№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Формирование УУД |
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
О ЯЗЫКЕ (1 ч) |
1 |
| Изменяется ли язык с течением времени | Урок изучения нового материала | Знать понятие «языка», применять условные обозначения, роль слов в жизни людей, свойства слова. Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов | Формирование знания о взаимосвязи языка с культурой и историей России | Коммуникативные: Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ. (Повторение изученного в 5—6 классах) (51 час) |
2 |
| Р/р. Функциональные разновидности языка. Стили речи. | Урок развития речи | Повторение и обобщение изученного о стилях речи. Относить текст к тому или иному стилю речи. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра Регулятивные: Применять методы информационного поиска Познавательные: Обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. |
3 |
| Р/р. Функциональные разновидности языка. Стили речи. |
|
4 |
| Р/р. Типы речи. | Урок развития речи | Повторение и обобщение изученного о типах речи, о строении типовых фрагментов текста. Относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них — опорные слова («данное» и «новое»). | Формирование мотивации к изучению материала
|
5 |
| Р/р. Типы речи. |
|
6 |
| Фонетика и орфоэпия | Урок изучения нового материала | Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; совершенствовать навыки пользования орфоэпическим словариком, чтения словарной статьи. Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приема в создании художественного образа | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Формировать навыки работы в парах Регулятивные: Формирование навыка работать по алгоритму Познавательные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. |
7 |
| Фонетика и орфоэпия | Комбинированный урок |
8 |
| Фонетика и орфоэпия | Урок рефлексии |
9 |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи | Урок изучения нового материала | Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Уметь определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение. Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов. Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнезда и представленные в них словообразовательные цепочки. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Формировать навыки работы в парах Регулятивные: Формирование навыка работать по алгоритму Познавательные: Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
|
10 |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи | Комбинированный урок |
11 |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи | Комбинированный урок |
12 |
| Словообразование изменяемых частей речи | Урок рефлексии |
13 |
| Входной контроль. Контрольная работа № 1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии | Урок развивающего контроля | Проверяются основные умения и навыки учащихся по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и проектировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока |
14 |
| Анализ контрольной работы | Урок коррекции | Проверяются основные умения и навыки учащихся по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: Формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы. Связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы. |
15 |
| Р/р. Способы и средства связи предложений в тексте | Урок развития речи | Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте. Анализ текста | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и проектировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока |
16 |
| Контрольная работа № 2. Обучающее изложение (упр. 80 стр. 31) | Урок развивающего контроля | Обучающее изложение по рассказу М. Бубличенко «Ленька, любимец ребят». При подготовке учащихся к изложению провести комплексный анализ текста: определить тему, основную мысль текста, установить стиль речи, найти характерные языковые средства, определить ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением; составить план и типологическую схему текста; написать изложение, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте. Анализ текста | Интерес к письму, к созданию собственных текстов; к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: Редактировать письменное высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи Регулятивные: Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность Познавательные: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато |
17 |
| Анализ контрольной работы | Урок коррекции | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
18 |
| Правописание: орфография и пунктуация | Урок общеметодической направленности | Понимать значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. | Осознание ответственности за написанное и произнесенное слово | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и проектировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока |
19 |
| Разделительные Ь и Ъ
| Комбинированный урок | Знать основные разделы орфографии: правила употребления букв, правила слитно-дефиснораздельных написаний, правила употребления прописных букв. Знать правила употребления на письме разделительных ъ и ь, ь для обозначения мягкости согласных и определенных грамматических форм; | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и проектировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока |
20 |
| Буква Ь как показатель мягкости согласного и грамматической формы слова | Урок рефлексии |
21 |
| О — Е (Ё) после шипящих и Ц | Комбинированный урок | Безошибочно писать слова с данными орфограммами | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные: Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
22 |
| О — Е (Ё) после шипящих и Ц | Урок рефлексии | Безошибочно писать слова с данными орфограммами | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
23 |
| Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем
| Комбинированный урок | Знать, какие три группы приставок выделяются с учетом правил их правописания; уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками.
| Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
24 |
| Правописание приставок | Комбинированный урок |
25 |
| Правописание приставок | Урок рефлексии |
26 |
| Орфограммы в корне слов | Комбинированный урок | Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные; непроверяемые гласные и согласные; чередующиеся о — а, е — и; о — ё после шипящих; непроизносимые согласные. Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание. Владеть способом подбора проверочных слов, ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово. | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами) |
27 |
| Орфограммы в корне слов | Комбинированный урок |
28 |
| Орфограммы в корне слов | Урок рефлексии |
29 |
| Правописание суффиксов
| Комбинированный урок | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чив / -лив, -ов / -ев, -еньк / -оньк, -оват / -еват и др.), уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Разграничивать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн. | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
30 |
| Правописание суффиксов | Комбинированный урок |
31 |
| Правописание окончаний | Комбинированный урок | Знать и уметь приводить примеры, когда в именах существительных в ед. ч. пишется буква и, а когда е; какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения и как определить спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
32 |
| Правописание окончаний | Урок рефлексии |
33 |
| Контрольная работа №3. Диктант | Урок развивающего контроля | Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
34 |
| Анализ диктанта | Урок коррекции | Анализ работы | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
35 |
| Слитное, дефисное и раздельное написание сллов | Комбинированный урок | Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
36 |
| Не и Ни в отрицательных местоимениях | Комбинированный урок | Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова. |
37 |
| Не и Ни в отрицательных местоимениях | Урок рефлексии |
38 |
| Употребление Дефиса | Урок рефлексии | Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
39 |
| Слитное, дефисное и раздельное написание наречий | Комбинированный урок | Знать правила употребления не с наречиями. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах. |
40 |
| Словарное богатство русского языка. | Комбинированный урок | Владеть изученными сведениями из области лексики. Уметь работать с толковым словарем, а также со словарями синонимов, антонимов. | Формирование знания о взаимосвязи языка с культурой и историей России |
41 |
| Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты: Д.Н. Ушаков, И.И.Срезневский | Урок общеметодической направленности | Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы. Русские лингвисты: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов | Обогащение словарного запаса | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
42 |
| Грамматика: морфология и синтаксис | Комбинированный урок | Понимать, что такое грамматика. Знать ее основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений в рамках изученного материала | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
43 |
| Грамматика: морфология и синтаксис | Комбинированный урок |
44 |
| Грамматика: морфология и синтаксис | Урок рефлексии |
45 |
| Контрольная работа № 4. Диктант | Урок развивающего контроля | Диктант с грамматикоорфографическими заданиями | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
46 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Анализ диктанта |
47 |
| Р/р. Публицистический стиль речи | Урок развития речи | Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) Формирование умения анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства | Обогащение словарного запаса | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
48 |
| Р/р. Публицистический стиль речи | Урок развития речи |
49 |
| Р/р. Заметка в газету | Урок развития речи | Заметка в газету. Характеристика жанра: тематика — сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель речи — привлечь внимание к этому событию; документальность жанра — сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора заметки. Формировать умение просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
50 |
| Р/р. Заметка в газету | Урок развития речи |
51 |
| Контрольная работа № 5. Сочинение (упр.187 стр.67) | Урок развивающего контроля | Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Возможная педагогическая ситуация: коллективная работа над стенной газетой на тему «Человек и природа в городе». Рассказать о том, как однажды вам удалось помочь деревьям, животным, птицам, попавшим в беду, или, напротив, не удалось защитить «меньшого брата». Ведущий тип речи — повествование | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
| Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста |
52 |
| Анализ сочинения | Урок коррекции | Работа над ошибками. Совершенствование текста | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ. ПРИЧАСТИЕ (23 час.) |
|
| Что такое причастие | Урок общеметодической направленности | Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс –ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия. Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол); понимать, какое слово этого оборота передает признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передает признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич.+сущ»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
54 |
| Что такое причастие | Урок «открытия нового знания» |
55 |
| Что такое причастие | Урок рефлексии | Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
56 |
| Причастный оборот
| Урок «открытия нового знания» | Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич .+ сущ.», «прич.+нареч.». Правильно употреблять знаки препинания с причастным оборотом | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | Коммуникативные: (управлять своим поведением: контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. |
57 |
| Причастный оборот | Урок «открытия нового знания» |
58 |
| Причастный оборот | Урок «открытия нового знания» |
59 |
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | Урок общеметодич. направленности | Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. | Объясняют себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
60 |
| Действительные и страдательные причастия | Урок «открытия нового знания» | Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. Объяснять правописание суффиксов причастий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие |
| Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
61 |
| Действительные и страдательные причастия | Урок рефлексии |
|
62 |
| Действительные и страдательные причастия | Урок рефлексии |
|
63 |
| Полные и краткие причастия | Урок общеметодич. направленности | Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий | Объясняют себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
64 |
| Полные и краткие причастия. Морфологический разбор причастия |
|
65 |
| Полные и краткие причастия |
|
66 |
| Буквы Н и НН в причастиях | Урок общеметодич. направленности | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую фор-мы причастий | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, культурных предпочтений. | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
67 |
| Буквы Н и НН в причастиях | Урок «открытия нового знания» |
68 |
| Буквы Н и НН в причастиях | Урок рефлексии | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую фор-мы причастий |
69 |
| Буквы Н и НН в причастиях | Урок рефлексии |
70 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок «открытия нового знания» | Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правила грамматическая | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
| Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
71 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок рефлексии |
| Обогащение словарного запаса | Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
72 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок рефлексии |
| Обогащение словарного запаса |
73 |
| Повторение изученного и подготовка к контрольному диктанту | Урок обобщения знаний по теме «Причастие» | Определять особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, культурных предпочтений. | Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. |
74 |
| Контрольная работа №6 по теме «Причастие» | Урок развивающего контроля | Корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом» | Формировать устойчивые мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
75 |
| Анализ контрольной работы | Урок рефлексии |
|
ТИПЫ РЕЧИ (4 час.) |
76 |
| Р/р. Рассуждение-размышление | Урок развития речи | Формировать умение находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы- размышления типа «или — или» | Объясняют себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
77 |
| Р/р. Рассуждение-размышление | Урок развития речи |
78 |
| Контрольная работа № 7. Сочинение (упр.277 стр.103) | Урок развивающего контроля | Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). Возможная тематика: «“Хочу” и “надо”» или «Свободное время! Многое в твоей жизни будет зависеть от того, как ты его проводишь» (упр. 285 и 286) | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи
| Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
79 |
| Анализ работы | Урок коррекции |
| В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы
|
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (20 час.) |
80 |
| Что такое деепричастие | Урок общеметодич. направленности | Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс –ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам | Объясняют себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения.
| Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
81 |
| Деепричастный оборот
| Урок общеметодич. направленности | Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом» | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, культурных предпочтений. | Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
82 |
| Деепричастный оборот | Урок рефлексии |
83 |
| Деепричастный оборот | Урок рефлексии |
84 |
| Правописание НЕ с деепричастиями | Урок общеметодич. направленности | Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | Коммуникативные: (управлять своим поведением: контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. |
85 |
| Правописание НЕ с деепричастиями | Урок рефлексии |
86 |
| Правописание НЕ с деепричастиями | Урок рефлексии |
87 |
| Образование деепричастий.
| Урок общеметодич. направленности | Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
88 |
| Образование деепричастий. |
|
89 |
| Образование деепричастий. |
|
90 |
| Деепричастия несовершенного и совершенного вида | Урок «открытия нового знания»
| Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. | Объясняют себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения.
| Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
|
91 |
| Морфологический разбор деепричастия | Урок рефлексии |
92 |
| Деепричастия несовершенного и совершенн. вида | Урок рефлексии |
93 |
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | Урок «открытия нового знания» | Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
94 |
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | Урок рефлексии |
95 |
| Произношение причастий и деепричастий | Урок «открытия нового знания» |
96 |
| Контрольная работа №8 Диктант по теме «Деепричастие» | Урок развивающего контроля |
| Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. |
97 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Работа над ошибками в диктанте | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами
|
98 |
| Орфография и пунктуация | Урок коррекции | Работа над ошибками в диктанте |
99 |
| Орфография и пунктуация | Урок коррекции |
|
ТИПЫ РЕЧИ (4 час.) |
100 |
| Р/р. Описание состояния человека | Урок развития речи | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | Объясняют себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения.
| Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
101 |
| Р/р. Описание состояния человека | Урок развития речи |
102 |
| Контрольная работа №9 Сочинение | Урок развивающего контроля | Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз...» . Формирование умения рассказывать о своем состоянии (волнении, страхе, радости), вызванном определенной жизненной ситуацией, соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: (управлять своим поведением: контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. |
103 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГ (5 час.) |
104 |
| Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога | Урок изучения нового материала | Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Владеть сведениями о предлоге как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов: производные — непроизводные; простые — составные. Уметь анализировать словосочетания типа: «глаг. + сущ. с предл.»; «сущ. + сущ. (мест.) с предл.»; определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
105 |
| Правописание предлогов | Комбинированный урок | Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
106 |
| Правописание предлогов | Урок рефлексии |
107 |
| Употребление предлогов в речи | Комбинированный урок | Совершенствовать умение употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Учиться обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
108 |
| Употребление предлогов в речи | Урок рефлексии |
ТЕКСТ (6 час.) |
109 |
| Р/р. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | Урок развития речи | Анализ сочинения-рассуждения. Зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Формирование умения устанавливать нужный порядок слов с учетом развития мысли в тексте | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
110 |
| Р/р. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | Урок развития речи | Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на «данное» и «новое»; прямой порядок слов в этих предложениях. Формирование умения использовать в тексте нерасчленяемые предложения | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
111 |
| Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | Урок развития речи | Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи. Формирование умения замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; обучение применению приема при создании высказываний | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
112 |
| Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | Урок развития речи | Закрепление умения осознанно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональной речи | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
113 |
| Контрольная работа №10. Изложение | Урок развивающего контроля | Изложение текста «Поговорим о бабушках» (см. пособие) публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
114 |
| Анализ работы | Урок коррекции
| Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
СОЮЗ (11 час.) |
115 |
| Союз как часть речи. Разряды союзов | Урок изучения нового материала | Обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Учиться различать разряды союзов (сочинительные — подчинительные) и типы предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочиненное, сложноподчиненное). Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
116 |
| Союз как часть речи. Разряды союзов | Комбинированный урок |
117 |
| Союз как часть речи. Разряды союзов | Урок рефлексии |
118 |
| Правописание союзов. Морфологический разбор союза | Урок общеметодической направленности | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато — за то дерево) или частицами или от наречий с частицами (я также пойду — я поступлю так же) | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами
|
119 |
| Правописание союзов. Морфологический разбор союза | Комбинированный урок |
120 |
| Правописание союзов. Морфологический разбор союза | Урок рефлексии |
121 |
| Употребление союзов в простых и сложных предложениях | Комбинированный урок | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчиненном предложении и отличии от подчинительных союзов | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
122 |
| Употребление союзов в простых и сложных предложениях | Комбинированный урок |
123 |
| Употребление союзов в простых и сложных предложениях | Урок рефлексии |
124 |
| Контрольная работа № 11. Диктант | Урок развивающего контроля | Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
125 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
ТЕКСТ (продолжение) (4 час.) |
126 |
| Р/р. Описание внешности человека | Урок развития речи | Описание как тип речи. Разновидности описания. Композиция текста-описания внешности. Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.
| Стремление к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: уметь задавать вопросы для решения коммуникативной задачи; владеть монологической формой речи Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
127 |
| Р/р. Описание внешности человека | Урок развития речи | Строение текста: описание предмета (возможно в сочетании с описанием места). Совершенствование умения анализировать и строить текст, используя в нем конструкции, характерные для описания предмета (ч т о? к а к о й?) и описания места (г д е? — ч т о?) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
128 |
| Контрольная работа №12 Сочинение (упр.487 стр186) | Урок развития речи | Формирование умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи). Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
129 |
| Анализ работы | Урок развития речи |
ЧАСТИЦА (11 час.) |
130 |
| Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц | Урок общеметодической направленности | Знать признаки частицы как части речи, уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
131 |
| Правописание частиц | Комбинированный урок | Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не, ни; верно писать их | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
132 |
| Правописание частиц |
|
133 |
| Правописание частиц | Урок рефлексии |
134 |
| Употребление частиц в речи | Урок изучения нового материала | Объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом учебных и жизненных действий Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
135 |
| Употребление частиц в речи | Комбинированный урок |
136 |
| Употребление частиц в речи | Комбинированный урок |
137 |
| Произношение предлогов, союзов, частиц | Комбинированный урок | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | Интерес к изучению языка | Коммуникативные: Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом учебных и жизненных действий Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
138 |
| Произношение предлогов, союзов, частиц | Урок рефлексии |
139 |
| Контрольная работа № 12. Диктант | Урок развивающего контроля | Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
140 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом учебных и жизненных действий Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
МЕЖДОМЕТИЯ (5 час.) |
141 |
| Междометия и звукоподражательные слова | Урок изучения нового материала | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания Опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: Добывать новые знания из различных источников различными способами Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
142 |
| Междометия и звукоподражательные слова | Урок рефлексии |
143 |
| Междометия и звукоподражательные слова | Комбинированный урок |
144 |
| Омонимия частей речи | Урок изучения нового материала | Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
145 |
| Омонимия частей речи | Комбинированный урок |
ТЕКСТ (продолжение) (8 час.) |
146 |
| Р/р. Характеристика Человека | Урок развития речи | Краткая характеристика, в которой только называются основные черты характера, особенности того или иного человека, строится по типу описания предмета. Полная характеристика, в которой черты характера не только называются, но и раскрываются, объясняются, обычно представляет собой тип речи рассуждение. Роль характеристики персонажа в художественном произведении | Формирование мотивации к изучению материала Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Коммуникативные: Формировать навыки работы в парах Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами
|
147 |
| Р/р. Характеристика Человека | Урок развития речи | Деловая (информативная) речь и художественная (изобразительная) речь. Формирование умения анализировать те и другие тексты; создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация). Формирование умения отбирать материал для сжатого изложения. (Подготовка к сжатому изложению.) | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
148 |
| Р/р. Характеристика Человека | Урок развития речи |
149 |
| Контрольная работа № 13. Изложение (упр.580 стр.222) | Урок развивающего контроля | Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» (см. пособие стр.225) | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
150 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Познавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
151 |
| Р/р. Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | Урок развития речи | Формирование умения соединить в одном тексте характеристику человека и описание его внешности | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
152 |
| Контрольная работа № 14. Сочинение (упр.586 стр.225) | Урок развивающего контроля | Сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец,..)?» или «Что за человек мой друг (брат, ...)?» (характеристика человека и описание его внешности) | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме
| Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
153 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
ПОВТОРЕНИЕ (13 час.) |
154 |
| Фонетика и орфоэпия. Графика | Комбинированный урок | Выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, употреблять букву ё | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: (управлять своим поведением: контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. |
155 |
| Фонетика и орфоэпия. Графика | Обобщающе-повторительный |
156 |
| Морфемика и словообразование | Комбинированный урок | Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставка- ми и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (при- ставочный, суффиксальный, сложение); | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
157 |
| Морфемика и словообразование | Обобщающе-повторительный |
158 |
| Лексика и фразеология | Комбинированный урок | Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
159 |
| Лексика и фразеология | Обобщающе-повторительный |
160 |
| Грамматика: морфология и синтаксис | Комбинированный урок | Характеризовать простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций Знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных и др.части речи. Уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.; | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. |
161 |
| Грамматика: морфология и синтаксис | Обобщающе-повторительный |
162 |
| Орфография и пунктуация | Комбинированный урок | Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать, когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, поставить задачу, выразить её словесно) Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) |
163 |
| Орфография и пунктуация | Комбинированный урок |
164 |
| Орфография и пунктуация | Обобщающе-повторительный |
165 |
| Контрольная работа №15. Тестовые задания по всему курсу 7 класса | Урок развивающего контроля | Итоговый тест в конце года | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты |
166 |
| Анализ работы | Урок коррекции | Работа над ошибками теста | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познвавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
СТИЛИ И ТИПЫ РЕЧИ (2 час.) |
167 |
| Стили и типы речи
| Комбинированный урок | Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте. Анализ текста | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познвавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
168 |
| Стили и типы речи
|
| Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте. Анализ текста | Повторение материала изученных разделов лингвистики, знать и применять правила орфографии и пунктуации. Уметь корректировать допущенные ошибки. | Коммуникативные: Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное Регулятивные: Оценка результатов своей работы Познвавательные: Добывать новые знания из различных источников различными способами |
Резервные уроки (2 час.) |
169 |
| Повторение изученного | Комбинированный урок | Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Познавательные: Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты
|
170 |
| Повторение изученного | Обобщающе-повторительный |