Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erofeeva_a._a._konspekt_uroka_obuchayushchego_sochineniya_-_opisaniya_po_kartine.docx | 51.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №3
по дисциплине «Методика обучения русскому языку»
Конспект урока развития речи
Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
студентки факультета филологии НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-16-1
Ерофеевой Анастасии Алексеевны
Класс: 7
Тип урока: урок развития речи
Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Цель урока: подготовить к написанию сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван -Царевич на Сером Волке».
Задачи:
- Обучающие:
- формировать умение создавать сочинение - описание;
- формировать умение создавать собственное высказывание на основе картины;
- совершенствовать умение составлять план текста;
- актуализировать правила написания кратких и полных причастий через репродуктивную беседу, индивидуальный опрос;
- повторить правописание Н и НН в причастиях через репродуктивную беседу;
- актуализировать знания о действительных и старательных причастиях с помощью репродуктивной беседы;
- актуализировать знание о правописании причастий и обособлении причастного оборота.
- Воспитательные:
- формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
- формировать интерес к изобразительному искусству через картину «Иван - Царевич на Сером Волке»;
- воспитывать патриотические чувства через картину отечественного художника;
- воспитывать доброе отношение к людям и любовь к животным через картину «Иван - Царевич на Сером Волке»;
- Развивающие:
- совершенствовать умение давать полный, развернутый ответ по предмету;
- развивать внимание через анализ деталей картины «Иван - Царевич на Сером Волке»;
- развивать кратковременную память через написание собственного развернутого письменного высказывания;
- развивать абстрактное мышление при помощи устного рисования происходящих на картине событий;
- развивать логическое мышление через составление плана сочинения.
Оборудование: проектор, слайд – презентация, компьютер, распечатка плана сочинения, толковый словарь Ожегова, орфографический словарь Ушакова, Крючкова
Список литературы:
Галкина Г.Н. Сочинение-репортаж по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» //Русский язык в школе. – 2005. - № 5. – С. 29 – 35.
Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в IV - VIII классах.- М., 1976.
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: учебно-методическое пособие для студентов и учителей словесников. - М.: Флинта, Наука, 2001.
Федькина Л. В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (урок по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»). // Русский язык в школе. – 1985.- № 1.
Ходякова Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка. М., 1983. -С. 9-32.
Ходякова Л. А. Пейзажная живопись на уроках развития речи. // Русский язык в школе.- 1993.- №2.
Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 352 с.
План и хронометраж первого урока:
Этапы урока | Методы и приемы: | Хронометраж: |
I урок | ||
I. Организационный | Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее. | 1 - 2 мин. |
II. Подготовка к восприятию картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово, ведущее. Метод: беседа; Прием: эвристическая, репродуктивная. | 2 - 4 мин. |
III. Анализ картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, инструктивное слово. Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Метод: анализ; Прием: комплексный (2 - 3 мин). | 3 – 4 мин |
IV. Создание плана сочинения | Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Метод: анализ; Прием: содержательный | 2 – 3 мин |
V. Анализ искусствоведческого текста. | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Метод: анализ; Прием: комплексный , лексический (4 - 6 мин). Метод: опрос; Прием: индивидуальный. | 6 - 8 мин. |
VI. Лексический анализ | Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Метод: анализ; Прием: лексический (3 мин). | 5 минут |
IV. Подготовка к написанию сочинения | Метод: слово учителя; Прием: ведущее, обобщающее. | 3 - 5 мин. |
IIV. Создание устного сочинения | Метод: слово учителя; Прием: обобщающее, ведущее. | 5 - 7 мин. |
IIIV. Написание черновика | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. | 15 мин. |
План и хронометраж второго урока:
I. Организационный | Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово. | 1 – 2 мин |
II. Проверка черновика. Написание чистового варианта изложения | Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово. | 43 мин |
Ход первого урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
I. Организационный | Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы научимся писать сочинение-описание по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке». Запишите дату, вид работы и тему урока. | Образец записи: Пятнадцатое декабря Классная работа Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке» | Слайд 1 |
II. Подготовка к восприятию картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово. Сейчас внимательно послушайте информацию о художнике, это поможет глубже понять изображенное. Подумайте, какие сведения о художнике могут быть использованы в сочинении. Что вы можете написать в своей работе? Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России. Итак, какая информация помогает нам понять творчество Васнецова? Какие сведения могут быть использованы нами при написании сочинения? | Образец ответа: Нам поможет информация о том, что он был мастером исторической живописи, о чем свидетельствует тот факт, что известные коллекционеры скупали его картины. | Слайд 2 |
Метод: беседа; Прием: эвристическая. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин. Посмотрите, какие картины написал Виктор Михайлович. Что изображено на них? Может быть, вы видели эти картины? Что их объединяет? | Образец ответа: Их объединяет то, что они написаны по сказкам. | Слайд 3-6 | |
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Верно, вспомните, а какие еще картины по сказкам в исполнении Виктора Васнецова вы помните? | Образец ответа: Я помню, что он написал «Иван - Царевич на Сером Волке». Это тоже картина по народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк». | ||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. А какие герои изображены на этой картине? Вы узнали их? Маша. | Образец ответа: На картине Васнецова я узнала Волка, Ивана – Царевича и Елену Прекрасную. | ||
III. Анализ картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово. Верно, давайте обратимся к этой картине, ведь именно по этой картине нам предстоит написать сочинение. | Слайд 7 | |
Метод: анализ; Прием: комплексный. Рассмотрите репродукцию. Ребята, какие чувства вызывает у вас эта картина? Какое впечатление производит на вас? | Образец ответа: Эта картина вызывает приятное впечатление, создается ощущение, что я сама попала в сказку. | ||
Метод: анализ; Прием: комплексный. У а тебя Илья? | Образец ответа: Эта картина передает какую-то тревожность, хочется помочь героям. | ||
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное. Метод: анализ; Прием: комплексный. Ребята, по ходу рассмотрения картины мы с вами будем заполнять вот такую таблицу, куда будем вписывать те слова и словосочетания, которые вам показались наиболее подходящими для описания картины Виктора Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке». Обратите внимание, что в таблице два столбика. | Слайд 8 | ||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Что мы будем вписывать в первый столбик, Катя? А во второй? | Образец ответа: В первый столбик мы впишем то, что будем описывать. Во второй мы впишем те слова или словосочетания, которые подходят для описания объекта. | ||
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное. Все верно. Начертите такую таблицу у себя в тетради. Она займет примерно страницу. На работу у вас 2 минуты. | |||
IV. Создание плана сочинения | Метод: анализ; Прием: содержательный. Чтобы написать сочинение, нам нужно придерживаться определенной логической последовательности, как она называется? Дайте определение. | Образец ответа: Такая последовательность называется план – это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы его составить, нужно разделить текст на микротемы, выделить основную мысль каждой микротемы и кратко назвать каждую. | Слайд 9 |
Метод: анализ; Прием: содержательный. Все верно. В нашем сочинении тоже необходим план. Какие пункты плана мы запишем? | Образец ответа: Я думаю, что стоит описать каждого героя: Волка, Ивана – Царевича и Елену Прекрасную. | ||
Образец ответа: Мне кажется, что еще нужно описать то, чт находится вокруг героев, потому что пейзаж создает определенное настроение. Нужно описать цвета, которыми пользовался художник. | |||
Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Все верно. Давайте посмотрим, какой план описания картины у нас получился. | |||
V. Анализ искусствоведческого текста. | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. А теперь, для того чтобы внимательнее изучить все детали, рассмотрим картину фрагментарно. Ответим на вопросы. | Образец ответа: Иван – Царевич изображен тревожным, он аккуратно придерживает Елену Прекрасную. | Слайд 10 |
Метод: анализ; Прием: лексический, комплексный. Как вы можете описать его спутницу? | Образец ответа: Елена Прекрасная сидит будто неживая. | ||
Метод: анализ; Прием: лексический, комплексный. Хорошо. Раз мы рассмотрели двух персонажей картины, можем начать заполнять нашу таблицу. Что мы запишем в первый столбик? А во второй запишем, как можно в сочинении описать этих героев сказки. | Образец ответа: В первый столбик мы запишем героя, которого будем описывать. | Слайд 11 | |
Метод: опрос; Прием: индивидуальный Ребята, а почему слова насторожен и полон написаны с одной буквой Н на конце? | Образец ответа: Слова насторожен и полон написаны с одной буквой Н на конце, потому что это краткие причастия, которые всегда пишутся с одной Н. | По необходимости переходим по ссылке | |
Метод: опрос; Прием: индивидуальный А какую роль в предложении будет играть сочетание обессилено упавшие руки? | Образец ответа: В предложении это сочетание будет необособленным определением, выраженным причастным оборотом. | По необходимости переходим по ссылке | |
Метод: опрос; Прием: индивидуальный Всегда ли причастный оборот не обособляется? Приведи примеры, связанные с картиной. | Образец ответа: Причастный оборот обособляется, когда находится после определяемого слова. Например, руки запятая обессилено упавшие или обессилено упавшие руки. Во втором случае запятой не будет в отличие от первого. | ||
Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Верно. Ты верно ответила на вопросы, привела примеры, прокомментировала их, ты получаешь 5. В таблицу вы можете вписать слова и словосочетания, которые видите на доске, которые назвали ваши одноклассники и собственные. Заполняем таблицу. На работу даю 3 минуты. | |||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Рассмотрим следующего героя картины. Кто это? Какой он? Заполним следующую строчку нашей таблицы, описав, каким предстает Волк на картине Васнецова. Даю 2 минуты. | Образец ответа: На картине есть еще Волк, он несется, что есть духу. Он изображен сильным, мощным помощником. | Слайд 12 | |
Метод: анализ; Прием: комплексный. Рассмотрим пейзаж вокруг, как его можно описать? | Образец ответа: Описан мрачный пейзаж, на заднем фоне мы видим утреннюю зарю, деревья, поросшие мхом, а рядом с героями цветущая яблоня и кувшинки. | Слайд 15 | |
Метод: анализ; Прием: комплексный. Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Вернемся к таблице. Заполним следующую строчку нашей таблицы, описав, каким предстает задний и передний фон на картине. На работу у вас есть 3 минуты. | |||
VI. Лексический анализ | Метод: анализ; Прием: лексический. В тексте часто нужно будет называть героев. Подумайте, какие синонимы можно подобрать, чтобы не писать имя персонажа каждый раз? Как можно назвать Ивана – Царевича? А Елену Прекрасную? Волка? | Образец ответа: Ивана – Царевича можно назвать добрый молодец, спаситель, Елену Прекрасную - красавица, русская девушка. Серый волк – это сказочный персонаж, верный друг. | Слайд 16 |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Верно, обратите внимание на слайд, в первую колонку таблицы запишите понравившиеся варианты. | Образец ответа: В третьем, в заключительном, где он говорит о том, что художник писал все предметы удивленно и радостно. | ||
Метод: анализ; Прием: лексический. А как иначе можно назвать картину? Какие синонимы можно подобрать к слову автор? | Образец ответа: Картину можно назвать полотно, изображение, репродукция, а автора заменить на творец. | Слайд 17 | |
IV. Подготовка к написанию сочинения | Метод: слово учителя; Прием: обобщающее. Итак, мы проанализировали картину Виктора Михайловича Васнецова, составили план будущего сочинения, теперь нужно подумать о том, с чего можно начать наше сочинение, не забывая о том, что мы отразили в плане. | Образец ответа: Во вступлении можно сказать, что Виктор Михайлович Васнецов знаменитый русский художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Его картины на сказочную тематику широко известны. Одна из них - «Иван - Царевич на Сером Волке», ее я и опишу сейчас. | |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Хорошо, обратимся к слайду. Прочитайте про себя варианты, представленные на доске. Какой вариант вам кажется наиболее удачным, интересным? Почему? | Образец ответа: Я думаю, что первый вариант наиболее удачен, потому что он ярче, слова, по-моему, подобраны точнее. | Слайд 18 | |
Метод: беседа; Прием: эвристическая. А как же красиво закончить наше сочинение, не забывая о плане? | Образец ответа: В конце можно сказать, что Глядя на картину, я словно погрузился в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-Царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. | ||
Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Хорошо, обратимся к слайду. Прочитайте про себя варианты, представленные на доске. | Слайд 19 | ||
IIV. Создание устного сочинения | Метод: слово учителя; Прием: обобщающее, ведущее. Итак, ребята, мы проанализировали картину в целом и ее фрагменты. Вспомнили особенности сочинения-описания, определили его структуру, провели словарную работу, чтобы вам удалось написать подробное сочинение-описание. Расскажите о картине так, чтобы человек, который незнаком с творчеством Виктора Михайловича захотел рассмотреть картину «Иван - Царевич на Сером Волке». | Образец ответа: Приложение 1 | Раздать распечатку плана сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке». |
IIIV. Написание черновика | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Сейчас опираясь на свои записи, сделанные по ходу урока, напишите сочинение - описание картины «Иван - Царевич на Сером Волке» в черновике, для того, чтобы потом вы могли отредактировать его. | Учитель помогает, редактирует записи учеников в черновике. Слайд 21 |
Второй урок
Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово
Мы с вами уже провели аналитическую и словарную работу, вы написали сочинение в черновик. Сейчас вам нужно проверить его еще раз и можете приступать к работе в чистовиках. Напоминаю, что при затруднении в написании слов, вы можете обратиться к словарям. Пишите разборчиво, помните, что в сочинении – описании необходимо достаточно подробно рассказать о тех объектах, которые мы проработали, создавая таблицу. Не забывайте пользоваться теми материалами, которые мы подготовили на первом уроке. Сверьте свое сочинение с планом. Будьте внимательны!
Методическое обоснование.
Предложенное сочинение - описание подробное обучающее сочинение предлагается написать в 7 классе после изучение раздела «Причастие», закрепляя знания ребят по изученной части речи. К моменту написания ребята уже знают правила, регулирующие написание и обособление причастий (кратких и полных, действительных и страдательных), причастных оборотов, что им и нужно актуализировать в словарно-орфографической работе, которая идет параллельно с заполнение таблицы. В презентации к уроку предусмотрен материал для повторения изученных тем в случае затруднения.
Данная картина выбрана для описания, потому что это гениальное полотно известного художника В. М. Васнецова, которое будет понятно учащимся. Они легко смогут описать внешность героев, их позу, общее настроение картины, уместно включив в текст причастия и причастные обороты, а также усовершенствовать умение написания сочинения –описания.
Пример сочинения – описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке» ученика 7 класса (приложение 1).
Приложение 1
Вариант письменного и устного сочинения по картине Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Картина «Иван - Царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины: «Помчался Серый Волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной…»
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном - Царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса – злые силы, тревога и опасность. Главные герои написаны светлыми красками — это добрые силы.
Сидя на своём верном друге, Иван - Царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. Он красиво одет. У спасителя серьёзное выражение лица.
Рядом с ним сидит Елена Прекрасная — русская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, развевающимися на ветру. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки доброго молодца и смиренно сложила руки перед собой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу. Уши прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно - розовые цветы яблони символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Мне очень понравилась картина, гармоничное сочетание гаммы и композиции. Смотришь на полотно, и видишь в образе Ивана – Царевича – силу и мужество, в образе Елены прекрасной – красоту и нежность, а в образе Серого Волка – отвагу и преданность. (357 слов)
Приложение 2
План сочинения – описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
- Слово о художнике (художник, история создания картины).
- События, которые произошли до момента запечатления на картине.
- Общее настроение картины (цвет, композиция).
- Иван – Царевич (внешность, поза, мимика).
- Елена Прекрасная (внешность, поза, мимика).
- Серый Волк (внешнее описание, поза, выражение морды).
- Описание пейзажа (природа вокруг героев, задний план)
IIIV. Моё отношение к картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
Очень хороший материал для учителя в работые над сочинением по картине...
Сочинение-миниатюра по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
Конспект урока в 5 классе...
Сочинение-миниатюра по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке
Урок развития речи в 5 классе...
Презентация к уроку Сочинение-миниатюра по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке
Презентация к уроку...
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация о творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря...
Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...
Рабочий лист для подготовки к сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Рабочий лист для подготовки к сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке" содержит необходимую для написания сочинения информацию: биографическая справка об ав...