Технологическая карта урока литературы в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Технологическая карта урока литературы в 9 классе на тему: "Странный человек Печорин. Анализ главы "Бэла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_haritonovoy_nn.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
имени Андрея Андреевича Мыльникова»
Энгельсского муницапального района Саратовской области
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по УМК
по литературе для 9 классов под редакцией В. Я. Коровиной
Подготовила
учитель русского языка
МОУ «СОШ №18 им.А.А.Мыльникова»
Харитонова Наталья Николаевна
г. Энгельс
2021
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература»
в 9 классе на тему «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Авторы УМК | «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2017г.). |
Цель урока | Проанализировать главу «Бэла»; дать представление о «странном человеке» Печорине |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные: - учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; - выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; - формировать границы собственного знания и «незнания»; Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: - понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; осуществлять выразительное чтение текста; - иметь представление о «странном человеке» Печорине; - выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения; - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций; - строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Оборудование | Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; раздаточный материал (приложение 1) |
Образовательные ресурсы | Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Организационный момент
Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала
Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию | Проверяют готовность к уроку. | Личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
Формулирование темы урока. Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока | ||
Читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь. Предлагает поработать с цитатой: Найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина. Задает вопрос: - Каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина? Предлагает обучающимся сформулировать тему урока. | Строят предположения о герое и особенностях его характера. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположение о теме урока. Записывают тему в тетрадь. | личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»; регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создание условий для самостоятельного формулирования цели и задач урока. | ||
Предлагает учащимся, опираясь на тему, сформулировать цель урока и поставить учебные задачи. | Высказывают предположение о цели урока и задачах, которые в ходе урока следует решить (доказать, что Печорин – «странный человек»; выяснить, в чем проявляется странность героя) | регулятивные: планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: актуализация знаний обучающихся, подготовка к работе на уроке | ||
Используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся. Просит детей ответить письменно на вопрос: - Почему Печорина называют «странным» человеком? | Отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты. | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой. |
Открытие нового знания Цель: применение обучающимися новых способов действия. | ||
Предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла». Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту: - О чем мы только что прочитали? - Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы? -Какие картины природы выбирает М.Ю.Лермонтов для своего описания? -Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести? - Где происходят события? - Вас это не удивляет? - Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина? | Обучающиеся читают вслух фрагмент текста. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делая выводы из прочитанного текста. | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой |
Предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп. Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований. | Обучающиеся работают в группах: распределяют роли; ищут и выделяют необходимую информацию. Делают выводы и записывают их в тетрадь. Каждая из групп готовит свое задание: 1 группа- выявляет непредсказуемость Печорина, определяет противоречия в его характере; 2 группа- рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы; 3 группа - выявляет причины, почему Печорин разлюбил Бэлу; 4 группа -повествует о гибели Бэлы, рассказывает о том, как Печорин воспринял её гибель. | регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. |
Предлагает группам представить результаты работы | Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; умение свободно владеть монологической и диалогической речью; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения; интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Подведение итогов урока Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. | ||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: -Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком? - В чем проявляется его странность? | Осуществляют самооценку работы групп. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине. |
Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | ||
Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке.
Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос: - Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком? - Оправдались ли ваши «ожидания»? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? | Осуществляют самооценку работы. | регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: уметь сравнивать, оценивать. |
Домашнее задание Цель: включение новых знаний в систему изученного материала | ||
Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник: - прочитать главу «Максим Максимыч»; - найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча. | коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного. |
Приложение №1
Группа № 1. Противоречия в характере Печорина.
-На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимович?
- Прочитайте фрагмент текста, в котором наиболее полно отражены противоречия в характере Печорина, его непредсказуемость.
-Сделайте выводы.
- Свои выводы запишите в таблицу.
Группа № 2. Печорин и Бэла: любовь.
- Расскажите о знакомстве Бэлы и Печорина?
- Что привлекло Печорина в Бэле?
- Как Печорин добивался любви девушки? Почему так много усилий он приложил?
- Как вы думаете, Печорин ее любил?
- Приведите цитату и запишите в таблицу.
Группа № 3. Печорин и Бэла: расставание.
- Долго ли длилось счастье наших героев?
-Почему Печорин разлюбил Бэлу?
- Почему они и дальше не могли быть счастливы?
- Сделайте вывод, запишите в таблицу.
Группа № 4. Гибель Бэлы
- Расскажите о дальнейшей судьбе Бэлы.
-Как Печорин воспринял гибель Бэлы?
- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы?
- Сделайте вывод, запишите в таблицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...