебников:

  • предметно-ориентированные ЭУ (электронные учебники);
  • предметно ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов, предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;
  • предметно ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;
  • электронные автоматизированные системы развития способностей.

Разделы электронного учебника:

  • содержание программы дисциплины;
  • основной курс;
  • методические рекомендации к семинарским занятиям:
  • структурно-логические схемы;
  • вопросы для контроля и самоконтроля;
  • тестовые задания по темам;
  • тематика сообщений, выступлений, докладов;
  • методические рекомендации к самостоятельной работе;
  • экзаменационные вопросы.

В ЭУ, кроме того, присутствуют список литературы и глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.

Каждый раздел последнего может содержать следующие части: 

  • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;
  • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных контрольных и практических работ предлагаются наглядные компьютерные модели;
  • контрольная часть - набор тестов, включающий вопросы по теоретической части;
  • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска);
  • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации.

Создание электронных образовательных средств позволит  получить положительные   результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в гимназии:

  • повышение мотивации обучающихся к изучению дисциплины;
  • эффективно и объективно проводить контроль знаний обучающихся по сравнению с устным и письменным контролем;
  • использование информационно-коммуникационных технологий обучающимися при подготовке к  научно-исследовательским работам;
  • создание информационного ресурсного центра гимназии;
  • обращение обучающихся  при подготовке  домашних заданий к различным информационным источникам.

      Таким образом, обучающиеся путем использования информационных технологий повышают уровень обученности и качество знаний.

         Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

        Примерно 60 лет назад появился первый компьютер. Всего около 20 лет назад появились первые электронные образовательные ресурсы (заметим, печатной книге – около 500 лет). Сегодня мы уже говорим о мультимедийном обеспечении образовательных дисциплин.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что электронные образовательные ресурсы  позволяют решить основную  задачу ФГОСов – развивать основные компетентности ребенка.  

Автор статьи: Cтарец Ирина Николаевна

Должность: учитель

Место работы: ГБОУ Гимназия №261

Телефон: 8-911-169-96-78

Эл. адрес: vork61@yandex.ru

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. К сожалению, у современных школьников снизился познавательный интерес к культуре, слову, книге.  Последние лет десять катастрофически падает интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и скудный словарный запас. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку.

Наблюдая  за обучающимися, я пришла к выводу, что они слабо владеют формами самостоятельной работы с учебниками, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы  учебника, им очень сложно выделить главное, сравнить и сделать обобщение, вывод.

Как гласит древняя поговорка: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную активность обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные качества, как: организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, уверенность, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Умения, перечисленные выше, не заложены от природы, их надо развивать у обучающихся. Учитель должен не просто вложить в головы детей «готовые» факты и сведения, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, чтобы самостоятельно  приобретать знания. Учитель должен помочь развить  у обучающихся навыки самостоятельного мышления, готовность к принятию самостоятельных решений, формированию активной жизненной позиции и т.д.

Вот почему я обратилась  теме: «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Цель моей работы - формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • мотивировать учащихся на самостоятельную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно-методический комплекс. Дидактические возможности и технологии электронных средств обучения

В своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин отметил важность развития  в России электронного и дистанционного образования.  Профильным министерствам уже направлено поручение при...

Использование электронных средств обучения на уроках химии

Использование электронных средств обучения на уроках химии...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе....

Виды электронных средств обучения и их анализ

Краткий обзор электронных средств обучения, применяемых в школе, а также поверхностный анализ целесообразоности их применения с учётом особеннстей преподавания....

Формирование лексико-грамматических навыков с использованием интерактивных и электронных средств обучения по теме "Пассивный залог"

Формирование лексико-грамматических навыков невозможно без многократного повторения действий в рамках тренировочных заданий. Использование интерактивных и электронных средств обучения позволяет сделат...