Рабочая программа дисциплины "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_russkiy_yazyk.doc | 458 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Купинской школы- интерната, составленной на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесённой в реестр основных образовательных программ www.fgosreestr.ru государственной информационной системы и одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол №1 от 8 апреля 2015 года);
4.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2015 года №189 « Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110
5. Примерной пограммы по русскому языку 5-9 классы 7. Авторской программы «Русский язык 5-9 класс.-М.: Просвещение 2013 г. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандарт
Реализуется авторскими учебниками Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной Москва «Просвещение» 2016 г.
Адресат
Программа по русскому языку 9 класса для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 136 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Виды и формы контроля:
-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», комментированный)
-комплексный анализ текста
-сочинение по картине
-изложение(подробное, сжатое, с элементами сочинения)
-тест
-устное высказывание на лингвистическую тему.
Основные требования к языку
I. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык -
первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота,
выразительность русского языка. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский
язык.
П. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей
текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
III. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (10 ч)
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
Данная рабочая программа имеет расхождение с программой по русскому языку к УМК. Т.А. Ладыженской и программой для общеобразовательных учреждений. На основании письма Министерства образования и науки РФ от 19.01.2011г.№ 03-255»О введении федерального государственного стандарта общего образования» используются в работе учебники по ФГОС, в связи с тем, что учебный материал адаптирован под воспитанников с ОВЗ.В Некоторые темы будут изучаться ознакомительно, некоторые на практическом уровне. Значительное место отводится на обобщение и повторение изученного материала. Дополнительно выделены часы на развитие связной речи(формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.)Рабочая программа предусматривает в 9 классе 66 часов-2 часа в неделю. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень овладения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы.
Международное значение языка ( 1ч.)
Повторение пройденного в 5-8 классах (7 ч.)
Сложные предложения ( 4ч.) Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения(7ч.). Сложноподчинённое предложение (4 ч)
Основные группы СПП (16 ч)
Бессоюзное предложение (11 ч)
Сложные предложения с различными видами связей(8ч)
Повторение пройденного (8 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными,
противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного
предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
П. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова
как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место
придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и
придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы
сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
П. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические
синонимы.
III. Способы сжатия текста. Написание сжатого изложения. Сочинение-рассуждение по тексту. Бессоюзные
сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного
сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
И. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного
предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические темы.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них.
Сочетание знаков препинания.
П. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2008. Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 7 | 2 |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 4 | 2 |
Сложносочиненные предложения | 7 | 2 |
Сложноподчиненные предложения | 20 | 6 |
Бессоюзные сложные предложения | 11 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 8 | 2 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 8 | 1 |
ИТОГО | 66 | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля, измерителя | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения урока | |||||||
план | факт | ||||||||||||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | Развернутый ответ на вопрос по теме урока | Вводный урок | Слово учителя, работа по учебнику, лекция с элементами беседы | Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке международного общения, о величии и общепризнанности русского языка. Уметь составлять конспект текста о международном значении русского языка. | Упр. 4 (составить и записать текст на тему «Наша страна – великая космическая держава»). | ||||||||
Повторение изученного в 5-8 классах | 7(5+2) | ||||||||||||||
2 | Повторение изученного в 5 – 8 классах. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | 1 | Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти | Повторение изученного | Репродуктивный; беседа, работа по схемам | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные., социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией. | § 2 (теоретический материал, с. 10 –11).Составить монолог на тему «XXI век – век информации и информа- | ||||||||
Стили языка. | Работа с таблицей, ответы на вопросы, самостоятельное изучение | Комбинированный урок | Репродуктивный; работа по таблице, взаимоопрос, работа текстами (сопоставительный анализ) | Уметь различать стили речи, определять их жанры, тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка. | § 3; упр. 27, найти и записать употребительные эквиваленты к инояз. словам | ||||||||||
3 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | Беседа, упражнения, | Повторение изученного | Репродуктивный; синтаксическая пятиминутка, конструирование предложений по схемам, орфографическая пятиминутка, тестирование | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами. | § 4; упр. 31 скобки и рас-ставить пропущенные знаки препинания) | ||||||||
4 | Предложения с обособленными членами. | 1 | Беседа, упражнения | Повторение изученного | Репродуктивный; парная работа по карточкам, объяснительный диктант, работа по таблицам, комплексный анализ текста | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи. | § 5; упр. 36, записать, обозначить причастные и деепричастные обороты | ||||||||
5 | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Беседа, упражнения, тренинг | Повторение изученного | Репродуктивный; предупредительный диктант, синтаксическая пятиминутка, конструирование предложений по схемам | Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. | § 6; упр. 40 (изложение с продолжением) | ||||||||
6 | Входной мониторинг. Контрольный диктант. | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Урок контроля знаний | Повторить словарные слова | ||||||||||
7-8 | Р/р. Обучение написанию сжатого изложения. | 2 | Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста. | Развитие речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы компрессии текста. | Устное сжатое изложение текста | |||||||||
Сложное предложение. Культура речи | 4 (2+2) | ||||||||||||||
9 | Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | Словарный диктант, самостоятельная работа | Урок изучения нового материала | Репродуктивный; лексико-орфографическая работа, работа по карточкам, сравнительный анализ предложений, работа по таблице, выборочное списывание; выборочный диктант, беседа, лингвистическая разминка, групповая работа. | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи. | Пар.7,8; упр.51 | ||||||||
10-11 | Сочинение в форме дневниковой записи (запись впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве») | 2 | Сочинение | Уроки развития речи | Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространённое обращение, обратный порядок слов и т.д), свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста. | Дописать сочинение | |||||||||
12 | Разделительные и выделительные Знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 1 | Объяснительный диктант | Комбинированный | Репродуктивный, частично-поисковый; занимательная лингвистика, орфографическая разминка, работа с текстом, тестирование | Уметь интонационно оформлять СП с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания. | § 9; упр. 54; (сочинение «Наш любимый уголок») | ||||||||
Сложносочинённые предложения | 7(5+2) | ||||||||||||||
13 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | 1 | Выборочный диктант | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый; беседа, объяснительный диктант, работа по таблице, занимательная лингвистика, творческий диктант работа по карточкам | Знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный и синтаксический разбор. Уметь правильно строить и употреблять в речи, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор | § 11–12; | ||||||||
14 | Сложносочиненные предложения с соединительными разделительными союзами. | 1 | Комплексный анализ текста, тест | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый; конструирование предложений, диктант с взаимопроверкой, схематический диктант. | § 13, § 14; упр. 65 | |||||||||
15 16- 17 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» с использованием репродукции картины на цветном вкладыше. | 2 | Сочинение | Урок изучения нового материала Развитие речи | Частично-поисковый; работа по карточкам, занимательная лингвистика, творческий диктант, выборочное списывание. Составление плана сочинения. Собирание материала для сочинения, ответы на вопросы, написание сочинения | Уметь создавать текст –повествование с описанием в художественном стиле, используя репродукцию картины, языковые средства, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста. | § 15, 16; упр. 67, 71 Дописать сочинение | ||||||||
18 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение. Обобщение по теме «Сложносочинён-ные предложения» | 1 | Объяснительный диктант, беседа по вопросам | Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков | Репродуктивный, объяснительный диктант, работа со схемами предложений, тестирование | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и ПП с однородными членами, правильно ставить знаки препинания. | § 17; упр. 76. Ответить на вопросы (стр. 47) | ||||||||
19 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за первую четверть | 1 | Контрольный | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||||
Сложноподчи-нённые предложения | 4(2+2) | ||||||||||||||
20 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 | Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам. работе по исправлению ошибок. Сам. работа над ошибками. Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания Главная и придаточная части предложения | Урок изучения нового материала | Репродуктивный; лингвистическая разминка, конструирование предложений, анализ предложений, работа по карточкам | Уметь анализировать ошибки , допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм. Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП,определять место придаточного предложения по отношению к главному. | § 18; упр. 84, переписать, расставить знаки препинания | ||||||||
21 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | Словарный диктант | Изучение нового материала | Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания, опорные схемы | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного. | § 20,21; упр. 96, 99 списать, расставить знаки препинания | |||||||||
22-23 | Контрольное сжатое изложение упр № 106 | 2 | Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста. | Развитие речи | Анализ текста, лексическая работа, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам, мини-дискуссия | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | |||||||||
Основные группы сложноподчинённых предложений | 16(12+4) | ||||||||||||||
24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными. | 1 | Объяснительный диктант, предупредительный диктант | Урок изучения нового материала | Проблемный, частично-поисковый; лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице редактирование текста, парная работа по разбору предложений | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно у потреблять в речи. Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь производить пункт. разбор. | § 22,23 упр. 110; упр. 116, 118; | ||||||||
25 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. | 1 | Объяснительный диктант, словарный диктант, тест | Урок изучения нового материала | Выделение главного и придаточного предложения в составе главного, установление связи между главным и придаточным предложениями в составе сложного | Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи | § 24, 25; упр. 126; упр. 129 | ||||||||
26 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки и цели. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление сложноподчиненных предложений, произнесение их с правильной интонацией, трансформирование СПП в простые и простых в сложные. Работа с учебником, объяснение расстановки знаков препинания, | § 26; упр. 137,144 | ||||||||||
27-28 | Комплексный анализ текста. | 2 | Текст и его комплексный анализ. | Урок изучения нового материала | Практикум на основе экзаменационных материалов | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом. | Устный анализ данного текста | ||||||||
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 1 | См. уроки 42-45. | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый, репродуктивный; орфографическая диктовка, работа по таблице, занимательная лингвистика, комплексный анализ текста, тестирование | См.уроки 42-45 | § 27; упр. 158; упр. 163 | ||||||||
30-31 | Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина» (упр.166) | 2 | Сочинение на основе картины по данному началу о родине, о природе родного края. | Урок развития речи | Лексическая работа, беседа, работа с репродукцией картины, работа с образцами, сам. работа с черновиками. | Уметь создавать текст на основе картины по данному началу, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем, отбирать материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. | Дописать сочинение | ||||||||
32 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | 1 | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимическая замена предложений. | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный; лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице, конструирование предложений, выборочное списывание, лексическая работа | Знать виды подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | § 28; упр. 175 | ||||||||
33 | Синтаксический разбор сложноподчинен ного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинен ного предложения. Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП. | Обобщение изученного материала | Репродуктивный; взаимоопрос, комментированный разбор предложений, конструирование предложений, , схематический диктант, занимательная лингвистика | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка | § 29, 30; выписать из худ. литературы три СПП, произвести синтаксический разбор; упр. 179 | ||||||||
34 | Контрольный диктант. | 1 | Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам. работе по исправлению ошибок. Сам. работа над ошибками. | ||||||||||||
35-36 | Комплексный анализ текста | 2 | Текст и его комплексный анализ. | Урок - практикум | Репродуктивный; разноаспектный анализ текста (смысловой, языковой, речеведческий, орфографический, пунктуационный) | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом. | Устный анализ данного текста | ||||||||
37-38 | Изложение о научной деятельности и о «Толковом сло-варе русского языка» С. И. Оже-гова | 2 | Тема. Основная мысль текста. Статья на лингвистическую тему как вид речевого высказывания публицистического и научного стиля. Дополнительный материал. | Урок развития речи | Анализ текста, лексическая работа, устный пересказ, составление плана, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам. | Уметь понимать информацию публицистической статьи, воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения включить дополнительный материал по теме. | Упр. 178 (подготовить доклад на тему «Толковый словарь – картина мира») | ||||||||
39 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «СПП» | 1 | Применение орфографических и пунктуационных знаний на уровне образовательного стандарта (ОС) по теме «СПП» | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим зада-нием | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС | Составить экзаменационные задания В1 – В9 | ||||||||
Бессоюзные сложные предложения | 11(9+2) | ||||||||||||||
40 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Бессоюзные предложения (БСП), их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП. | Урок изучения нового материала | Проблемный, объяснительно-иллюстративный; лингвистическая разминка, заполнение таблицы (работа в парах), творческое списывание, предупредительный диктант | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | § 31 – 32; упр. 189 | ||||||||
41 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. | Изучение нового материала | Частично-поисковый; орфоэпическая разминка, коллективный анализ предложений, анализ текста, | § 33; упр. 194. | |||||||||
42-43 | Подробное изложение с дополнительным заданием (упр.192) | 2 | Художественная проза Н.В.Гоголя, её характерные черты (тщательное воспроизведение, выписывание бытовых деталей в подробностях), стилистические особенности. Характеристика героя. | Урок развития речи | Анализ текста, лексическая работа, устный пересказ, составление плана, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам. | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения). | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
44 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, | 1 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Изучение нового материала | Частично-поисковый; лингвистическая разминка, анализ предложений, мини-сочинение, конструирование предложений, словарная работа, занимательная лингвистика | Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | § 34; упр. 198 | ||||||||
45 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени ,условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП, | Изучение нового материала | Частично-поисковый; подготовленный диктант с взаимопроверкой, анализ предложений, конструирование предложений | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | § 35; упр. 200 | ||||||||
46 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 1 | БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного пунктуационного разбора. | Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков | Репродуктивный; парная работа по карточкам, анализ текста, диктант «Проверь себя», тестирование | Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | § 36; выписать из худ. литературы 3 БСП, произвести синтак. разбор | ||||||||
47-48 | Комплексный анализ текста | 2 | Текст и его комплексный анализ. | Комбинированный | Репродуктивный; разноаспектный анализ текста (смысловой, языковой, речеведческий, орфографический, пунктуационный) | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом. | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
49 | Обобщение и систематизация изученного по теме БСП | 1 | |||||||||||||
50 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП». | 1 | БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного пунктуационного разбора. | Контрольный диктант | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Повторить правила | |||||||||
Сложные предложения с различными видами связи | 8(6+2) | ||||||||||||||
51 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях . | 1 | Анализ работ учителем. Сам. работа над ошибками.Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | комбинированный | Проблемный; орфографическая работа, предупредительный диктант, сопоставительный анализ предложений | Уметь анализировать ошибки , допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм. Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях | Повторить правила . § 37; упр. 212 | ||||||||
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Сочетание знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Сочинительные и подчинительные союзы. Смысловые отношения между частями. | Изучение нового материала | Частично-поисковый; контрольный словарный диктант, лингвистическая разминка, конструирование предложений, схематический диктант | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи | § 38; упр. 216 | ||||||||||
52 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 | Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. | Обобщение изученного материала | Репродуктивный; анализ публицистического текста, словарная работа, комментированный разбор предложений, сам. работа по карточкам | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию. | § 39; упр. 218 | ||||||||
53-54 | Сжатое изложение | 2 | Работа с текстом сборника по подготовке к ГИА. | Развитие речи | Анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам, мини-дискуссия. | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Повторить правила | ||||||||
55 | Повторение изученного по теме «СП с различными видами связи» | 1 | Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. Пунктуация. | Повторение и обобщение изученного материала | Репродуктивный; словарный диктант, анализ предложений, конструирование предложений, тестирование | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию. | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
56- 57 | Комплексный анализ текста Подготовка к диктанту. | 2 | Текст и его комплексный анализ. | комбинированный | Репродуктивный; разноаспектный анализ текста (смысловой, языковой, речеведческий, орфографический, пунктуационный) | Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом. | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
58 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. Пунктуация. | Контрольный | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС по теме. | Работа с экзаменационными материалами | |||||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 10(8+2) | ||||||||||||||
59 | Фонетика и графика. Состав слова. Словообразование. Орфография. | 1 | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. | Повторение и систематизация изученного материала | Репродуктивный; беседа, работа по карточкам, фонетический разбор, тестирование | Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы. Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения. | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
60 | Лексикология и фразеология. Подготовка к диктанту | 1 | Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Группы слов. | Повторение и систематиза-ция изученного материала | Репродуктивный; словарный диктант, взаимоопрос, работа со словарями, работа по таблице | Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы. | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
61 | Итоговый контрольный диктант. (за курс 9 класса). | 1 | |||||||||||||
62 | Анализ диктанта. Морфемика и словообразова-ние | 1 | Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразователь-ный анализ | Повторение и систематиза-ция изученного материала | Репродуктивный; лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице, сам. работа по карточкам, работа со словарём | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
63 | Сочинение публицистичес-кого характера о выборе профессии | 1 | |||||||||||||
64 | Морфология. (существитель-ное, прилагательное, глагол, местоимение) Синтаксис. | 1 | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. | Повторение и Систематиза-ция изученного материала | Репродуктивный; лингвистическая разминка, словарная разминка, работа по карточкам в парах, тестирование, | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания | Работа с экзаменационными материалами | ||||||||
65 | Орфография. Пунктуация.Синтаксис. | 1 | Обобщить и систематизировать знания. Закрепить навыки постановки знаков препинания. | Повторение изученного материала. | |||||||||||
66 | Обобщение изученного по курсу 9 класса | 1 | Обобщить и систематизировать знания. | Контрольный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 10 класс
Введение в учебные планы второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций,...
Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 11 класс
Введение в учебные планы образовательных учреждений второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания ...
Рабочая программа немецкий язык ФГОС 5 класс немецкий язык Бим И.Л.
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения немецкому языку в 5-м классе, второй ступени общего образования....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа «Немецкий язык как второй иностранный» для 8 класса к УМК "Немецкий язык" 7-8 класс авторов Н. Д. Гальсковой, Л. Н. Яковлевой.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)....
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...