Использование электронных средств обучения на уроках химии
материал по химии по теме

Олюхова Марина Геннадьевна

Использование электронных средств обучения на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_met_nakh.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

использование электронных средств обучения

на уроках химии

Отчет по методической теме учителя химии Олюховой М.Г.

В последние десятилетия уделяется большое внимание информатизации педагогического процесса в образовательных учреждениях. Появление компьютеров, использование их в самых различных областях человеческой деятельности значительно изменили традиционные промышленные технологии, методы лечения болезней людей, приемы обучения.

Внедрение компьютерной техники в учебные заведения открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Компьютерные программы обеспечивают не только формирование знаний и умений, работа на компьютере способствует развитию творческих способностей учащихся. При этом компьютерные программы служат дополнением к основному учебному материалу или выступают как средство, повышающее результативность обучения.

Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки.  Так,  мною проводились уроки-лекции с использованием компьютерных дисков по темам: «Природные источники углеводородов» (10 класс), «Белки» (10 класс),  «Основные промышленные процессы» (в рамках элективного курса – 9 класс). На этих уроках учащиеся не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели строение полимеров, устройства колон синтеза веществ (прил. 2) и качественные реакции на белки. Затем  были проведены семинары, где рассматривались те вопросы, которые освещались  на предыдущих уроках. Система уроков медиа-лекция и семинар показала, что учащиеся лучше усваивают  материал и реальнее представляют себе процессы, происходящие между веществами.  

Использование презентаций во время изучения нового материала, обобщения и закрепления знаний позволяет организовать учебный процесс более интересно и динамично, сделать его более насыщенным и наглядным. Учащиеся также самостоятельно готовят презентации по отдельным темам (прил. 1), например: блок тем "Металлы", "Неметаллы" (9 класс) и др. Школьники представляют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники, интернет. На уроках мы оцениваем эти работы; главным критерием оценки является умение выбирать главное и интересные факты, имеющие отношение к жизнедеятельности человека. Отбираю самые лучшие презентации и использую их как наглядный материал. Из своего опыта наблюдаю, что данная форма работы развивает учебную мотивацию: даже ученики, которые считают, что химия для них "лишний" предмет сами проявляют инициативу и изъявляют желание готовить домашнее задание в такой форме.

Применение электронных образовательных ресурсов можно использовать и на уроках объяснения нового материала. Такой урок был проведён в 9 классе по теме «Общая характеристика галогенов». В отличие от лекции,  на этом уроке ребята не только получали информацию, но и обсуждали просмотренный материал, закрепляли изученное и проводили химический эксперимент. Достоинством этого урока является то, что учащиеся смогли увидеть  те реакции, которые нельзя проводить в рамках школьного курса химии.

Хочется отметить, что в школьной лаборатории  не всегда можно провести химический эксперимент в должном виде. А так как химия - наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому  при обобщении знаний в 11 классе был проведён медиа-урок на тему «Качественные реакции в органической химии». Часть урока была посвящена просмотру и записи  качественных реакций на органические вещества, а вторая половина - решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.

И, конечно же, очень большую роль играют компьютерные диски в подготовке к единому государственному экзамену. Они помогают проверить  знания учащихся и устранить  пробелы. Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, тем более, что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Если в школе есть возможность индивидуальной работы с компьютером, то ученик самостоятельно изучает материал, проходит тестирование и работает над ликвидацией пробелов, используя электронный учебник, электронный репетитор или другой ресурс, подобранный учителем.(«1СОбразовательная коллекция» Самоучитель. Химия для всех) Контрольное тестирование можно подготовить в виде презентации с гиперссылками. В  случае если ученик дал неправильный ответ, то по гиперссылке программа открывает тот слайд, который содержит информацию для правильного ответа.

  На своих уроках химии для повышения эффективности обучения я использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Работая с ЭОР можно порекомендовать сайты, где коллекция информационно-образовательных ресурсов вызывает доверие и отвечает хорошему качеству:

·       Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.

·       Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Таким образом, эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от умения использовать новые возможности. Важно  включить эти технологии в систему обучения каждого ребёнка, предоставить ему свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в тоже время, обеспечивая его системой помощи в случае затруднений.


"Гидросфера Земли, ее части"

Урок-путешествие по природоведению, 5-й класс

Олюхова М.Г.

Цели:

Образовательные

-углубление знаний об условиях перехода веществ из одного состояния в другое на примере воды, о сущности круговорота воды в природе, о составных частях гидросферы,

-применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях;

-проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Воспитательные 

- способствовать формированию бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры учащихся.

Развивающие

-создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать;

-учить выделять главное, подводить итоги, делить целое на составляющие части, высказывать согласие и несогласие, выражать свою мысль;

-способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.

Оборудование: учебник; компьютер, проектор, физическая карта мира, карточки с заданиями, стакан, бутылка с водой.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку: готовность кабинета, учащихся.

Проверка присутствующих в классе. Создание доброжелательной атмосферы.

II. Вывод-связка.

О чем, по-вашему, сказал такие чудесные слова французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери?

…. у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

 Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

 Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

 Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.

 С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

 По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

 Высохшие родники нашего сердца.

 Ты самое большое богатство на свете.

(О воде). Почему, как вы думаете, я начала урок с этих слов? (Потому что мы изучаем гидросферу - водную оболочку Земли). Мы продолжаем знакомство с этой необычайно важной темой, расширяем свои знания о гидросфере и учимся применять те знания, которые у вас уже есть, в разных ситуациях. А делать это мы будем сегодня, путешествуя.

III. Актуализация знаний.

Начнут урок самые активные ребята – они подготовили загадки.

(3-5 загадок на тему «Воды суши», учащиеся готовят задание самостоятельно).

Что объединяет все услышанные нами ответы? (Река, болото, озеро – относятся к водам суши).

IV. Комплексное применение знаний и умений.

1. Путешествие по морям и океанам.

Учитель называет характеристику океана, а учащиеся приводят название. Один учащийся показывает на карте у доски, весь класс работает с картой учебника, показывая объекты соседу по парте.

Путешествие начнем с самого холодного океана.

Двинемся к самому большому по площади океану.

Третий объект нашего путешествия назван так, как названо государство в Азии.

А последний океан омывает берега Южной и Северной Америки, Африки и Европы.

Берега России омывают воды трех океанов.

Назовите и покажите их.

Этот океан можно обнаружить не на всех картах.

В этом океане самая теплая вода.

В этом море многие купались.

А теперь вспомним тему «Суша».

Самая полноводная река в мире.

Самая длинная река.

Самая большая река Северной Америки.

По этой реке путешествовали фараоны.

Одна из самых знаменитых рек нашей страны.

Самое большое озеро с пресной водой.

Молодцы! Географической картой вас не напугать и путешествиями, судя по всему, тоже.

2. Охрана вод. (Фронтальная беседа с демонстрацией и элементами игры.)

Вода в состав гидросферы входит разная.

Представьте, стакан – это вся гидросфера. (Учитель наполняет стакан водой почти до края).

Какую часть гидросферы я вам сейчас показываю? (Мировой океан).

Какую особенность имеет вода Мирового океана? (Она вся соленая).

Что нужно сделать, чтобы показать остальную часть гидросферы? (Налить воды в стакан до краев).

Какой воды в гидросфере больше – пресной или соленой? (Соленой).

А о какой воде вы все мечтаете в жаркий солнечный день? Какое прилагательное поможет выразить вам ваши чувства? (Отвечают по цепочке: прохладная, чистая, прозрачная, вкусная и т. д.)

Может случиться так, что пресной воды будет не хватать живым существам, населяющим нашу планету? (Да)

Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Бережно относиться к водным богатствам)

Как вы думаете, пресная вода на нашей планете только расходуется или еще и пополняется? (Пополняется).

Каким образом это может происходить, вы ответите, когда прослушаете сказку.

3. Путешествие с каплей воды.

Дидактическая сказка «Приключения капельки»

Случается так, что дети болеют. Одна веселая и любопытная девочка, которой очень хотелось приключений и путешествий, узнала, что ее мечты никогда не исполнятся, потому что она тяжело больна и должна провести жизнь, лежа в кровати.

Девочке очень хотелось посмотреть мир: побывать в горах, поплавать по морям, пролететь по небу с облаками, Но такое чудо мог совершить только настоящий волшебник, а у нее не было знакомых волшебников.

Девочка горько заплакала, и соленые слезинки горошинками покатились по щекам. Все они очень сочувствовали девочке, а одна из них – ее звали Капелька - придумала, как девочке помочь. На горячей детской щечке слезинки быстро высыхали. И наша Капелька тоже высохла, только соленой быть перестала. Соли, входящие вместе с водой в состав слез, остались на коже девочки. Капельку быстро подхватило сквозняком и вынесло в открытую форточку. Потоком теплого воздуха ее поднимало все выше и выше над Землей. Сначала она боялась растерять в пути все свои молекулы Н2О, потом очень боялась испачкаться. Частички грязи, пыли прилипали к Капельке, и никак от них нельзя было избавиться. Вокруг все чаще попадались такие же чумазые путешественницы. Поднимаясь выше над Землей, они росли, и скоро Капелька оказалась в центре холодной темной тучи. Ветер тащил тучу над полями, лесами, реками. Капелька увлеченно рассматривала просторы, проплывавшие под ней, и совсем перестала боятся холода и высоты, а грязи за городом было гораздо меньше. А туча вдруг остановилась перед высокой каменной преградой – горой. Ночью температура упала ниже 0. Капелька задрожала, превратилась в маленькую колючую снежинку и вместе со своими подругами, танцуя, опустилась на горный склон. Там и пролежала она до тех пор, пока не стало пригревать яркое весеннее солнышко. Несколько самых нежных снежинок растаяли и тонким ручейком устремились вниз по склону горы. Нелегок был путь ручейка. Ночью его настиг заморозок, и вся его вода превратилась в лед. Зато когда лед растаял, грязь осела на дно ручья. Маленькая чистая Капелька собиралась спускаться вниз, к подножию горы, весело болтая с подругами, но тут на пути попалась маленькая расщелина, и по ее стенке пришлось стекать вниз. Превратиться в пар на холоде у Капельки не получилось, и она решила попробовать спуститься поглубже. Думаете, легко протиснуться на много метров в глубь горы, через слои почвы, глины, извести? Но вот последняя преграда позади, и Капелька проступила на «стене» подземной пещеры. Страшно было Капельке прыгать в глубокое подземное озеро, долго она раздумывала, все не могла решиться, но не удержалась на камне и полетела вниз. От подземного озера брала начало горная река. Как обрадовалась Капелька, вновь увидев Солнце! Как засверкала она в его лучах! Как весело ей было прыгать по камням и дразнить животных, пришедших напиться воды из горной реки! Однажды прыгнула Капелька на очень высокую скалу и не смогла спуститься обратно. Пригрело Солнышко, скала высохла, а Капелька снова превратилась в пар. Вместе с другими мельчайшими каплями воды она вновь поднялась высоко в небо. С Белым облаком путешествовала она до тех пор, пока не добралась до прекрасного сада, в котором Капелька решила остаться и как следует поработать.

Теплый летний дождь напоил Землю. Капелька, попав в почву, не растерялась и быстро растворила несколько важных минеральных солей. Такой ее и всосал в себя корень растения. Долго путешествовала Капелька по яблони, много важной и полезной работы она сделала: помогала создавать органические вещества, переносила их внутри яблони. Ее последнее задание – войти в состав клеточного сока плода растения. Только Капелька хорошенько устроилась и приготовилась к долгому отдыху, как яблоко сорвали. Красивое румяное яблоко купили, чтобы порадовать больную девочку. Но девочка не стала яблоком любоваться, а быстренько его съела. И Капелька вновь попала в водоворот. Через стенки толстого кишечника она проникла в кровеносный сосуд и стала частичкой крови. Кровь очистилась в печени и почках, обогатилась кислородом в легких и по сонным артериям потекла к головному мозгу. Там Капелька и решила задержаться, ведь если человеческий мозг на 95% состоит из воды, то ей там самое место! Ночью, когда девочка уснула, ей приснился удивительный сон. Ей казалось, что она летит высоко над Землей, рядом с облаками, а внизу проплывают поля, леса, реки. Девочка проснулась счастливой – ей казалось, что она на самом деле путешествовала.

Как же у Капельки получилось такое чудо? Ученые установили, что вода – это универсальный носитель информации, как компакт-диск, например. И вода способна запоминать, что с ней происходит. Замечали, что вода во время купания смывает с вас не только грязь, но и усталость, страхи, злость? Забирает себе плохую, мешающую вам информацию? Очень полезна талая, природная вода. Она обладает многими полезными свойствами, а при кипячении эти свойства утрачиваются. Не зря в старину красавицы умывались талой водой или росой.

Только вода встречается на нашей планете сразу в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода – одно из самых волшебных веществ на Земле. Без воды невозможна жизнь.

О каком явлении шла речь в сказке? (О круговороте воды в природе, о переходе воды из одного состояния в другое, о значении воды для живых организмов).

4. Просмотр материала диска.

Просмотр материала диска: краткое описание круговорота воды в природе.

Коллективное составление рассказа о круговороте воды в природе. (Дети дополняют ответы друг друга).

Используется рисунок ЦОР.

Я снова задам вопрос: какое явление обеспечивает пополнение запасов пресной воды в природе? (Круговорот воды в природе).

Физкультминутка «Для настоящих путешественников».

Наше путешествие продолжается, по дороге нам встречаются препятствия. Представьте, что нам нужно преодолевать высокие горы – поднимаем руки вверх, широкие моря - плывем, глубокие ямы - опускаем руки вниз, в лесной чаще наклоняемся, чтобы ветки не поцарапали нам лицо.

5. Поиски пресной воды.

Игра.

Класс делится на группы. Каждая группа готовит короткий рассказ об особенностях мест нахождения пресной воды:

реки, озера, болота,

подземные воды,

айсберги, ледники.

Для работы учащиеся используют текст учебника, знания начальной школы.

При необходимости учитель задает наводящие вопросы.

Реки, озера, болота часто встречаются там, где подземные воды расположены близко к поверхности земли, где влажный климат, часто идут дожди.

Подземные воды встречаются повсеместно, на разной глубине.

Ледники расположены в Антарктиде, Гренландии, а также высоко в горах. Айсберги можно встретить в холодных морях у побережий Антарктиды и Гренландии.

V. Контроль знаний.

Наше путешествие подходит к концу. А насколько оно было познавательным и полезным, мы узнаем, когда выполним задания на крточках.

Учащиеся выполняют тестовые задания в 2 вариантах.

VI. Домашнее задание.

Творческое задание: составить кроссворд на тему "Вода" (по желанию).

VII. Итог урока.

Учитель:

Какова тема нашего урока?

Какое природное явление мы изучали?

Каково значение воды?

Какое природное явление обеспечивает пополнение запасов пресной воды?

Какой момент урока запомнился больше всего?

Самые активные участники урока получают оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии

Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Конечно, возможности традиционного урока, жестко рег...

«Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии»

Личностно – ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного процесса. В с...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии

В статье кратко  рассказано об электронных образовательных ресурсах,  приводится пример использования электронных образовательных ресурсов на уроках химии.  Представлен конспект ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии.

«Мозг, хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Ментень)...