Урок русского языка в 5 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План-конспект урока русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: "Синонимы. Антонимы.Омонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_antonimy_omonimy.docx | 17.67 КБ |
urok_leksika.pptx | 511.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка в 5 классе по программе С. И. Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».
Цели урока:
- Повторить сведения о синонимах, антонимах, омонимах,
- Развивать умение опознавать в тексте эти группы слов;
- Формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Определение темы урока.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать такой раздел лингвистики, как лексика.
- Что такое лексика? (изучает словарный состав).
- Итак, лексика изучает слова. Теперь давайте представим с вами, что лексика – это большой город. В нем живут много-много разных слов. И сегодня мы с вами попадем на одну из улиц этого города. На этой улице живут слова-друзья, слова-близнецы и даже слова-враги. Исходя из таких определений, скажите, с какими группами слов мы сегодня будем работать?
- Слова-друзья – СИНОНИМЫ, слова-враги – АНТОНИМЫ, слова-близнецы – ОМОНИМЫ.
2. Запись темы урока.
- Синонимы. Сначала вспомним, что такое синонимы. Давайте прочитаем, что говорится о них в учебнике. С. 33. Что нового вы узнали? Могут отличаться оттенками значений и употребляться в разных стилях.
- Давайте познакомимся с жителями той улицы, на которой мы оказались.
Вот на свежий воздух вышел один из них – зовут его Смелый. У него много друзей. Назовите их. Храбрый, Бесстрашный, Мужественный, Отважный.
Проверьте себя по словарю синонимов. Всех ли друзей назвали?
Вот из дома №2 вышел крохотный человечек по кличке Мелкий. Угадайте его друзей.
Маленький – крошечный – крохотный – микроскопический - мизерный - миниатюрный – игрушечный - небольшой…(дальше со словарём А.П.Евгеньевой, Н.Абрамова)..карликовый, малюсенький, махонький, с булавочную головку… - целое сочетание в значении «маленький».
- А теперь посмотрим, как могут сочетаться синонимы с теми или иными словами.
1. Какие синонимы мы можем подобрать, например, к слову мальчик? (маленький, крохотный, крошечный). С остальными никак нельзя. А если взять слово бактерии? (микроскопические).
2. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый.
Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.
С каким из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?
Как вы видите, какие-то синонимы могут сочетаться почти со всеми словами, а какие-то – только с определенными.
Теперь посмотрим, какие синонимы употребляется в разных стилях речи. Упр 471.
2) Антонимы.
- А теперь мы с вами обратимся к словам-врагам, т.е антонимам.
Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
-Что вы? – шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
- Что такое антонимы?
- Почему синонимы образуют ряды, а антонимы – только пары? Синонимы передают оттенки и поэтому их много, а антонимы – это слова только с противоположным значением.
Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках.
Упр. 473.
Задание. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 17):
1 ряд. Дело-слово (меньше слов- больше дела)
2 ряд. свет-тьма. (ученье – свет, неученье – тьма)
3 ряд. дело-потеха. (делу – время, потехе – час)
3) Омонимы.
- И теперь мы с вами обратимся к словам-близнецам, т.е. – омонимам.
Но сначала послушайте такую историю.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).
- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.
Итак, что же такое омонимы? Посмотрим, что говорится в учебнике.
Перед вами рисунки (коса, кисть). Определите, какие из них иллюстрируют многозначность слова. А какие - омонимичность. Обоснуйте свой ответ.
В чём отличие омонимов от многозначных слов?
Дети: Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова-синонимы
Смелый
Мелкий
Упражнение на сочетаемость синонимов Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок. С каким из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?
Слова-антонимы
У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок.
Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы 1 ряд. Дело-слово 2 ряд. свет-тьма 3 ряд. дело-потеха
Слова-омонимы
Коса кисть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....